Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Региональные Республика Тыва Постановление Правительства Республики Тыва от 20 июля 2018 г. N 374 "Об утверждении Стратегии развития жилищно-коммунального комплекса Республики Тыва на период до 2030 года"

Обзор документа

28 июля 2018

gerb

Правительство Республики Тыва


Постановление Правительства Республики Тыва от 20 июля 2018 г. N 374 "Об утверждении Стратегии развития жилищно-коммунального комплекса Республики Тыва на период до 2030 года"

Постановление Правительства Республики Тыва от 20 июля 2018 г. N 374
"Об утверждении Стратегии развития жилищно-коммунального комплекса Республики Тыва на период до 2030 года"


В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законом Республики Тыва от 11 апреля 2016 г. N 160-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Тыва" Правительство Республики Тыва постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Стратегию развития жилищно-коммунального комплекса Республики Тыва на период до 2030 года;

план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Стратегии развития жилищно-коммунального комплекса Республики Тыва на период до 2030 года.

2. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


Первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва

О. Натсак


Стратегия развития жилищно-коммунального комплекса Республики Тыва на период до 2030 года
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 20 июля 2018 г. N 374)


1. Общие положения


Стратегия развития жилищно-коммунального комплекса Республики Тыва на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет цели и задачи государственной политики в отдельных сферах деятельности жилищно-коммунального хозяйства с учетом их специфики, а также меры и мероприятия, необходимые для достижения установленных в этих сферах целей и решения поставленных задач.

При разработке Стратегии учитываются следующие нормативно-правовые акты и материалы:

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. N 80-р "Стратегия жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года";

приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 132 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и корректировке Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации";

постановление Правительства Республики Тыва от 6 июня 2014 г. N 267 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Повышение эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва на 2014 - 2020 годы";

постановление Правительства Республики Тыва от 11 июня 2014 г. N 281 "Об утверждении региональной программы "Капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва, на 2014 - 2043 годы";

распоряжение Правительства Республики Тыва от 31 августа 2017 г. N 418-р "Об утверждении комплекса мер ("дорожной карты") по развитию жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва на 2017 - 2020 годы";

схемы территориального планирования городов и муниципальных районов Республики Тыва.


2. Цель Стратегии


Целями Стратегии являются обеспечение потребностей граждан с различным уровнем дохода в предоставлении комфортного жилья и получении качественных жилищно-коммунальных услуг, модернизация коммунального сектора, основанная на принципах рационального использования ресурсов и сохранения экологии.


3. Приоритеты развития отрасли жилищно-коммунального комплекса


Стратегия в качестве приоритетов развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства определяет:

- повышение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения;

- модернизация и повышение энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства;

- переход на принцип использования наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры и модернизации жилищного фонда;

- капитальный ремонт многоквартирных домов;

- привлечение частных инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;

- создание региональной системы по обращению с отходами потребления;

- развитие общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Понятия качества и надежности жилищно-коммунальных услуг включают в себя безопасные и благоприятные условия проживания граждан в многоквартирных домах и жилых домах, бесперебойное предоставление услуг по отоплению, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с санитарными нормами и правилами и другими обязательными требованиями, установленными законодательством.


SWOT - анализ жилищно-коммунальной отрасли

Сильные стороны:

- жизнеобеспечивающая отрасль экономики;

- гарантированный спрос на услуги;

- заняты более 3 тысяч человек;

- бюджетное финансирование мероприятий.

Слабые стороны:

- высокая степень недовольства населения качеством и стоимостью жилищно-коммунальных услуг;

- высокий уровень износа объектов инфраструктуры;

- недофинансирование отрасли;

- недостаточный приток инвестиций;

- дефицит квалифицированных кадров;

- качество предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Возможности:

- повышение инвестиционной привлекательности отрасли;

- превращение потребителя услуг жилищно-коммунального хозяйства в активного участника процесса управления;

- повышение эффективности государственного управления на условиях государственно-частного партнерства;

- организация функционирования отрасли на принципах самоокупаемости при экономически-обоснованных тарифах и социальной защите;

- улучшение экологической обстановки;

- возможность развития малого бизнеса в сфере утилизации коммунальных отходов

Угрозы:

- возможность техногенных катастроф, связанных с высокой степенью износа основных фондов;

- принятие федеральными органами власти решений по ограничению роста тарифов;

- высокая доля неплатежей и сложности судебного возврата долга;

- сложные природно-климатические условия;

- ухудшение здоровья населения


4. Вызовы, препятствующие развитию отрасли жилищно-коммунального комплекса


1. Низкая платежеспособность населения за жилищно-коммунальные услуги. Основным индикатором оценки взаимоотношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг может служить платежеспособность потребителей, т. е. возможность оплачивать потребленные товары и услуги. Сформировавшаяся платежная дисциплина является результирующим итогом соответствия проводимой тарифной политики пороговым значениям возможности и готовности населения платить за жилищно-коммунальные услуги. В свою очередь, платежная дисциплина определяет финансовую устойчивость жилищно-коммунального хозяйства и его привлекательность для частного бизнеса, а в конечном счете - надежность работы всех систем жизнеобеспечения.

2. Отсутствие чистой воды и систем канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов.

3. Высокая изношенность инженерной инфраструктуры. Доля общей площади жилищного фонда, оборудованной одновременно холодным водоснабжением, водоотведением, отоплением, горячим водоснабжением составляет 27,2 процента. Изношенностью менее 30 процентов характеризовалось 38 процентов общей площади жилых помещений, при этом наиболее изношенными (свыше 70 процентов) являлись 9,2 процента жилищного фонда.

4. Высокая изношенность жилищного фонда. В настоящий момент техническое состояние многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Тыва большинство из которых эксплуатируются 30 лет и более не соответствует современным требованиям, предъявляемым к техническим и качественным характеристикам жилищного фонда.

5. Отсутствие очистных сооружений. Проблемы водоотведения и очистки сточных вод на территории республики становятся очень актуальными, так на территории Республики Тыва в 3 населенных пунктах сточные воды сбрасываются без очистки на рельеф (г. Ак-Довурак) и водные объекты (с. Чаа-Холь и Хову-Аксы).

6. Отсутствие полигона твердых коммунальных отходов. Все населенные пункты республики имеют несанкционированные свалки. Поэтому проблема размещения, утилизации, переработки и захоронения отходов - одна из актуальных экологических проблем для республики.


5. Задачи по достижению цели и преодолению вызовов


1. Модернизация существующей и создание новой инфраструктуры.

2. Развитие рыночных механизмов для привлечения инвестиций.

3. Улучшение качества управления и содержания общего имущества в многоквартирных домах на основе государственной поддержки объединений собственников жилья, в том числе при проведении капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов, и развитие конкуренции в сфере управления жилой недвижимостью.

4. Повышение предоставления жилищно-коммунальных услуг.

5. Совершенствование системы отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах, управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями.

6. Реализация региональной программы по обращению с твердыми коммунальными отходами, внедрение единой информационной системы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, строительство и обустройство полигонов размещения твердых коммунальных отходов в каждом городском округе.

7. Ликвидация неэффективного управления объектами жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемого унитарными предприятиями.

8. Внедрение новых механизмов государственной поддержки развития и модернизации коммунальной инфраструктуры, в том числе учитывающих специфику реализации инвестиционных проектов модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства в "малых городах".

9. Переход на использование наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры.

Основной задачей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (далее - Минстрой) в сфере жилищно-коммунального хозяйства является создание системы нормативно-правового регулирования, обеспечивающей эффективное функционирование и устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства, в том числе предусматривающей сокращение административных процедур, устранение избыточных и заведомо недостижимых требований законодательства, предотвращение коррупции, поиска инвестиций в коммунальное хозяйство.


6. Механизмы по достижению цели и преодолению вызовов


1. Развитие предпринимательства, включая развитие конкуренции, привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства на рыночных условиях.

2. Повышение качества государственного управления, включая оптимизацию разграничения полномочий и ответственности, совершенствование системы государственного регулирования.

3. Повышение эффективности управления инфраструктурой, стимулирование энергосбережения, учитывая при этом проблему отрицательной экономической эффективности большинства проектов повышения энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры и их большую затратность.

4. Переход на использование наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры.

5. Обеспечение адресности социальной поддержки населения.

6. Развитие человеческого и общественного капитала, включая повышение производительности труда, развитие научного и технического потенциала, совершенствование системы общественного контроля, улучшение имиджа жилищно-коммунального хозяйства в средствах массовой информации.


7. Жилищно-коммунальный комплекс Республики Тыва


Текущее состояние жилищно-коммунального комплекса Республики Тыва


Жилищно-коммунальное хозяйство - одна из базовых отраслей нашей экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность - необходимой инженерной инфраструктурой.

Жилищно-коммунальный комплекс Республики Тыва характеризуется рядом специфических условий, что значительно его отличает от других субъектов Российской Федерации. Это небольшая плотность населения - 1,9 на квадратный километр, неразвитая сеть инженерной инфраструктуры.

В республике функционируют следующие основные типы системы коммунальной инфраструктуры:

теплоснабжение;

электроснабжение;

водоснабжение;

водоотведение;

газоснабжение;

вывоз твердых коммунальных отходов.

В настоящее время в республике осуществляют деятельность 54 организаций жилищно-коммунального хозяйства, из них:

теплоснабжения - 9;

водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - 6;

вывоз твердых коммунальных отходов - 2;

в сфере управление и обслуживания жилищным фондом действуют 37 управляющих компаний и товариществ собственников жилья, которые обслуживают 683 многоквартирных домов.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства заняты более 3 тысяч человек. Предприятиями обслуживаются 37,0 км тепловых сетей, 53 центральных тепловых пунктов, 220,5 км водопроводных сетей, 12 насосных станций водопровода, 154,0 канализационных сетей, 16 канализационных насосных станций, 3 объекта очистки сточных вод, 693 водозаборных скважин. Жилищный фонд республики составляет 17034 многоквартирных домов, общей площадью 2,8 млн. кв. м., в том числе 16163 домов в частной собственности, площадью 1,08 млн. кв. м.

Жилищно-коммунальное хозяйство республики является сложным многоотраслевым комплексом и характеризуется недостаточным количеством предоставляемых услуг, что обусловлено, главным образом, морально и физически устаревшими основными средствами. Объекты коммунальной инфраструктуры Республики Тыва находятся в изношенном состоянии. По данным ежегодной технической инвентаризации, по состоянию на 1 января 2018 г. физический износ основных фондов котельных составил 68 процентов, центральных тепловых пунктов - 62,0, тепловых сетей - 73,6, тепловых насосных станций - 62,3, водозаборных сооружений - 71,8, очистных сооружений - 100, сетей водоснабжения - 75,1, сетей водоотведения - 85,0 процентов. Требуют немедленной перекладки около 50 процентов теплопроводов и 45 процентов сетей водоснабжения и 60 процентов сетей канализации.


Система теплоснабжения


Инфраструктура теплоснабжения является одной из основных составляющих комплекса систем жизнеобеспечения населенных пунктов республики. Поддержание надежного и стабильного функционирования всех ее элементов является главной концептуальной задачей развития всей системы теплоснабжения.

В составе многоотраслевых коммунальных предприятий, курируемых Минстроем, эксплуатируется 9 отопительных котельных, что составляет 2,6 процента от общего их числа в Республике Тыва. Во всех населенных пунктах содержание магистральных и разводящих тепловых сетей осуществляют теплогенерирующие источники.

Основными проблемами объектов систем теплоснабжения коммунального комплекса республики являются:

- высокие издержки производства на подавляющем большинстве энергоснабжающих предприятиях;

- дефицит оборотных средств и инвестиций для модернизации оборудования и технического переоснащения систем теплоснабжения, износ которых составляет 60 - 70 процентов;

- потери тепловой энергии при транспортировке теплоносителя в тепловых сетях превышают нормативные значения (более 18 процентов);

- большая кредиторская задолженность предприятий коммунального хозяйства республики;

- в недостаточном объеме предусматриваются средства на капитальный ремонт и подготовку объектов коммунального хозяйства к отопительному сезону.


Система водоснабжения


Большинство крупных населенных пунктов в Туве расположены в долинах рек Малый, Большой и Верхний Енисей, а также Элегест и Хемчик. Здесь же находятся наиболее крупные централизованные водозаборы, которые эксплуатируют аллювиальный горизонт. Максимальный водоотбор (более 69 процентов) из подземных источников производится в г. Кызыле. Кроме г. Кызыла централизованные водозаборы действуют в гг. Шагонаре, Ак-Довураке, сс. Бай-Хаак, Чаа-Холь.

В муниципальных районах водоснабжение осуществляется в основном одиночными водозаборными скважинами, из которых действующих в настоящее время насчитывается около двух тысяч.

Использование пресных вод в основном происходит по следующим целевым назначениям:

хозяйственно-питьевое;

производственно-техническое.

За последние годы происходит уменьшение водоотбора на групповых (централизованных) городских водозаборах гг. Кызыла, Шагонара, на водозаборе ООО "Живая вода" и на ряде коммунальных, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории г. Кызыла, Кызылского, Улуг-Хемского, Тандинского, Каа-Хемского кожуунов республики.

Площадь жилищного фонда, оборудованная централизованным водопроводом, составляет 37 процентов в целом по республике. Существенно более высоким уровнем благоустроенности отличается городской жилищный фонд. В республике работают 16 водопроводов, протяженность уличной водопроводной сети - 102 км по всем населенным пунктам республики.

Анализ существующей системы водоснабжения и дальнейших перспектив развития муниципальных образований республики показывает, что действующие сети водоснабжения работают на пределе ресурсной надежности. Необходима полная модернизация системы водоснабжения, включающая в себя реконструкцию сетей и замену устаревшего оборудования на современное, отвечающее энергосберегающим технологиям.


Система водоотведения и очистки сточных вод


На территории Республики Тыва работают 6 систем централизованного водоотведения, в том числе в гг. Кызыле - 2, Ак-Довураке - 1, Шагонаре - 1, сс. Хову-Аксы - 1, Чаа-Холь - 1.

Протяженность канализационных сетей в целом по республике составляет 172,5 км. Удельный вес протяженности канализационных сетей, нуждающихся в замене, в общем протяжении канализационных сетей составляет 84,0 процента. Удельный вес жилой площади, оборудованной канализацией, составляет 36,8 процента от общей площади жилищного фонда республики.

Основными предприятиями, обслуживающими объекты водоотведения, являются ООО "Водоканал" г. Кызыла и МУП "Водоканал" г. Шагонара. Именно количественный и качественный состав сточных вод этих предприятий определяет состав и количество загрязняющих веществ, поступающих в р. Енисей.

Очистные сооружения по очистке сточных вод в г. Кызыле (2 объекта) обслуживаются предприятием ООО "Водоканал", в г. Шагонаре - МУП "Водоканал". Отсутствуют очистные сооружения в с. Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна, где сброс сточных вод ведется в прибрежную зону р. Элегест, в г. Ак-Довураке и с. Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна, где сброс сточных вод ведется на рельеф местности.

На очистные сооружения биологической очистки гг. Кызыла и Шагонара поступает 8,36 млн. куб. м/год загрязненных сточных вод. Эти сооружения очищают 94 процента загрязненных сточных вод перед сбросом в водные объекты.

Основными причинами ненормативной очистки являются: перегрузка очистных сооружений по гидравлике, моральное и физическое старение канализационных очистных сооружений и сетей канализации. Отсутствие необходимых финансовых средств у предприятий жилищно-коммунального хозяйства не позволяет осуществлять в должной мере эксплуатацию физически устаревших водопроводных и канализационных сетей.


Система утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов


По данным инвентаризации мест захоронения и хранения бытовых и промышленных отходов в Республике Тыва зарегистрировано 158 объектов размещения отходов производства и потребления. Общая площадь объектов размещения отходов уже превышает 3409,8 га, что составляет более 0,02 процента от всей территории республики и выше среднего показателя по России.

Полигон по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов на территории республики только один - в г. Кызыле. Расположен полигон в 5 километрах южнее городской черты и в 7 километрах от основного водного источника - р. Енисей. Площадь данного полигона составляет 30,0 га, вместимость - 1075 тыс. куб. м. Расчетный срок эксплуатации 25-30 лет. На данный момент полигон твердых бытовых отходов имеет незначительный резерв вместимости. Метод захоронения - размещение на почве навалом с последующим буртованием и уплотнением.

На территории республики 85 санкционированных свалок, которые занимают площадь 1586,7 га. Объем отходов, скопившихся на них, составляет 3748,8 тыс. куб. м. Отходы, находящиеся на данных объектах, представляют собой твердые бытовые и промышленные отходы. Из промышленных отходов преобладают отходы, образовавшиеся при отоплении: шлак, зола. Значительную часть отходов составляют отходы потребления (старые вещи, бумага, тара).

Необходимо отметить, что площади свалок в настоящее время намного превышают площади земель, отведенных под эти цели, и эти объекты, как правило, приближаются к черте населенных пунктов, а в некоторых случаях уже располагаются в поселковой черте (свалки в с. Кызыл-Мажалык, г. Ак-Довураке).

На территории республики 33 несанкционированных места размещения отходов, они занимают площадь 408,8 га с объемом отходов 777,7 тыс. куб. м. Это, как правило, образовавшиеся стихийно места вывоза бытового мусора, находящиеся на меньшем расстоянии от населенных пунктов, чем официально отведенные места для вывоза мусора. Размещаются они, как правило, в ближних от населенных пунктов разложинах увалов, косогоров, по берегам сухих русел ручьев. Принцип хранения такой же, как и на официальных свалках, а нарушением экологической ситуации является то, что они расположены вблизи населенных пунктов и вне отведенных для этого местах.


Капитальный ремонт общего пользования в многоквартирных домах


В целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации в части передачи полномочий по управлению многоквартирными домами собственниками помещений, начиная с 1 марта 2006 г., осуществляется выбор способа управления. В настоящее время способ управления выбран и реализуется в 100 процентов многоквартирных домов, в том числе:

- 20 управляющих компаний, обслуживающих 350 МКД;

- 17 товариществ собственников жилья, обслуживающих 32 МКД;

- 3 муниципальное унитарное предприятие, обслуживающее 301 МКД;

- непосредственное управление 16 257 домов.

Капитальный ремонт многоквартирного жилищного фонда является важнейшим элементом его эксплуатации, прямо влияющим на комфорт и безопасность проживания граждан. Отсутствие капитального ремонта увеличивает темпы износа многоквартирных домов, ускоряя их переход в категорию непригодных для проживания и аварийных. Для системного решения проблемы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в декабре 2012 года Жилищным кодексом Российской Федерации был определен порядок организации и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах путем создания региональных систем капитального ремонта.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 июня 2014 г. N 296 в 2015 году создан Некоммерческий фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Тыва. Фонд образован в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Во исполнение пунктов ст. 168 Жилищного Кодекса Российской Федерации в Республике Тыва реализуется долгосрочная региональная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва, на 2014 - 2043 годы", с общим объемом финансирования более 2 млрд. рублей. В рамках региональной программы до 2043 года планируется проведение капитального ремонта в 492 многоквартирных домах в 7 муниципальных образованиях.

Для осуществления краткосрочного плана региональной программы в 2015 году капитальный ремонт проведен в 12 многоквартирных домах (г. Кызыл - 10, г. Ак-Довурак - 1, г. Шагонар - 1) общей площадью 8 459,88 кв. м на общую сумму 16,6 млн. рублей, в том числе: за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ - 2,48 млн. рублей; за счет средств республиканского бюджета - 9,05 млн. рублей; за счет средств местного бюджета - 1,78 млн. рублей; за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах - 3,29 млн. рублей (капремонт крыши в 10 многоквартирных домах; капремонт внутридомовых инженерных систем в 3 многоквартирных домах).

В 2016 году согласно краткосрочному плану реализации региональной программы капитальный ремонт проведен в муниципальном образовании "Городской округ г. Кызыл" в 13 многоквартирных домах общей площадью 18 347,05 кв. м на общую сумму 15,188 млн. рублей за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах (капремонт внутридомовых инженерных систем в 10 многоквартирных домах; капремонт крыши в 3 многоквартирных домах).

В 2017 году отремонтировано 14 многоквартирных домов (г. Кызыл - 12, г. Ак-Довурак - 1, г. Шагонар - 1) общей площадью 40 147,80 кв. м на общую сумму 35, 97 млн. рублей за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах (капремонт внутридомовых инженерных систем в 12 многоквартирных домах; капремонт фасада в 1 многоквартирном доме; капремонт крыши в 1 многоквартирном доме; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в 12 многоквартирных домах).


8. Меры по развитию жилищно-коммунального хозяйства по основным направлениям сферы жилищно-коммунального хозяйства


Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства


В целях модернизации и повышения энергетической эффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства Минстроем будут продолжены реализация государственной программы "Повышение эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва на 2014 - 2020 годы" с тремя подпрограммами:

"Комплексное развитие и модернизация систем коммунальной инфраструктуры Республики Тыва";

"Снабжение населения Республики Тыва чистой водопроводной водой";

"Обеспечение организаций жилищно-коммунального хозяйства специализированной техникой".

С общим объемом финансирования за счет республиканского и муниципального бюджетов 12,33 млрд. рублей.

По подпрограмме "Комплексное развитие и модернизация систем коммунальной инфраструктуры Республики Тыва" на период до 2030 года планируется следующее:


Теплоснабжение


По г. Чадан, г. Туран Пий-Хемского кожууна, с. Бай-Хаак Тандинского кожууна, с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна, с. Сукпак и с. Целинная Кызылского кожууна, п. Кызыл-Мажалык Барын-Хемчикского кожууна, где будут проведены работы по модернизации и реконструкции малых котельных в 7 населенных пунктах и капитальных ремонт, реконструкция существующих сетей. По итогам проведенных работ будут заменены 73,6 км. ветхих тепловых сетей, что уменьшит износ на 25 процентов по республике.


Водоснабжение


По г. Кызыл проектирование и строительство повысительной насосной станции "Южная", водозабор "Остров", III очереди водопровода (до повысительной насосной станции);

модернизация сетей водозаборных сооружений по ул. Дружба;

модернизация городских сетей водопровода с протяженности более 15 км;

модернизация водозаборов в гг. Ак-Довурак, Шагонар, сс. Хову-Аксы, Бай-Хаак, Чаа-Холь.

По результатам будут заменены более 44 километров ветхих водопроводных сетей, что позволит уменьшить износ сетей на 20 процентов по республике, постепенной переход на энергосберегающий режим.


Водоотведения и очистка сточных вод


По г. Кызылу строительство напорного коллектора по ул. Каа-Хем, расширение очистных сооружений до мощности 48 тыс. куб. (2-ой пусковой комплекс) на сумму 478,5 млн. рублей;

модернизация канализационно-насосной станции N 1, 2, 3, 4, 5 с диспетчеризацией на сумму 185,0 млн. рублей;

модернизация городских сетей в центре города на сумму 52,5 млн. рублей;

разработка ПСД и строительство очистных сооружений в гг. Ак-Довурак, Шагонар, с. Хову-Аксы на 288,0 млн. рублей.

В результате проведенных работ планируется достигнуть снижения количества аварий и инцидентов в год.

По подпрограмме "Снабжение населения Республики Тыва чистой водопроводной водой" на период до 2030 года планируется следующее:

разработка ПСД и строительство 53 локальных систем водоснабжения;

модернизация и реконструкция 70 единиц локальных систем водоснабжения по 10 муниципальным образованиям республики.

По подпрограмме "Обеспечение организаций жилищно-коммунального хозяйства специализированной техникой" на период до 2030 года планируется приобрести 94 специализированной техники, что позволит обновить автопарк в предприятиях коммунальной отрасли на 45 процентов, в связи с чем уменьшится на 36 процентов затраты на эксплуатацию изношенной и подлежащей списанию техники;

создание дополнительных 99 рабочих мест по обслуживанию и функционированию специализированной коммунальной техники.


Обращение с твердыми коммунальными отходами


Целью государственной политики в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами является снижение антропогенного воздействия на окружающую среду за счет увеличения объема переработки и утилизации отходов, размещения их на полигонах, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.

В рамках подпрограммы "Комплексное развитие систем утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов" предусмотрены следующие мероприятия:

строительство полигона по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов г. Кызыла;

строительство мусороперерабатывающего завода в гг. Кызыле, Шагонаре, Ак-Довурак;

строительство крематория г. Кызыл.


9. Кадровая политика


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. N 2077-р утвержден план мероприятий по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров органов исполнительной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального комплекса.

В 2018 году во исполнение плана был проведен мониторинг потребности организаций и по органам местного самоуправления в специалистах, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также в инвентаризации организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, для организации подготовки указанных специалистов, по результатам которого выявлены следующие:

- дефицит высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов;

- непривлекательность профессий и специальностей жилищно-коммунального хозяйства;

- организация профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных организаций.

Межведомственной рабочей группой по вопросам кадрового обеспечения сферы жилищно-коммунального в 2014 году утвержден перечень, включающий 147 профессиональных стандартов.

Вместе с тем приоритетными задачами в рамках реализации Концепции являются:

- организация мероприятий, популяризирующих профильное образование и повышающих престиж профессиональной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также повышающих интерес граждан, в том числе абитуриентов, к получению образования и (или) повышению квалификации в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- реализация программы целевого приема в образовательные организации, в том числе на программы прикладного бакалавра, на основании договоров о целевом обучении в соответствии со статьей 56 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", что обеспечит адресную подготовку специалистов;

- обеспечение за счет средств работодателей финансовой поддержки студентов, получающих образование в сфере жилищно-коммунального хозяйства и заключивших договор о целевом приеме или договор о целевом приеме обучении в соответствии со статьей 56 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

- организация республиканских конкурсов "Лучшее предприятие в сфере жилищно-коммунального хозяйства" и "Лучший по профессии в сфере жилищно-коммунального хозяйства";

- проведение республиканских конкурсов профессионального мастерства среди студентов, выпускников образовательных организаций - молодых работников предприятий (по конкретным профессиям, специальностям);

- разработка специальных образовательных программ, обеспечивающих подготовку специалистов в сфере лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (обучение сотрудников органов государственного жилищного надзора, членов лицензионной комиссии), подготовку и проведение конкурсов в целях заключения концессионных соглашений, а также подготовку специалистов для региональных операторов капитального ремонта;

- создание в Минстрое резерва кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства, структурированного по должностям и направлениям деятельности.


10. Инвестиционные проекты


10.1. Теплоснабжение

10.1.1. Замена котла на теплотрон в котельной МУП "Тепловик" (до 2020 года).

10.1.2. Установка резервного независимого источника электроэнергии в котельной МУП "Тепловик" (до 2020 года).

10.1.3. Модернизация источника теплоснабжения (до 2019 года).

10.2. Водоснабжение

10.2.1. Реконструкция сетей водозаборных сооружений г. Кызыла (до 2021 года).

10.2.2. Модернизация водозаборных сооружений с техническим переоснащением и созданием баклаборатории для контроля за качеством воды (до 2021 года).

10.2.3. завершение строительства водопровода III очереди (до 2020 года).

10.2.4. Строительство повысительной насосной станции в микрорайоне "Южный" (до 2021 года).

10.2.5. Реконструкция коллектора по ул. Иркутская г. Кызыл (до 2020 года).

10.2.6. Строительство водовода по ул. Интернациональная с. Хову-Аксы (до 2020 года).

ГАРАНТ:

Графический объект не приводится


9. Ожидаемые результаты


Выполнение намеченных мероприятий Стратегии по финансовой стабилизации жилищно-коммунальной отрасли зависит не только от производителя услуг, но и от заинтересованности и готовности администраций муниципальных образований. Руководители муниципальных органов власти должны быть заинтересованы в формировании единой социальной и финансовой политики по отношению к предприятиям жилищно-коммунального комплекса. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии осуществляется за счет средств бюджетных и внебюджетных источников, формируемых и предусматриваемых в установленном порядке.

По прогнозу за счет реализации намеченных мероприятий по стратегии развития жилищно-коммунального комплекса Республики Тыва в целом будут достигнуты следующие результаты:


Показатели

Единица измерения

Прогнозы

2015 г.

(факт)

2016 г.

(факт)

2017 г.

(факт)

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2025 г.

2030 г.

1. Уровень собираемости платы за коммунальные услуги

процентов

30

37,2

42,1

47

50

55

60

65

2. Потери воды в сетях

процентов

31,6

36,2

38,5

40,8

39,3

36,7

30,0

17,6

3. Удельное водопотребление населения

чел. литр в сут.

336

308

294

280,0

270,0

260,0

190,0

150,0

4. Процент износа основных фондов

процентов

87,5

79,3

73,4

71,0

68,0

64,0

59,0

55,0

5. Модернизация и замена установленного оборудования

процентов

2,6

3,8

4,4

5,0

7,0

10,0

15,0

20,0

6. Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой

процентов

64

67

69

70

72

75

80

85

7. Доля сточных вод, проходящих очистку на биологических очистных сооружениях

процентов

32

35,8

37,7

39,6

42,1

44,7

60,0

65,0


Реализация основных мероприятий по стратегии развития жилищно-коммунального комплекса Республики Тыва позволит обеспечить поступление дополнительных доходов в консолидированный бюджет республики, будет способствовать развитию отрасли в целом, повысит надежность функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, а также ее инвестиционную привлекательность.


План
мероприятий ("дорожная карта") по реализации Стратегии развития жилищно-коммунального комплекса Республики Тыва на период до 2030 года
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 20 июля 2018 г. N 374)


Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственные за исполнение

Ожидаемый результат

Модернизация коммунальной инфраструктуры

1. Передача в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства государственных и муниципальных унитарных предприятий, управление которыми было признано неэффективным по результатам оценки эффективности, проведенной в декабре 2014 года в соответствии с пунктом 19 Плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2011 г. N 1493-р

2018 г.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, ресурсоснабжающие организации (по согласованию)

привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, повышение качества предоставляемых коммунальных услуг

2. Реализация инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры

до 2024 г.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва

снижение не менее чем в 1,5 раза количества аварий и чрезвычайных ситуаций в отрасли

3. Приобретение специализированной коммунальной техники

ежегодно

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, администрации муниципальных образований (по согласованию)

повышение эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства

4. Разработка и реализация программы производственного контроля качества питьевой воды

до 2020 г.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва (по согласованию), ресурсоснабжающие организации (по согласованию)

повышение качества питьевой воды

5. Строительство водоколонок на территории Республики Тыва

ежегодно

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, администрации муниципальных образований (по согласованию)

увеличение доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой, с 35 до 85 процентов

Повышение финансовой устойчивости организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства

6. Осуществление системы мониторинга:

а) дебиторской задолженности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами (далее - МКД), по оплате ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг;

б) кредиторской задолженности ресурсоснабжающих организаций по оплате топливно-энергетических ресурсов, использованных для поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг организациям, осуществляющим управление МКД, в разрезе муниципальных образований;

в) дебиторской задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги

ежегодно

Служба государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерство топлива и энергетики Республики Тыва

уменьшение объема кредиторской и дебиторской задолженностей организаций жилищно-коммунального хозяйства

7. Анализ финансового состояния организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства

ежегодно

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Служба по тарифам Республики Тыва

обеспечение мониторинга деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

8. Реализация в обязательном порядке на объектах бюджетной сферы на территории Республики Тыва в 2017 - 2020 годах минимального перечня работ по капитальному ремонту, обеспечивающих повышение энергетической эффективности соответствующего объекта

2019 - 2020 гг.

Министерство топлива и энергетики Республики Тыва, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва "Центр энергоэффективности", администрации муниципальных образований (по согласованию)

повышение энергетической эффективности объектов бюджетной сферы;

сокращение текущих расходов на содержание объектов

9. Реализация комплекса мер, направленных на внедрение энергосервиса в МКД (в рамках реализации государственных и муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности)

ежегодно

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, ГБУ Республики Тыва "Центр энергоэффективности", администрации муниципальных образований (по согласованию)

снижение потребления коммунальных ресурсов;

сокращение платы за коммунальные ресурсы

10. Контроль и оценка достижения регулируемыми организациями плановых значений показателей надежности и энергоэффективности объектов теплоснабжения, установленных органом исполнительной власти Республики Тыва

ежегодно

Министерство топлива и энергетики Республики Тыва, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва

обеспечение оценки достижения плановых значений показателей надежности и энергоэффективности, установленных в инвестиционных программах таких организаций

Организация системы утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов

11. Выбор регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на конкурсной основе

2018 г.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва

определение хозяйствующего субъекта, ответственного в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами

12. Строительство межмуниципального комплексного полигона твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва

2021 - 2022 гг.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва

уменьшение количества несанкционированных свалок

13. Строительство мусороперерабатывающего завода

2020 г.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва

увеличение объема производства промышленной продукции

Обеспечение информационной открытости жилищно-коммунального хозяйства и развитие кадров

14. Реализация мероприятий по информированию граждан об их правах и обязанностях в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по вопросам:

а) реализации приоритетных проектов "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг", "Формирование комфортной городской среды";

б) тарифное регулирование и плата за жилищно-коммунальные услуги;

в) совершенствование системы управления жилищным фондом и контроля за качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг, деятельность главного государственного жилищного инспектора;

г) общественный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

д) государственно-частное партнерство, привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства;

е) энергосбережение и энергоэффективность;

ж) создание эффективной системы утилизации твердых коммунальных отходов

ежегодно

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Служба государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва, Служба по тарифам Республики Тыва, администрации муниципальных образований (по согласованию)

обеспечение открытости деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства

15. Обеспечение деятельности общественных советов по вопросам жилищно-коммунального хозяйства

ежегодно

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Общественная палата Республики Тыва (по согласованию), Общественный совет по вопросам жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Республики Тыва, Служба государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва, администрации муниципальных образований (по согласованию)

обеспечение общественного контроля за деятельностью организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства

16. Организация подготовки и дополнительного профессионального образования кадров по востребованным специальностям отрасли

ежегодно

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Служба государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва

обеспечение кадрами отрасли



Обзор документа


Задачи государственной политики в отдельных сферах деятельности жилищно-коммунального хозяйства.

В целях обеспечения потребностей граждан с различным уровнем дохода в предоставлении комфортного жилья и получении качественных жилищно-коммунальных услуг, модернизации коммунального сектора, разработана Стратегия развития жилищно-коммунального комплекса Республики Тыва на период до 2030 года.

В качестве приоритетов развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства определены такие направления, как повышение комфортности условий проживания; переход на принцип использования наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры и модернизации жилищного фонда; капитальный ремонт многоквартирных домов; привлечение частных инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс и иные.

Определены обстоятельства, препятствующие развитию отрасли жилищно-коммунального комплекса: низкая платежеспособность населения за жилищно-коммунальные услуги, отсутствие чистой воды и систем канализации, высокая изношенность инженерной инфраструктуры, отсутствие очистных сооружений и полигона твердых коммунальных отходов.

В стратегию включены инвестиционные проекты в сфере тепло- и водоснабжения.

Ресурсное обеспечение реализации стратегии осуществляется за счет средств бюджетных и внебюджетных источников, формируемых и предусматриваемых в установленном порядке.

Назад