Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Региональные Саратовская область Распоряжение Правительства Саратовской области от 21 мая 2018 г. N 124-Пр "Об утверждении Основных направлений долговой политики Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"

Обзор документа

26 мая 2018

gerb

Правительство Саратовской области


Распоряжение Правительства Саратовской области от 21 мая 2018 г. N 124-Пр "Об утверждении Основных направлений долговой политики Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"

Распоряжение Правительства Саратовской области от 21 мая 2018 г. N 124-Пр
"Об утверждении Основных направлений долговой политики Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1701 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" утвердить Основные направления долговой политики Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов согласно приложению.


Губернатор области

В.В.Радаев


Приложение к распоряжению
Правительства области от
21 мая 2018 года N 124-Пр


Основные направления
долговой политики Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов


Основные направления долговой политики Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Основные направления долговой политики области) представляют собой общее руководство по принятию решений в сфере управления государственным долгом Саратовской области.

Основные направления долговой политики области сформированы на основе приоритетов, определенных:

перечнем поручений Президента Российской Федерации от 4 января 2017 года N Пр-32 по результатам проверки исполнения решений Президента Российской Федерации по вопросам эффективности принятия мер по сокращению дефицитов региональных бюджетов и уровня долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации;

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1482 "Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год";

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";

рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной / долговой политики;

постановлением Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года";

перечнем целей основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики Саратовской области, одобренных распоряжением Правительства Саратовской области от 19 октября 2017 года N 303-Пр.

Долговая политика является продолжением налоговой и бюджетной политики Саратовской области и определяется текущими особенностями развития экономики Саратовской области и Российской Федерации в целом.


1. Цели и задачи долговой политики области


Долговая политика области предусматривает установление конкретных результатов в среднесрочной перспективе при управлении долговыми обязательствами, соотнесении рисков и объемов государственных заимствований, мониторинге и управлении операциями, связанными с объемом, структурой и графиками платежей по государственному долгу, создание условий для обеспечения возможности осуществления заимствований в соответствии с Программой государственных внутренних заимствований Саратовской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Основные цели долговой политики Саратовской области - минимизация рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета, поддержание государственного долга области в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств и сохранение финансовой устойчивости областного бюджета.

Основными задачами долговой политики области являются:

совершенствование сложившейся системы управления государственным долгом;

поддержание уровня долговой нагрузки на областной бюджет на экономически безопасном уровне с учетом соблюдения дополнительных ограничений, установленных условиями соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении Саратовской области бюджетных кредитов из федерального бюджета;

оптимизация структуры государственного долга области с целью минимизации стоимости его обслуживания;

использование государственных ценных бумаг области как источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета;

снижение рисков в сфере управления государственным долгом области;

обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки;

поддержание присвоенных кредитных рейтингов и создание предпосылок к их улучшению;

повышение эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете областного бюджета.


2. Предпосылки формирования Основных направлений долговой политики области


Правительством области на системной основе проводится работа по снижению зависимости области от заемных средств и по сокращению расходов на обслуживание государственного долга.

Возможности снижения государственного долга ограничивали нестабильные экономические условия, возросшая социальная нагрузка на бюджет и требующие значительного увеличения расходов регионального бюджета изменения федерального законодательства. Прирост дополнительных полномочий, связанных с исполнением решений федерального уровня, оценивается за этот период в 24 млрд рублей.

В условиях значительного отставания темпа роста доходных источников от необходимого уровня роста расходов Саратовская область столкнулась со значительными проблемами обеспечения сбалансированности регионального бюджета. В результате единственным быстро доступным источником финансирования расходов стало привлечение заемных рыночных ресурсов, что напрямую отразилось на увеличении объема государственного долга.

Правительством области на протяжении последних лет проводится последовательная работа по оздоровлению государственных финансов области. За последние пять лет обеспечено существенное сокращение неэффективных расходов бюджета и его дефицита. Достигнут более чем в 1,5 раза прирост бюджетных доходов. Второй год подряд областной бюджет исполнен с профицитом и со снижением объема долговых обязательств, а структура накопленного долга сегодня более чем наполовину представлена бюджетными кредитами, плата за которые незначительна. В 2017 году осуществлен выпуск государственного облигационного займа, который позволил удлинить и диверсифицировать долговой портфель области и сократить расходы на его обслуживание.

В целях оздоровления государственных финансов Саратовской области реализуются планы мероприятий:

по повышению налоговых и неналоговых доходов, сокращению недоимки по уплате налогов в консолидированный бюджет Саратовской области;

по росту доходов бюджета, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга в целях оздоровления государственных финансов Саратовской области на период до 2020 года;

по сокращению просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Саратовской области,

утвержденные постановлением Правительства Саратовской области от 29 марта 2011 года N 165-П, в рамках которых осуществляются меры по увеличению доходов бюджета, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга области.


3. Текущее состояние


Оптимизация структуры государственного долга Саратовской области стала возможной благодаря мерам, принятым Правительством Саратовской области совместно с Министерством финансов Российской Федерации в 2014-2017 годах, по замещению рыночных долговых обязательств субъектов Российской Федерации бюджетными кредитами из федерального бюджета, а также проведению операций по рефинансированию (досрочному рефинансированию) долговых обязательств в целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга области.

В декабре 2017 года проведена реструктуризация задолженности Саратовской области по бюджетным кредитам из федерального бюджета. Погашение бюджетных кредитов будет осуществляться в течение 7 лет в объеме 5 процентов от суммы основного долга в 2018-2019 годах, 10 процентов в 2020 году и 20 процентов в 2021-2024 годах ежегодно. Погашение реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета, планируется в 2018-2019 годах в размере 1251,6 млн рублей ежегодно, в 2020 году - 2503,1 млн рублей, в 2021-2024 годах в размере 5006,3 млн рублей ежегодно.

Необходимо отметить, что предоставление возвратных средств из федерального бюджета обусловлено рядом дополнительных обязательств со стороны области, требующих ужесточения региональной бюджетной политики.

В результате областной бюджет сформирован на 2018 год без дефицита, на плановый период 2019 и 2020 годов - с профицитом, который будет направлен на погашение планируемых к реструктуризации бюджетных кредитов.

В ноябре 2017 года министерством финансов Саратовской области впервые размещены государственные облигации Саратовской области 2017 года в сумме 5000 млн рублей с фиксированным купонным доходом 8,1 процента годовых. Средства облигационного займа в полном объеме направлены на досрочное погашение более дорогих коммерческих кредитов со ставками 9,5-10,5 процента годовых.

По состоянию на 1 января 2018 года объем бюджетных кредитов, предоставленных Саратовской области из федерального бюджета в целях частичного замещения рыночных заимствований, составил 12502,9 млн рублей. В структуре государственного долга региона удельный вес бюджетных кредитов за последние 7 лет увеличился с 43,6 до 54,2 процента.


ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВ. ДОЛГА САРАТОВСКОЙ ОБЛ. ЗА 2012-2017 ГГ.

Сокращение доли рыночных долговых обязательств в структуре государственного долга Саратовской области за счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета с годовой процентной ставкой 0,1 процента способствует сокращению расходов на обслуживание государственного долга.

Изменение структуры долговых обязательств позволило сократить фактические расходы по обслуживанию государственного долга за последние три года на 20,7 процента (в 2015 году - 3007,9 млн рублей, в 2016 году - 2897,4 млн рублей, в 2017 году - 2385,1 млн рублей).

По состоянию на 1 января 2018 года объем государственного внутреннего долга области составил 50330,1 млн рублей (снижен на 47,8 млн рублей с начала года) или 83,3 процента от фактического объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. Более половины общей суммы приходится на бюджетные кредиты - 27276,8 млн рублей или 54,2 процента. Банковские заимствования составляют 18053,3 млн рублей или 35,9 процента, государственные ценные бумаги - 5 000 млн рублей или 9,9 процента.

В целях снижения долговой нагрузки на местные бюджеты в течение 2017 года проведена реструктуризация задолженности 36 муниципальных образований перед областным бюджетом по бюджетным кредитам, выданным для частичного покрытия дефицитов местных бюджетов, со списанием 90 процентов (20 муниципальным образованиям) и 95 процентов (16 муниципальным образованиям) суммы основного долга на общую сумму 329,1 млн рублей.

Кроме того, проведена реструктуризация бюджетных кредитов, выданных местным бюджетам на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, со списанием 99 процентов суммы фактически произведенных расходов муниципальных образований за счет бюджетных кредитов на общую сумму 902,9 млн рублей. Данной реструктуризацией воспользовались 7 муниципальных образований.

Предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам в 2018 году запланировано, в том числе для покрытия временных кассовых разрывов со сроком возврата в течение финансового года и для частичного покрытия дефицитов местных бюджетов со сроком пользования до трех лет.

В соответствии с рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации проведение реструктуризации задолженности местных бюджетов с частичным списанием основного долга в следующем бюджетном цикле проводиться не будет. Плата за пользование бюджетными кредитами не увеличится и составит 0,1 процента. При этом обязательным условием для предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам будет ограничение ставок по привлекаемым ими кредитам кредитных организаций на уровне "ключевая ставка Центробанка России +1 процентный пункт".


4. Целевые ориентиры объема государственного долга Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов


Целевые ориентиры государственного долга утверждены Законом Саратовской области от 28 ноября 2017 года N 115-ЗСО "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" с учетом поэтапного сокращения уровня долговой нагрузки на областной бюджет и соблюдения дополнительных ограничений, установленных условиями заключенных в 2017 году с Министерством финансов Российской Федерации дополнительных соглашений в рамках реструктуризации бюджетных кредитов:

на 1 января 2019 года доля общего объема государственного долга Саратовской области должна составлять не более 82 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств Саратовской области по государственным ценным бумагам Саратовской области и кредитам, полученным Саратовской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, - не более 44 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год;

на 1 января 2020 года доля общего объема государственного долга Саратовской области должна составлять не более 79 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств Саратовской области по государственным ценным бумагам Саратовской области и кредитам, полученным Саратовской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, - не более 44 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год;

на 1 января 2021 года доля общего объема государственного долга Саратовской области должна составлять не более 74 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств Саратовской области по государственным ценным бумагам Саратовской области и кредитам, полученным Саратовской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, - не более 44 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год.


5. Анализ рисков, связанных с осуществлением заимствований, и меры по управлению рисками


При планировании и привлечении заимствований необходимо учитывать риски, минимизация которых зачастую является более важной, чем стоимость заимствований. В рамках Основных направлений долговой политики области под риском понимается возникновение финансовых потерь бюджета в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее однозначно спрогнозированы.

С учетом текущего состояния государственного долга области основными в сфере управления государственным долгом являются следующие риски:

1. Повышение волатильности на финансовых рынках, что может повысить в будущем риск рефинансирования долговых обязательств.

Снижение данного риска осуществляется по следующим направлениям:

удержание уровня долговой нагрузки на экономически безопасном уровне;

диверсификация портфеля заимствований;

увеличение сроков заимствований и обеспечение равномерного распределения по будущим финансовым годам нагрузки на бюджет по обслуживанию и погашению заимствований;

проведение работы по поддержанию положительной кредитной истории Саратовской области и кредитных рейтингов.

2. Риски отсутствия необходимых средств для исполнения бюджетных обязательств в определенный срок, что может привести к риску возникновения кассовых разрывов.

В целях снижения данного риска в 2018-2020 годах будет продолжена практика ежегодного заключения договора с Управлением Федерального казначейства по Саратовской области о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации с установлением лимита на кредитные средства.

Мероприятия по минимизации рисков, связанных с осуществлением заимствований, позволят более обоснованно и маневренно реагировать на возникающие кризисные явления.


6. Повышение прозрачности системы управления государственным долгом Саратовской области


Прозрачность управления долгом предполагает использование ясных формализованных процедур и механизмов управления государственным долгом Саратовской области, публичное раскрытие информации о величине и структуре долговых обязательств, а также основных направлений долговой политики Правительства Саратовской области, повышение качества раскрытия информации, построение эффективного диалога с ведущими рейтинговыми агентствами и инвестиционным сообществом.

В 2017 году рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) присвоило:

умеренный рейтинг кредитоспособности Саратовской области на уровне ruBBВ, по рейтингу установлен стабильный прогноз;

умеренный кредитный рейтинг долговому инструменту Саратовской области - облигациям серии 35001 (регистрационный номер RU35001SAR0, ISIN RU000A0ZYG60) на уровне ruВВВ.

Ежегодное поддержание уровня и прогнозов рейтингов Саратовской области, отражающие положительные процессы в экономической и финансовой сфере, позволит региону совершить переход на более высокий уровень кредитоспособности и инвестиционной привлекательности.


7. Основные направления долговой политики области


Долговая политика на среднесрочную перспективу будет направлена на снижение соотношения государственного долга области к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, в соответствии с рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики и Основными направлениями государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

На основании вышеуказанных рекомендаций Основными направлениями долговой политики области являются:

дальнейшая реализация Плана мероприятий по росту доходов бюджета, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга в целях оздоровления государственных финансов Саратовской области на период до 2020 года, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 29 марта 2011 года N 165-П;

выполнение целевых показателей (индикаторов), предусмотренных подпрограммой "Управление региональными финансами Саратовской области" государственной программы Саратовской области "Развитие государственного и муниципального управления до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 20 ноября 2013 года N 647-П;

реализация мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2016 года N 359-Пр;

направление налоговых и неналоговых доходов, дополнительно полученных сверх утвержденного законом о бюджете на досрочное погашение банковских кредитов;

снижение соотношения государственного долга области к объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;

недопущение принятия и исполнения расходных обязательств, не отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти Саратовской области;

обеспечение в 2018-2024 годах дефицита бюджета Саратовской области на уровне не более 10 процентов от суммы доходов бюджета Саратовской области без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;

обеспечение возможности привлечения в бюджет Саратовской области кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;

использование государственных ценных бумаг;

принятие мер по равномерному распределению выплат по обслуживанию и погашению государственного долга области по годам с целью исключения "пиков" выплат по долговым обязательствам;

проведение операций по рефинансированию (досрочному рефинансированию) долговых обязательств в целях сокращения расходов на обслуживание заимствований как на региональном, так и на местном уровнях;

привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации сроком до 90 дней с годовой процентной ставкой 0,1 процента;

установление моратория на предоставление государственных гарантий Саратовской области до 2020 года включительно;

осуществление контроля за соблюдением всех установленных дополнительных условий и требований;

осуществление внедрения автоматизированных процессов по ведению учета долговых обязательств Саратовской области;

повышение уровня долговой устойчивости области.


Обзор документа


Определены основные направления долговой политики Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Основные направления долговой политики Саратовской области - это общее руководство по принятию решений в сфере управления государственным долгом Саратовской области. Основные направления разработаны в целях минимизации рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета, поддержания государственного долга области в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств и сохранения финансовой устойчивости областного бюджета. Определены предпосылки формирования основных направлений долговой политики области. Перечислены целевые ориентиры объема государственного долга области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Проведен анализ рисков, связанных с осуществлением заимствований, и меры по управлению ими.

Назад