Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Региональные Самарская область Приказ департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области от 21 мая 2018 г. N 55п "Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита департаментом управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области"

Обзор документа

2 июня 2018

gerb

Департамент Управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области


Приказ департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области от 21 мая 2018 г. N 55п "Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита департаментом управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области"

Приказ департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области от 21 мая 2018 г. N 55п
"Об утверждении Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита департаментом управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области"


В целях реализации статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1.2 постановления Правительства Самарской области от 11.12.2013 N 749 "Об утверждении порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главным распорядителем (распорядителем) средств областного бюджета, главным администратором (администратором) доходов областного бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита областного бюджета" и руководствуясь методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2016 N 822. приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления внутреннего финансового аудита департаментом управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области.

2. Признать утратившими силу приказы департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области:

от 12.03.2014 N 28-п "Об утверждении порядка проведения проверок по внутреннему финансовому контролю и оформления их результатов департаментом управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области";

от 31.05.2012 N 55-п "Об утверждении порядка организации проведения ревизий (проверок), встречных проверок департаментом управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела ведомственного аудита Косову Т.В.

4. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.

5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.


Врио руководителя Департамента

В.Н. Коматовский


Утверждён
приказом департамента
управления делами Губернатора
Самарской области и Правительства
Самарской области
от "21" мая N 55п


Порядок

организации и осуществления внутреннего финансового аудита департаментом управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области


1. Общие положения


1.1. Порядок организации и осуществления внутреннего финансового аудита департаментом управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области (далее - Порядок) разработан в целях организации и осуществления внутреннего финансового аудита в департаменте управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области (далее - департамент).

1.2. Внутренний финансовый аудит в департаменте осуществляет отдел ведомственного аудита на основе функциональной независимости.

Осуществление внутреннего финансового аудита структурными подразделениями или должностными лицами департамента, осуществляющими внутренний финансовый контроль, не допускается.

1.3. Деятельность должностных лиц отдела ведомственного аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, а также системности и ответственности.

1.4. Целями внутреннего финансового аудита являются:

оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

1.5. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения департамента, подведомственные департаменту получатели бюджетных средств (далее - объекты аудита).

1.6. В ходе оценки надежности внутреннего финансового контроля и качества осуществления бюджетных процедур в обязательном порядке анализируются результаты контрольных действий в отношении операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), связанных с коррупционными рисками.

В целях настоящего Порядка под коррупционным риском понимается возможность злоупотребления должностными обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, осуществляющих соответствующие внутренние бюджетные процедуры (операции) (в частности, операции в сфере закупок, операции с активами и обязательствами), так и для третьих лиц выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

1.7. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых аудиторских проверок (далее - проверки) в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее - план проверок), утверждаемым руководителем департамента (лицом, исполняющим обязанности руководителя департамента) и внеплановых аудиторских проверок.

Внеплановые проверки проводятся по решению руководителя департамента, в том числе на основании требования органов прокуратуры, правоохранительных органов, а также в целях проверки принятия мер объектом аудита в соответствии с предложениями отдела ведомственного аудита по результатам предыдущей проверки.

1.8. Проверки подразделяются на:

камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения отдела ведомственного аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;

комбинированные, которые проводятся как по месту нахождения отдела ведомственного аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

1.9. Должностные лица отдела ведомственного аудита при проведении проверок имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;

посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется проверка;

привлекать независимых специалистов (экспертов).

1.10. Запрос на предоставление документов, материалов, информации (далее - запрос) должен содержать четкое изложение поставленных вопросов, перечень необходимых к истребованию документов, материалов и сведений, срок их представления, а также сведения о необходимости организации рабочих мест для лиц, осуществляющих внутренний финансовый аудит, на время проведения выездных проверок.

Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения такого запроса.

При невозможности представить истребуемые документы и материалы объект аудита обязан представить письменное объяснение с обоснованием причин невозможности их представления.

1.11. Должностные лица отдела ведомственного аудита обязаны:

соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и принятых в соответствии с ними правовых актов департамента;

проводить проверки в соответствии с программами проверок;

знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с копией приказа о назначении проверки, программой проверки, а также с результатами проверок (актами, отчетами, заключениями).


2. Планирование проверок


2.1. План проверок представляет собой перечень проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году. По каждой проверке в плане проверок указывается тема проверки, объекты аудита, проверяемый период.

2.2. План проверок составляется отделом ведомственного аудита и утверждается руководителем департамента в срок до 20 декабря года, предшествующего очередному финансовому году.

2.3. При планировании проверок учитываются:

осуществление внутреннего финансового контроля за период, подлежащей проверке;

наличие проверок объекта аудита в проверяемый период, в том числе органами внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, их результаты;

степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными);

возможность проведения проверок в установленные сроки;

объем резерва времени для выполнения внеплановых проверок;

иные факторы.

2.4. Темы проверок формируются исходя из целей его осуществления, определенных в пункте 1.4 настоящего Порядка, объекта аудита, с учетом следующих критериев:

объем бюджетных ассигнований, предусмотренный по направлениям расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, объем поступлений в бюджет по доходному источнику, закрепленному за объектом аудита, а также объем активов (обязательств) на конец отчетного финансового года;

существенность нарушений (недостатков), выявленных органами государственного финансового контроля за период времени, прошедший с даты предыдущей проверки;

наличие существенных изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, принятых в течение проверяемого периода;

полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих проверок;

период времени, прошедший с момента предыдущей проверки;

опыт и квалификация должностных лиц, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

организация внутреннего финансового контроля.

В рамках одной проверки могут быть одновременно реализованы несколько направлений аудита.


3. Проведение проверок


3.1. Проверки проводятся как одним должностным лицом (аудитором), так и несколькими должностными лицами (аудиторской группой). В случае проведения проверки группой должностных лиц назначается руководитель группы проверки (далее - руководитель группы).

3.2. К проведению проверки могут быть привлечены должностные лица иных структурных подразделений департамента, а также лица (эксперты), не являющиеся должностными лицами департамента (далее - специалисты). Специалисты не относятся к числу участников проверки.

В случае привлечения к проведению проверки специалистов во вводной части акта проверки указываются их фамилии, имена, отчества, должности, а также наименование органа (организации), который они представляют.

К проведению проверки не допускаются специалисты, которые в период, подлежащий проверке, организовывали и выполняли бюджетные процедуры объекта аудита.

3.3. Проверка назначается приказом департамента.

В приказе указываются наименование объекта аудита, проверяемый период, тема проверки, основание принятия решения о проведении проверки, персональный состав аудиторской группы (аудитор), срок подготовки к проведению проверки, срок проведения проверки, вид проверки, привлеченные специалисты (при наличии).

3.4. Проверка проводится на основании программы проверки, утвержденной начальником отдела ведомственного аудита по форме согласно приложению 1.

3.5. При составлении программы проверки аудитором (руководителем группы) учитываются результаты:

осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий проверке;

проведения в проверяемом периоде контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объекта аудита.

3.6. Программа проверки содержит:

тему проверки;

наименование объектов аудита;

вид проверки (выездная, камеральная, комбинированная);

перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проверки, а также сроки ее проведения.

Вопросы проверки распределяются между членами аудиторской группы.

3.7. Срок проведения проверки не может превышать 45 рабочих дней.

Срок проведения проверки, установленный приказом, продлевается руководителем департамента на основе мотивированного представления руководителя аудиторской группы (аудитора) но не более чем на 30 рабочих дней.

Мотивированное представление о продлении срока проверки составляется и подписывается руководителем аудиторской группы (аудитором) не позднее двух рабочих дней до даты окончания срока проверки.

Приказ о продлении срока проведения проверки доводится до сведения объекта аудита в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

3.8. Проверка может быть завершена ранее срока, указанного в приказе.

3.9. В случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного учета на объекте аудита либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки, проверка приостанавливается.

Решение о приостановлении проверки принимается руководителем департамента на основе служебной записки начальника отдела ведомственного аудита и оформляется приказом департамента, в котором устанавливается конкретный срок приостановки проверки.

Копия приказа департамента о приостановлении проверки и письмо о необходимости восстановления бюджетного учета или устранения выявленных нарушений в бюджетном учете либо устранения иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки, доводятся до объекта аудита в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения о приостановлении проверки.

Проведение проверки возобновляется в срок до 10 рабочих дней с момента получения информации об устранении обстоятельств, послужившим основанием для приостановления проверки.

В случае неустранения причин приостановления проверки в срок приостановления проверки, данная проверка подлежит завершению, о чем делается соответствующая запись в акте проверки.

3.10. Вне зависимости от направления проверки в ходе ее проведения исследуются вопросы:

организации и осуществления внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой бюджетной процедуры;

применения автоматизированных информационных систем при осуществлении аудируемой бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа должностных лиц объекта аудита;

наличия конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой бюджетной процедуры;

иные вопросы.

3.11. Проверка проводится с использованием следующих методов:

аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур;

наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) операций с материальными активами;

запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения проверки;

подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета должностным лицом отдела ведомственного аудита.

3.12. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля в ходе проверки изучаются:

наличие и полнота нормативного регулирования департаментом вопросов организации и осуществления внутреннего финансового контроля;

организация внутреннего финансового контроля, в том числе порядок формирования карт (карты) внутреннего финансового контроля;

содержание квалификационных требований к профессиональным знаниям, навыкам и опыту работы, необходимым для исполнения должностных обязанностей лиц, организующих и осуществляющих бюджетные процедуры, указанных в должностных регламентах, должностных инструкциях, соответствие их квалификации установленным требованиям;

укомплектованность структурных подразделений, осуществляющих бюджетные процедуры;

разграничение между должностными лицами обязанностей по осуществлению бюджетных процедур и ответственности за их результаты;

доведение до должностных лиц, осуществляющих бюджетные процедуры, информации, необходимой для выполнения бюджетных процедур;

учет результатов внутреннего финансового контроля при принятии решений о стимулировании должностных лиц или применении к ним мер ответственности;

своевременность заполнения журналов (регистров) внутреннего финансового контроля;

учет результатов проведения контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля и результатов проведения проверок при формировании (актуализации) карт внутреннего финансового контроля;

наличие (отсутствие) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;

наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз, и не имеющих результатов контроля;

наличие (отсутствие) излишних операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) излишних применяемых контрольных действий;

иные вопросы.

3.13. В целях подготовки предложений по повышению надежности внутреннего финансового контроля (качества выполнения бюджетных процедур):

организация работы по обмену опытом, повышению квалификации и переподготовке должностных лиц, отвечающих за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур;

использование практики периодического подведения итогов осуществления внутреннего финансового контроля за прошедшие периоды и принятия решений по изменению процедур внутреннего финансового контроля;

понимание должностными лицами значимости осуществления внутреннего финансового контроля;

применение автоматизированных информационных систем в процедурах внутреннего финансового контроля.

3.14. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности:

непрерывность ведения бюджетного учета;

наличие и актуальность учетной политики, соответствие ее установленным требованиям законодательства Российской Федерации, частота и причины ее корректировки;

правильность и своевременность оформления и принятия к учету первичных учетных документов;

законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделение правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

правильность и своевременность ведения регистров бюджетного учета, частота и правильность внесения в них исправлений, соответствие их требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета;

включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бюджетного учета в регистрах бюджетного учета;

соответствие состава форм и показателей бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составление на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;

наличие (отсутствие) случаев неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее;

организация хранения документов бюджетного учета и бюджетной отчетности;

соблюдение установленных требований к проведению инвентаризации активов и обязательств;

укомплектованность должностными лицами подразделений, ведущих бюджетный учет и формирующего бюджетную отчетность, квалификация таких лиц;

наличие и практика разрешения разногласий в отношении ведения бюджетного учета между руководителем объекта аудита и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бюджетного учета;

наличие случаев отражения в учете отдельных хозяйственных операций в результате распоряжения руководителя объекта аудита;

надежность и эффективность ИТ-контролей, включая контроли, направленные на защиту информационной системы бюджетного учета и отчетности от несанкционированных изменений, неавторизованного использования, повреждения и потери данных;

наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности объекта аудита, в том числе степень надежности контроля объекта аудита за соблюдением подведомственными организациями требований к составлению и представлению бюджетной отчетности.

3.15. В целях подготовки предложений объекту аудита по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств:

соответствие кассовых расходов плану-графику финансового обеспечения государственной (муниципальной) программы, непрограммных расходов бюджета;

качество обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;

полнота обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;

полнота обоснования причин возникновения неиспользованных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;

обоснованность объектов закупок, в том числе обоснованность начальных (максимальных) цен контрактов;

равномерность принятия и исполнения обязательств по государственным контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий;

обоснованность выбора способов размещения государственных закупок с целью достижения экономии бюджетных средств;

обоснованность показателей государственного задания на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) исходя из объема государственных услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;

сопоставление расходов на оказание государственных услуг (выполнения работ) с качественными и количественными характеристиками их предоставления;

отклонение стоимости единицы государственной услуги (работы), оказанной в рамках государственного задания, от стоимости единицы услуги на платной основе по одинаковым видам услуг;

прозрачность и обоснованность методики определения стоимости государственных услуг (работ);

сопоставление плановых и фактических расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ);

наличие, объем и структура дебиторской задолженности, в том числе просроченной;

наличие, объем и структура кредиторской задолженности, в том числе просроченной;

обоснованность расчетов при принятии решения об осуществлении капитальных вложений объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта недвижимого имущества после ввода его в эксплуатацию или его приобретения;

наличие порядка оплаты труда, определяющего зависимость уровня оплаты труда от результативности профессиональной служебной деятельности и предусматривающего осуществление выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.


4. Оформление результатов проверки


4.1. Проведение проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением проверки, содержит:

документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая приказ о проведении проверки и ее программу;

сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;

перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета, бюджетной отчетности, иных документов, изучение которых было осуществлено в ходе аудиторской проверки;

письменные заявления и объяснения, полученные от объекта аудита (должностных лиц объекта аудита);

копии обращений (запросов), направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе проверки, и полученные от них сведения;

копии первичных учетных и иных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

акт проверки;

письменные возражения объекта аудита по акту проверки и письменное заключение по ним;

отчет о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушениях;

иные материалы, документы, запросы, сформированные при проведении проверки.

34.2. Результат проверки оформляется актом проверки, который составляется должностными лицами отдела ведомственного аудита по форме согласно приложению 2, в срок не позднее 20 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания проверки. Акт проверки составляется в двух экземплярах.

4.3. При составлении акта проверки должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность изложения.

Нарушение при осуществлении внутренних бюджетных процедур, выявленное в ходе проверки, описывается с указанием положений законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, периода, к которому относится выявленное нарушение, содержание нарушения. Отдельные сведения в описании нарушения могут не указываться только в случае объективной невозможности их определения.

Под недостатком понимается факт неэффективных, несущих риски действий объекта аудита, невыраженный в нарушении норм законодательных и иных действующих нормативных правовых актов. Недостаток при осуществлении внутренних бюджетных процедур, выявленный в ходе проверки, должен быть описан полно, всесторонне, объективно, с приложением копий документов, подтверждающих вывод о недостатке при осуществлении внутренних бюджетных процедур.

В акте проверки не допускается наличие:

выводов, предположений, фактов, не подтвержденных соответствующими документами;

морально-этической оценки действий должностных, материально ответственных лиц объекта аудита.

4.4. Акт проверки для ознакомления и подписания направляется объекту аудита способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления.

4.5. Руководитель аудиторской группы (аудитор) в зависимости от количества и объема выявленных нарушений устанавливает срок для ознакомления руководителя объекта аудита с актом проверки и его подписания, но не более пяти рабочих дней со дня получения объектом аудита акта проверки.

4.6. Каждый экземпляр акта проверки подписывается руководителем аудиторской группы (аудитором), участниками аудиторской группы, а также руководителем объекта аудита в течение срока, указанного в пункте 4.5 настоящего Порядка.

В случае производственной или иной необходимости членом аудиторской группы может быть составлена и подписана справка по соответствующему вопросу проверки, при этом данным членом аудиторской группы не подписывается акт проверки.

В случае привлечения к проведению проверки специалистов (экспертов) ими составляются и подписываются справки по соответствующим вопросам проверки, представляемые в отдел ведомственного аудита в срок до пяти рабочих дней с момента окончания проверки.

Справка прилагается к акту проверки. Информация, содержащаяся в справке, включается в акт проверки.

4.7. В случае отказа руководителя объекта аудита подписать или получить акт проверки, а также в случае, если акт проверки не подписан руководителем объекта аудита в установленный срок, руководителем аудиторской группы (аудитором) в акте проверки делается соответствующая запись, а акт проверки считается согласованным без возражений.

При этом акт проверки с соответствующей записью о согласовании акта проверки без возражений направляется объекту аудита способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления объекту аудита.

Документ, подтверждающий факт направления акта проверки объекту аудита, приобщается к материалам проверки.

4.8. При наличии у руководителя объекта аудита возражений по акту проверки он делает об этом отметку в акте проверки и вместе с подписанным актом представляет руководителю аудиторской группы (аудитором) письменные возражения. Письменные возражения по акту проверки приобщаются к материалам проверки.

Указанные в настоящем пункте возражения представляются руководителем объекта аудита в отдел ведомственного аудита в сроки, установленные пунктом 4.5. настоящего Порядка.

В случае если указанные в настоящем пункте возражения не представлены в установленный срок, в акте проверки руководителем аудиторской группы (аудитором) делается запись об отсутствии возражений.

4.9. Руководитель аудиторской группы (аудитор) в срок до 25 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту проверки рассматривает обоснованность возражений и составляет по ним письменное заключение. Заключение должно содержать ссылки на законодательные, другие правовые акты или их отдельные положения, указание на согласие или несогласие с возражениями и окончательный вывод. Указанное заключение подписывается руководителем аудиторской группы (аудитором) и утверждается лицом, принявшим решение о проведении проверки. Один экземпляр заключения направляется объекту аудита, второй экземпляр заключения приобщается к материалам проверки.

Заключение направляется объекту аудита способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления объекту аудита.


5. Реализация результатов проверок и отчетность


5.1. На основании акта проверки составляется отчет о результатах проверки, содержащий информацию об итогах проверки, в том числе (в зависимости от темы проверки):

информацию о выявленных в ходе проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых остаточных бюджетных рисках - рисках, остающихся после применения контрольных действий в ходе внутреннего финансового контроля;

выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля;

выводы о достоверности и полноте бюджетной отчетности, а также о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств;

информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;

иную информацию.

5.2. Выводы о степени надёжности внутреннего финансового контроля зависят от:

наличия (отсутствия) операций бюджетных процедур, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;

наличия (отсутствия) контрольных действий, выполненных более чем один раз и не имеющих результатов контроля;

наличия (отсутствия) излишних операций при исполнении бюджетной процедуры и (или) излишних применяемых контрольных действий;

наличия (отсутствия) контрольных действий внутреннего финансового контроля, которые не в полной мере охватывают финансово-хозяйственные операции в связи с неполным определением перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) и (или) недостатков в процедуре оценки бюджетных рисков;

наличия (отсутствия) значимых бюджетных рисков, которые не устранены в ходе процедур внутреннего финансового контроля.

В случае если операции, контрольные действия, бюджетные риски, изложенные в настоящем пункте Порядка, отсутствуют, то степень надёжности внутреннего финансового контроля признается достаточной. При наличии одной и более операции, контрольного действия, бюджетного риска, изложенных в настоящем пункте Порядка, степень надёжности внутреннего финансового контроля признается недостаточной.

5.3. Выводы о достоверности бюджетной отчетности объекта аудита и о соответствии ведения бюджетного учета объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учета и составления отчетности, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, основываются на результатах проверки, отражающих:

подтверждение полноты и достоверности показателей бюджетной отчетности объекта аудита;

наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности объекта аудита;

оценку актуальности и обоснованности учетной политики, принятой объектами аудита;

наличие (отсутствие) фактов внесения объектом аудита исправлений в бюджетную отчетность за предыдущие периоды по требованию органов власти, которым объект аудита представляет бюджетную отчетность в установленном порядке.

5.4. Отчет о результатах проверки с приложением акта проверки направляется руководителю департамента (лицу исполняющему его обязанности), который по результатам рассмотрения указанного отчета вправе принять одно или несколько из решений:

- о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

- о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

- о проведении служебных проверок, а также о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;

- о направлении материалов в соответствующий орган государственного финансового контроля Самарской области и (или) правоохранительные органы.

5.5. Осуществление внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.

5.6. О принятых мерах по реализации материалов проверки структурные подразделения департамента, реализующие решение руководителя департамента по результатам проверки, в установленные руководителем департамента сроки, сообщают в отдел ведомственного аудита для обеспечения составления и представления руководителю департамента годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.

5.7. Отдел ведомственного аудита обеспечивает составление и представление руководителю департамента годового отчета по форме согласно приложению 3, о результатах внутреннего финансового аудита по итогам работы за год в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.

В годовой отчет включается следующая информация:

о количестве проведенных проверок;

об общем объеме проверенных средств и выявленных нарушениях;

об объеме средств, восстановленных в областной бюджет;

о мерах, принятых объектами аудита по результатам проведенных проверок;

количество должностных лиц, привлеченных к ответственности;

иная информация.


Приложение 1
к Порядку осуществления внутреннего
финансового аудита департаментом
управления делами Губернатора
Самарской области и Правительства
Самарской области


                                            Утверждаю:
                               _____________________________________
                                            (должность)
                               _____________________________________
                                             (Ф.И.О.)
                               ________________ "__" ________ 20__ г.
                               (личная подпись)        (дата)

Программа проверки

____________________________________________________________________
                      (наименование проверки)

1. Объект аудита: __________________________________________________
2. Вид проверки: ___________________________________________________
3. Срок проведения проверки: _______________________________________
4. Перечень  вопросов,  подлежащих  изучению  в  ходе  проверки  (по
каждому участнику аудиторской группы):
4.1.
____________________________________________________________________
4.2.
____________________________________________________________________

Руководитель аудиторской группы                               Ф.И.О.
          (аудитор)                          "___" ____________ 20__

Приложение 2
к Порядку осуществления внутреннего
финансового аудита департаментом
управления делами Губернатора
Самарской области и Правительства
Самарской области


Акт проверки


____________________________________________________________________
                 (тема проверки, проверяемый период)
________________________                    ________________________
(место составления Акта)                              (дата)

В соответствии с ___________________________________________________
                     (реквизиты решения о назначении проверки)
согласно Программе проверки группой в составе:
Фамилия,   инициалы   руководителя   аудиторской  группы - должность
руководителя аудиторской группы,
Фамилия, инициалы участника аудиторской группы - должность участника
аудиторской группы,
и т.д. -
проведена аудиторская проверка
____________________________________________________________________
                          (тема проверки)
____________________________________________________________________
                        (проверяемый период)
Вид проверки (выездная, камеральная, комбинированная):
Срок проведения проверки:
Краткая информация об объекте(ах) аудита.
____________________________________________________________________

Описательная часть


По вопросу N 1 _____________________________________________________
По вопросу N 2 _____________________________________________________
и т.д.
Краткое   изложение   результатов  проверки  в  разрезе  исследуемых
вопросов со ссылкой на прилагаемые к Акту документы.
____________________________________________________________________
Выводы:
1. _________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________
и т.д.
Предложения
1. _________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________
И т.д.

   Должность руководителя                                     Ф.И.О.
аудиторской группы (аудитора)                "___" ____________ 20__

Участники аудиторской группы:

Должности участников аудиторской                              Ф.И.О.
            группы                           "___" ____________ 20__

Должность руководителя объекта                                Ф.И.О.
            аудита                          "___" ____________ 20__

Акт  отпечатан в 2 экземплярах в соответствии с пунктом 4.2. Порядка
осуществления    внутреннего    финансового   аудита   департаментом
управления  делами  Губернатора  Самарской  области  и Правительства
Самарской области.
Один экземпляр акта на ____ листах получен для ознакомления:

Должность руководителя объекта                                Ф.И.О.
           аудита                            "___" ____________ 20__

Срок  ознакомления с актом проверки и его подписания устанавливается
____ рабочих дней(я) со дня получения акта.
Заполняется в случае отказа руководителя объекта аудита от подписи.
От подписи настоящего Акта (получения экземпляра Акта) _____________
_______________________________________ отказался.
(должность руководителя объекта аудита)

Должность аудитора (руководителя                              Ф.И.О.
        аудиторской группы)                  "___" ____________ 20__

Приложение 3
к Порядку осуществления внутреннего
финансового аудита департаментом
управления делами Губернатора
Самарской области и Правительства
Самарской области


Отчет

о результатах внутреннего финансового аудита по итогам работы за год


N п/п

Наименование проверки

Объем проверенных средств

Количество нарушений

Объем выявленных нарушений

Объем средств, восстановленных в областной бюджет

Меры, принятые объектом аудита по результатам проверок, в т.ч. количество лиц, привлеченных к ответственности

Иная информация (в т.ч. информация о направлении материалов в органы государственного финансового контроля или правоохранительные органы)


















Итого:








Обзор документа


Организация и осуществление внутреннего финансового аудита департаментом управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области.

Порядок разработан в целях организации и осуществления внутреннего финансового аудита в департаменте управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области. Внутренний финансовый аудит в департаменте осуществляет отдел ведомственного аудита на основе функциональной независимости. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения департамента, подведомственные департаменту получатели бюджетных средств. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых аудиторских проверок в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем департамента, и внеплановых аудиторских проверок. Проведение проверки подлежит документированию. Результат проверки оформляется актом, который составляется должностными лицами отдела ведомственного аудита. При составлении акта проверки должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность изложения. На основании акта составляется отчет о результатах проверки.

Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Назад