Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Региональные Санкт-Петербург Закон Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 28 июня 2018 г. N 391-77 "О парламентском расследовании" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 27 июня 2018 года) (не вступил в силу)

Обзор документа

7 июля 2018

gerb

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга


Закон Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 28 июня 2018 г. N 391-77 "О парламентском расследовании" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 27 июня 2018 года) (не вступил в силу)

Закон Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
от 28 июня 2018 г. N 391-77
"О парламентском расследовании"
(Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 27 июня 2018 года)


Настоящий Закон Санкт-Петербурга на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Устава Санкт-Петербурга регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением Законодательным Собранием Санкт-Петербурга деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, представляющих общественную значимость и имеющих негативные последствия для жителей Санкт-Петербурга, свидетельствующих о неисполнении либо ненадлежащем исполнении лицами, замещающими государственные должности Санкт-Петербурга, лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.


Статья 1. Основные понятия


1. В целях настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия:

парламентское расследование - форма осуществления контрольной деятельности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, совокупность процедур и действий, осуществляемых комиссией по проведению парламентского расследования;

комиссия по проведению парламентского расследования (далее - комиссия) - специально создаваемая Законодательным Собранием Санкт-Петербурга комиссия, уполномоченная проводить парламентское расследование;

воспрепятствование проведению парламентского расследования - действия (бездействие) должностных лиц и граждан, направленные на создание препятствий в осуществлении законных процедур и действий комиссии;

должностное лицо - лицо, замещающее государственную должность Санкт-Петербурга, лицо, замещающее должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга;

лицо, привлекаемое к парламентскому расследованию, - должностное лицо или гражданин, предоставляющие комиссии информацию, необходимую для проведения парламентского расследования, и (или) приглашенные комиссией для участия в заседаниях и слушаниях;

предмет парламентского расследования - события, факты и обстоятельства, свидетельствующие о неисполнении либо ненадлежащем исполнении должностными лицами Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.

2. В случае если предметом парламентского расследования являются события, факты и обстоятельства, связанные с осуществлением органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга государственных полномочий, которыми указанные органы наделены законами Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", должностными лицами в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга признаются лица, замещающие муниципальные должности, должности муниципальной службы в Санкт-Петербурге.


Статья 2. Цели и принципы парламентского расследования


1. Целями парламентского расследования являются:

а) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

б) выявление причин и условий нарушения прав и свобод граждан, неисполнения Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;

в) выявление причин и условий возникновения событий, фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий.

2. Парламентское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, равенства граждан перед законом, коллегиальности, объективности и гласности.


Статья 3. Основания для проведения парламентского расследования


1. Основанием для проведения комиссией парламентского расследования является обращение группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, содержащее информацию о фактах и обстоятельствах, представляющих общественную значимость и имеющих негативные последствия для жителей Санкт-Петербурга, свидетельствующих о неисполнении либо ненадлежащем исполнении должностными лицами Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга (далее - обращение), в том числе в отношении:

а) прав и свобод человека и гражданина;

б) бюджета Санкт-Петербурга, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга;

в) установленного порядка распоряжения собственностью Санкт-Петербурга;

г) своевременного приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации правовых актов Санкт-Петербурга, правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - основания для проведения парламентского расследования).

2. Обращение вместе с материалами, подтверждающими наличие фактов и обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, направляется для рассмотрения и подготовки проекта постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о проведении парламентского расследования в комитет по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

3. Комитет по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в течение 20 дней со дня получения обращения с приложенными материалами о фактах и обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет проверку наличия оснований для проведения парламентского расследования и готовит проект постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о проведении парламентского расследования.

4. Инициатива проведения парламентского расследования не может быть выдвинута и комиссия не может быть создана в период избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Губернатора Санкт-Петербурга.


Статья 4. Создание комиссии


1. Комиссия избирается Законодательным Собранием Санкт-Петербурга из числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Количественный и персональный состав комиссии определяется Законодательным Собранием Санкт-Петербурга с учетом положений пунктов 2 и 3 настоящей статьи.

2. В состав комиссии включаются представители каждого депутатского объединения (фракции) в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. Отказ депутатского объединения (фракции) в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга от направления своего представителя в состав комиссии не является препятствием для ее создания.

3. В состав комиссии по должности входят заместитель Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель комитета по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель постоянной комиссии по вопросам правопорядка и законности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель контрольной группы.

4. Председатель комиссии избирается Законодательным Собранием Санкт-Петербурга из числа членов комиссии.

5. Полномочия члена комиссии прекращаются досрочно по решению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на основании письменного заявления члена комиссии, подаваемого на имя Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

6. Членом комиссии не может быть депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, чья деятельность расследуется в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, а также состоящий в браке либо в родственных отношениях с лицом, являющимся участником расследуемого комиссией события.

7. Комиссия формируется на время проведения парламентского расследования и после его завершения прекращает свою деятельность на основании постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.


Статья 5. Задачи комиссии


Комиссия в ходе проведения парламентского расследования:

а) оценивает достоверность информации по предмету парламентского расследования, поступившей в комиссию;

б) делает выводы о наличии фактов и обстоятельств, представляющих общественную значимость и имеющих негативные последствия для жителей Санкт-Петербурга;

в) делает выводы о неисполнении либо ненадлежащем исполнении должностными лицами Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;

г) устанавливает должностных лиц, чьи решения, действия (бездействие), по мнению комиссии, повлекли неисполнение либо ненадлежащее исполнение Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;

д) подготавливает мотивированное заключение по итогам проведения парламентского расследования.


Статья 6. Самостоятельность работы комиссии


Комиссия самостоятельна в своей работе. Вмешательство в работу комиссии со стороны депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, не входящих в состав комиссии, должностных лиц и граждан не допускается.


Статья 7. Полномочия комиссии


В целях полноты и объективности парламентского расследования комиссия вправе:

а) приглашать должностных лиц и граждан на заседания и слушания комиссии;

б) запрашивать у должностных лиц информацию, необходимую для проведения парламентского расследования;

в) собирать и систематизировать информацию по предмету парламентского расследования в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

г) принимать решения о привлечении к работе комиссии специалистов-экспертов;

д) использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, фотоаппаратуру;

е) производить фотографирование, звукозапись, видеосъемку материалов, имеющих отношение к предмету парламентского расследования, заседаний и слушаний комиссии с соблюдением требований действующего законодательства.


Статья 8. Ограничения в деятельности комиссии


Комиссия не вправе:

а) проводить парламентское расследование в отношении должностного лица, которое является подозреваемым, обвиняемым, подсудимым или осужденным по уголовному делу, возбужденному по тем же основаниям, по которым проводится парламентское расследование;

б) запрашивать материалы предварительного расследования по уголовному делу, а также материалы уголовного дела, находящиеся в производстве суда;

в) вмешиваться в процессуальную деятельность органов внутренних дел, дознания, предварительного следствия и суда по находящимся в их производстве делам об административных правонарушениях, уголовным, административным и гражданским делам;

г) проводить парламентское расследование в период избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Губернатора Санкт-Петербурга.


Статья 9. Период проведения парламентского расследования


1. Днем начала парламентского расследования является день принятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга постановления о проведении парламентского расследования.

2. Днем завершения парламентского расследования является день принятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга постановления о завершении парламентского расследования.


Статья 10. Срок проведения парламентского расследования


1. Срок проведения парламентского расследования определяется постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о проведении парламентского расследования и не может превышать один год со дня создания комиссии.

2. Парламентское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга соответствующего созыва.

3. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга принимает постановление о досрочном прекращении парламентского расследования в случае, если основания для проведения парламентского расследования в ходе работы комиссии не подтвердились.

4. В случае если к окончанию установленного срока проведения парламентского расследования работа комиссии не может быть завершена, комиссия вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга проект постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о продлении срока проведения парламентского расследования. Срок проведения парламентского расследования может быть продлен не более двух раз на общий срок не более одного года.

5. Проект постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о продлении срока проведения парламентского расследования должен быть внесен не менее чем двумя третями членов комиссии.

6. В случае непринятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга постановления о продлении срока проведения парламентского расследования комиссия завершает свою работу и вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга проект постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о завершении парламентского расследования в порядке, установленном настоящим Законом Санкт-Петербурга.


Статья 11. Права и обязанности лиц, привлекаемых к парламентскому расследованию


1. Лицо, привлекаемое к парламентскому расследованию, вправе:

а) не свидетельствовать против себя самого и близких родственников;

б) иметь представителя;

в) вести необходимые записи;

г) знакомиться с протоколом заседания комиссии;

д) ходатайствовать о внесении изменений в протокол заседания комиссии;

е) ходатайствовать о привлечении к парламентскому расследованию других лиц.

2. Лица, привлекаемые к парламентскому расследованию, обязаны выполнять требования комиссии, предусмотренные настоящим Законом Санкт-Петербурга, в том числе представлять в установленные сроки достоверную и объективную информацию, являться на заседания и слушания комиссии, отвечать на поставленные вопросы по существу, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Лица, привлекаемые к парламентскому расследованию, обязаны соблюдать установленный порядок деятельности комиссии.

3. В случае невозможности явиться на заседание или слушание комиссии должностное лицо в письменной форме извещает об этом комиссию с указанием причин неявки.


Статья 12. Обязанности и ответственность члена комиссии, секретаря комиссии, специалиста-эксперта, привлеченного к работе комиссии


1. Член комиссии, секретарь комиссии, специалист-эксперт, привлеченный к работе комиссии, обязаны:

а) участвовать в работе комиссии;

б) исполнять поручения комиссии, председателя (заместителя председателя) комиссии;

в) предоставлять исключительно комиссии всю информацию, полученную ими по предмету парламентского расследования.

2. Член комиссии обязан подписывать мотивированное заключение комиссии по итогам проведения парламентского расследования и иные документы комиссии. В случае своего несогласия с содержанием мотивированного заключения комиссии по итогам проведения парламентского расследования или иного документа комиссии член комиссии вправе сделать об этом соответствующую запись рядом со своей подписью, а также изложить свое особое мнение в письменном виде. Особое мнение члена комиссии прилагается к заключению комиссии.

3. Информация по предмету парламентского расследования, которая стала известна в ходе проведения парламентского расследования члену комиссии, секретарю комиссии, специалисту-эксперту, привлеченному к работе комиссии, не может быть передана в средства массовой информации либо распространена в иной форме публичного распространения. Указанные в настоящем пункте лица до завершения парламентского расследования не вправе высказывать свое мнение о ходе и обстоятельствах парламентского расследования.

4. Распространение членом комиссии, секретарем комиссии, специалистом-экспертом, привлеченным к работе комиссии, информации, составляющей коммерческую тайну, банковскую тайну, нотариальную тайну, врачебную тайну, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица, без его согласия, иной конфиденциальной информации, ставшей известной им в ходе работы комиссии, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.


Статья 13. Формы работы комиссии


Комиссия для проведения парламентского расследования использует следующие формы работы:

а) заседания;

б) слушания;

в) направление запросов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, государственные органы Санкт-Петербурга, а также в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в случае, установленном пунктом 2 статьи 1 настоящего Закона Санкт-Петербурга.


Статья 14. Заседания комиссии


1. Первое заседание комиссии проводится не позднее 15 рабочих дней со дня создания комиссии.

2. На первом заседании члены комиссии избирают из своего состава заместителя председателя, по представлению председателя комиссии назначают секретаря комиссии и принимают регламент комиссии.

3. Секретарем комиссии может быть назначен гражданин Российской Федерации, замещающий должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга не менее 5 лет, имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция" и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

4. Очередное (внеочередное) заседание комиссии созывается председателем комиссии, а в его отсутствие - заместителем председателя комиссии.

5. Заседания комиссии являются закрытыми. Лица, не являющиеся членами комиссии, могут присутствовать на закрытом заседании только по решению комиссии. По решению комиссии может быть проведено открытое заседание. Не допускается оглашение в открытом заседании конфиденциальной информации в отношении лица без его согласия или без согласия иного лица, уполномоченного давать согласие на ее распространение.

6. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

7. По вопросам, рассматриваемым на заседании комиссии, принимаются решения. Решения комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии, присутствующих на ее заседании.

На заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим. Председатель комиссии голосует последним.


Статья 15. Слушания комиссии


Слушания комиссии проводятся по решению комиссии. Слушания комиссии являются открытыми. Порядок организации и проведения слушаний комиссии определяется регламентом комиссии, в котором предусматриваются место и время проведения слушаний комиссии, сроки оповещения, которые не могут быть менее 10 дней до проведения слушаний, перечень лиц, приглашаемых на слушания комиссии, и другие вопросы.

Слушания комиссии проводит председатель (заместитель председателя) комиссии. На слушаниях комиссии секретарем комиссии ведется протокол.

Не допускается оглашение в ходе слушания комиссии конфиденциальной информации в отношении лица без его согласия или без согласия иного лица, уполномоченного давать согласие на ее распространение.


Статья 16. Запросы комиссии


1. В целях полноты и объективности парламентского расследования комиссия вправе принять решение о направлении запросов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, государственные органы Санкт-Петербурга, а также в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в случае, установленном пунктом 2 статьи 1 настоящего Закона Санкт-Петербурга.

2. Запрос комиссии должен содержать:

а) сообщение о проведении парламентского расследования с указанием реквизитов постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о проведении данного парламентского расследования;

б) перечень запрашиваемых сведений, необходимых для проведения парламентского расследования;

в) форму предоставления информации;

г) разъяснение ответственности за воспрепятствование проведению парламентского расследования.

3. Должностные лица обязаны подготовить и не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса комиссии направить ответ в адрес председателя комиссии, а также запрашиваемые документы и сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.


Статья 17. Завершение работы комиссии


1. При завершении своей работы комиссия утверждает мотивированное заключение по итогам проведения парламентского расследования и проект постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о завершении парламентского расследования.

Мотивированное заключение комиссии по итогам проведения парламентского расследования прилагается к проекту постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о завершении парламентского расследования.

2. Мотивированное заключение комиссии по итогам проведения парламентского расследования содержит:

а) выводы о достоверности поступившей в комиссию информации по предмету парламентского расследования;

б) выводы о наличии фактов и обстоятельств, представляющих общественную значимость и имеющих негативные последствия для жителей Санкт-Петербурга;

в) выводы о неисполнении либо ненадлежащем исполнении должностными лицами Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;

г) список должностных лиц, чьи решения, действия (бездействие), по мнению комиссии, повлекли неисполнение либо ненадлежащее исполнение Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;

д) описание последствий неисполнения либо ненадлежащего исполнения Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, должностными лицами, указанными в мотивированном заключении комиссии по итогам проведения парламентского расследования;

е) рекомендации по устранению допущенных нарушений;

ж) предложения о направлении обращений в правоохранительные органы о привлечении к ответственности отдельных должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга;

з) предложения по проведению процедуры выражения недоверия отдельным должностным лицам в соответствии с действующим законодательством;

и) предложения об освобождении от должности должностных лиц, действие (бездействие) которых повлекли за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования;

к) предложения о наложении взысканий на отдельных должностных лиц;

л) предложения о поощрении должностных лиц и граждан.

3. Проект постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о завершении парламентского расследования содержит:

а) пункт о принятии к сведению мотивированного заключения комиссии по итогам проведения парламентского расследования;

б) пункт о завершении парламентского расследования;

в) пункты о реализации предложений и рекомендаций, изложенных в мотивированном заключении комиссии по итогам проведения парламентского расследования.

4. Мотивированное заключение комиссии по итогам проведения парламентского расследования и проект постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о завершении парламентского расследования в течение трех рабочих дней после утверждения вносятся председателем (заместителем председателя) комиссии на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в соответствии с регламентом заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.


Статья 18. Хранение материалов по парламентскому расследованию


1. За сохранность материалов по парламентскому расследованию до его завершения отвечает секретарь комиссии.

2. По окончании парламентского расследования материалы по парламентскому расследованию хранятся в установленном порядке.

3. Материалы по парламентскому расследованию, содержащие конфиденциальную информацию, уничтожаются, о чем комиссией составляется соответствующий акт.


Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга


1. Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

2. Парламентское расследование в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга проводится по фактам и обстоятельствам, возникшим после его вступления в силу.


Губернатор Санкт-Петербурга

Г.С. Полтавченко


Санкт-Петербург
28 июня 2018 года
N 391-77


Обзор документа


В Санкт-Петербурге вводится институт парламентского расследования.

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга будут теперь назначаться парламентские расследования в отношении должностных лиц органов государственной власти города по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения последними Устава Санкт-Петербурга, законов или иных НПА (если таковые обстоятельства представляют общественную значимость и имеют негативные последствия для жителей города).

Цель - защита гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, выявление причин и условий нарушения последних и др.

Основанием для назначения расследования послужит обращение группы депутатов численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.

Проводит расследование комиссия, формируемая из числа депутатов; определены ее полномочия; прописана процедура.

В соответствии с принятым законом будут проводиться парламентские расследования по фактам и обстоятельствам, возникшим после вступления закона в силу.

Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Назад