Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Региональные Москва Распоряжение Правительства Москвы от 10 декабря 2019 г. N 710-РП "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку планирования и проведения учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"

Обзор документа

9 января 2020

gerb

Распоряжение Правительства Москвы от 10 декабря 2019 г. N 710-РП "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку планирования и проведения учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"

     В соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О
правовых актах города Москвы", в целях повышения эффективности подготовки
органов управления, сил и средств органов исполнительной власти города
Москвы, органов местного самоуправления города Москвы и организаций,
расположенных на территории города Москвы, к решению задач в области
гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных
объектах:
     1. Утвердить Методические рекомендации по порядку планирования и
проведения учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения
от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах (приложение).
     2. Признать утратившими силу:
     2.1. Распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве
Москвы от 13 марта 2002 г. N 107-РЗМ "Об утверждении методических
рекомендаций по подготовке и проведению командно-штабных учений и штабных
тренировок по отработке вопросов выполнения мероприятий гражданской
обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в г. Москве".
     2.2. Распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве
Москвы от 9 июля 2007 г. N 116-РЗМ "О внесении изменений в распоряжение
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 13 марта
2002 г. N 107-РЗМ".
     3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам
жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы                                                  С.С. Собянин

                                                               Приложение
                                      к распоряжению Правительства Москвы
                                           от 10 декабря 2019 г. N 710-РП

                        Методические рекомендации
 по порядку планирования и проведения учений и тренировок по гражданской
обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной
          безопасности и безопасности людей на водных объектах

                           1. Общие положения

     1.1. Методические рекомендации по порядку планирования и проведения
учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от
чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности
людей на водных объектах (далее - Методические рекомендации) разработаны
в целях определения единого подхода к порядку планирования и проведения
учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от
чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности
людей на водных объектах (далее - учения (тренировки) и рекомендуются к
использованию в органах исполнительной власти города Москвы, органах
местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и
организациях независимо от их организационно-правовых форм, расположенных
в городе Москве (далее - организации), в полномочия которых входит
решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     1.2. Основными задачами учений (тренировок) являются:
     1.2.1. Совершенствование навыков лиц, привлекаемых к учениям
(тренировкам) при выполнении функциональных обязанностей, при решении
задач по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
     1.2.2. Совершенствование взаимодействия органов исполнительной
власти города Москвы, органов местного самоуправления городских округов и
поселений в городе Москве и организаций при угрозе и возникновении
чрезвычайной ситуации.
     1.3. Виды учений (тренировок):
     1.3.1. Командно-штабное учение.
     1.3.2. Тактико-специальное учение.
     1.3.3. Комплексное учение.
     1.3.4. Штабная тренировка.
     1.3.5. Объектовая тренировка.
     1.4. Цели и периодичность проведения учений (тренировок) определены
приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от
24 апреля 2013 г. N 284 "Об утверждении Инструкции по подготовке и
проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения
от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах".

                   2. Планирование учений (тренировок)

     2.1. Учения (тренировки) проводятся в соответствии с планами
основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций на год в органах исполнительной власти
города Москвы, органах местного самоуправления городских округов и
поселений в городе Москве и организациях. Учения (тренировки), не
включенные в эти планы, могут быть проведены по решению председателя
(первого заместителя председателя) Комиссии Правительства Москвы по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности.
     2.2. Учения (тренировки) засчитываются по решению руководителя
соответствующего учения (тренировки) как проведенные в текущем году:
     2.2.1. Для органов исполнительной власти города Москвы, органов
местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и
организаций - при их непосредственном участии в отработке задач,
поставленных в замысле учений (тренировок), проводимых федеральными
органами исполнительной власти и их территориальными органами,
председателем (первым заместителем председателя) Комиссии Правительства
Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности.
     2.2.2. Для органов местного самоуправления городских округов и
поселений в городе Москве и организаций - при их непосредственном участии
в отработке задач, поставленных в замысле учений (тренировок), проводимых
органами исполнительной власти города Москвы.
     2.3. При подготовке и проведении учений (тренировок) особое внимание
уделяют:
     2.3.1. Организации работы по выполнению требований нормативных
правовых актов Российской Федерации и города Москвы в области гражданской
обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной
безопасности и безопасности людей на водных объектах.
     2.3.2. Оценке состояния работы в области гражданской обороны, защиты
населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах в органах исполнительной власти
города Москвы, органах местного самоуправления городских округов и
поселений в городе Москве и организациях.
     2.3.3. Состоянию готовности сил организаций к проведению
аварийно-спасательных и других неотложных работ.
     2.3.4. Организации взаимодействия при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций между органами исполнительной власти города Москвы,
органами местного самоуправления городских округов и поселений в городе
Москве, организациями и территориальными органами федеральных органов
исполнительной власти.
     2.4. Темы учений (тренировок) определяются с учетом имеющихся
сезонных и отраслевых прогнозов возникновения чрезвычайных ситуаций.

      3. Организация руководства при проведении учений (тренировок)

     3.1. Руководители органов исполнительной власти города Москвы, главы
городских округов и поселений в городе Москве и руководители организаций,
в которых запланировано проведение учения (тренировки), назначают
руководителя учения (тренировки), заместителей руководителя учения
(тренировки), штаб (группу) руководства учением (тренировкой) (далее
также - руководство учения (тренировки).
     3.2. Руководитель учения (тренировки) несет личную ответственность
за подготовку и качество проведения учения (тренировки).
     3.3. Руководитель учения (тренировки) определяет и утверждает
замысел учения (тренировки), определяет порядок разработки необходимых
документов в соответствии с приложением 1 к настоящим Методическим
рекомендациям.
     3.4. В целях организации контроля за работой привлеченных к учению
(тренировке) лиц в качестве обучаемых (далее - обучаемые) и оценки их
действий руководителем учения (тренировки) формируется посреднический
аппарат. Комплектование посреднического аппарата осуществляется из
наиболее подготовленных лиц, не являющихся обучаемыми.
     3.5. Штаб (группа) руководства учением (тренировкой) является
основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения
(тренировки). Штаб (группа) руководства учением (тренировкой)
разрабатывает необходимые документы по учению (тренировке), обеспечивает
подготовку к учению (тренировке) посреднического аппарата, обучаемых,
места проведения практической части учения (тренировки) (далее - район
проведения учения (тренировки), а также организует связь.
     3.6. Руководству учением (тренировкой) и посредническому аппарату
запрещается раскрывать обучаемым замысел учения (тренировки),
план-календарь проведения учения (тренировки) и план наращивания
обстановки.

                    4. Подготовка учения (тренировки)

     4.1. Подготовка учения (тренировки) включает:
     4.1.1. Разработку документов по учению (тренировке) в соответствии с
приложениями 1, 2 и 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
     4.1.2. Организацию материального и технического обеспечения.
     4.2. Материальное и техническое обеспечение при подготовке и
проведении учения (тренировки) заключается:
     4.2.1. В обеспечении руководства учения (тренировки),
посреднического аппарата и обучаемых необходимой техникой,
автотранспортом, имуществом и другими материальными средствами.
     4.2.2. В обеспечении участников учения (тренировки) средствами
связи, автоматизированными системами управления и оповещения.
     4.2.3. В обеспечении участников учения (тренировки) принадлежностями
для работы, а также в организации питания и отдыха.
     4.2.4. В техническом обслуживании автотранспорта и другой техники,
привлекаемой на учение (тренировку).

              5. Организация проведения учения (тренировки)

     5.1. Началом учения (тренировки) является время доведения
оперативного задания (распоряжения, сигнала на введение режима
"повышенная готовность" или "чрезвычайная ситуация" (далее - режимы
функционирования), информации о факте и последствиях условной
чрезвычайной ситуации).
     5.2. Учение (тренировка) может проводиться непрерывно в отведенные
временные сроки или с перерывами с объявлением оперативных пауз.
     5.3. В целях обеспечения последовательности достижения целей учения
(тренировки) и сосредоточения усилий на решении главных вопросов
проведение учения (тренировки) может планироваться и проводиться по
этапам.
     5.4. В ходе проведения учения (тренировки), помимо документов,
указанных в приложениях 1, 2 и 3 к настоящим Методическим рекомендациям,
обучаемыми могут разрабатываться иные документы (приказы, поручения,
указания, распоряжения, справки, донесения, аналитические материалы и
другие).
     5.5. На первом этапе учения (тренировки) отрабатываются вопросы
введения режимов функционирования, проводится оповещение и сбор
обучаемых, осуществляется постановка задач, сбор данных по обстановке, их
оценка и анализ, проверяются вопросы готовности привлекаемых на учение
(тренировку) сил к действиям по предназначению.
     При этом особое внимание должно уделяться вопросам развертывания и
организации работы систем связи, оповещения и информирования, организации
и осуществления практических мероприятий по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, приведения в готовность формирований
гражданской обороны и Московской городской территориальной подсистемы
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
     5.6. В ходе первого этапа учения (тренировки) проверяется:
     5.6.1. Наличие разработанных в соответствии с нормативными правовыми
актами Российской Федерации и города Москвы планов и документов по
вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайной ситуации, пожарной безопасности и безопасности людей на
водных объектах (далее - планирующие и нормативные документы).
     5.6.2. Соответствие перечня, формы, содержания документов,
разработанных при подготовке учения (тренировки), приложениям 1, 2 к
настоящим Методическим рекомендациям, а также соответствие сроков их
разработки и порядка согласования приложению 3 к настоящим Методическим
рекомендациям.
     5.7. При завершении отработки учебных вопросов первого этапа и
переходе к очередному этапу учения (тренировки) может объявляться перенос
оперативного времени в ходе учения (тренировки) на более позднее
относительно текущего астрономического времени с доведением до обучаемых
соответствующей обстановки (далее - оперативный скачок).
     5.8. В ходе второго и последующих этапов учения (тренировки)
отрабатываются вопросы управления силами, привлекаемыми к ликвидации
последствий чрезвычайной ситуации, выполнения мероприятий гражданской
обороны, проводятся практические мероприятия по защите населения от
чрезвычайных ситуаций.
     Особое внимание в ходе второго и последующих этапов учения
(тренировки) обращается на проведение мероприятий по наращиванию
группировки привлекаемых к учению (тренировке) сил, проведению всех видов
разведки, организации проведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ, проведению временного отселения населения, проведению
информирования и оповещения населения.
     5.9. Практические мероприятия по отработке вопросов защиты населения
от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах проводятся в целях
совершенствования навыков управления и взаимодействия, а также тренировки
действий привлекаемых сил по предназначению.
     5.10. Проведение практических мероприятий учения (тренировки) по
ликвидации последствий чрезвычайной ситуации осуществляется на фоне
имитации и обозначения последствий аварий на коммунальных, энергетических
сетях, катастроф и стихийных бедствий, очагов химического загрязнения и
радиационного заражения. Для имитации условно пораженных лиц выделяется
необходимое количество статистов. Для отработки вопросов спасения людей
из-под завалов, с верхних этажей горящих зданий или из затопленных
подвалов могут использоваться манекены.
     5.11. Проведение практических мероприятий учения (тренировки) по
вопросам гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций, таких как развертывание пунктов выдачи средств индивидуальной
защиты, пунктов временного размещения населения, подготовка защитного
сооружения к приему укрываемых и другие, целесообразно проводить на
реальных объектах с последовательным показом всех элементов этой работы.
     5.12. По решению руководителя учения (тренировки) в ходе отработки
обучаемыми учебных вопросов могут вноситься необходимые изменения и
дополнения в план-календарь проведения учения (тренировки).
     Наращивание обстановки осуществляется посредническим аппаратом в
соответствии с замыслом учения (тренировки) и на основе ранее
разработанного плана-календаря проведения учения (тренировки).
     При резких изменениях обстановки после оперативного скачка обучаемым
предоставляется время, необходимое для ее уяснения и оценки, принятия
решения, постановки задач подчиненным, а также организации их выполнения.
     5.13. Основным содержанием работы штаба (группы) руководства учением
(тренировкой) и посреднического аппарата в ходе учения (тренировки)
являются:
     5.13.1. Оценка состояния работы по гражданской обороне, защите
населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах, готовности к защите персонала
(населения) от чрезвычайных ситуаций.
     5.13.2. Рассмотрение (изучение) принятых решений и разработанных
обучаемыми документов.
     5.13.3. Наращивание обстановки.
     5.13.4. Изучение методов работы обучаемых на их рабочих местах.
     5.13.5. Контроль за практическими действиями обучаемых в ходе
проведения учения (тренировки).
     5.13.6. Оценка деятельности обучаемых и задействованных в учении
(тренировке) органов управления и сил в целом.
     5.13.7. Оценка соответствия планирующих и нормативных документов
требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и города
Москвы.
     5.13.8. Разбор проблемных вопросов, возникших в ходе подготовки и
проведения учения (тренировки).
     5.14. В ходе проведения учения (тренировки) руководитель учения
(тренировки) или по его поручению заместители руководителя учения
(тренировки) могут проводить заслушивания обучаемых по решению учебных
вопросов.
     5.15. Лица, включенные в состав посреднического аппарата,
представляют в установленные руководителем учения (тренировки) сроки
донесения в штаб (группу) руководства учением (тренировкой) о действиях
обучаемых.
     5.16. В донесениях излагаются:
     5.16.1. Положительные и отрицательные стороны в работе обучаемых и
сил, задействованных в учении (тренировке).
     5.16.2. Выводы о слаженности действий, подготовленности обучаемых к
выполнению своих функциональных обязанностей и оценка их работы.
     5.16.3. Результаты проведенных в ходе учения (тренировки)
исследований проблемных вопросов, связанных с выполнением задач в области
гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
(далее - исследования).
     5.17. Донесения должны быть краткими и содержать конкретный материал
с приведением фактов и цифровых показателей, которые обобщаются штабом
(группой) руководства учением (тренировкой) и по указанию руководителя
учения (тренировки) включаются в разбор учения (тренировки).
     5.18. После отработки всех учебных вопросов каждого из этапов учения
(тренировки) руководитель учения (тренировки) объявляет паузу в отработке
задач учения (тренировки) (далее - частный отбой), дает указания о
подготовке разбора этапа учения (тренировки) и о порядке возвращения в
пункты постоянной дислокации. Частный отбой может быть объявлен до
завершения этапа учения (тренировки) в случаях: когда действия обучаемых
не отвечают поставленным учебным задачам и при грубом нарушении
установленных требований безопасности. В этих случаях руководитель учения
(тренировки) отдает необходимые указания, а после их выполнения
обучаемыми продолжает учение (тренировку).

                6. Подведение итогов учения (тренировки)

     6.1. Цель подведения итогов учения (тренировки) (далее - разбор)
состоит в том, чтобы на основе требований планирующих и нормативных
документов, а также всестороннего анализа работы и действий обучаемых
определить, в какой степени достигнуты поставленные учебные цели учения
(тренировки).
     6.2. Метод проведения разбора учения (тренировки) определяется
руководителем учения (тренировки) исходя из продолжительности учения
(тренировки), числа обучаемых, учебных целей учения (тренировки).
     6.3. Разбор учения (тренировки) проводится непосредственно после
окончания учения (тренировки). Если требуется дополнительное время для
обобщения результатов исследования и других материалов, то разбор учения
(тренировки) может быть перенесен на несколько суток после окончания
учения (тренировки).
     6.4. При подведении итогов прошедшего учения (тренировки)
руководитель учения (тренировки) оценивает работу обучаемых, применяя
следующую систему градации оценок:
     6.4.1. "Отлично" - если обучаемые показали высокую слаженность в
действиях, качественно подготовили все документы, в ходе подготовки и
проведения учения (тренировки) принимали целесообразные решения, уверенно
и непрерывно осуществляли управление, что обеспечило своевременное и в
полном объеме выполнение поставленных задач, а также имеются в наличии и
отвечают требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и
города Москвы все планирующие и нормативные документы.
     6.4.2. "Хорошо" - если обучаемые показали хорошую слаженность в
действиях, при разработке документов в ходе подготовки и проведения
учения (тренировки) были допущены незначительные недоработки, принимаемые
решения отвечали сложившейся обстановке, в управлении подчиненными силами
имели место отдельные перебои, которые не оказали существенного влияния
на отработку учебных вопросов и выполнение поставленных задач, а также
имеются в наличии и отвечают требованиям нормативных правовых актов
Российской Федерации и города Москвы все планирующие и нормативные
документы.
     6.4.3. "Удовлетворительно" - если обучаемые работали недостаточно
слаженно, принимаемые решения не всегда отвечали сложившейся обстановке,
в управлении допускались значительные перебои, которые вместе с тем не
привели к срыву выполнения подчиненными силами поставленных задач, а
также имеются в наличии и отвечают требованиям нормативных правовых актов
Российской Федерации и города Москвы основные планирующие и нормативные
документы.
     6.4.4. "Неудовлетворительно" - если обучаемые работали
неорганизованно, документы, разработанные при подготовке к учению
(тренировке), не соответствуют приложениям 1, 2 и 3 к настоящим
Методическим рекомендациям, принимаемые решения не отвечали сложившейся
обстановке, в связи с чем было сорвано выполнение подчиненными силами
поставленных задач, учебные вопросы отработаны не полностью, а также
отсутствуют или не отвечают требованиям нормативных правовых актов
Российской Федерации и города Москвы основные планирующие и нормативные
документы.

                 7. Обобщение итогов учения (тренировки)

     7.1. По итогам проведенного учения (тренировки) органами
исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления
городских округов и поселений в городе Москве и организациями,
проводившими учение (тренировку), готовится и оформляется в печатном виде
анализ учения (тренировки).
     7.2. Отчет о проведении учения (тренировки) с приложением анализа
направляется:
     7.2.1. При проведении учения (тренировки) органами исполнительной
власти города Москвы и подведомственными им организациями, за исключением
управ районов города Москвы и организаций, подведомственных префектурам
административных округов города Москвы, - в Главное управление МЧС России
по г. Москве.
     7.2.2. При проведении учения (тренировки) управами районов города
Москвы, органами местного самоуправления городских округов и поселений в
городе Москве, организациями, подведомственными префектурам
административных округов города Москвы, и организациями, не
подведомственными органам исполнительной власти города Москвы, - в
соответствующие управления по административным округам Главного
управления МЧС России по г. Москве.

                                                             Приложение 1
                                             к Методическим рекомендациям

                                Перечень
    документов, разрабатываемых при подготовке к проведению учений и
   тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных
   ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на
                             водных объектах

+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
|                      |Распоря-|Кален- |Замысел|Органи-| План  | Схема |Опера- | План  | План  | План  | План  |Частные|
|                      | жение  |дарный |учения |зацион-|реког- |органи-|тивное |(план- |наращи-|практи-|прове- | планы |
|                      |(приказ)| план  |(трени-|  ные  |носци- | зации |задание|кален- | вания |ческих | дения |работы |
|                      |   о    |подго- |ровки) |указа- | ровки |руково-|(ввод- | дарь) |обста- |мероп- |иссле- |замес- |
|                      |подгото-| товки |   с   |ния по |учения | дства | ная)  |прове- | новки |риятий |дований|тителей|
|                      | вке и  |учения |поясни-|подго- |(трени-|учения |       | дения |       |       |       |(помощ-|
|                      |проведе-|(трени-|тельной|товке и|ровки) |(трени-|       |учения |       |       |       |ников) |
|                      |  нии   |ровки) |запис- |прове- |       |ровки) |       |(трени-|       |       |       |руково-|
|                      | учения |       |  кой  | дению |       |       |       |ровки) |       |       |       |дителя |
|                      |(трени- |       |       |учения |       |       |       |       |       |       |       |учения |
|                      | ровки) |       |       |(трени-|       |       |       |       |       |       |       |(трени-|
|                      |        |       |       |ровки) |       |       |       |       |       |       |       |ровки),|
|                      |        |       |       |       |       |       |       |       |       |       |       |посред-|
|                      |        |       |       |       |       |       |       |       |       |       |       |ничес- |
|                      |        |       |       |       |       |       |       |       |       |       |       | кого  |
|                      |        |       |       |       |       |       |       |       |       |       |       |аппара-|
|                      |        |       |       |       |       |       |       |       |       |       |       |  та   |
|----------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Командно-штабные      |   +    |   +   |   +   |   +   |   +   |   +   |   +   |   +   |   +   |   +   |  +/-  |  +/-  |
|учения                |        |       |       |       |       |       |       |       |       |       |       |       |
|----------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Тактико-специальные   |   +    |   +   |   +   |   +   |  +/-  |   +   |   +   |   +   |   +   |   +   |  +/-  |  +/-  |
|учения                |        |       |       |       |       |       |       |       |       |       |       |       |
|----------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Комплексные учения    |   +    |   +   |   +   |   +   |  +/-  |   +   |   +   |   +   |   +   |   +   |  +/-  |  +/-  |
|----------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Штабные тренировки    |   +    |  +/-  |  +/-  |  +/-  |   -   |  +/-  |   +   |   +   |  +/-  |   -   |  +/-  |  +/-  |
|----------------------+--------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------|
|Объектовые тренировки |   +    |  +/-  |   -   |   -   |   -   |  +/-  |   +   |   +   |  +/-  |  +/-  |  +/-  |  +/-  |
+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+

     Примечания:
     1. "+" - документ разрабатывается в обязательном порядке.
     2. "+/-" - документ разрабатывается по решению руководителя учения
(тренировки).
     3. "-" - документ не разрабатывается.

                                                             Приложение 2
                                             к Методическим рекомендациям

                                 Состав
    документов, разрабатываемых при подготовке к проведению учений и
   тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных
   ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на
                             водных объектах

+---------------------------------------------------------------------------------------------------+
| N  | Наименование |    Форма     | Содержание разрабатываемого  |           Примечание            |
|п/п |разрабатывае- |  документа   |          документа           |                                 |
|    |мого документа|              |                              |                                 |
|----+--------------+--------------+------------------------------+---------------------------------|
| 1  |      2       |      3       |              4               |                5                |
|----+--------------+--------------+------------------------------+---------------------------------|
| 1  |Распоряжение  |Текстовый     |1. Тема учения (тренировки).  |                                 |
|    |(приказ)     о|              |2.     Руководитель     учения|                                 |
|    |подготовке   и|              |(тренировки).                 |                                 |
|    |проведении    |              |3.  Сроки  проведения   учения|                                 |
|    |учения        |              |(тренировки).                 |                                 |
|    |(тренировки)  |              |4.   Основные   цели    учения|                                 |
|    |              |              |(тренировки).                 |                                 |
|    |              |              |5.      Основные       вопросы|                                 |
|    |              |              |всестороннего      обеспечения|                                 |
|    |              |              |учения (тренировки)           |                                 |
|----+--------------+--------------+------------------------------+---------------------------------|
| 2  |Календарный   |Текстовый     |1.  Перечень   организационных|Разрабатывается      в      целях|
|    |план          |              |мероприятий   по    подготовке|организации             работы по|
|    |подготовки    |              |учения (тренировки).          |непосредственной       подготовке|
|    |учения        |              |2. Порядок и сроки  подготовки|учения (тренировки).             |
|    |(тренировки)  |              |штаба   (группы)   руководства|Календарный    план    подготовки|
|    |              |              |учением        (тренировкой) и|учения     (тренировки)     может|
|    |              |              |посреднического       аппарата|являться одним  из   приложений к|
|    |              |              |учения (тренировки).          |распоряжению          (приказу) о|
|    |              |              |3.      Сроки       проведения|подготовке  и  проведении  учения|
|    |              |              |мероприятий и ответственные за|(тренировки) или  разрабатываться|
|    |              |              |их выполнение                 |как самостоятельный документ     |
|----+--------------+--------------+------------------------------+---------------------------------|
| 3  |Замысел учения|Графический  и|1. Тема учения (тренировки).  |Разрабатывается на  плане  района|
|    |(тренировки) с|текстовый     |2. Цели учения (тренировки).  |проведения учения  с  приложением|
|    |пояснительной |(пояснительная|3.  Сроки  проведения   учения|пояснительной записки.           |
|    |запиской      |записка)      |(тренировки).                 |Обстановка,            которая не|
|    |              |              |4.  Район  проведения   учения|отображается в графическом  виде,|
|    |              |              |(тренировки)    и     основное|может наноситься в виде таблиц.  |
|    |              |              |содержание        практических|В пояснительной записке к замыслу|
|    |              |              |мероприятий.                  |учения  (тренировки)  излагаются:|
|    |              |              |5. Состав лиц, привлекаемых  в|тема, учебные и исследовательские|
|    |              |              |качестве  руководства  учением|цели;  район  проведения   учения|
|    |              |              |(тренировкой), и обучаемых.   |(тренировки),  состав  обучаемых;|
|    |              |              |6.  Привлекаемые   на   учение|общий замысел  проведения  учения|
|    |              |              |(тренировку)     автомобильная|(тренировки); порядок  проведения|
|    |              |              |техника,        оборудование и|учения (тренировки) с  раскрытием|
|    |              |              |инструмент.                   |каждого этапа,  продолжительность|
|    |              |              |7. Этапы учения  (тренировки),|этапов    учения    (тренировки);|
|    |              |              |их              наименование и|отрабатываемые  учебные  вопросы,|
|    |              |              |продолжительность           по|краткое  содержание   оперативной|
|    |              |              |астрономическому             и|обстановки к началу каждого этапа|
|    |              |              |оперативному времени.         |учения    (тренировки);    задачи|
|    |              |              |8.  Учебные  вопросы   каждого|обучаемым в течение каждого этапа|
|    |              |              |этапа учения (тренировки).    |учения   (тренировки);    порядок|
|    |              |              |9. Обстановка к началу  учения|отработки    учебных    вопросов;|
|    |              |              |(тренировки).                 |организация  руководства  учением|
|    |              |              |10. Замысел действий и  задачи|(тренировкой),             состав|
|    |              |              |обучаемых.                    |посреднического аппарата;  место,|
|    |              |              |11. Другие данные, влияющие на|время   и   порядок    проведения|
|    |              |              |отработку учебных вопросов    |разбора учения (тренировки)      |
|----+--------------+--------------+------------------------------+---------------------------------|
| 4  |Организацион- |Текстовый     |1. Тема учения (тренировки).  |Доводятся до обучаемых  в  части,|
|    |ные   указания|              |2.  Время  проведения   учения|их  касающейся,  после   принятия|
|    |по  подготовке|              |(тренировки).                 |решения  по   основным   вопросам|
|    |и   проведению|              |3. Состав лиц, привлекаемых  в|подготовки  и  проведения  учения|
|    |учения        |              |качестве  руководства  учением|(тренировки)   с    тем,    чтобы|
|    |(тренировки)  |              |(тренировкой), и обучаемых.   |предоставить   обучаемым   больше|
|    |              |              |4. Порядок  проведения  учения|времени  для   целенаправленной и|
|    |              |              |(тренировки).                 |своевременной подготовки к учению|
|    |              |              |5.  Задачи  по    подготовке и|(тренировке)                     |
|    |              |              |проведению              учения|                                 |
|    |              |              |(тренировки).                 |                                 |
|    |              |              |6.  Порядок  обеспечения   мер|                                 |
|    |              |              |безопасности                  |                                 |
|----+--------------+--------------+------------------------------+---------------------------------|
| 5  |План          |Текстовый  или|1. Цели рекогносцировки.      |В ходе рекогносцировки уточняются|
|    |рекогносциров-|(и)           |2.  Состав  лиц,    входящих в|замысел   учения    (тренировки),|
|    |ки      учения|графический   |группу              проведения|последовательность      отработки|
|    |(тренировки)  |              |рекогносцировки.              |учебных вопросов, места и  время,|
|    |              |              |3.  Место,  время  и   порядок|порядок   подготовки   проведения|
|    |              |              |проведения рекогносцировки.   |практических мероприятий, порядок|
|    |              |              |4. Вопросы, подлежащие решению|действий   при   их   проведении,|
|    |              |              |в       ходе        проведения|уточняются  вопросы   управления,|
|    |              |              |рекогносцировки.              |оцениваются  возможности  средств|
|    |              |              |5. Порядок перемещения  группы|связи  и  оповещения,  проводится|
|    |              |              |проведения рекогносцировки    |изучение и анализ  планирующих  и|
|    |              |              |                              |нормативных           документов,|
|    |              |              |                              |организуется         заслушивание|
|    |              |              |                              |соответствующих лиц по подготовке|
|    |              |              |                              |к      учению       (тренировке),|
|    |              |              |                              |определяются   места   размещения|
|    |              |              |                              |штаба    (группы)     руководства|
|    |              |              |                              |учением  (тренировкой),  решаются|
|    |              |              |                              |другие вопросы                   |
|----+--------------+--------------+------------------------------+---------------------------------|
| 6  |Схема         |Графический   |1.     Руководитель     учения|Схема   организации   руководства|
|    |организации   |              |(тренировки), его заместители.|учения     (тренировки)     может|
|    |руководства   |              |2.   Состав   штаба   (группы)|являться составной частью замысла|
|    |учения        |              |руководства            учением|учения             (тренировки) с|
|    |(тренировки)  |              |(тренировкой).                |пояснительной    запиской     или|
|    |              |              |3. Состоя лиц, привлекаемых  в|разрабатываться               как|
|    |              |              |качестве обучаемых.           |самостоятельный документ         |
|    |              |              |4.  Наименование   федеральных|                                 |
|    |              |              |органов исполнительной власти,|                                 |
|    |              |              |органов исполнительной  власти|                                 |
|    |              |              |города     Москвы,     органов|                                 |
|    |              |              |местного        самоуправления|                                 |
|    |              |              |городских округов и  поселений|                                 |
|    |              |              |в городе Москве и организаций,|                                 |
|    |              |              |привлекаемых   к    проведению|                                 |
|    |              |              |учения (тренировки)           |                                 |
|----+--------------+--------------+------------------------------+---------------------------------|
| 7  |Оперативное   |Текстовый     |1.  Общая  обстановка  (кратко|Доводится  до  лиц   руководящего|
|    |задание       |              |излагаются                    |состава и обучаемых.             |
|    |(вводная)     |              |социально-политическая        |Обстановка в оперативном  задании|
|    |              |              |обстановка,                   |(вводной)  излагается   с   такой|
|    |              |              |физико-географические,        |степенью   детализации,   которая|
|    |              |              |климатические   характеристики|помогает  обучаемым     оценить и|
|    |              |              |региона,         потенциальные|анализировать         обстановку,|
|    |              |              |опасности        возникновения|провести              необходимые|
|    |              |              |чрезвычайной ситуации).       |оперативно-тактические   расчеты,|
|    |              |              |2.      Частая      обстановка|осуществить    на    их    основе|
|    |              |              |(укатывается      обстановка в|практические       мероприятия по|
|    |              |              |районе    проведения    учения|защите населения от  чрезвычайных|
|    |              |              |(тренировки).                 |ситуаций.                        |
|    |              |              |3.      Справочные      данные|В оперативное  задание  (вводную)|
|    |              |              |(указываются  те   особенности|могут быть  внесены  ограничения,|
|    |              |              |обстановки, которые в  отличие|оговаривающие         специальные|
|    |              |              |от     реальной     обстановки|условия, действия  обучаемых  или|
|    |              |              |обучаемые  не   могут   учесть|состав   привлекаемых     сил при|
|    |              |              |самостоятельно  без   указаний|отработке задания                |
|    |              |              |руководства,      а      также|                                 |
|    |              |              |допускаемые условности).      |                                 |
|    |              |              |4. Задачи  к  исполнению  (что|                                 |
|    |              |              |изучить, оценить и  исполнить,|                                 |
|    |              |              |к чему  быть  готовым  в  ходе|                                 |
|    |              |              |учения (тренировки)           |                                 |
|----+--------------+--------------+------------------------------+---------------------------------|
| 8  |План          |Текстовый     |1.  Общая   последовательность|Разрабатывается в целях уточнения|
|    |(план-кален-  |              |проведения              учения|сроков проведения  мероприятий  в|
|    |дарь)         |              |(тренировки).                 |ходе учения (тренировки).        |
|    |проведения    |              |2. Порядок работы  руководства|Степень               детализации|
|    |учения        |              |учением (тренировкой).        |плана-календаря проведения учения|
|    |(тренировки)  |              |3.       Порядок        работы|(тренировки) зависит от  масштаба|
|    |              |              |посреднического     аппарата и|и  целей   учения   (тренировки),|
|    |              |              |обучаемых по основным вопросам|состава     обучаемых,     уровня|
|    |              |              |учения          (тренировки) с|подготовки     штаба     (группы)|
|    |              |              |указанием   времени      на их|руководства учением (тренировкой)|
|    |              |              |отработку,   в    том    числе|и посреднического аппарата       |
|    |              |              |выполнения        практических|                                 |
|    |              |              |мероприятий.                  |                                 |
|    |              |              |4. Время  начала  и  окончания|                                 |
|    |              |              |учения (тренировки)           |                                 |
|    |              |              |5. Время  проведения  разборов|                                 |
|    |              |              |по  окончании  этапов   учения|                                 |
|    |              |              |(тренировки)     и      учения|                                 |
|    |              |              |(тренировки) в целом          |                                 |
|----+--------------+--------------+------------------------------+---------------------------------|
| 9  |План          |Текстовый     |1. Время доведения  информации|Является документом, определяющим|
|    |наращивания   |              |(вводных),   ее    содержание,|содержание  и  порядок  доведения|
|    |обстановки    |              |перечень    лиц,     доводящих|информации           (вводных), в|
|    |              |              |информацию     (посреднический|соответствии с  планом-календарем|
|    |              |              |аппарат), перечень  обучаемых,|проведения учения (тренировки).  |
|    |              |              |до      которых      доводится|Информация     по      обстановке|
|    |              |              |информация.                   |доводится из тех источников, теми|
|    |              |              |2. Способ доведения информации|способами,  в  таких    объемах и|
|    |              |              |                              |форме,  в   которых   она   может|
|    |              |              |                              |поступать в реальных условиях    |
|----+--------------+--------------+------------------------------+---------------------------------|
| 10 |План          |Текстовый     |1.  Наименование  мероприятий,|Разрабатывается      в      целях|
|    |практических  |              |их содержание.                |детального           планирования|
|    |мероприятий   |              |2. Время  и  место  проведения|проведения           практических|
|    |              |              |мероприятий.                  |мероприятий,       определения их|
|    |              |              |3.      Состав      обучаемых,|объема и порядка проведения      |
|    |              |              |привлекаемых   к    выполнению|                                 |
|    |              |              |мероприятий.                  |                                 |
|    |              |              |4.  Лица,     ответственные за|                                 |
|    |              |              |организацию    и    проведение|                                 |
|    |              |              |практических мероприятий.     |                                 |
|----+--------------+--------------+------------------------------+---------------------------------|
| 11 |План          |Текстовый     |1. Цели исследований.         |К плану исследований  прилагается|
|    |проведении    |              |2.     Порядок     организации|расчет  лиц,  входящих  в  состав|
|    |исследований  |              |исследований при подготовке  и|исследовательских групп.         |
|    |              |              |в   ходе   проведения   учения|Кроме        того,        заранее|
|    |              |              |(тренировки).                 |разрабатываются        задания на|
|    |              |              |3.    Порядок    представления|проведение исследований          |
|    |              |              |донесений     и      обобщение|                                 |
|    |              |              |результатов исследований      |                                 |
|----+--------------+--------------+------------------------------+---------------------------------|
| 12 |Частные  планы|Текстовый     |1. Тема учения (тренировки).  |Разрабатываются исходя из замысла|
|    |работы        |              |2.    Учебные         цели для|и   с   учетом    плана-календаря|
|    |заместителей  |              |соответствующих      категорий|проведения учения (тренировки).  |
|    |(помощников)  |              |обучаемых.                    |                                 |
|    |руководителя  |              |3. Список обучаемых.          |                                 |
|    |учения        |              |4. Этапы учения  (тренировки),|                                 |
|    |(тренировки), |              |их        продолжительность по|                                 |
|    |посредническо-|              |оперативному                 и|                                 |
|    |го аппарата   |              |астрономическому времени.     |                                 |
|    |              |              |5. Учебные вопросы и время  на|                                 |
|    |              |              |их отработку.                 |                                 |
|    |              |              |6. Обстановка по этапам учения|                                 |
|    |              |              |(тренировки)       (содержание|                                 |
|    |              |              |вводных).                     |                                 |
|    |              |              |7. Порядок работы  заместителя|                                 |
|    |              |              |руководителя            учения|                                 |
|    |              |              |(тренировки).                 |                                 |
|    |              |              |8.  Действия   посреднического|                                 |
|    |              |              |аппарата   и     обучаемых при|                                 |
|    |              |              |отработке учебных вопросов.   |                                 |
|    |              |              |9.     Сроки     представления|                                 |
|    |              |              |докладов.                     |                                 |
|    |              |              |10. Время начала  и  окончания|                                 |
|    |              |              |учения           (тренировки),|                                 |
|    |              |              |проведения         разборов по|                                 |
|    |              |              |окончанию  этапов   и   учения|                                 |
|    |              |              |(тренировки)                  |                                 |
+---------------------------------------------------------------------------------------------------+

                                                             Приложение 3
                                             к Методическим рекомендациям

Сроки разработки и порядок согласования документов при подготовке учений
  и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных
   ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на
                             водных объектах

+---------------------------------------------------------------------------------------------------+
| N  | Наименование |  Рекомендуемые   |    Лицо,    |             Документ согласуется             |
|п/п |разрабатывае- | сроки разработки |утверждающее |----------------------------------------------|
|    |мых документов|    документов    |  документ   |     для      |   для управ   |для организаций|
|    |              |                  |             | отраслевых,  |районов города |               |
|    |              |                  |             |функциональных|Москвы, органов|               |
|    |              |                  |             |   органов    |   местного    |               |
|    |              |                  |             |исполнительной|самоуправлении |               |
|    |              |                  |             |власти города |   городских   |               |
|    |              |                  |             |   Москвы,    |   округов и   |               |
|    |              |                  |             |  префектур   |  поселений в  |               |
|    |              |                  |             |административ-| городе Москве |               |
|    |              |                  |             | ных округов  |               |               |
|    |              |                  |             |города Москвы |               |               |
|----+--------------+------------------+-------------+--------------+---------------+---------------|
| 1  |      2       |        3         |      4      |      5       |       6       |       7       |
|----+--------------+------------------+-------------+--------------+---------------+---------------|
| 1  |Распоряжение  |30 суток до начала|Руководитель |      -       |       -       |       -       |
|    |(приказ)     о|учения            |учения       |              |               |               |
|    |подготовке   и|(тренировки)      |(тренировки) |              |               |               |
|    |проведении    |                  |             |              |               |               |
|    |учения        |                  |             |              |               |               |
|    |(тренировки)  |                  |             |              |               |               |
|----+--------------+------------------+-------------+--------------+---------------+---------------|
| 2  |Календарный   |30 суток до начала|Руководитель |      -       |       -       |       -       |
|    |план          |учения            |учения       |              |               |               |
|    |подготовки    |(тренировки)      |(тренировки) |              |               |               |
|    |учении        |                  |             |              |               |               |
|    |(тренировки)  |                  |             |              |               |               |
|----+--------------+------------------+-------------+--------------+---------------+---------------|
| 3  |Замысел учения|20 суток до начала|Руководитель |Главное       |Управление   по|Управление   по|
|    |(тренировки) с|учения            |учения       |управление МЧС|административ- |административ- |
|    |пояснительной |(тренировки)      |(тренировки) |Россия      по|ному     округу|ному     округу|
|    |запиской      |                  |             |г. Москве     |Славного       |Главного       |
|    |              |                  |             |              |управлении  МЧС|управления  МЧС|
|    |              |                  |             |              |России       по|России       по|
|    |              |                  |             |              |г. Москве      |г. Москве.     |
|    |              |                  |             |              |               |Для            |
|    |              |                  |             |              |               |государственных|
|    |              |                  |             |              |               |бюджетных     и|
|    |              |                  |             |              |               |казенных       |
|    |              |                  |             |              |               |учреждений    -|
|    |              |                  |             |              |               |согласование   |
|    |              |                  |             |              |               |также          |
|    |              |                  |             |              |               |осуществляется |
|    |              |                  |             |              |               |с       органом|
|    |              |                  |             |              |               |исполнительной |
|    |              |                  |             |              |               |власти   города|
|    |              |                  |             |              |               |Москвы,       в|
|    |              |                  |             |              |               |ведомственном  |
|    |              |                  |             |              |               |подчинении     |
|    |              |                  |             |              |               |которого    они|
|    |              |                  |             |              |               |находятся      |
|----+--------------+------------------+-------------+--------------+---------------+---------------|
| 4  |Организацион- |30 суток до начала|Руководитель |      -       |       -       |       -       |
|    |ные   указания|учения            |учения       |              |               |               |
|    |по  подготовке|(тренировки)      |(тренировки) |              |               |               |
|    |и   проведению|                  |             |              |               |               |
|    |учения        |                  |             |              |               |               |
|    |(тренировки)  |                  |             |              |               |               |
|----+--------------+------------------+-------------+--------------+---------------+---------------|
| 5  |План          |20 суток до начала|Руководитель |      -       |       -       |       -       |
|    |рекогносциров-|учения            |(заместитель |              |               |               |
|    |ки      учения|(тренировки)      |руководителя)|              |               |               |
|    |(тренировки)  |                  |учения       |              |               |               |
|    |              |                  |(тренировки) |              |               |               |
|----+--------------+------------------+-------------+--------------+---------------+---------------|
| 6  |Схема         |20 суток до начала|Руководитель |      -       |       -       |       -       |
|    |организации   |учения            |(заместитель |              |               |               |
|    |руководства   |(тренировки)      |руководителя)|              |               |               |
|    |учения        |                  |учения       |              |               |               |
|    |(тренировки)  |                  |(тренировки) |              |               |               |
|----+--------------+------------------+-------------+--------------+---------------+---------------|
| 7  |Оперативное   |20 суток до начала|Руководитель |Главное       |Управление   по|Управление   по|
|    |задание       |учения            |учения       |управление МЧС|административ- |административ- |
|    |(вводная)     |(тренировки)      |(тренировки) |России      по|ному     округу|ному     округу|
|    |              |                  |             |г. Москве     |Главного       |Главного       |
|    |              |                  |             |              |управления  МЧС|управления  МЧС|
|    |              |                  |             |              |России       по|России       по|
|    |              |                  |             |              |г. Москве      |г. Москве      |
|----+--------------+------------------+-------------+--------------+---------------+---------------|
| 8  |План          |10 суток до начала|Руководитель |Данное        |Управление   по|Управление   по|
|    |(план-кален-  |учения            |(заместитель |управление МЧС|административ- |административ- |
|    |дарь)         |(тренировки)      |руководителя)|России      по|ному     округу|ному     округу|
|    |проведения    |                  |учения       |г. Москве     |Главного       |Главного       |
|    |учения        |                  |(тренировки) |              |управления  МЧС|управления  МЧС|
|    |(тренировки)  |                  |             |              |России       по|России       по|
|    |              |                  |             |              |г. Москве      |г. Москве      |
|----+--------------+------------------+-------------+--------------+---------------+---------------|
| 9  |План          |10 суток до начала|Руководитель |      -       |       -       |       -       |
|    |наращивания   |учения            |(заместитель |              |               |               |
|    |обстановки    |(тренировки)      |руководителя)|              |               |               |
|    |              |                  |учения       |              |               |               |
|    |              |                  |(тренировки) |              |               |               |
|----+--------------+------------------+-------------+--------------+---------------+---------------|
| 10 |План          |10 суток до начала|Руководитель |      -       |       -       |       -       |
|    |практических  |учения            |(заместитель |              |               |               |
|    |мероприятий   |(тренировки)      |руководителя)|              |               |               |
|    |              |                  |учения       |              |               |               |
|    |              |                  |(тренировки) |              |               |               |
|----+--------------+------------------+-------------+--------------+---------------+---------------|
| 11 |План          |10 суток до начала|Руководитель |      -       |       -       |       -       |
|    |проведения    |учения            |(заместитель |              |               |               |
|    |исследований  |(тренировки)      |руководителя)|              |               |               |
|    |              |                  |учения       |              |               |               |
|    |              |                  |(тренировки) |              |               |               |
|----+--------------+------------------+-------------+--------------+---------------+---------------|
| 12 |Частные  планы|7 суток до  начала|Руководитель |      -       |       -       |       -       |
|    |работы        |учения            |учения       |              |               |               |
|    |заместителей  |(тренировки)      |(тренировки) |              |               |               |
|    |(помощников)  |                  |             |              |               |               |
|    |руководители  |                  |             |              |               |               |
|    |учения        |                  |             |              |               |               |
|    |(тренировки), |                  |             |              |               |               |
|    |посредническо-|                  |             |              |               |               |
|    |го аппарата   |                  |             |              |               |               |
+---------------------------------------------------------------------------------------------------+

Обзор документа

Разработаны методические рекомендации по порядку планирования и проведения учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Методические рекомендации разработаны для определения единого подхода к порядку планирования и проведения учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и рекомендуются к использованию в органах исполнительной власти Москвы, органах местного самоуправления, организациях независимо от их организационно-правовых форм, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Учения проводятся с целью совершенствования навыков лиц, привлекаемых к учениям; совершенствования взаимодействия органов власти, органов местного самоуправления и организаций при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Предусматривается проведение следующих видов учений: командно-штабные; тактико-специальные; комплексные; штабные; объектовые.
Учения проводятся в соответствии с планами. Учения, не включенные в планы, могут проводиться по решению председателя Комиссии Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Регламентирован порядок подготовки и организации учений, а также порядок подведения итогов проведенных учений.
Назад