Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Региональные Москва Постановление Правительства Москвы от 24 августа 2017 г. N 591-ПП "О государственном экологическом надзоре в городе Москве"

Обзор документа

13 сентября 2017

gerb

Постановление Правительства Москвы от 24 августа 2017 г. N 591-ПП "О государственном экологическом надзоре в городе Москве"

     В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об
охране окружающей среды"1, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г.
N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля" Правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить:
     1.1. Порядок организации и осуществления государственного
экологического надзора в городе Москве (приложение 1).
     1.2. Административный регламент исполнения Департаментом
природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
государственной функции по осуществлению регионального государственного
экологического надзора (приложение 2).
     2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы Кульбачевского А.О.

Мэр Москвы                                                  С.С. Собянин

                                                             Приложение 1
                                     к постановлению Правительства Москвы
                                           от 24 августа 2017 г. N 591-ПП

                                 Порядок
  организации и осуществления государственного экологического надзора в
                              городе Москве

     1. Порядок организации и осуществления государственного
экологического надзора в городе Москве устанавливает правила организации
и осуществления государственного экологического надзора в городе Москве.
     2. Государственный экологический надзор в городе Москве включает в
себя федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства
и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории
города Москвы, федеральный государственный охотничий надзор на территории
города Москвы в части полномочий, переданных в соответствии с федеральным
законодательством для осуществления органам государственной власти
субъектов Российской Федерации, региональный государственный надзор за
геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр,
региональный государственный надзор в области охраны атмосферного
воздуха, региональный государственный надзор в области использования и
охраны водных объектов, региональный государственный надзор в области
охраны и использования особо охраняемых природных территорий
регионального значения, региональный государственный надзор в области
обращения с отходами (далее - региональный государственный экологический
надзор в городе Москве).
     3. Государственный экологический надзор в городе Москве
осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы (далее - Департамент) на основании постановления
Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 296-ПП "Об утверждении Положения
о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города
Москвы".
     4. Деятельность Департамента по федеральному государственному
надзору в области охраны, воспроизводства и использования объектов
животного мира и среды их обитания на территории города Москвы и по
федеральному государственному охотничьему надзору на территории города
Москвы, переданным в соответствии с федеральным законодательством для
осуществления органам государственной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     5. Под региональным государственным экологическим надзором в городе
Москве понимается деятельность Департамента, направленная на
предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их
руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными
предпринимателями и их уполномоченными представителями, органами
государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами
требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в
соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы в
области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования),
посредством организации и проведения проверок указанных лиц, организации
и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных
требований, а также мероприятий по контролю, осуществляемых без
взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями,
принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации и
законодательством города Москвы мер по пресечению и (или) устранению
последствий выявленных нарушений.
     6. Региональный государственный экологический надзор осуществляется
в порядке, установленном нормативным правовым актом города Москвы.
     7. Департамент при осуществлении регионального государственного
экологического надзора в установленном порядке взаимодействует с
федеральными органами исполнительной власти и их территориальными
органами, органами прокуратуры, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления.
     8. Региональный государственный экологический надзор осуществляется
при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием
расположенных на территории города Москвы объектов, оказывающих
негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов,
подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
     9. Региональный государственный экологический надзор осуществляется
уполномоченными должностными лицами Департамента, являющимися
государственными инспекторами города Москвы в области охраны окружающей
среды (далее - государственные инспектора), перечень которых утверждается
приказом Департамента, с привлечением экспертов и экспертных организаций,
аккредитованных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря
2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", в
следующих формах:
     9.1. Плановых проверок.
     9.2. Внеплановых проверок.
     9.3. Мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями.
     9.4. Мероприятий, направленных на профилактику нарушений
обязательных требований.
     10. Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании
распоряжения о проведении проверки, оформленного по установленной форме и
подписанного руководителем Департамента либо уполномоченным заместителем
руководителя Департамента, в форме документарной проверки и (или)
выездной проверки в установленном Федеральным законом от 26 декабря
2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.
N 294-ФЗ), Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядке.
     Информация о проверках вносится в единый реестр проверок в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
28 апреля 2015 г. N 415 "О Правилах формирования и ведения единого
реестра проверок".
     11. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся в виде:
     11.1. Плановых (рейдовых) осмотров (обследований) территорий,
акваторий.
     11.2. Наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством
анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и
индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в
том числе посредством использования федеральных государственных
информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с
федеральным законом.
     11.3. Исследований и измерений параметров природных объектов
окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при
осуществлении государственного экологического мониторинга в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
     12. Мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных
требований, проводятся в соответствии с ежегодно утверждаемой
руководителем Департамента программой профилактики нарушений и включают в
себя:
     12.1. Размещение на официальных сайтах в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет перечня нормативных
правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные
требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального
государственного экологического надзора, а также текстов соответствующих
нормативных правовых актов.
     12.2. Информирование юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, граждан по вопросам соблюдения обязательных требований,
в том числе посредством разработки и опубликования руководств по
соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций,
разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
В случае изменения обязательных требований Департамент подготавливает и
распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов,
устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в
действующие акты, сроках и порядке вступления их в силу, а также
рекомендации о проведении необходимых организационных, технических
мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения
обязательных требований.
     12.3. Обеспечение регулярного (не реже одного раза в год) обобщения
практики осуществления в сфере регионального государственного
экологического надзора и размещение на официальных сайтах в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет соответствующих
обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев
нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер,
которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями, гражданами в целях недопущения таких нарушений.
     12.4. Выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных
требований.
     13. При обнаружении в ходе регионального государственного
экологического надзора нарушений обязательных требований государственный
инспектор выдает обязательные для исполнения предписания об устранении
нарушений с указанием сроков их выполнения и (или) о проведении
мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным,
окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и
юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу,
предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера; и при выявлении поводов и достаточных данных,
указывающих на событие административного правонарушения, возбуждает дело
об административном правонарушении, а также при получении в установленном
порядке сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений
обязательных требований выдает предостережения о недопустимости нарушения
обязательных требований.
     14. Привлечение к административной ответственности производится в
соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
     15. Сроки и последовательность административных процедур и
административных действий при осуществлении регионального
государственного экологического надзора устанавливаются административным
регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с
постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2012 г. N 146-ПП "О
порядке разработки и утверждения в городе Москве административных
регламентов исполнения государственных функций по осуществлению
регионального государственного контроля (надзора) и административных
регламентов осуществления муниципального контроля".
     16. Государственные инспектора при осуществлении регионального
государственного экологического надзора пользуются правами, а также
соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным
законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, иными федеральными законами и
принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также несут ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     17. Обжалование действий (бездействия) уполномоченных должностных
лиц Департамента и решений, принятых ими в ходе осуществления
регионального государственного экологического надзора, производится в
соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами
города Москвы.

                                                             Приложение 2
                                     к постановлению Правительства Москвы
                                           от 24 августа 2017 г. N 591-ПП

                       Административный регламент
  исполнения Департаментом природопользования и охраны окружающей среды
  города Москвы государственной функции по осуществлению регионального
                 государственного экологического надзора

                           1. Общие положения

     1.1. Настоящий Административный регламент исполнения Департаментом
природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
государственной функции по осуществлению регионального государственного
экологического надзора в городе Москве (далее - государственная функция)
устанавливает сроки и последовательность административных процедур
(действий) по исполнению государственной функции, а также порядок
взаимодействия с органами государственной власти, юридическими лицами, их
руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными
предпринимателями и их уполномоченными представителями при исполнении
государственной функции (далее - Регламент).
     1.2. Исполнение государственной функции осуществляется Департаментом
природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее -
Департамент) на основании Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды", постановления Правительства Москвы от
17 мая 2013 г. N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте
природопользования и охраны окружающей среды города Москвы".
     1.3. В целях, связанных с исполнением государственной функции,
используются документы и информация, обрабатываемые, в том числе
посредством межведомственного запроса, с использованием межведомственного
информационного взаимодействия с:
     1.3.1. Федеральной налоговой службой.
     1.3.2. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и
картографии.
     1.3.3. Федеральным агентством водных ресурсов.
     1.3.4. Федеральным агентством по недропользованию.
     1.3.5. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
     1.4. При организации и проведении проверок запрашиваются и
получаются на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме,
документы и (или) информация, включенные в определенный Правительством
Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов
местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или
органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых
находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного
информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены
Правительством Российской Федерации.
     Запрос документов и (или) информации, содержащих сведения,
составляющие налоговую или иную охраняемую законом тайну, в рамках
межведомственного информационного взаимодействия допускается при условии,
что проверка соответствующих сведений обусловлена необходимостью
установления факта соблюдения юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями обязательных требований, указанных в пункте 1.6
настоящего Регламента, и предоставление указанных сведений предусмотрено
федеральным законом.
     Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия
документов и (или) информации, их раскрытие, в том числе ознакомление с
ними в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г.
N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля", осуществляются с учетом требований законодательства Российской
Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
     1.5. Исполнение государственной функции осуществляется в
соответствии с:
     1.5.1. Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее - КоАП РФ).
     1.5.2. Водным кодексом Российской Федерации.
     1.5.3. Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1
"О недрах".
     1.5.4. Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо
охраняемых природных территориях".
     1.5.5. Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах
производства и потребления".
     1.5.6. Федеральным законом 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране
атмосферного воздуха".
     1.5.7. Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды".
     1.5.8. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
     1.5.9. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).
     1.5.10. Постановлением Правительства Российской Федерации от
21 апреля 2000 г. N 373 "Об утверждении Положения о государственном учете
вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников".
     1.5.11. Постановлением Правительства Российской Федерации от
28 ноября 2002 г. N 847 "О порядке ограничения, приостановления или
прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
и вредных физических воздействий на атмосферный воздух".
     1.5.12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4
ноября 2006 г. N 640 "О критериях отнесения объектов к объектам,
подлежащим федеральному государственному надзору в области использования
и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в
области использования и охраны водных объектов".
     1.5.13. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня
2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного
контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов
проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей".
     1.5.14. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3
сентября 2010 г. N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами
производства и потребления в части осветительных устройств, электрических
ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание,
транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда
жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде".
     1.5.15. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня
2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании
утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
     1.5.16. Постановлением Правительства Российской Федерации от
28 августа 2015 г. N 903 "Об утверждении критериев определения объектов,
подлежащих федеральному государственному экологическому надзору".
     1.5.17. Постановлением Правительства Российской Федерации от
11 февраля 2016 г. N 94 "Об утверждении Правил охраны подземных водных
объектов".
     1.5.18. Приказом Министерства природных ресурсов Российской
Федерации от 18 декабря 2006 г. N 288 "Об утверждении Перечня объектов,
подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за
использованием и охраной водных объектов".
     1.5.19. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии
Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. N 87 "Об утверждении Методики
исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие
нарушения водного законодательства".
     1.5.20. Приказом Министерства экономического развития Российской
Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального
закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля".
     1.5.21. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии
Российской Федерации от 8 июля 2010 г. N 238 "Об утверждении Методики
исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны
окружающей среды".
     1.5.22. Законом города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо
охраняемых природных территориях в городе Москве".
     1.5.23. Законом города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 68 "Об отходах
производства и потребления в городе Москве".
     1.5.24. Законом города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс
города Москвы об административных правонарушениях".
     1.5.25. Постановлением Правительства Москвы от 25 июня 2002 г.
N 469-ПП "О Порядке обращения с отходами строительства и сноса в
г. Москве".
     1.5.26. Постановлением Правительства Москвы от 14 октября 2003 г.
N 865-ПП "О Сводном кадастре отходов производства и потребления города
Москвы".
     1.5.27. Постановлением Правительства Москвы от 3 мая 2005 г.
N 313-ПП "Об утверждении Московских городских строительных норм
"Положение о порядке проведения работ по рекультивации
несанкционированных свалок в городе Москве".
     1.5.28. Постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2006 г.
N 981-ПП "Об утверждении Единых экологических требований по обустройству
мест временного хранения отходов производства и потребления
организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных
участках".
     1.5.29. Постановлением Правительства Москвы от 22 мая 2007 г.
N 391-ПП "Об утверждении Перечня вторичных материальных ресурсов,
подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье".
     1.5.30. Иными нормативными правовыми актами и
инструктивно-методическими документами в области охраны окружающей среды
и природопользования.
     1.6. Предметом государственной функции является соблюдение
юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами,
индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями,
органами государственной власти, органами местного самоуправления (далее
- юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований,
установленных законодательством в области охраны атмосферного воздуха,
обращения с отходами, использования и охраны водных объектов,
недропользования, законодательства об особо охраняемых природных
территориях (далее - обязательные требования).
     1.7. Государственная функция осуществляется Департаментом на
объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм
собственности, находящихся на территории города Москвы, за исключением:
     1.7.1. Объектов, использующих только участки недр федерального
значения.
     1.7.2. Объектов, отнесенных к объектам, подлежащим федеральному
государственному экологическому надзору в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 903 "Об
утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному
государственному экологическому надзору".
     1.7.3. Объектов, отнесенных к объектам, подлежащим федеральному
государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных
объектов в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов
Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 288 "Об утверждении Перечня
объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за
использованием и охраной водных объектов".
     1.8. Государственная функция осуществляется уполномоченными
должностными лицами Департамента, являющимися государственными
инспекторами города Москвы в области охраны окружающей среды (далее -
государственные инспектора), перечень которых утверждается приказом
Департамента, с привлечением экспертов и экспертных организаций,
аккредитованных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря
2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", в
следующих формах:
     1.8.1. Организация и проведение плановых и внеплановых
(документарных и (или) выездных проверок).
     1.8.2. Организация и проведение мероприятий по профилактике
нарушений обязательных требований.
     1.8.3. Организация и проведение мероприятий по контролю без
взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
     1.9. Государственные инспектора при исполнении государственной
функции имеют право:
     1.9.1. Запрашивать и получать на основании мотивированных письменных
запросов от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информацию и
документы, необходимые в ходе проведения проверки, кроме документов и
информации, не относящейся к предмету проверки.
     1.9.2. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и
копии распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя)
Департамента о назначении проверки посещать и обследовать используемые
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении
хозяйственной и иной деятельности территории, акватории, здания,
помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать
другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и
транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить
необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы
и другие мероприятия по контролю.
     1.9.3. Проводить мероприятия по контролю без взаимодействия с
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
     1.9.4. Выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям
предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований и
(или) о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда
растениям, животным, окружающей среде, имуществу физических и юридических
лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения
возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
     1.9.5. Составлять акты проверки соблюдения требований
законодательства в области охраны окружающей среды, акты о невозможности
проведения проверки, акты обследования (осмотра) территории, протоколы об
административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных
требований, рассматривать дела об указанных административных
правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
     1.9.6. Направлять в правоохранительные органы по подведомственности
материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны
окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел при
наличии признаков преступлений.
     1.9.7. Предъявлять в установленном законодательством Российской
Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде
и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
     1.9.8. Выдавать предостережения о недопустимости нарушения
обязательных требований.
     1.10. Государственные инспектора при исполнении государственной
функции обязаны:
     1.10.1. Своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в
соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по
предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований.
     1.10.2. Соблюдать законодательство Российской Федерации, права и
законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя,
проверка которых проводится.
     1.10.3. Проводить проверку на основании распоряжения или приказа
руководителя, заместителя руководителя Департамента о проведении проверки
в соответствии с ее назначением и в срок, установленный распоряжением или
приказом.
     1.10.4. Проводить проверку только во время исполнения служебных
обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных
удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя
руководителя Департамента и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, копии документа о
согласовании проведения проверки органами прокуратуры города Москвы.
     1.10.5. Не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или
уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному
предпринимателю присутствовать при проведении проверки и давать
разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
     1.10.6. Предоставлять руководителю, иному должностному лицу или
уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному
предпринимателю, присутствующим при проведении проверки, информацию и
документы, относящиеся к предмету проверки.
     1.10.7. Знакомить юридическое лицо, индивидуального предпринимателя
с результатами проверки, с документами и (или) информацией, полученными в
рамках межведомственного информационного взаимодействия.
     1.10.8. Учитывать при определении мер, принимаемых по фактам
выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их
потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных,
растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не
допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
     1.10.9. Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
     1.10.10. Соблюдать сроки проведения проверки, установленные статьей
13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
     1.10.11. Не требовать от юридического лица, индивидуального
предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не
предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     1.10.12. Перед началом проведения выездной проверки по просьбе
руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя
юридического лица, индивидуального предпринимателя ознакомить их с
положениями настоящего Регламента, в соответствии с которыми проводится
проверка.
     1.10.13. Осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета
проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального
предпринимателя.
     1.10.14. Вносить в единый реестр проверок информацию в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г.
N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок".
     1.11. Государственные инспектора подлежат государственной защите в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     1.12. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель при
проведении регионального государственного экологического надзора имеют
право:
     1.12.1. Непосредственно присутствовать при проведении проверки,
давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
     1.12.2. Получать от Департамента, государственных инспекторов
информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление
которой предусмотрено настоящим Регламентом.
     1.12.3. Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте
проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или
несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц
Департамента.
     1.12.4. Знакомиться с документами и (или) информацией, полученными
Департаментом в рамках межведомственного информационного взаимодействия
от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо
подведомственных государственным органам или органам местного
самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти
документы и (или) информация.
     1.12.5. Обжаловать действия (бездействие) государственных
инспекторов, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица,
индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в
административном и (или) судебном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     1.12.6. Представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в
рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Департамент по
собственной инициативе.
     1.12.7. Вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством
Российской Федерации.
     1.12.8. Привлекать Уполномоченного при Президенте Российской
Федерации по защите прав предпринимателей либо Уполномоченного по защите
прав предпринимателей в городе Москве к участию в проверке.
     1.13. При проведении мероприятий по контролю юридические лица,
индивидуальные предприниматели обязаны:
     1.13.1. Обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц
или уполномоченных представителей юридических лиц.
     1.13.2. Индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или
обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за
организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных
требований.
     1.13.3. Представить государственному инспектору при проведении
мероприятий по контролю все сведения, касающиеся деятельности
юридического лица, индивидуального предпринимателя, в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     1.14. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или
уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные
предприниматели, их уполномоченные представители, необоснованно
препятствующие проведению мероприятий по контролю, уклоняющиеся от
проведения мероприятий по контролю и (или) не исполняющие в установленный
срок предписаний Департамента об устранении выявленных нарушений
обязательных требований, несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     1.15. Результатами исполнения государственной функции являются:
     1.15.1. Составление акта проверки соблюдения требований
законодательства в области охраны окружающей среды, акта обследования
(осмотра) территории, акта о невозможности проведения проверки.
     1.15.2. Направление предостережения о недопустимости нарушения
обязательных требований.
     1.15.3. Выдача предписания юридическому лицу, индивидуальному
предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их
устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения
вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде.
     1.15.4. Предъявление в установленном законодательством Российской
Федерации порядке исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде
и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
     1.15.5. При выявлении нарушений обязательных требований -
привлечение виновных к административной ответственности в порядке,
установленном Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях, включая составление протокола об административном
правонарушении, вынесение постановления о назначении административного
наказания или направление материалов об административном правонарушении
для рассмотрения в суд.
     1.15.6. Подготовка и направление документов в органы внутренних дел,
прокуратуры, иные правоохранительные органы или контрольно-надзорные
органы в случае выявления нарушения требований природоохранного
законодательства, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию
Департамента.
     1.15.7. При обнаружении в ходе проведения плановых (рейдовых)
осмотров (обследований) территорий, акваторий нарушений обязательных
требований принятие в пределах своей компетенции мер по пресечению таких
нарушений, а также доведение в письменной форме до сведения руководителя
(заместителя руководителя) Департамента информации о выявленных
нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки
юридического лица, индивидуального предпринимателя.

       2. Требования к порядку исполнения государственной функции

     2.1. Информация по вопросам исполнения государственной функции
предоставляется посредством размещения информации на официальном сайте
Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
http://www.eco.mos.ru, устного консультирования по телефону: 8 (495)
690-13-98.
     2.2. Местонахождение Департамента: 119019, г. Москва, ул. Новый
Арбат, д. 11, корп. 1.
     2.3. График работы Департамента:
     - понедельник - четверг: 8.00 - 17.00 (перерыв 12.00 - 12.45);
     - пятница: 8.00 - 15.45 (перерыв 12.00 - 12.45);
     - суббота, воскресенье - выходные дни.
     2.4. Официальный сайт Департамента в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет: http://www.eco.mos.ru,
телефон приемной руководителя Департамента: 8 (495) 695-84-74, адрес
электронной почты Департамента: dpp@post.mos.ru.
     2.5. Срок исполнения государственной функции по проведению плановых
и внеплановых документарных и выездных проверок составляет 20 рабочих
дней, при этом в отношении субъекта малого предпринимательства общий срок
проведения плановой выездной проверки не должен превышать 50 часов для
малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
     2.6. Срок исполнения государственной функции в форме выездной
плановой проверки может быть продлен руководителем Департамента только в
исключительных случаях на основании мотивированных предложений
уполномоченных лиц Департамента, проводящих выездную плановую проверку,
связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных
лабораторных исследований, испытаний, специальных экспертиз и
расследований. При этом срок может быть продлен не более чем на 20
рабочих дней, в отношении малых предприятий - не более чем на 50 часов,
микропредприятий - не более чем на 15 часов.
     2.7. В случае необходимости при проведении плановой выездной
проверки в отношении субъекта малого предпринимательства и
микропредприятия получения документов и (или) информации в рамках
межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки
может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя)
Департамента на срок, необходимый для осуществления межведомственного
информационного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней.
Повторное приостановление проведения проверки не допускается.
     2.8. На период действия срока приостановления проведения плановой
выездной проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой
действия Департамента на территории, в зданиях, строениях, сооружениях,
помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.

    3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных
  процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе
особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной
                                  форме

     3.1. Исполнение государственной функции включает в себя следующие
административные процедуры:
     3.1.1. Принятие решения о проведении проверки.
     3.1.2. Направление уведомления о проведении проверки.
     3.1.3. Проведение проверки.
     3.1.4. Оформление результатов проверки и внесение информации в
единый реестр проверок.
     3.1.5. Принятие мер по результатам проверки.
     3.1.6. Проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
     3.1.7. Организация и проведение мероприятий по профилактике
нарушений обязательных требований.
     3.2. Принятие решения о проведении проверки:
     3.2.1. Основанием начала выполнения административной процедуры
является:
     3.2.1.1. Для проведения плановой проверки юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей - наступление срока проведения проверки в
соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок юридических
лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных
подразделений) и индивидуальных предпринимателей:
     3.2.1.1.1. Плановые проверки осуществляются в соответствии с
ежегодным планом, разрабатываемым Департаментом в порядке,
предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.
N 294-ФЗ и Правилами подготовки органами государственного контроля
(надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения
плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами
государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля
ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей".
     Ежегодный план проведения плановых проверок согласовывается с
органами прокуратуры города Москвы.
     3.2.1.1.2. Основанием для включения плановой проверки юридического
лица, индивидуального предпринимателя в ежегодный план проведения
проверок является истечение трехлетнего срока со дня:
     3.2.1.1.2.1. Государственной регистрации юридического лица,
индивидуального предпринимателя.
     3.2.1.1.2.2. Окончания проведения последней плановой проверки
юридического лица, индивидуального предпринимателя.
     3.2.1.1.2.3. Начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным
предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с
представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в
соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти
уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской
деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг,
требующих представления указанного уведомления.
     3.2.1.1.3. Должностным лицом, принимающим решение о проведении
проверки, является руководитель Департамента или заместитель руководителя
Департамента.
     3.2.1.1.4. Утвержденный руководителем Департамента ежегодный план
проведения плановых проверок направляется в органы прокуратуры города
Москвы в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых
проверок.
     3.2.1.1.5. Утвержденный начальником Департамента Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
и руководителем Департамента ежегодный план проведения плановых проверок,
сформированный в рамках реализации переданных полномочий по осуществлению
государственного надзора в соответствующих сферах деятельности,
направляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в
срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок.
     3.2.1.1.6. Ежегодный план проведения плановых проверок юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей доводится до сведения
заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте
Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение
15 дней со дня опубликования ежегодного сводного плана проведения
плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратурой
Российской Федерации.
     3.2.1.1.7 Плановые проверки проводятся строго в соответствии с
утвержденным ежегодным планом проведения плановых проверок юридических
лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных
подразделений) и индивидуальных предпринимателей.
     3.2.1.1.8. Внесение изменений в утвержденный ежегодный план
проведения плановых проверок допускается только в случаях,
предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от
30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами
государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля
ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей".
     3.2.1.2. Для проведения внеплановой проверки юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей:
     3.2.1.2.1. Истечение срока исполнения юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями ранее выданных предписаний об
устранении выявленных нарушений обязательных требований.
     3.2.1.2.2. Приказ (распоряжение) руководителя Департамента, изданный
в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, на основании требования прокурора о
проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов
по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
     3.2.1.2.3. Мотивированное представление уполномоченного должностного
лица Департамента по результатам мероприятий по контролю без
взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями,
рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и
заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц,
информации от органов государственной власти, органов местного
самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
     3.2.1.2.3.1. Возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью
граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
     3.2.1.2.3.2. Причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда
животным, растениям, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
     3.2.2. Обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся
лицо, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах,
указанных в пункте 3.2.1.2.3 настоящего Регламента, не могут служить
основанием для проведения внеплановой проверки.
     Предварительная проверка поступивших обращений и заявлений граждан,
в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации
от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из
средств массовой информации о фактах, указанных в пункте 3.2.1.2.3
настоящего Регламента, проводится в соответствии с Федеральным законом от
26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
     3.2.3. Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей проводится по основаниям, указанным в подпунктах "а" и
"б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.
N 294-ФЗ, после согласования с органами прокуратуры города Москвы.
     В связи с необходимостью принятия неотложных мер при проведении
проверки по основанию, предусмотренному пунктом 3.2.1.2.3.2 настоящего
Регламента, Департамент вправе приступить к проведению внеплановой
выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о
проведении мероприятий по контролю посредством направления документов,
предусмотренных частями 6 и 7 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря
2008 г. N 294-ФЗ, в органы прокуратуры в течение 24 часов.
     3.2.4. Оформление распоряжения (приказа) о проведении проверки:
     3.2.4.1. Оформление распоряжения (приказа) о проведении проверки
осуществляется при наличии оснований, указанных в пунктах 3.2.1.1,
3.2.1.2.1, 3.2.1.2.2, 3.2.1.2.3, 3.2.3 настоящего Регламента.
     3.2.4.2. Должностным лицом, ответственным за выполнение
административной процедуры, является государственный инспектор,
уполномоченный поручением руководителя Департамента на проведение
проверки.
     3.2.4.3. В распоряжении (приказе) о проведении проверки указываются:
     3.2.4.3.1. Наименование органа государственного надзора.
     3.2.4.3.2. Фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или
должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также
привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных
организаций.
     3.2.4.3.3. Наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество
индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места
нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных
структурных подразделений) или места фактического осуществления
деятельности индивидуальными предпринимателями.
     3.2.4.3.4. Цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения.
     3.2.4.3.5. Правовые основания проведения проверки, в том числе
подлежащие проверке обязательные требования.
     3.2.4.3.6. Сроки проведения и перечень мероприятий по контролю,
необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
     3.2.4.3.7. Перечень документов, представление которых юридическим
лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и
задач проведения проверки.
     3.2.4.3.8. Реквизиты Административного регламента исполнения
Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
государственной функции по осуществлению регионального государственного
экологического надзора
     3.2.4.3.9. Даты начала и окончания проведения проверки.
     3.2.4.3.10. Иные сведения, если это предусмотрено типовой формой
распоряжения руководителя, заместителя руководителя Департамента.
     3.2.4.4. Распоряжение (приказ) оформляется на официальном бланке
Департамента. Подпись руководителя, заместителя руководителя Департамента
на распоряжении (приказе) заверяется гербовой печатью Департамента.
     3.2.4.5. Максимальный срок выполнения административной процедуры
составляет три рабочих дня.
     3.2.4.6. Результатом выполнения административной процедуры является
распоряжение (приказ) о проведении проверки, подписанное руководителем
Департамента или заместителем руководителя Департамента.
     3.2.4.7. Результат выполнения административной процедуры
регистрируется (фиксируется) посредством внесения соответствующей записи
в журнал учета дел об административных правонарушениях и иных материалов,
составляемых должностными лицами Департамента.
     3.3. Направление уведомления о проведении проверки:
     3.3.1. Основанием начала выполнения административной процедуры
является подписанное руководителем или заместителем руководителя
Департамента распоряжение (приказ) о проведении проверки.
     3.3.2. Должностным лицом, ответственным за выполнение
административной процедуры, является государственный инспектор,
уполномоченный поручением руководителя Департамента на проведение
проверки.
     3.3.3. О проведении плановой (документарной, выездной) проверки
юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются
государственным инспектором, уполномоченным на проведение проверки, не
позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством
направления копии распоряжения (приказа) руководителя, заместителя
руководителя Департамента о начале проведения плановой проверки заказным
почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством
электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной
электронной подписью и направленного по адресу электронной почты
юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес
содержится соответственно в едином государственном реестре юридических
лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо
ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем
в Департамент, или иным доступным способом.
     О проведении внеплановой (документарной, выездной) проверки, за
исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой
указаны в пункте 3.2.1.2.3 настоящего Регламента, юридическое лицо,
индивидуальный предприниматель уведомляются государственным инспектором,
уполномоченным на проведение проверки, не менее чем за 24 часа до начала
ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством
электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной
электронной подписью и направленного по адресу электронной почты
юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес
содержится соответственно в едином государственном реестре юридических
лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо
ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем
в Департамент.
     3.3.4. Максимальный срок выполнения административной процедуры
составляет не более одного рабочего дня.
     3.3.5. Результатом выполнения административной процедуры является
уведомление о проведении проверки, направленное юридическому лицу или
индивидуальному предпринимателю.
     3.3.6. Результат выполнения административной процедуры
регистрируется посредством внесения соответствующей записи в журнал учета
дел об административных правонарушениях и иных материалов, составляемых
должностными лицами Департамента.
     3.4. Проведение проверки:
     3.4.1. Основанием начала выполнения административной процедуры
является распоряжение о проведении проверки, оформленное в соответствии с
пунктом 3.2.4 настоящего Регламента.
     3.4.2. Должностным лицом, ответственным за выполнение
административной процедуры, является государственный инспектор,
уполномоченный распоряжением (приказом) руководителя Департамента или его
заместителя на проведение проверки.
     3.4.3. Проверка проводится на основании распоряжения (приказа)
руководителя или заместителя руководителя Департамента о проведении
проверки. Проверка может проводиться только государственными
инспекторами, которые указаны в распоряжении (приказе) руководителя,
заместителя руководителя Департамента:
     3.4.3.1. Проверка начинается с предъявления государственным
инспектором, уполномоченным на проведение проверки, служебного
удостоверения, обязательного ознакомления руководителя или иного
должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его
уполномоченного представителя под расписку с распоряжением (приказом)
руководителя, заместителя руководителя Департамента о назначении проверки
и с полномочиями проводящих проверку лиц, а также с целями, задачами,
основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по
контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций,
привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
     3.4.3.2. По требованию подлежащих проверке лиц государственные
инспектора обязаны представить Положение о Департаменте, утвержденное
постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 296-ПП "Об
утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны
окружающей среды города Москвы", в целях подтверждения своих полномочий.
     3.4.3.3. По просьбе законного представителя юридического лица,
индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя
государственные инспектора обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с
настоящим Регламентом.
     3.4.3.4. При проведении проверки государственный инспектор не
вправе:
     3.4.3.4.1. Проверять выполнение обязательных требований, если такие
требования не относятся к полномочиям Департамента.
     3.4.3.4.2. Осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в
случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица
или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального
предпринимателя, за исключением случая проведения такой проверки при
наличии вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям,
окружающей среде, безопасности государства, а также возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, связанных с
распространением заразных болезней животных.
     3.4.3.4.3. Отбирать образцы продукции, пробы с обследуемых объектов,
подлежащих государственному региональному экологическому надзору, для
проведения исследований, испытаний, измерений без оформления акта об
отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве,
превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами
отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений,
техническими регламентами, правилами и методами исследований, испытаний,
измерений.
     3.4.3.4.4. Распространять информацию, полученную в результате
проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую,
служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
     3.4.3.4.5. Превышать установленные сроки проведения проверки.
     3.4.3.4.6. Проверять выполнение требований, установленных
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР
и не соответствующих законодательству Российской Федерации, а также
выполнение требований нормативных документов, обязательность применения
которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации.
     3.4.3.4.7. Проверять выполнение обязательных требований и
требований, установленных муниципальными правовыми актами, не
опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации
порядке.
     3.4.3.4.8. Требовать от лиц, в отношении которых осуществляется
региональный надзор, представления документов, информации, образцов
продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов
производственной среды, если они не являются объектами проверки или не
относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких
документов.
     3.4.3.4.9. Осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным
предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет
мероприятий по контролю.
     3.4.3.4.10. Требовать от лиц, в отношении которых осуществляется
региональный надзор, представления документов и (или) информации, включая
разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных
органов, органов местного самоуправления либо подведомственных
государственным органам или органам местного самоуправления организаций,
включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень.
     3.4.3.4.11. Требовать от юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей представления документов, информации до даты начала
проведения проверки.
     3.4.3.5. Проведение документарной (плановой, внеплановой) проверки:
     3.4.3.5.1. Предметом документарной проверки являются сведения,
содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального
предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права
и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности
и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением
предписаний и постановлений Департамента.
     3.4.3.5.2. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в
документах, имеющихся в распоряжении Департамента, вызывает обоснованные
сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим
лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований,
государственный инспектор направляет в адрес юридического лица, адрес
индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием
представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения
документарной проверки документы.
     3.4.3.5.3. Государственный инспектор обязан рассмотреть
представленные юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или его
уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие
достоверность ранее представленных документов. В случае, если после
рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии
пояснений будут установлены признаки нарушения обязательных требований,
государственный инспектор готовит на имя руководителя Департамента или
его заместителя мотивированное предложение о необходимости проведения
выездных мероприятий по контролю.
     3.4.4. Проведение выездной (плановой, внеплановой) проверки:
     3.4.4.1. Выездные мероприятия по контролю проводятся по месту
нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности
индивидуального предпринимателя.
     3.4.4.2. Предметом проверки являются содержащиеся в документах
юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также
соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при
осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений,
помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств,
производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным
предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и
принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований,
установленных муниципальными правовыми актами.
     3.4.4.3. Выездные мероприятия по контролю проводятся в случае, если
при проведении документарных мероприятий по контролю не представляется
возможным:
     3.4.4.3.1. Удостовериться в полноте и достоверности сведений,
содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов
предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении
Департамента документах юридического лица, индивидуального
предпринимателя.
     3.4.4.3.2. Оценить соответствие деятельности юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей без проведения соответствующего выездного
мероприятия по контролю.
     3.4.4.4. Перечень истребуемых для проведения проверки документов
определяется в зависимости от цели и объема мероприятий по контролю.
     3.4.4.5. В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной
проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального
предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или
иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим
неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным
предпринимателем либо в связи с иными действиями (бездействием)
индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя,
руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими
невозможность проведения проверки, государственный инспектор составляет
акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием
причин невозможности ее проведения. В этом случае Департамент в течение
трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения
соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении
такого юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или
внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный
план проведения плановых проверок и без предварительного уведомления
юридического лица, индивидуального предпринимателя.
     3.4.5. Максимальный срок осуществления административной процедуры
составляет не более 20 рабочих дней.
     3.4.6. Результатом выполнения административной процедуры по
проведению проверки является:
     3.4.6.1. Проект акта о проведении проверки.
     3.4.6.2. Проект акта о невозможности проведения проверки.
     3.4.7. Факт проведения проверки регистрируется в журнале учета
проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
     3.5. Оформление результатов проверки и внесение информации в единый
реестр проверок:
     3.5.1. Основанием начала выполнения административной процедуры
является окончание проведения мероприятия по контролю.
     3.5.2. Должностным лицом, ответственным за выполнение
административной процедуры, является государственный инспектор,
уполномоченный распоряжением (приказом) руководителя Департамента или его
заместителя на проведение проверки.
     3.5.3. Результатом выполнения административной процедуры является
акт о проведении проверки либо акт о невозможности проведения проверки,
оформленный в соответствии с требованиями Федерального закона от
26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
     Непосредственно после завершения проверки оформляется акт проверки в
двух экземплярах. Один экземпляр с копиями приложений вручается
руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю
юридического лица, индивидуального предпринимателя под расписку об
ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
     В случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо
об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным
почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к
экземпляру акта проверки, хранящемуся в Департаменте.
     Ведение единого реестра проверок, внесение в него соответствующей
информации и ее раскрытие осуществляются с учетом требований
законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой
законом тайне.
     3.5.4. Максимальный срок выполнения административной процедуры
составляет один рабочий день.
     3.5.5. Результат выполнения административной процедуры
регистрируется (фиксируется) посредством внесения соответствующей записи
в журнал учета дел об административных правонарушениях и иных материалов,
составляемых должностными лицами Департамента.
     3.6. Принятие мер по результатам проверки:
     3.6.1. Основанием начала выполнения административной процедуры
является выявленное и зафиксированное в акте проверки нарушение
требований законодательства в области охраны окружающей среды.
     3.6.2. Должностным лицом, ответственным за выполнение
административной процедуры, является государственный инспектор,
уполномоченный на осуществление государственной функции.
     3.6.3. Государственный инспектор, проводивший проверку, осуществляет
следующие административные процедуры:
     3.6.3.1. Оформляет предписания об устранении выявленных нарушений в
области охраны окружающей среды с указанием сроков их устранения.
Подготовленное предписание регистрируется и вручается нарочно
юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или отправляется
заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копия
предписания приобщается к материалам мероприятий по контролю.
     3.6.3.2. Привлекает к административной ответственности лиц, виновных
в совершении административного правонарушения, в порядке и сроки,
установленные КоАП РФ.
     3.6.3.3. Направляет материалы дела об административном
правонарушении в суд для решения вопроса об административном
приостановлении деятельности в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
     3.6.3.4. Предъявляет в установленном законодательством Российской
Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде
и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
     3.6.4. Максимальные сроки выполнения административных процедур
установлены законодательством Российской Федерации.
     3.6.5. Результатом выполнения административной процедуры является
пресечение выявленных и зафиксированных в акте проверки нарушений
требований в области охраны окружающей среды.
     3.6.6. Результат выполнения административной процедуры
регистрируется (фиксируется) посредством регистрации в журналах учета,
ведение которых предусмотрено приказами Департамента.
     3.7. Проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:
     3.7.1. Основанием начала выполнения административной процедуры
является задание на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия
с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, утверждаемое
руководителем или заместителем руководителя Департамента.
     3.7.2. Порядок оформления и содержание заданий и порядок оформления
должностными лицами Департамента результатов мероприятий по контролю без
взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями,
в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров (обследований)
территорий, акваторий, исследований, измерений, наблюдений,
устанавливаются Департаментом.
     3.7.3. Должностным лицом, ответственным за выполнение
административной процедуры, является должностное лицо Департамента,
уполномоченное на осуществление мероприятий по контролю без
взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
     3.7.4. К проведению мероприятий по контролю без взаимодействия с
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями относятся:
     3.7.4.1. Плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий,
акваторий.
     3.7.4.2. Исследование и измерение параметров природных объектов
окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при
осуществлении государственного экологического мониторинга в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
     3.7.4.3. Наблюдение за соблюдением обязательных требований
посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического
лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению
которой (в том числе посредством использования федеральных
государственных информационных систем) возложена на такие лица в
соответствии с федеральным законом.
     3.7.5. Результатами административной процедуры являются доклад
руководителю Департамента, в том числе с мотивированным представлением с
информацией о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении
внеплановой проверки, предостережение о нарушении обязательных
требований.
     3.7.6. Срок исполнения процедуры устанавливается заданием на
проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями.
     3.8. Организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований:
     3.8.1. Основанием начала выполнения административной процедуры
является программа профилактики нарушений обязательных требований,
утверждаемая Департаментом ежегодно до 15 декабря года, предшествующего
году проведения профилактических мероприятий.
     3.8.2. Должностными лицами, ответственными за выполнение
административной процедуры, являются уполномоченные лица Департамента на
организацию и проведение профилактики нарушений обязательных требований.
     3.8.3. К мероприятиям, направленным на профилактику нарушений
обязательных требований, относятся:
     3.8.3.1. Размещение на официальном сайте Департамента в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет перечней нормативных
правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные
требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального
государственного экологического надзора, а также текстов соответствующих
нормативных правовых актов.
     3.8.3.2. Разработка и опубликование руководств по соблюдению
обязательных требований, проведение семинаров и конференций,
разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.
     3.8.3.3. Подготовка и распространение комментариев о содержании
новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные
требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке
вступления их в действие, а также рекомендаций о проведении необходимых
организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и
обеспечение соблюдения обязательных требований, в случае их изменения.
     3.8.3.4. Регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики
осуществления регионального государственного экологического надзора и
размещение на официальном сайте Департамента в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет соответствующих
обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев
нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер,
которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
     3.8.3.5. Выдача предостережения о недопустимости нарушения
обязательных требований в соответствии с частями 5-7 статьи 8.2
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, если иной порядок не
установлен федеральным законом.
     3.8.3.6. Сроки выполнения мероприятий, направленных на профилактику
нарушения обязательных требований, определяются программой профилактики
нарушений.
     3.8.4. Информация о реализации программы профилактики нарушений
доводится до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на
официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети
Интернет.
     3.8.5. Результаты выполнения административной процедуры фиксируются
посредством направления служебной записки на имя руководителя или
заместителя руководителя Департамента с отчетом о проведенном мероприятии
по профилактике нарушений обязательных требований, которая регистрируется
в системе электронного документооборота Департамента.

   4. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции

     4.1. Контроль за исполнением государственной функции Департаментом
осуществляется Мэром Москвы.
     4.2. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными
лицами Департамента положений настоящего Регламента и иных правовых
актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а
также принятием ими решений осуществляется руководителем Департамента и
уполномоченными им должностными лицами.
     4.3. Перечень уполномоченных должностных лиц, осуществляющих текущий
контроль, утверждается приказом Департамента.
     4.4. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными
лицами Департамента положений настоящего Регламента, иных правовых актов,
устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также
принятыми в процессе исполнения государственной функции решениями
осуществляется путем:
     4.4.1. Проведения правовой экспертизы проектов решений и документов,
подготовленных в рамках исполнения государственной функции.
     4.4.2. Проведения проверок соблюдения последовательности действий,
порядка принятия решений, определенных настоящим Регламентом.
     4.5. Права и обязанности, перечень конкретных действий и решений в
рамках осуществления государственной функции и персональная
ответственность должностного лица Департамента закрепляются в его
должностном регламенте в соответствии с требованиями правовых актов
Российской Федерации, правовых актов города Москвы.
     4.6. При выявлении в ходе текущего контроля нарушений исполнения
положений настоящего Регламента, иных правовых актов, устанавливающих
требования к осуществлению государственной функции, должностные лица
органа власти, исполняющего государственную функцию, ответственные за
организацию работы по исполнению государственной функции, принимают меры
по устранению таких нарушений, обеспечивают привлечение виновных лиц к
ответственности в соответствии с правовыми актами Российской Федерации,
правовыми актами города Москвы.

   5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий
    (бездействия) Департамента, а также должностных лиц Департамента

     5.1. Действия (бездействие) должностных лиц Департамента, а также
принимаемые ими решения при исполнении государственной функции могут быть
обжалованы в досудебном порядке.
     5.2. Лица, в отношении которых проведены (проводятся) мероприятия,
связанные с исполнением государственной функции (далее - заинтересованные
лица), могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов,
противоправных решениях, действиях (бездействии) должностных лиц органа
власти, исполняющего государственную функцию, нарушении положений
настоящего Регламента, некорректном поведении или нарушении служебной
этики в Департамент, по телефонам, почтовым адресам, адресам электронной
почты, при личном приеме в порядке, установленном правовыми актами
Российской Федерации, правовыми актами города Москвы.
     5.3. Ответ на жалобу (обращение) не дается в следующих случаях:
     5.3.1. При получении письменной жалобы (обращения), в которой
содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни,
здоровью, имуществу должностных лиц Департамента, а также членов их
семей. При этом Департамент вправе оставить жалобу (обращение) без ответа
по существу поставленных в ней вопросов и сообщить заинтересованному
лицу, направившему жалобу (обращение), о недопустимости злоупотребления
правом.
     5.3.2. Если текст жалобы (обращения) не поддается прочтению. При
этом Департамент сообщает заинтересованному лицу, направившему жалобу
(обращение), если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению, о
том, что текст жалобы (обращения) не поддается прочтению.
     5.3.3. Если в письменной жалобе (обращении) не указаны фамилия
заинтересованного лица, направившего жалобу (обращение), и (или) почтовый
адрес, по которому должен быть направлен ответ.
     5.3.4. Если подготовка ответа невозможна без разглашения сведений,
составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну,
заинтересованному лицу, направившему жалобу (обращение). При этом
Департамент сообщает заинтересованному лицу о невозможности дать ответ по
существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью
разглашения указанных сведений.
     5.3.5. Если было принято решение о безосновательности очередной
жалобы (обращения) и прекращении переписки по вопросу, содержащемуся в
жалобе (обращении). Указанное решение принимается в случае, если в жалобе
(обращении) заинтересованного лица, адресованной в Департамент,
содержится вопрос, на который Департаментом многократно давались
письменные ответы по существу в связи с ранее направленными жалобами
(обращениями), при этом в жалобе (обращении) не приводятся новые доводы
или обстоятельства.
     5.4. Основанием для начала досудебного (внесудебного) обжалования
является поступление в устной или письменной форме, в том числе в форме
электронного документа, жалобы (обращения) от заинтересованного лица в
Департамент.
     5.5. При рассмотрении жалобы (обращения) заинтересованные лица имеют
право:
     5.5.1. Представлять дополнительные документы и материалы либо
обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной
форме.
     5.5.2. Знакомиться с документами и материалами, касающимися
рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные
интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не
содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую
законодательством Российской Федерации тайну.
     5.5.3. Получать письменный ответ по существу поставленных в
обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11
Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации", уведомление о переадресации
письменного обращения в государственный орган, орган местного
самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит
решение поставленных в обращении вопросов.
     5.5.4. Обжаловать принятое по обращению решение или действие
(бездействие) органа государственной власти, должностного лица в связи с
рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     5.5.5. Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
     5.6. Заинтересованные лица могут обратиться в досудебном
(внесудебном) порядке с жалобой (обращением) к руководителю Департамента
и (или) Мэру Москвы.
     5.7. Жалоба, поступившая в Департамент, подлежит рассмотрению
должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб
(обращений), в течение 30 дней со дня ее регистрации.
     5.8. Срок рассмотрения жалобы (обращения) может быть продлен не
более чем на 30 дней в исключительных случаях, а также в случае
направления запроса другим государственным органам, органам местного
самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для
рассмотрения обращения документов и материалов.
     5.9. По результатам рассмотрения жалобы (обращения) должностное лицо
органа власти, исполняющего государственную функцию, наделенное
полномочиями по рассмотрению жалоб (обращений), принимает одно из
следующих решений:
     5.9.1. Об удовлетворении требований заявителя.
     5.9.2. Об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Обзор документа

Департамент природопользования и охраны окружающей среды осуществляет государственный экологический надзор.
Государственный экологический надзор в Москве включает в себя федеральный госнадзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории города; федеральный государственный охотничий надзор в части полномочий, переданных органам госвласти субъектов РФ, региональный госнадзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, в области обращения с отходами.
Госфункция осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Москвы, за исключением объектов, использующих только участки недр федерального значения; объектов, отнесенных к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору и госконтролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
Госфункция осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю без взаимодействия с юрлицами и ИП.
Результатами исполнения госфункции являются: акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, акт обследования территории, акт о невозможности проведения проверки; направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований; выдача предписания об устранении выявленных нарушений; предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среды; привлечение к административной ответственности; подготовка и направление документов в правоохранительные органы в случае выявления нарушения требований, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Департамента.
Приводятся состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, особенности выполнения административных процедур в электронной форме.
Назад