Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Постановление Конституционного Суда РФ от 16 февраля 2016 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и гражданина Федеративной Республики Нигерия Х.Э. Увангуе"

Обзор документа

18 февраля 2016

gerb

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 февраля 2016 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и гражданина Федеративной Республики Нигерия Х.Э. Увангуе"

Обзор документа

Конституционный Суд РФ потребовал скорректировать порядок получения визы и разрешения на временное проживание иностранцами.
Конституционный Суд РФ проверил взаимосвязанные положения КоАП РФ, Закона о госгранице и Закона о порядке выезда из России и въезда в нее. Поводом для этого стали жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и иностранного гражданина.
Этот иностранец прибыл в Россию по однократной визе и получил разрешение на временное проживание (РВП). Ему нужно было выехать в свою страну на похороны брата. Но его не выпустили из России и оштрафовали за нарушение правил пересечения госграницы, поскольку к тому времени срок визы истек.
В итоге Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам.
Само по себе требование о том, чтобы иностранец, въехавший в Россию на основании визы и получивший РВП, предъявлял визу при выезде, допустимо. Это соответствует целям защиты суверенитета Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, здоровья населения. Тем самым в рамках режима пересечения госграницы проверяется наличие у такого иностранца законных оснований въезда в нашу страну и пребывания в ней. За несоблюдение этого требования он может привлекаться к административной ответственности. С этой точки зрения нормы не противоречат Конституции РФ.
Иностранцы могут законно находиться в России не только по визе, но и по другим основаниям, в т. ч. по РВП, которое может быть выдано лицам, прибывшим в Россию по визе, а также в безвизовом порядке.
Действующее нормативное регулирование в рассматриваемой сфере является неопределенным. В результате иностранец, который при выезде предъявил действующее РВП и визу, по которой он въехал в Россию и срок действия которой истек, может привлекаться к административной ответственности по формальному основанию. А именно: отсутствие визы с неистекшим сроком действия. Притом что виза и РВП подтверждают законность его въезда в нашу страну и пребывания в ней. Также по данному основанию ему могут отказать в пропуске через госграницу на выезд.
В этом аспекте оспариваемые положения КоАП РФ и Закона о порядке выезда из России и въезда в нее являются неконституционными.
Законодателю надлежит соответствующим образом изменить действующий порядок получения визы и РВП иностранцами.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад