Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Постановление Конституционного Суда РФ от 19 января 2016 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в связи с запросами Арбитражного суда города Москвы и Арбитражного суда Пензенской области"

Обзор документа

20 января 2016

gerb

Постановление Конституционного Суда РФ от 19 января 2016 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" в связи с запросами Арбитражного суда города Москвы и Арбитражного суда Пензенской области"

Обзор документа

При назначении наказания плательщикам страховых взносов должны учитываться смягчающие обстоятельства.
С 1 января 2015 г. вступили в силу поправки к Закону о страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС.
Ранее в ходе рассмотрения материалов проверки плательщика страховых взносов руководитель (заместитель руководителя) органа по контролю за их уплатой должен был в т. ч. выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за правонарушение, предусмотренное данным законом. Поправками эта обязанность была исключена.
Также утратила силу статья об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность за такое правонарушение.
Указанные поправки признаются не соответствующими Конституции РФ.
Дело в том, что данные изменения исключили возможность при применении ответственности, установленной названным законом, индивидуализировать наказание с учетом смягчающих обстоятельств. Это приводит к нарушению прав плательщиков страховых взносов.
Конституционный Суд РФ, в частности, подчеркнул, что размеры штрафов в совокупности с правилами их наложения должны позволять в каждом конкретном случае обеспечивать адекватность наказания всем обстоятельствам, имеющим значения для индивидуализации ответственности.
Конституционные требования справедливости и соразмерности предполагают, по общему правилу, что юридическая ответственность должна дифференцироваться в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Данные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся ко всем физическим и юридическим лицам, которые являются плательщиками страховых взносов.
Федеральному законодателю надлежит внести соответствующие поправки, позволяющие индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя, иные значимые обстоятельства.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад