Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2015 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 207 и статьи 216 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Беларусь С.П. Лярского"

Обзор документа

29 июня 2015

gerb

Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2015 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 207 и статьи 216 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Беларусь С.П. Лярского"

Обзор документа

Конституционный Суд РФ указал, как определяется статус налогового резидента России для граждан Беларуси.
Согласно НК РФ в целях уплаты НДФЛ налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год.
Конституционность этих норм оспаривал гражданин Беларуси. По мнению заявителя, при определении срока его нахождения в России должен учитываться не налоговый период, ограниченный календарным годом, а период фактического нахождения в нашей стране. Это следует из протокола к межправительственному Соглашению России и Беларуси об избежании двойного налогообложения.
Конституционный Суд РФ признал, что оспариваемые положения соответствуют Конституции РФ. Они не предполагают отказа гражданам Беларуси в применении правил налогообложения, установленных для налоговых резидентов России, в соответствии с условиями, предусмотренными международным договором, несмотря на отсутствие у них по итогам налогового периода статуса налогового резидента России.
В соответствии с упомянутым протоколом вознаграждение, получаемое физлицом с постоянным местом жительства в одном из этих государств в отношении работы по найму в другом государстве, может облагаться налогом в том другом государстве по ставкам, которые предусмотрены для резидентов. Условие - осуществление работы по найму в течение периода нахождения в государстве источника дохода, составляющего не менее 183 дней в году. Либо осуществление работы по найму непрерывно в течение того же периода, начавшегося в одном календарном году, а истекающего в другом.
На практике указанные критерии применяются во взаимосвязи с правилами о налоговом периоде - по аналогии с критериями, содержащимися в НК РФ. Это противоречит их действительному смыслу.
Соглашение, заключенное Россией и Беларусью, устанавливает особое налоговое регулирование. Оно не предусматривает условия уточнения налогового статуса физлица по итогам налогового периода и отличается этим от национальных правил, касающихся определения критериев резидентства физлиц. Соответственно, лица, имеющие право воспользоваться таким налоговым регулированием, должны определяться на основании критериев, закрепленных в протоколе, - вне связи с критериями, содержащимися в НК РФ.
Кроме того, следует учитывать положения Договора о Евразийском экономическом союзе. Он закрепил безусловное распространение на физлиц, являющихся налоговыми резидентами государств - членов Союза, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад