Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Постановление Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки И.Ю. Фроловой"

Обзор документа

22 ноября 2012

gerb

Постановление Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки И.Ю. Фроловой"

Обзор документа

Пенсионное обеспечение членов семьи судьи, умершего не из-за служебной деятельности, не проработано!
Оспаривались нормы, касающиеся пенсионного обеспечения членов семьи судьи (в т. ч. в отставке) в случае его гибели (смерти).
Речь идет о нетрудоспособных членах семьи, которые находились на иждивении судьи. Им выплачивается ежемесячное обеспечение без зачета пенсий, заработков, стипендий и других доходов.
Вместе с тем право на эти выплаты у них есть, только если гибель (смерть) судьи была связана с его служебной деятельностью.
В противном случае они могут претендовать лишь на пенсию по случаю потери кормильца.
КС РФ счел, что положения конституционны в той мере, в которой они требуют для подобных выплат наличие названой причинно-следственной связи.
Как пояснил КС РФ, такое требование связано с выполнением конституционно значимых функций, а следовательно, предопределено статусом судьи.
Между тем в ином аспекте нормы неконституционны.
Они являются таковыми в той мере, в которой не обеспечивают надлежащую соцзащиту указанным членам семьи, если судья умер (погиб) по причинам, не связанным со служебной деятельностью.
Нормы не гарантируют им пенсионное обеспечение в размере, который соотносился бы с утраченным доходом семьи в виде зарплаты (пожизненного содержания) судьи.
Более того, обеспечение не гарантируется им ни на таких условиях, ни на том уровне, который был бы, по крайней мере, не хуже предусмотренного для членов семей других граждан (т. е. осуществлявших трудовую или иную общественно полезную деятельность).
Дело в том, что пенсия по случаю потери кормильца напрямую зависит от взносов в ПФР, которые уплачивались за него в период работы (иной деятельности).
Между тем в отношении судей действует иной порядок. На их зарплату взносы не начисляются, а их расчетный пенсионный капитал формируется из бюджетных денег, выделенных ПФР.
В такой ситуации получается, что указанные члены семьи судьи, который умер (погиб) не из-за служебной деятельности, находятся в худшем положении, нежели члены семьи иного умершего кормильца.
Это нарушает конституционные принципы равенства и справедливости.
Законодатель обязан принять необходимые поправки.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад