Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 2011 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.П. Кузьменко и А.В. Орлова и запросом Избербашского городского суда Республики Дагестан"

Обзор документа

20 мая 2011

gerb

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 2011 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.П. Кузьменко и А.В. Орлова и запросом Избербашского городского суда Республики Дагестан"

Обзор документа

Механизм возмещения вреда военнослужащим, ставшим инвалидами из-за военной травмы, требует доработки!

Предметом проверки КС РФ стали нормы, касающиеся возмещения вреда военнослужащим.
Речь идет о вреде, причиненном здоровью тех из них, кто стал инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы.
Эти положения определяют объем возмещения вреда, на который военнослужащие имеют право при отсутствии виновных противоправных действий со стороны госорганов и их должностных лиц.
КС РФ признал эти нормы неконституционными.
Они являются таковыми в той мере, в которой не обеспечивают указанной категории граждан достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения службы.
Как разъяснил КС РФ, лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Между тем выплачиваемые этим лицам страховые суммы и единовременные пособия (наряду со специальным пенсионным обеспечением) восполняют им утраченный заработок лишь в течение непродолжительного периода (25-75 мес.).
Однако полная или частичная утрата военнослужащим трудоспособности, вызванная увечьем, носит долговременный, как правило, пожизненный характер.
Следовательно, действующий механизм возмещения вреда указанным гражданам не исключает случаев, когда причитающиеся им выплаты (в т. ч. пенсия по инвалидности, выплаты в рамках системы соцзащиты, единовременное пособие и выплаты по обязательному госстрахованию) не компенсируют в надлежащем объеме те материальные потери, которые связаны с невозможностью продолжать службу. Соответственно, им не гарантируется адекватное возмещение утраченного заработка (денежного довольствия).
Федеральный законодатель обязан внести соответствующие изменения.
Максимальный срок для этого - 6 мес. При этом поправки должны гарантировать в течение всего периода утраты трудоспособности возмещение вреда, сопоставимое по своему объему с денежным содержанием, которое такой военнослужащий имел на момент увольнения со службы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад