Обзор документа

11 октября 2021

gerb

Распоряжение Правительства РФ от 5 октября 2021 г. N 2806-р

     1. Утвердить прилагаемые:
     Концепцию интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное
пространство Российской Федерации;
     план реализации Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в
единое воздушное пространство Российской Федерации в части развития
технологий.
     2. Минтрансу России и Минпромторгу России совместно с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
     обеспечить выполнение плана реализации Концепции интеграции
беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской
Федерации в части развития технологий;
     представить предложения по актуализации Концепции интеграции
беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской
Федерации и плана реализации Концепции интеграции беспилотных воздушных
судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в части
развития технологий до 1 июня 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                         М. Мишустин

                                                               УТВЕРЖДЕНА
                                              распоряжением Правительства
                                                     Российской Федерации
                                            от 5 октября 2021 г. N 2806-р

                                Концепция
 интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство
                          Российской Федерации

                           I. Общие положения

     Настоящая Концепция разработана в целях определения путей и способов
достижения такого состояния авиатранспортной системы Российской
Федерации, в том числе воздушного законодательства Российской Федерации,
авиационной инфраструктуры и подготовки авиационного персонала, при
котором выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов в
едином воздушном пространстве Российской Федерации будет обеспечено на
приемлемом уровне безопасности полетов.
     Настоящая Концепция разработана в соответствии с законодательством
Российской Федерации, стандартами и рекомендуемой практикой Международной
организации гражданской авиации, а также с учетом международного опыта в
области интеграции беспилотной авиации в существующие системы организации
воздушного движения.
     Под интеграцией беспилотных воздушных судов в единое воздушное
пространство Российской Федерации следует понимать процесс
совершенствования законодательства Российской Федерации, разработки и
внедрения технологий обслуживания воздушного движения (управление
полетами), успешное завершение которого обеспечит безопасное выполнение
полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов в воздушном
пространстве Российской Федерации.
     Аспекты интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное
пространство Российской Федерации включают в себя элементы структуры
воздушного пространства и классификацию воздушного пространства, а также
правила, процедуры и технологии организации и использования воздушного
движения, позволяющие на приемлемом уровне обеспечить совместное
выполнение в нем полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов.
     Базовыми принципами интеграции беспилотных авиационных систем в
единое воздушное пространство Российской Федерации являются:
     интеграция беспилотных воздушных судов, не приводящая к снижению
существующего уровня безопасности полетов, увеличению или созданию риска
для жизни и здоровья граждан, а также риска причинения вреда наземной
инфраструктуре и имуществу граждан;
     наличие уровня требований в области подготовки, выполнения и
обеспечения полетов беспилотных воздушных судов, пропорционального
потенциальным рискам, - чем выше риск, тем выше требования;
     наличие у беспилотной и пилотируемой авиации равного доступа к
воздушному пространству Российской Федерации с учетом реализации
требований в области безопасности полетов;
     соответствие беспилотных и пилотируемых воздушных судов
установленным техническим требованиям в области безопасности полетов;
     соответствие внешних пилотов установленным требованиям в области
подготовки авиационного персонала;
     обеспечение информационной (кибер-) защищенности авиационной
транспортной системы в целом и всех компонентов ее инфраструктуры;
     формирование и введение в действие нормативно-технической и
нормативно-правовой базы Российской Федерации в области использования
беспилотной авиации, учитывающей стандарты и рекомендуемую практику
Международной организации гражданской авиации;
     преимущественное применение электронной компонентной базы,
программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения (цифровых
платформ) российской разработки и производства при решении вопросов
интеграции беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство
Российской Федерации в целях защищенности авиационной транспортной
системы. 3

                  II. Предпосылки разработки Концепции

     Развитие сегмента беспилотной авиации, основанное на передовых
технических решениях в области навигации, связи и телекоммуникации,
открывает новые возможности для решения задач как в сфере обороны и
безопасности государства, так и в сфере транспорта.
     Беспилотная авиация широко применяется в указанных сферах.
     Стремительное развитие беспилотных технологий в авиации, влекущее
многократное увеличение количества полетов беспилотных воздушных судов,
ставит перед государством задачу законодательного регулирования таких
полетов, обеспечивающего без ограничений безопасное их выполнение.
     В настоящее время особо актуальным является вопрос поиска и
внедрения технических решений, обеспечивающих также без ограничений
безопасное выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов,
установление правил выполнения таких полетов.
     Необходимо отметить, что в настоящее время воздушное
законодательство Российской Федерации позволяет выполнять одновременные
полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов, но только в специально
выделенном воздушном пространстве.
     При этом эшелонирование пилотируемых и беспилотных воздушных судов в
специально выделенном воздушном пространстве возложено на орган
обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователя
воздушного пространства, организующего такие полеты.
     Обеспечение полетов беспилотных воздушных судов путем установления
запретов и ограничений для обеспечения безопасности полетов пилотируемой
авиации многократно увеличило количество установленных в воздушном
пространстве ограничений.
     Несомненно, такой подход к обеспечению полетов беспилотных воздушных
судов в современных условиях требует совершенствования.
     Для достижения поставленной цели - безопасной интеграции беспилотных
воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации
необходимо предпринимать дальнейшие совместные усилия разработчиков,
производителей и эксплуатантов беспилотных воздушных судов, а также
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих соответствующее
государственное регулирование, направленные на совершенствование
нормативно-правовой и нормативно-технической базы Российской Федерации в
области использования беспилотной авиации.
     Согласованные на международном уровне подходы к интеграции
беспилотной и пилотируемой авиации в единое воздушное пространство
Российской Федерации предусматривают поэтапный подход к развитию и
внедрению новых технологий в сфере организации использования воздушного
пространства, бортового оборудования беспилотных воздушных судов и
пилотируемых воздушных судов, наземной инфраструктуры и повышения уровня
подготовки авиационного персонала, а также совершенствование
нормативно-правовой и нормативно-технической базы Российской Федерации в
области использования беспилотной авиации. Каждый переход гражданской
авиации на следующий этап развития предусматривает проведение
обязательной оценки рисков и необходимых научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, а также принятие решений о внедрении
разработанных технологий и оборудования или издание нормативных правовых
и нормативных технических актов Российской Федерации.

   III. Основные направления выполнения мероприятий в целях интеграции
 беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской
                                Федерации

     Основными направлениями интеграции беспилотных воздушных судов в
единое воздушное пространство Российской Федерации являются:
     прогнозирование и оценка рисков эксплуатации беспилотных воздушных
судов и беспилотных авиационных систем с использованием инструктивных
материалов, изложенных в документе Doc 9859 Международной организации
гражданской авиации "Руководство по управлению безопасностью полетов". В
целях минимизации негативного последствия факторов опасности, возникающих
при совместных полетах беспилотных и пилотируемых воздушных судов в
едином воздушном пространстве Российской Федерации, необходимо проводить
анализ таких факторов опасности и разрабатывать мероприятия по снижению
рисков до приемлемого уровня, следует установить численные показатели
безопасности полетов в контролируемом и неконтролируемом едином воздушном
пространстве Российской Федерации с учетом современной международной
практики;
     установление критериев категорирования беспилотных воздушных судов и
беспилотных авиационных систем;
     установление дифференцированных требований к авиационному персоналу
и подготовке специалистов авиационного персонала, летной годности
беспилотных воздушных судов, к разработчикам и изготовителям беспилотных
воздушных судов, беспилотных авиационных систем и их компонентов в
соответствии с установленными критериями и классификацией воздушного
движения;
     подготовка и допуск внешних пилотов беспилотных воздушных судов к
выполнению полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных
судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации по
соответствующим программам подготовки, в том числе тренажерной
подготовки;
     разработка, внедрение и развитие технологий, необходимых для
интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство
Российской Федерации;
     организация информационного обеспечения полетов беспилотных
воздушных судов, в том числе по принципу "единого окна";
     совершенствование правил полетов в части выполнения совместных
полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов в
едином воздушном пространстве Российской Федерации;
     совершенствование технологий обслуживания воздушного движения при
выполнении совместных полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых
воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации;
     совершенствование структуры и классификации воздушного пространства
Российской Федерации в целях регулирования доступа беспилотных воздушных
судов.

IV. Развитие технологий в целях интеграции беспилотных воздушных судов в
           единое воздушное пространство Российской Федерации

     Основными направлениями развития технологий интеграции беспилотных
воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации
являются:
     создание и сертификация систем, позволяющих предупредить
столкновения в воздухе беспилотных воздушных судов между собой и с
пилотируемыми воздушными судами, выполняющими полеты по приборам и по
правилам визуальных полетов, а также движущимися по площади
маневрирования аэродрома. В целях обеспечения безопасности полетов
наземное и бортовое оборудование системы предупреждения столкновений
должно подлежать обязательной сертификации. Предстоит разработать
соответствующие сертификационные требования. При разработке таких систем
должны учитываться международные требования и рекомендации в этой
области;
     разработка и сертификация цифровых радиолиний связи, контроля и
управления в полосах частот, утвержденных регламентом радиосвязи
Международного союза электросвязи и таблицей распределения полос
радиочастот между радиослужбами Российской Федерации, утверждаемой
постановлением Правительства Российской Федерации. Наземное и бортовое
оборудование цифровых радиолиний связи, контроля и управления должно
подлежать обязательной сертификации, в связи с чем необходима разработка
соответствующих сертификационных требований;
     организация процедур и каналов связи внешних пилотов беспилотных
воздушных судов с органами обслуживания воздушного движения (управления
полетами) и экипажами других воздушных судов. При выполнении полетов
беспилотных воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской
Федерации с пилотируемыми воздушными судами необходимо наличие прямой
двусторонней связи между органами организации воздушного движения
(управления полетами) и внешними пилотами аналогично требованиям,
применяемым в отношении пилотируемых воздушных судов;
     создание новых и (или) модернизация существующих систем наблюдения
обслуживания воздушного движения. Система наблюдения обслуживания
воздушного движения должна обеспечивать обнаружение, идентификацию и
определение параметров движения всех пилотируемых и беспилотных воздушных
судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации, необходимый
уровень точности, разрешающей способности, целостности данных наблюдения,
а также быть совместимой (интероперабельной) с используемыми в
гражданской авиации стандартизованными системами наблюдения и бортовыми
системами предупреждения столкновений. Для функционирования системы
наблюдения обслуживания воздушного движения и предупреждения столкновений
в воздухе будут установлены дифференцированные в соответствии с абзацем
четвертым раздела III настоящей Концепции требования по оснащению всех
пилотируемых и беспилотных воздушных судов, выполняющих полеты в едином
воздушном пространстве, бортовыми ответчиками, обеспечивающими передачу
идентификационного номера воздушного судна, его текущих координат и
информации о параметрах движения воздушного судна;
     формирование систем мониторинга инфраструктуры связи и систем
наблюдения, предоставляющих информацию об их состоянии. Участники
воздушного движения должны быть информированы о качестве передачи
информации. Система должна выдавать предупреждения о текущем или
прогнозируемом изменении качества передачи информации;
     обеспечение навигации при полетах беспилотных воздушных судов.
Основой навигационного поля для обеспечения полетов беспилотных воздушных
судов в Российской Федерации будет являться глобальная навигационная
спутниковая система, включающая спутниковые созвездия ГЛОНАСС и GPS, а в
перспективе также Galileo и BeiDou с функциональным дополнением
спутникового базирования (в частности, российской системой
дифференциальной коррекции и мониторинга), сертифицированным в
соответствии с требованиями стандартов и рекомендуемой практики
Международной организации гражданской авиации, а в районах аэродромов и
вертодромов возможно будут использоваться локальные
контрольно-корректирующие станции, являющиеся функциональным дополнением
наземного базирования. В случае нарушения целостности поля глобальной
навигационной спутниковой системы навигация будет обеспечиваться
наземными радиотехническими средствами и альтернативными бортовыми
навигационными устройствами. Применимость таких систем должна оцениваться
с учетом достижения требуемой целостности и точности навигационных
определений. Должна быть предусмотрена система мониторинга навигационной
инфраструктуры, предоставляющая информацию о ее состоянии. Участники
воздушного движения должны быть информированы о состоянии навигационной
инфраструктуры. Система должна выдавать предупреждения о текущем или
прогнозируемом изменении точности навигации;
     широкое применение технологий, обеспечивающих возможность
автоматического распознавания зон воздушного пространства, выделенного
для полетов беспилотных воздушных судов и совместных полетов беспилотных
воздушных судов и пилотируемых воздушных судов, запретных зон и зон
ограничения полетов;
     развитие метеорологического обслуживания полетов. Метеорологическое
обслуживание полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных
судов в воздушном пространстве Российской Федерации будет обеспечиваться
с использованием единой базы данных авиационной метеорологической
информации, включающей данные о наблюдаемых и ожидаемых метеорологических
условиях в форматах, разрабатываемых в соответствии со стандартами
Международной организации гражданской авиации, установленными приложением
3 к Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в
г. Чикаго 7 декабря 1944 г.;
     совершенствование системы предоставления аэронавигационной
информации внешнему пилоту. Для обеспечения планирования полетов
беспилотных воздушных судов в едином воздушном пространстве, в том числе
в целях применения таких технологий, как геозонирование (геофенсинг),
необходимо организовать оперативный доступ внешних пилотов беспилотных
воздушных судов к единой базе данных аэронавигационной информации;
     формирование требований к кибербезопасности. Для предотвращения
незаконного вмешательства в деятельность авиации, беспилотных авиационных
систем, а также систем предупреждения столкновений цифровые радиолинии
связи, контроля и управления должны обеспечиваться средствами защиты
информации в соответствии с требованиями, установленными федеральным
органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области
противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;
     развитие систем информирования об инцидентах и авиационных
происшествиях и службы обработки обращений граждан. В целях регистрации,
сбора статистики и расследования всех инцидентов и авиационных
происшествий будет создана система информирования об инцидентах и
авиационных происшествиях. Аналогично службе информирования об инцидентах
и авиационных происшествиях система информирования будет позволять
гражданам сообщать о событиях, влияющих на безопасность полетов, через
службу обработки сообщений граждан;
     обеспечение общественной безопасности, противодействие незаконному
использованию беспилотных воздушных судов, контроль ввоза и
распространения беспилотных воздушных судов. В целях недопущения и
пресечения противоправных действий с использованием беспилотных воздушных
судов, защиты объектов критической инфраструктуры, аэропортов и других
объектов, перечень которых определяется законодательством Российской
Федерации с учетом требований Федерального закона "О федеральной службе
безопасности", Федерального закона "О государственной охране",
Федерального закона "О полиции" и Федерального закона "О войсках
национальной гвардии Российской Федерации", будут созданы и внедрены
технологии пресечения несанкционированного нахождения беспилотных
воздушных судов в воздушном пространстве - "антидрон". Противодействию
незаконному использованию беспилотных воздушных судов, контролю за их
ввозом и распространением должны способствовать:
     законодательное закрепление нормы, предусматривающей присвоение
именных идентификационных номеров беспилотным воздушным судам на
предприятиях Российской Федерации при их производстве, а также
беспилотным воздушным судам иностранного производства при прохождении
таможенных процедур;
     создание и использование базы данных идентификационных номеров
беспилотных воздушных судов российского производства и беспилотных
воздушных судов иностранного производства, ввезенных на территорию
Российской Федерации, а также ее наполнение данными о юридических и
физических лицах, приобретших на территории Российской Федерации либо
ввозивших из-за границы беспилотные воздушные суда применительно к их
идентификационным номерам.

                         V. Апробация технологий

     Основным механизмом для реализации настоящей Концепции в части
разработки и внедрения технологий является использование
экспериментальных правовых режимов, предусмотренных Федеральным законом
"Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в
Российской Федерации", в рамках выделенных закрытых зон интеграционного
тестирования, верификации и валидации разрабатываемых технологий
интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство
Российской Федерации, новых цифровых аэронавигационных сервисов с целью
отработки предъявляемых к беспилотным авиационным системам требований
нормативных правовых и нормативных технических документов.
     Для разработки, тестирования, верификации и валидации технологий
интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство
Российской Федерации, сервисов, оценки безопасности и сертификации
беспилотных воздушных судов, их производства и технического обслуживания
в целях интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное
пространство Российской Федерации будет реализован поэтапный комплекс
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и пилотных
проектов, будут разработаны и созданы специальные аппаратно-программные
моделирующие комплексы, в том числе "функциональные цифровые двойники"
анализа безопасности авиационной техники, ее производства и технического
обслуживания.

VI. Развитие нормативно-правовой и нормативно-технической базы Российской
Федерации в области использования беспилотной авиации в целях интеграции
 беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской
                                Федерации

     Совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы
Российской Федерации в области использования беспилотной авиации, в том
числе воздушного законодательства Российской Федерации, в целях
интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство
Российской Федерации осуществляется в рамках плана мероприятий ("дорожной
карты") по совершенствованию законодательства и устранению
административных барьеров в целях обеспечения реализации плана
мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по
направлению "Аэронет", утвержденного распоряжением Правительства
Российской Федерации от 3 апреля 2018 г. N 576-р.
     Указанный план мероприятий ("дорожная карта") должен периодически
корректироваться с учетом практического опыта интеграции беспилотных
воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации, а
также с учетом опыта эксплуатации беспилотных воздушных судов,
относящихся к спортивным авиамоделям, и проведения спортивных
соревнований.

  VII. Этапы интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное
                    пространство Российской Федерации

     Интеграция беспилотных воздушных судов в единое воздушное
пространство Российской Федерации будет осуществляться в соответствии со
следующими этапами:
     первый этап (до 2023 года) - организационный;
     второй этап (до 2027 года) - технологический;
     третий этап (до 2030 года) - цифровой.
     Первый этап характеризуется внедрением таких фундаментальных
сервисов, как электронная регистрация, учет и идентификация. Указанные
сервисы позволят удаленно идентифицировать беспилотное воздушное судно,
находящееся в полете, включая информацию о его фактическом
местоположении, технических характеристиках, изготовителе и владельце.
     Целями первого этапа являются:
     упрощение процедур, связанных с организацией использования
воздушного пространства беспилотными воздушными судами;
     минимизация ограничений, устанавливаемых в воздушном пространстве
для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;
     установление правил подготовки и выполнения полетов беспилотных
воздушных судов;
     создание условий для обеспечения общественной безопасности,
противодействия незаконному использованию беспилотных воздушных судов,
контроля ввоза и распространения беспилотных воздушных судов.
     Задачами первого этапа являются:
     совершенствование воздушного законодательства Российской Федерации в
сфере организации, подготовки и выполнения полетов беспилотных воздушных
судов;
     совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере
внешней и внутренней торговли;
     реализация отдельных компонентов системы сервисного и
информационного обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;
     проработка применения экспериментальных правовых режимов.
     Ожидаемыми результатами первого этапа являются:
     учет и регистрация беспилотных гражданских воздушных судов,
ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской
Федерации, в электронной форме;
     отсутствие административных барьеров при подготовке внешних пилотов;
     обеспечение контроля ввоза и оборота беспилотных авиационных систем
иностранного производства;
     проведение работ в установленных экспериментальных правовых режимах
по отработке технологий обеспечения полетов беспилотных воздушных судов;
     выполнение полетов беспилотных воздушных судов в контролируемом
воздушном пространстве и неконтролируемом воздушном пространстве класса G
при условии обеспечения применимых требований, установленных в этот
период для пилотируемой авиации.
     Второй этап характеризуется:
     внедрением автоматизированного скоординированного планирования
использования воздушного пространства беспилотными и пилотируемыми
воздушными судами, обеспечением разрешения потенциальных конфликтных
ситуаций на стратегическом уровне (до начала полета) и тактическом уровне
(в ходе выполнения полета) посредством непрерывного наблюдения и (или)
мониторинга местоположения беспилотных и пилотируемых воздушных судов,
расширением инфраструктуры метеорологического обеспечения полетов и
развитием прогностических моделей, предоставлением эксплуатантам
беспилотных воздушных судов метеорологической, аэронавигационной и
полетной информации в цифровом виде в режиме реального времени;
     подготовкой предложений по актуализации настоящей Концепции в целях
дальнейшей цифровизации процессов планирования и выполнения полетов,
снижающих воздействие человеческого фактора в части обеспечения
безопасности полетов при эксплуатации беспилотных воздушных судов и
обслуживании воздушного движения.
     Целью второго этапа является внедрение технологий обеспечения
безопасного выполнения полетов беспилотных воздушных судов,
инфраструктуры связи, навигации и наблюдения.
     Задачами второго этапа являются:
     выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
по реализации технологий, предусмотренных разделом IV настоящей
Концепции;
     внедрение технологий, обеспечивающих использование общего воздушного
пространства пилотируемыми и беспилотными воздушными судами;
     создание технической инфраструктуры обеспечения полетов беспилотных
воздушных судов;
     внедрение системы сервисного и информационного обеспечения полетов
беспилотных воздушных судов;
     определение направлений совершенствования законодательства
Российской Федерации.
     Ожидаемыми результатами второго этапа являются:
     реализация информационного взаимодействия системы учета беспилотных
гражданских воздушных судов с информационными системами заинтересованных
ведомств;
     совместные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов в
несегрегированном воздушном пространстве на основании специальных правил
и процедур;
     внедрение технологий, обеспечивающих использование общего воздушного
пространства пилотируемыми и беспилотными воздушными судами;
     создание инфраструктуры обеспечения полетов беспилотных воздушных
судов;
     внедрение системы сервисного и информационного обеспечения полетов
беспилотных воздушных судов;
     подготовка соответствующих изменений в законодательство Российской
Федерации.
     Третий этап характеризуется внедрением средств динамического
геозонирования воздушного пространства (информация о структуре воздушного
пространства и вновь устанавливаемых и снимаемых ограничениях
использования воздушного пространства распространяется в режиме реального
времени), обеспечением цифрового интерфейса взаимодействия эксплуатантов
и внешних пилотов беспилотных воздушных судов с органами обслуживания
воздушного движения, обеспечением разрешения конфликтных ситуаций на
тактическом уровне (в процессе полета) на базе цифровых платформ.
     Целью третьего этапа является безопасная интеграция беспилотных
воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации.
     Задачами третьего этапа являются:
     завершение создания технической инфраструктуры обеспечения полетов
беспилотных воздушных судов;
     внедрение цифровых технологий, обеспечивающих обслуживание
воздушного движения (управление полетами) беспилотных и пилотируемых
воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации;
     внесение изменений в нормативно-правовую и нормативно-техническую
базы Российской Федерации в области использования беспилотной авиации.
     Ожидаемыми результатами третьего этапа являются:
     создание технической инфраструктуры обеспечения полетов беспилотных
воздушных судов;
     внедрение цифровых технологий, обеспечивающих обслуживание
воздушного движения (управление полетами) беспилотных и пилотируемых
воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации;
     принятие нормативных правовых и нормативных технических актов,
обеспечивающих безопасную интеграцию беспилотных воздушных судов в единое
воздушное пространство Российской Федерации.

                 VIII. Обеспечение реализации Концепции

     Финансовое обеспечение мероприятий по реализации настоящей Концепции
осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на
реализацию следующих государственных программ:
     государственная программа Российской Федерации "Развитие авиационной
промышленности", утвержденная постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 апреля 2014 г. N 303 "Об утверждении государственной
программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности";
     государственная программа Российской Федерации "Космическая
деятельность России" (в части подпрограммы "Поддержание, развитие и
использование системы ГЛОНАСС"), утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 306 "Об
утверждении государственной программы Российской Федерации "Космическая
деятельность России";
     государственная программа Российской Федерации "Развитие
транспортной системы", утвержденная постановлением Правительства
Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 "Об утверждении
государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной
системы";
     национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации",
утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
от 4 июня 2019 г. N 7.
     Кроме того, для разработки и внедрения технологий интеграции
предполагается привлечение внебюджетных источников финансирования
предприятий и организаций, владельцев и эксплуатантов беспилотных
воздушных судов, разработчиков и изготовителей беспилотных воздушных
судов (беспилотных авиационных систем) и аэронавигационного оборудования.
     Координирующим и ответственным за реализацию настоящей Концепции
федеральным органом исполнительной власти является Министерство
транспорта Российской Федерации.

                                                                УТВЕРЖДЕН
                                              распоряжением Правительства
                                                     Российской Федерации
                                            от 5 октября 2021 г. N 2806-р


                             План реализации
   Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное
      пространство Российской Федерации в части развития технологий

                                  Мероприятие                                 Срок          Ответственные
                                                                                             исполнители

                                 Первый этап (до 2023 года) - организационный

  1.   Проведение научных и экспериментальных исследований возможности      2022 год    Минтранс России;
       применения технологий и сетей связи для низколетящих беспилотных                 Минпромторг России;
       воздушных судов: цифровые радиолинии связи, контроля и                           Росавиация;
       управления; система предупреждения столкновений в воздухе                        заинтересованные
       беспилотных воздушных судов с пилотируемыми воздушными судами,                   федеральные органы
       обеспечивающая безопасное выполнение совместных полетов; каналы                  исполнительной власти
       связи внешних пилотов; высокоточная навигация в случае нарушения
       целостности поля глобальной навигационной спутниковой системы;
       геозонирование (геофенсинг); передача аэронавигационной
       информации; открытые программные интерфейсы, а также специальные
       платформы для приложений обработки данных о безопасности полетов
       гражданских воздушных судов

  2.   Создание отдельных компонентов системы сервисного и                  2022 год    Минтранс России;
       информационного обеспечения полетов беспилотных воздушных судов,                 Росавиация
       обеспечивающих формирование и направление заявки на установление
       ограничений использования воздушного пространства; формирование и
       направление планов полетов беспилотных воздушных судов в органы
       Единой системы организации воздушного движения Российской
       Федерации; предоставление аэронавигационной и метеорологической
       информации

  3.   Разработка научно обоснованных и экспериментально проверенных        2022 год    Минтранс России;
       требований к системам мониторинга инфраструктуры передачи                        Росавиация
       информации

  4.   Разработка научно обоснованных предложений в области модернизации    2022 год    Минтранс России;
       существующих систем наблюдения                                                   Росавиация

  5.   Разработка научно обоснованных и экспериментально проверенных        2022 год    Минтранс России;
       требований к цифровым радиолиниям связи, контроля и управления в                 Росавиация
       полосах частот, утвержденных Всемирной конференцией радиосвязи
       Международного союза электросвязи

  6.   Разработка научно обоснованных и экспериментально проверенных        2022 год    Минтранс России;
       требований к организации каналов связи внешних пилотов                           Росавиация
       беспилотных воздушных судов с органами обслуживания воздушного
       движения (управления полетами) и экипажами других воздушных судов

  7.   Разработка научно обоснованных и экспериментально проверенных        2022 год    Минтранс России;
       требований к обеспечению навигации при полетах беспилотных                       Росавиация
       воздушных судов

  8.   Разработка научно обоснованных и экспериментально проверенных        2022 год    Минтранс России;
       требований к функционированию единой базы данных авиационной                     Росавиация
       метеорологической информации

  9.   Разработка научно обоснованных и экспериментально проверенных        2022 год    Минтранс России;
       требований к функционированию единой базы данных                                 Росавиация
       аэронавигационной информации, в том числе требований к каналам
       связи для ее передачи

  10.  Разработка научно обоснованных и экспериментально проверенных        2022 год    Минпромторг России;
       требований к технологиям предиктивного перехвата и уничтожения                   заинтересованные
       беспилотных воздушных судов - "антидрон"                                         федеральные органы
                                                                                        исполнительной власти

  11.  Разработка научно обоснованных и экспериментально проверенных        2023 год    Минтранс России;
       требований к системам предупреждения столкновений в воздухе                      Росавиация
       беспилотных воздушных судов с пилотируемыми воздушными судами,
       обеспечивающих безопасное выполнение совместных полетов

  12.  Проведение научных и экспериментальных исследований возможности      2023 год    Минтранс России;
       применения для низколетящих беспилотных воздушных судов                          Минпромторг России;
       специальных идентификаторов, в том числе на базе физических и                    Росавиация;
       программных электронных модулей абонента, с целью дополнительного                заинтересованные
       контроля и ограничения применения низколетящих беспилотных                       федеральные органы
       воздушных судов                                                                  исполнительной власти

  13.  Разработка научно обоснованных и экспериментально проверенных        2023 год    Минтранс России;
       предложений по применению технологий геозонирования в целях                      Росавиация
       навигации

                                 Второй этап (до 2027 года) - технологический

  14.  Разработка требований к бортовым функциональным устройствам          2024 год    Минтранс России;
       пилотируемых и беспилотных воздушных судов, выполняющих полеты в                 Минпромторг России;
       едином воздушном пространстве, обеспечивающих передачу                           Росавиация;
       идентификационного номера воздушного судна, его текущих                          заинтересованные
       координат, информации о параметрах его движения, других данных, а                федеральные органы
       также о координатах станции управления воздушным судном                          исполнительной власти

  15.  Разработка технологических решений для обнаружения потенциальных     2024 год    Минтранс России;
       конфликтных ситуаций и предотвращения столкновений беспилотных и                 Минпромторг России;
       пилотируемых воздушных судов в пределах и за пределами прямой                    Росавиация;
       видимости внешнего пилота                                                        заинтересованные
                                                                                        федеральные органы
                                                                                        исполнительной власти

  16.  Разработка технологических решений предотвращения ущерба,            2024 год    Минтранс России;
       причиняемого людям и имуществу при потере управления беспилотными                Минпромторг России;
       воздушными судами                                                                Росавиация;
                                                                                        заинтересованные
                                                                                        федеральные органы
                                                                                        исполнительной власти

  17.  Создание новых и (или) модернизация существующих систем              2025 год    Минтранс России;
       авиационного наблюдения                                                          Минпромторг России;
                                                                                        Росавиация;
                                                                                        заинтересованные
                                                                                        федеральные органы
                                                                                        исполнительной власти

  18.  Разработка и сертификация цифровых радиолиний (включая               2025 год    Минтранс России;
       спутниковые) для контроля и управления, связи с органами                         Минпромторг России;
       обслуживания воздушного движения (управления полетами) и                         Росавиация;
       экипажами других воздушных судов в полосах частот, утвержденных                  Государственная
       Всемирной конференцией радиосвязи Международного союза                           корпорация по
       электросвязи                                                                     космической
                                                                                        деятельности
                                                                                        "Роскосмос";
                                                                                        заинтересованные
                                                                                        федеральные органы
                                                                                        исполнительной власти

  19.  Развитие спутниковых технологий и средств спутниковой навигации      2025 год    Минтранс России;
       для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов на основе                    Минпромторг России;
       глобальной навигационной спутниковой системы и системы                           Росавиация;
       дифференциальной коррекции и мониторинга                                         Государственная
                                                                                        корпорация по
                                                                                        космической
                                                                                        деятельности
                                                                                        "Роскосмос";
                                                                                        заинтересованные
                                                                                        федеральные органы
                                                                                        исполнительной власти

  20.  Создание технологий оперативного предоставления                      2025 год    Минтранс России;
       аэронавигационной, полетной и метеорологической информации                       Минпромторг России;
       внешним экипажам беспилотных воздушных судов, экипажам                           Росавиация;
       пилотируемых воздушных судов и другим заинтересованным участникам                заинтересованные
       воздушного движения

  21.  Создание пилотных зон интеграционного тестирования, верификации и    2025 год    Минпромторг России;
       валидации технологий                                                             Минтранс России

  22.  Создание системы сервисного и информационного обеспечения полетов    2027 год    Минтранс России;
       беспилотных воздушных судов                                                      Минпромторг России

  23.  Создание технической инфраструктуры для безопасной интеграции        2027 год    Минтранс России;
       беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство                      Минпромторг России;
       Российской Федерации в пилотных районах                                          Росавиация;
                                                                                        заинтересованные
                                                                                        федеральные органы
                                                                                        исполнительной власти

                                    Третий этап (до 2030 года) - цифровой

  24.  Создание необходимой технической инфраструктуры для безопасной       2030 год    Минтранс России;
       интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное                        Минпромторг России;
       пространство Российской Федерации                                                Росавиация;
                                                                                        заинтересованные
                                                                                        федеральные органы
                                                                                        исполнительной власти

Обзор документа

В России будут развивать сегмент беспилотной авиации.
Утверждена концепция интеграции беспилотников в единое воздушное пространство России.
До 2023 г. разработают меры по упрощению процедур и снятию ограничений для полетов беспилотных воздушных судов (БВС), а также внедрят специальные сервисы для электронной регистрации и учета БВС, установят правила подготовки и выполнения таких полетов.
На втором этапе - до 2027 г. - предусматривается разработка и внедрение новых технологий для обеспечения безопасности полетов БВС, создание необходимой инфраструктуры связи, систем навигации и наблюдения. Утвердят технические требования к новым системам и оборудованию, которые будут обеспечивать безопасность полетов, примут порядок использования воздушного пространства при совместных полетах беспилотных и пилотных судов. На этом же этапе начнутся их пробные полеты в едином воздушном пространстве.
До 2030 г. планируется завершить создание технической инфраструктуры для обеспечения безопасности полетов БВС, внедрить цифровые технологии в части управления полетами беспилотных и пилотируемых воздушных судов в едином пространстве, принять нормативно-правовые акты, которые будут регулировать эту сферу.
Беспилотники могут применяться в т. ч. для экспресс-доставки, перевозки малых грузов и электронной коммерции, борьбы с вредителями в сельском хозяйстве, мониторинга риска возникновения лесных пожаров и других опасных ситуаций.
Назад