Обзор документа

29 сентября 2021

gerb

Распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 2021 г. N 2689-р

     1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития оптовых
продовольственных рынков в Российской Федерации (далее - Концепция).
     2. Минпромторгу России:
     совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти в 6-месячный срок разработать и внести в установленном порядке в
Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации
Концепции;
     в 6-месячный срок разработать и утвердить методические рекомендации
по организации оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации.
     3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской
Федерации и органам местного самоуправления:
     разработать меры по поддержке строительства, реконструкции, а также
размещения оптовых продовольственных рынков;
     руководствоваться положениями Концепции при принятии в пределах
своей компетенции решений в сфере развития внутренней торговли и
обеспечения продовольственной безопасности.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                         М. Мишустин

                                                               УТВЕРЖДЕНА
                                              распоряжением Правительства
                                                     Российской Федерации
                                          от 27 сентября 2021 г. N 2689-р

                                Концепция
    развития оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации

                           I. Общие положения

     Настоящая Концепция определяет цель, задачи, основные направления и
механизмы реализации государственной политики в области создания и
функционирования оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации,
а также ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции.
     Для целей настоящей Концепции под оптовым продовольственным рынком
понимается предприятие, предоставляющее оборудованные торговые места и
сервисные услуги конкурирующим между собой оптовым торговцам для
осуществления ими оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией и
продовольствием в определенном месте, в определенное время и по
установленным правилам.
     Настоящая Концепция разработана в рамках реализации положений абзаца
пятого пункта 2 подраздела III раздела II плана мероприятий ("дорожной
карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации
и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния
естественной монополии в состояние конкурентного рынка на
2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской
Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р.
     Настоящая Концепция исходит из необходимости формирования
многоформатной инфраструктуры оптовой торговли продовольственными
товарами, характеризующейся полнотой территориального охвата, высокой
пропускной способностью, низкими удельными издержками и обеспечивающей
гарантированные возможности сбыта продукции для сельскохозяйственных
товаропроизводителей, и учитывает имеющееся отставание в развитии в
системе дистрибуции такого важного формата как оптовые продовольственные
рынки, выполняющие функции организаторов оптового оборота.
     Настоящая Концепция является основой для организации деятельности
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и частных организаций в сфере создания и
функционирования оптовых продовольственных рынков, реализации мероприятий
по обеспечению продовольственной безопасности.

                 II. Цель и задачи реализации Концепции

     Настоящая Концепция разработана с целью создания
организационно-правовых и экономических условий развития оптовых
продовольственных рынков в Российской Федерации.
     Концепция предусматривает создание для многоформатной розничной
торговли и предприятий питания вне дома (общественного питания),
гостиниц, объектов социальной сферы (больницы, школы, детские сады)
крупных городов и агломераций эффективной системы дистрибуции свежей
плодоовощной, мясной, рыбной и другой скоропортящейся продукции,
отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям, на основе
формирования современной товаропроводящей инфраструктуры и развития
добросовестной конкуренции между профессиональными оптовиками и
производителями на территории оптового рынка.
     Реализация положений Концепции будет способствовать широкому сбыту
скоропортящихся товаров, сокращению потерь произведенной продукции,
обеспечению эффективного контроля качества продуктов (ветеринарный и
фитосанитарный контроль), предоставлению необходимых сервисных услуг
(банковские услуги, услуги упаковки и маркировки, маркетинга и др.)
оптовым продавцам и покупателям.
     Ключевыми задачами в области развития оптовых продовольственных
рынков определяются:
     совершенствование нормативного правового регулирования организации и
осуществления деятельности оптовых продовольственных рынков;
     развитие инфраструктуры оптовых продовольственных рынков;
     государственная поддержка развития оптовых продовольственных рынков.

           III. Организация оптового продовольственного рынка

     Основными участниками оптовых продовольственных рынков могут
являться профессиональные оптовые торговцы, предприятия розничной
торговли и питания вне дома, сельскохозяйственная и потребительская
кооперация и т.д.
     Под профессиональным оптовым торговцем для целей настоящей Концепции
понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в том
числе сбытовое подразделение или дистрибьютор товаропроизводителя,
зарегистрированный на оптовом продовольственном рынке и осуществляющий на
нем реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
     При этом арендаторами торговых мест на оптовом продовольственном
рынке могут быть владельцы (собственники) продовольственных товаров, а
также агенты собственников и другие посредники.
     Размещение оптовых продовольственных рынков должно тяготеть к зонам
конечного потребления продукции, прежде всего к крупным агломерациям и
городам.
     Предполагается, что на оптовых продовольственных рынках не будет
осуществляться торгово-закупочная деятельность. Задачами оптового
продовольственного рынка будут предоставление помещений, необходимого
оборудования и оказание других услуг для осуществления торговли оптовыми
предприятиями на основе долгосрочной аренды складских и торговых
помещений.
     Основным функционалом оптовых продовольственных рынков должна стать
организация оптового оборота.
     Планируется, что на оптовых продовольственных рынках будут
оказываться следующие услуги:
     предоставление торговых мест (площадок) для организации торговли
товаропроизводителям и поставщикам продукции;
     предоставление торгового оборудования, складских помещений,
холодильных камер, транспортных и погрузочных средств;
     оказание содействия в выполнении погрузочно-разгрузочных работ,
взвешивание и размещение товара;
     предпродажная подготовка (подработка) продукции, расфасовка и
упаковка;
     уборка и санитарная обработка торгового оборудования и инвентаря,
производственных площадей и складских помещений;
     предоставление услуг по обеспечению водой, светом, энергией,
отоплением, мусоросборниками, кондиционированием воздуха, местами
общественного пользования и других коммунальных услуг;
     уборка территории, вывоз мусора, отходов и бракованной продукции;
     предоставление железнодорожных подъездных путей и разгрузочных
платформ, охраняемых автостоянок, транспортных услуг;
     организация мест питания вне дома, предоставление гостиничных услуг;
     охрана товаров, производственных и складских помещений, торгового и
технологического оборудования;
     консалтинговая помощь при осуществлении сделок, маркетинговые,
логистические и другие виды услуг;
     информационное и рекламное обеспечение торгово-закупочных операций,
предоставление услуг связи;
     обеспечение юридической и банковской поддержки участников
торгово-закупочных операций.
     Управление оптовым продовольственным рынком будет осуществляться
организацией, которая создана в целях управления оптовым
продовольственным рынком и обеспечения выполнения требований
законодательства Российской Федерации к обустройству, оборудованию,
содержанию оптового продовольственного рынка и организации оптового
оборота сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
     Также на территории оптового продовольственного рынка наравне с
оптовой возможно осуществление розничной торговли продовольственными
товарами. При этом для розничной торговли целесообразно выделение
отдельной зоны в пределах территории оптового продовольственного рынка.

   IV. Совершенствование нормативного-правового регулирования оптовых
                        продовольственных рынков

     В отличие от розничной торговли в законодательстве Российской
Федерации специальное регулирование сферы оптовой торговли, а также
терминология и порядок осуществления деятельности в указанной сфере
отсутствуют. Существует лишь определение оптовой торговли,
предусмотренное Федеральным законом "Об основах государственного
регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
     В целях формирования государственной политики по развитию оптовой
торговли планируется закрепить в указанном Федеральном законе термин
"оптовый рынок", а также отдельные вопросы регулирования оптовой
торговли.
     В целях обеспечения необходимых гарантий приобретения населением
безопасных для здоровья продуктов питания предлагается установить
требование о необходимости размещения и оборудования на территории
оптового продовольственного рынка лаборатории ветеринарно-санитарной
экспертизы.

              V. Ожидаемые результаты реализации Концепции

     Основными результатами реализации Концепции должны стать:
     снижение издержек в сфере обращения продуктов питания, сокращение
потерь произведенной продукции;
     улучшение физической и экономической доступности товаров для
населения;
     развитие малого и среднего предпринимательства в сфере производства
и обращения продуктов питания и повышение его престижа;
     решение проблемы сбыта продукции отечественных сельскохозяйственных
товаропроизводителей на внутреннем рынке;
     сокращение звенности в системе товародвижения через исключение
лишних посредников;
     сдерживание роста цен на скоропортящиеся продукты питания на основе
развития добросовестной конкуренции, увеличение ассортимента и
обеспечения качества товаров;
     оптимизация товарных потоков в системе товародвижения и улучшение
транспортной ситуации в городах.

Обзор документа

В России сформируют систему оптовых продовольственных рынков.
Правительство утвердило Концепцию развития оптовых продовольственных рынков (далее - ОПР) в России. В числе первоочередных задач - совершенствование правового регулирования; развитие инфраструктуры; господдержка оптовых площадок.
Предполагается, что на ОПР не будет осуществляться торгово-закупочная деятельность. Их задачами будут предоставление помещений, оборудования и оказание других услуг для осуществления торговли оптовыми предприятиями. Также на площадках ОПР будет возможна и розничная торговля с выделением отдельной зоны. Рынки должны размещаться вблизи крупных агломераций и городов.
Управлять ОПР будет организация, созданная в этих целях. Для обеспечения безопасности продуктов предлагается установить требование о необходимости размещения на рынках ветеринарно-санитарных лабораторий.
Реализация Концепции поможет в т. ч. снизить издержки в сфере обращения продуктов питания; сократить потери произведенной продукции; улучшить доступность товаров для населения; сдерживать рост цен на скоропортящиеся продукты.
Назад