Обзор документа

8 сентября 2021

gerb

Распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2021 г. N 2424-р

     1. Утвердить прилагаемый Национальный план ("дорожную карту")
развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы (далее -
Национальный план).
     2. Реализация Национального плана осуществляется соответствующими
федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной
численности работников их центральных аппаратов и территориальных
органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном
бюджете на выполнение функций в установленной сфере деятельности.
     3. Руководителям федеральных органов исполнительной власти,
ответственных за реализацию Национального плана:
     обеспечить реализацию Национального плана;
     ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным
кварталом, направлять в ФАС России информацию о ходе реализации
Национального плана.
     4. ФАС России:
     обеспечить мониторинг и контроль реализации Национального плана;
     ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным
кварталом, представлять в Правительство Российской Федерации информацию о
ходе реализации Национального плана.
     5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской
Федерации:
     обеспечить ежегодное размещение на официальных сайтах органов
исполнительной власти, ответственных за реализацию государственной
политики по развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации, в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о
результатах реализации государственной политики по развитию конкуренции,
в том числе положений Национального плана;
     в срок до 1 января 2022 г. утвердить планы мероприятий ("дорожные
карты") по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской
Федерации на 2022 - 2025 годы;
     в срок до 31 декабря 2023 г. обеспечить равный доступ
образовательных организаций всех форм собственности и индивидуальных
предпринимателей к участию в системе персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей (за исключением финансирования
дополнительного образования в детских школах искусств);
     в срок до 31 декабря 2024 г. обеспечить реализацию мероприятий,
направленных на увеличение количества нестационарных и мобильных торговых
объектов и торговых мест под них;
     в срок до 1 января 2024 г. определить состав имущества, находящегося
в собственности субъектов Российской Федерации, не используемого для
реализации функций и полномочий органов государственной власти субъектов
Российской Федерации;
     в срок до 31 декабря 2025 г.:
     обеспечить приватизацию имущества, находящегося в собственности
субъектов Российской Федерации, не используемого для реализации функций и
полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
     с участием органов местного самоуправления обеспечить организацию
инвентаризации кладбищ и мест захоронений на них, создание в субъектах
Российской Федерации по результатам такой инвентаризации и ведение
реестров кладбищ и мест захоронений с размещением указанных реестров на
региональных порталах государственных и муниципальных услуг.
     6. Рекомендовать органам местного самоуправления:
     в срок до 31 декабря 2024 г. обеспечить реализацию мероприятий,
направленных на увеличение количества нестационарных и мобильных торговых
объектов и торговых мест под них;
     в срок до 1 января 2024 г. определить состав муниципального
имущества, не соответствующего требованиям отнесения к категории
имущества, предназначенного для реализации функций и полномочий органов
местного самоуправления;
     в срок до 31 декабря 2025 г. обеспечить приватизацию либо
перепрофилирование (изменение целевого назначения имущества)
муниципального имущества, не соответствующего требованиям отнесения к
категории имущества, предназначенного для реализации функций и полномочий
органов местного самоуправления.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                         М. Мишустин

                                                                УТВЕРЖДЕН
                                              распоряжением Правительства
                                                     Российской Федерации
                                           от 2 сентября 2021 г. N 2424-р

                  Национальный план ("дорожная карта")
               развития конкуренции в Российской Федерации
                           на 2021 - 2025 годы

  I. Оценка реализации государственной политики по развитию конкуренции

     Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
определены 5 национальных целей развития Российской Федерации:
     сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
     возможности для самореализации и развития талантов;
     комфортная и безопасная среда для жизни;
     достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
     цифровая трансформация.
     Достижение указанных национальных целей является многоаспектной
задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности
проведения государственной политики по широкому спектру направлений - от
макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного
климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижения
административных и инфраструктурных барьеров до защиты прав граждан и
региональной политики.
     Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных
мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для
конкуренции хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и
конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и
создания условий для обеспечения экономически эффективным способом
потребностей граждан в товарах и услугах.
     21 декабря 2017 г. принят Указ Президента Российской Федерации N 618
"Об основных направлениях государственной политики по развитию
конкуренции" (далее - Указ N 618). Основной целью Указа N 618 является
укрепление национальной экономики, повышение удовлетворенности
потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг,
повышения их качества и снижения цен.
     Таким образом, решение задач по развитию конкуренции является одним
из элементов обеспечения достижения национальных целей.
     Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на
2018 - 2020 годы, утвержденный Указом N 618, ориентирован на достижение
целей и задач по развитию конкуренции в наиболее значимых отраслях
экономики.
     5 апреля 2018 г. состоялось заседание Государственного совета
Российской Федерации по вопросу приоритетных направлений деятельности
субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в
стране.
     Основные подходы к реализации проконкурентной политики в регионах
Российской Федерации закреплены в стандарте развития конкуренции в
субъектах Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства
Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. N 768-р.
     Вопросы развития конкуренции стали неотъемлемой частью региональной
экономической политики, во всех субъектах Российской Федерации
разработаны и реализуются "дорожные карты" по содействию развитию
конкуренции на товарных рынках, нацеленные на достижение ключевых
показателей, установленных на региональном уровне.
     На сегодняшний день в результате реализации действующих
стратегических документов и поручений в Российской Федерации созданы
правовые и организационные основы развития конкуренции.
     Положительную роль в развитии конкуренции сыграли государственные
программы и планы развития конкуренции, которые были реализованы в период
до 2018 года, в частности:
     Государственная программа демонополизации экономики и развития
конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и
первоочередные меры), утвержденная постановлением Правительства
Российской Федерации от 9 марта 1994 г. N 191 "О Государственной
программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках
Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)";
     Программа развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г.
N 691-р;
     план мероприятий ("дорожная карта") "Развитие конкуренции и
совершенствование антимонопольной политики", утвержденный распоряжением
Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2579-р.
     Определенные результаты были достигнуты в результате реализации
мероприятий, предусмотренных Национальным планом развития конкуренции в
Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденным Указом N 618,
планом мероприятий ("дорожной картой") по развитию конкуренции в отраслях
экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных
монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного
рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства
Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р.
     Таким образом, удалось обеспечить присутствие во всех отраслях
экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности
субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного
комплекса, не менее трех хозяйствующих субъектов, из которых не менее чем
один относится к частному бизнесу.
     Данный ключевой показатель отражает количественное изменение
состояния конкуренции на товарных рынках и при этом создает основу для
перехода к решению новых задач, связанных уже с качественными
изменениями.
     Количество зафиксированных нарушений антимонопольного
законодательства со стороны органов государственной власти и органов
местного самоуправления в 2020 году снизилось в 2 раза по сравнению с
2017 годом.
     Среди мероприятий, реализованных в рамках исполнения Национального
плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, в
качестве наиболее значимых с точки зрения экономического эффекта и
положительного влияния на экономику Российской Федерации можно отметить
следующие:
     принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный
закон "О защите конкуренции", направленный на запрет осуществления
унитарными предприятиями деятельности на конкурентных рынках и снижение
доли государственного сектора в экономике;
     на территории Российской Федерации отменен национальный и
внутрисетевой роуминг;
     приняты правила недискриминационного доступа на товарный рынок услуг
общедоступной почтовой связи и в сфере теплоснабжения;
     расширены масштабы биржевой торговли наличными товарами (нефть,
нефтепродукты, природный газ, лес, сахар, зерно и др.) и производными
финансовыми инструментами, в агропромышленном комплексе повысилась
товарность основных видов сельскохозяйственной продукции, расширилась
география поставок товаров, реализуемых на биржевых торгах;
     в рамках усиления борьбы с картелями и иными антиконкурентными
соглашениями состоялась 18-я сессия Межправительственной группы экспертов
по законодательству и политике в области конкуренции ЮНКТАД, по итогам
которой был одобрен текст Руководящих принципов и процедур международного
сотрудничества в соответствии с Секцией F Комплекса согласованных на
многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за
ограничительной деловой практикой;
     ограничена возможность региональных органов исполнительной власти
принимать решения об установлении индексов изменения платы граждан за
коммунальные услуги выше предельных уровней;
     внедрен принцип ценового (тарифного) регулирования, стимулирующий
организации к сокращению издержек;
     введен метод предельного ценообразования на услуги общедоступной
электросвязи и почтовой связи;
     в сфере газоснабжения обеспечен переход к рыночному ценообразованию
путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный
газ.
     Реализация указанных мероприятий способствовала достижению целей и
задач, определенных в Указе N 618, в том числе таких как:
     развитие конкуренции в сферах экономической деятельности
государственных предприятий, предприятий с государственным участием. В
частности, количество унитарных предприятий уменьшилось на 31,8 процента
за 2018 - 2020 годы;
     повышение удовлетворенности потребителей, в том числе за счет
снижения цен. В результате отмены внутрисетевого роуминга экономия для
потребителей составила порядка 6 млрд. рублей и одновременно возрос объем
данных услуг связи;
     обеспечение равного доступа к товарам и услугам субъектов
естественных монополий. В частности, в результате принятия правил
недискриминационного доступа в сфере теплоснабжения созданы условия для
преодоления барьеров, таких как избыточные требования документов,
необоснованный отказ в предоставлении услуги, долгое ожидание, отсутствие
гарантии результата и прочее в процессе доступа потребителей к услугам.
     Однако не все меры, предусмотренные программами, оказались
достаточными для эффективного развития конкуренции.
     В начале текущего десятилетия российская экономика оказалась перед
долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции,
так и внутренние барьеры развития.
     Анализ глобальных экономических процессов позволяет сделать выводы о
значительном изменении традиционных подходов и системы экономических
отношений. Одним из главных факторов мирового экономического роста на
современном этапе стали цифровые преобразования.
     Структурные сдвиги в экономике происходят все стремительнее.
Происходящие изменения настолько значительны, что могут быть
охарактеризованы как крупнейший за всю историю технологический переход,
когда богатство природных ресурсов и дешевизна труда перестают быть
основными факторами роста экономики.
     Еще одним вызовом как для российской экономики, так и для мировой
экономики в целом стало распространение новой коронавирусной инфекции
(COVID-19). Многие страны мира предприняли превентивные меры: закрыли
границы, прекратили авиасообщение, ввели режимы самоизоляции и карантина.
     Факторами, сдерживающими развитие конкуренции, продолжают оставаться
следующие:
     высокая доля государственного сектора в экономике;
     монополизация рынков и их олигопольный характер;
     недостаточная доля малых и средних предприятий в структуре экономики
Российской Федерации;
     сохраняющиеся ограничения доступа к инфраструктуре.
     Каждый из вышеприведенных факторов непосредственным образом влияет
на устойчивость экономического "иммунитета" Российской Федерации к
текущей ситуации и развивающемуся в настоящее время глобальному
экономическому кризису.
     Решение задач по совершенствованию правовых и организационных мер
обеспечения, защиты и развития конкуренции, позволяющих противостоять
глобальным экономическим вызовам, возможно только при условии преодоления
внутренних ограничений, сдерживающих экономический рост.
     На следующем этапе реализации государственной политики по развитию
конкуренции необходимы качественные системные, институциональные и
организационные изменения, а также дальнейшие шаги по развитию
конкуренции в отраслях национальной экономики.

     II. Задачи, ключевые показатели и ожидаемые результаты развития
                               конкуренции

     1. Задачи Национального плана ("дорожной карты") по развитию
конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы (далее -
Национальный план) определяются целями обеспечения экономического роста и
необходимостью преодоления барьеров, сдерживающих развитие российской
экономики, и включают в себя:
     развитие добросовестной конкуренции на товарных рынках;
     снижение барьеров для поставщиков и потребителей товаров, работ и
услуг;
     дерегулирование сфер естественных монополий и отдельных регулируемых
сфер деятельности, в которых созданы условия для развития конкуренции, на
основании анализа состояния конкуренции;
     обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и
муниципальной собственностью, в том числе вовлечение в хозяйственный
оборот неиспользуемого и непрофильного государственного и муниципального
имущества (в том числе в социальной сфере), унификация процедур
распоряжения государственной и муниципальной собственностью на основе
аукционов, проводимых в электронной форме;
     обеспечение равных условий деятельности на конкурентных рынках для
компаний с государственным участием и организаций частной формы
собственности;
     развитие малого и среднего предпринимательства;
     унификация и систематизация государственных и муниципальных
преференций хозяйствующим субъектам;
     замена мер государственного регулирования экономических отношений на
меры экономического стимулирования;
     обеспечение недискриминационного доступа к природным ресурсам;
     развитие организованной (биржевой) торговли товарами, производными
финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар, в том
числе создание в Российской Федерации отвечающего международным
стандартам биржевого товарного рынка фьючерсных контрактов и других
товарных деривативов, создание условий для реализации биржевых товаров на
экспорт на российских биржах за рубли;
     цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования;
     расширение и повышение эффективности международного сотрудничества,
направленного на обеспечение защиты и развития конкуренции, а также
восстановление условий конкуренции в Российской Федерации при нарушении
антимонопольного законодательства;
     создание условий для развития конкуренции в сфере государственного
оборонного заказа, стимулирующих увеличение доли государственных
контрактов, заключенных путем проведения конкурентных процедур, и
повышения эффективности механизма ценообразования в сфере
государственного оборонного заказа;
     развитие межвидовой конкуренции и конкуренции между компаниями в
сфере транспорта с учетом необходимости обеспечения безопасности и
финансовой устойчивости перевозчиков.
     2. В целях контроля выполнения поставленных задач и достижения целей
совершенствования государственной политики по развитию конкуренции
устанавливаются следующие ключевые показатели развития конкуренции:

-------------------------------------------------------------------------
    Наименование контрольного   | Единица | 2025 год  |  Ответственные
           показателя           |измерения|           |   исполнители
-------------------------------------------------------------------------

  1.  Доля организаций с         процентов менее чем в федеральные
      государственным и                     2020 году  органы
      муниципальным участием в                         исполнительной
      отраслях (сферах),                               власти,
      указанных в пункте 3                             осуществляющие
      раздела II Национального                         функции по
      плана1                                           выработке и
                                                       реализации
                                                       государственной
                                                       политики в
                                                       установленных
                                                       сферах
                                                       деятельности,
                                                       указанных в
                                                       пункте 3 раздела
                                                       II Национального
                                                       плана

  2.  Численность занятых в        млн.    не менее 25 федеральные
      сфере малого и среднего     человек              органы
      предпринимательства,                             исполнительной
      включая индивидуальных                           власти,
      предпринимателей                                 осуществляющие
                                                       функции по
                                                       выработке и
                                                       реализации
                                                       государственной
                                                       политики в
                                                       установленных
                                                       сферах
                                                       деятельности,
                                                       указанных в
                                                       пункте 3 раздела
                                                       II Национального
                                                       плана

  3.  Доля закупок в денежном    процентов менее чем в федеральные
      выражении, осуществляемых             2020 году  органы
      акционерными обществами,                         исполнительной
      входящими в перечни,                             власти,
      утвержденные                                     осуществляющие
      распоряжениями                                   функции по
      Правительства Российской                         выработке и
      Федерации от 23 января                           реализации
      2003 г. N 91-р и от 30                           государственной
      августа 2017 г. N 1870-р,                        политики в
      в соответствии с                                 установленных
      законодательством                                сферах
      Российской Федерации,                            деятельности,
      регулирующим закупки                             указанных в
      товаров, работ, услуг                            пункте 3 раздела
      отдельными видами                                II Национального
      юридических лиц, у                               плана
      единственного поставщика
      (исполнителя, подрядчика)
      по отношению к общему
      объему таких закупок в
      денежном выражении, за
      исключением закупок
      товаров, работ, услуг,
      стоимость которых не
      превышает 600 тыс. рублей,
      закупок товаров, работ,
      услуг субъектов
      естественных монополий, а
      также закупок,
      осуществляемых в связи с
      признанием конкурентных
      закупок несостоявшимися


     3. Ожидаемые результаты развития конкуренции в отдельных отраслях
(сферах) экономики (видах деятельности):

-------------------------------------------------------------------------
                 Ожидаемые результаты                 |  Ответственные
                                                      |   исполнители
-------------------------------------------------------------------------
                      1. Агропромышленный комплекс

 На федеральном и региональном уровнях обеспечена      Минсельхоз России
 возможность подачи сельскохозяйственными
 товаропроизводителями заявления на получение субсидий
 в электронном виде через государственную
 информационную систему

 Увеличено количество субъектов малого и среднего      Минсельхоз России
 предпринимательства, включая крестьянские
 (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные
 кооперативы, получивших субсидии

 Расширена номенклатура сельскохозяйственных товаров,  Минсельхоз
 реализуемых на бирже                                  России,
                                                       ФАС России

                      2. Информационные технологии

 На рынках услуг в сфере информационных технологий, в  Минцифры России
 том числе на рынках программного обеспечения,
 программно-аппаратных комплексов (разработка,
 поддержка, развитие, внедрение, предоставление
 доступа, обеспечение функционирования), отсутствуют
 унитарные предприятия, за исключением случаев,
 предусмотренных федеральными законами

 Обеспечен ввод в промышленную эксплуатацию            ФАС России,
 информационно-аналитической системы по сопоставлению  Минобороны России
 цен на однородные товары, работы, услуги в сфере
 государственного оборонного заказа и в гражданской
 сфере:
 количество пользователей информационно-аналитической
 системы по сопоставлению цен на однородные товары,
 работы, услуги в сфере государственного оборонного
 заказа и в гражданской сфере - одна тысяча в
 2023 году;
 количество пользователей информационно-аналитической
 системы по сопоставлению цен на однородные товары,
 работы, услуги в сфере государственного оборонного
 заказа и в гражданской сфере - 20 тыс. в 2025 году

 Реализован функционал специализированной торговой     ФАС России,
 площадки, обеспечивающий возможность проведения       ФСБ России,
 закрытых торгов, информация о которых содержит        ФСТЭК России,
 сведения, составляющие государственную тайну          Минфин России

             3. Сфера обращения твердых коммунальных отходов

 Увеличение до 30 процентов к 2025 году объема твердых Минприроды России
 коммунальных отходов, транспортируемых организациями
 частных форм собственности (негосударственными и
 немуниципальными организациями) и не аффилированными
 с региональным оператором по обращению с твердыми
 коммунальными отходами

                       4. Сфера финансовых рынков

 Обеспечен равный доступ финансовым организациям, в    ФАС России,
 том числе являющимся субъектами малого и среднего     Минфин России
 предпринимательства, к государственным программам     при участии Банка
 субсидирования из средств бюджета льготного           России
 финансирования

 Обеспечено проведение открытых процедур отбора        Минфин России,
 кредитных или иных специализированных финансовых      ФАС России
 организаций - агентов по размещению, выкупу, обмену,  при участии Банка
 обслуживанию и погашению выпусков облигаций           России
 федерального займа для населения, а также обеспечена
 возможность реализации указанных облигаций населению
 посредством использования электронных платформ,
 обеспечивающих удаленное взаимодействие финансовых
 организаций с потребителями финансовых услуг

 Создан не менее чем один новый рынок производных      ФАС России,
 финансовых инструментов, базисным активом которых     Минфин России
 является товар                                        при участии Банка
                                                       России

                          5. Природные ресурсы

 Расширен доступ организаций, обладающих необходимым   Минвостокразвития
 опытом и финансовыми ресурсами, в состав              России,
 потенциальных пользователей участков                  Минприроды
 нераспределенного фонда недр федерального значения,   России,
 расположенных на континентальном шельфе Российской    ФАС России
 Федерации

                          6. Электроэнергетика

 Снижены сроки технологического присоединения к        Минэнерго России
 электрическим сетям до 90 дней к 2025 году в случаях,
 когда максимальная мощность заявителя составляет до
 150 кВт и сетевой организации требуется строительство
 "последней мили" на расстоянии 300 - 500 метров

 Оформление документов по подключению                  Минэнерго России
 (технологическому присоединению) объектов
 капитального строительства к сетям
 инженерно-технического обеспечения осуществляется в
 электронной форме не менее чем в 40 субъектах
 Российской Федерации к 2025 году

 Не увеличены территории ценовых зон оптового рынка    Минэнерго России
 электрической энергии и мощности, для которых
 устанавливаются особенности функционирования оптового
 и розничных рынков

 Доля организаций частной формы собственности          ФАС России
 составляет не менее:
 30 процентов для организаций, осуществляющих
 деятельность по производству электроэнергии на
 розничном рынке;
 30 процентов для организаций, осуществляющих
 деятельность по купле-продаже электроэнергии
 (энергосбытовую деятельность) на розничном рынке

                           7. Сфера транспорта

 Воздушный транспорт:
 Обеспечены равные условия дистрибуции авиабилетов     Минтранс России
 через глобальные и российские системы бронирования

 Обеспечена деятельность минимум одного независимого   Минтранс России
 оператора, не входящего в группу лиц с оператором
 аэропорта, оказывающего услуги по наземному
 обслуживанию в аэропортах с пассажирооборотом свыше 3
 млн. человек в год

 Железнодорожный транспорт:

 Создана цифровая платформа, обеспечивающая            Минтранс России
 взаимодействие грузоотправителей, перевозчиков и
 операторов в рамках грузовых перевозок
 железнодорожным транспортом на недискриминационной
 основе

 Городской транспорт (автобусы):

 Доля услуг (работ) по перевозке пассажиров            Минтранс России,
 автомобильным транспортом:                            Минэкономразвития
 по муниципальным маршрутам регулярных перевозок,      России
 оказанных (выполненных) организациями частной формы
 собственности, - не менее 20 процентов;
 по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок,
 оказанных (выполненных) организациями частной формы
 собственности, - не менее 30 процентов

                          8. Сфера образования

 Во всех субъектах Российской Федерации обеспечено     Минпросвещения
 внедрение не позднее 2024 года системы                России
 персонифицированного финансирования дополнительного
 образования детей (за исключением финансирования
 дополнительного образования в детских школах
 искусств)

 В субъектах Российской Федерации разработаны меры     Минпросвещения
 поддержки частных образовательных организаций,        России,
 реализующих образовательную программу дошкольного     Минэкономразвития
 образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за России
 детьми

 Обеспечено включение в примерные основные             Минпросвещения
 образовательные программы основного общего и среднего России
 общего образования тем, посвященных государственной
 политике по развитию конкуренции

 Доля детей, получающих образование в организациях     Минпросвещения
 частной формы собственности, от общего числа детей,   России
 получающих образование, составляет не менее:
 1,6 процента на рынках дошкольного образования;
 1 процента на рынках общего образования;
 7,5 процента на рынках среднего профессионального
 образования

                        9. Сфера здравоохранения

 На рынках лекарственных средств:                      Минздрав России
 до 1 июля 2022 г. проведена работа по определению
 взаимозаменяемости лекарственных препаратов для не
 менее чем 50 процентов лекарственных препаратов,
 до 31 декабря 2022 г. - для не менее чем 55 процентов
 лекарственных препаратов,
 до 31 декабря 2023 г. - для не менее 60 процентов
 лекарственных препаратов,
 до 31 декабря 2024 г. - для не менее 65 процентов
 лекарственных препаратов,
 до 31 декабря 2025 г. - для не менее 70 процентов
 лекарственных препаратов

 Система возмещения стоимости лекарственного           Минздрав России
 обеспечения внедрена:
 в не менее чем 10 пилотных регионах - к 2023 году,
 во всех регионах - к 2025 году при условии выделения
 достаточных средств на пилотный проект

 Доля организаций частной формы собственности          Минздрав России,
 составляет:                                           Минэкономразвития
 на рынках медицинских услуг - не менее 10 процентов,  России
 в том числе доля субъектов малого и среднего
 предпринимательства - не менее 80 процентов;
 на рынках розничной торговли лекарственными
 препаратами, медицинскими изделиями - не менее 70
 процентов

                          10. Ритуальные услуги

 В субъектах Российской Федерации созданы и размещены  Минстрой России,
 на региональных порталах государственных и            Минцифры России,
 муниципальных услуг реестры кладбищ и мест            Минэкономразвития
 захоронений на них, в которые включены сведения о     России
 существующих кладбищах и местах захоронений на них:
 в отношении 20 процентов общего количества
 существующих кладбищ - до 31 декабря 2023 г.;
 в отношении 50 процентов общего количества
 существующих кладбищ - до 31 декабря 2024 г.;
 в отношении всех существующих кладбищ - до 31 декабря
 2025 г.

 В субъектах Российской Федерации до 1 сентября        Минстрой России,
 2023 г.:                                              Минцифры России,
 созданы и размещены на региональных порталах          Минэкономразвития
 государственных и муниципальных услуг реестры         России
 хозяйствующих субъектов, имеющих право на оказание
 услуг по организации похорон;
 оказание услуг по организации похорон организовано по
 принципу "одного окна" на основе конкуренции с
 предоставлением лицам, ответственным за захоронения,
 полной информации об указанных хозяйствующих
 субъектах, содержащейся в таких реестрах, включая
 стоимость оказываемых хозяйствующими субъектами
 ритуальных услуг

 Обеспечено оказание ритуальных услуг по принципу      Минстрой России,
 "одного окна"                                         Минцифры России,
                                                       Минэкономразвития
                                                       России

                             11. Энергетика

 Газ:
 При торговле природным газом не менее 10 процентов    ФАС России,
 общего объема поставок на территорию Российской       Минэнерго России
 Федерации составляет объем газа, поставка которого
 осуществлена по договорам, заключенным на биржевых
 торгах, в которых приняли участие не менее 5
 продавцов

 Созданы ликвидные биржевые и внебиржевые индикаторы   ФАС России,
 цен на природный газ, сжиженный углеводородный газ    Минэнерго России

 Использование биржевых и внебиржевых индексов цен в   Минфин России,
 сферах налогового, бюджетного регулирования           ФНС России,
                                                       Минэнерго России,
                                                       ФАС России

 Сроки подключения (технологического присоединения) к  Минэнерго России,
 сетям газораспределения составляют не более 135 дней  Минстрой России,
 для заявителей первой категории в соответствии с      ФАС России
 Правилами подключения (технологического
 присоединения) объектов капитального строительства к
 сетям газораспределения, утвержденными постановлением
 Правительства Российской Федерации от 30 декабря
 2013 г. N 1314 "Об утверждении Правил подключения
 (технологического присоединения) объектов
 капитального строительства к сетям газораспределения,
 а также об изменении и признании утратившими силу
 некоторых актов Правительства Российской Федерации"

 Оформление документов по подключению                  Минэкономразвития
 (технологическому присоединению) объектов             России,
 капитального строительства к сетям газораспределения  Минэнерго России,
 осуществляется через многофункциональные центры не    ФАС России
 менее чем в 45 субъектах Российской Федерации

 Сокращены объемы перекрестного субсидирования в       Минэкономразвития
 рамках долгосрочного тарифного регулирования          России,
                                                       Минэнерго России,
                                                       ФАС России

 Нефть и нефтепродукты:

 Увеличена доля реализованных на биржевых торгах       ФАС России,
 нефтепродуктов (автомобильные бензины, авиационный    Минэнерго России
 керосин, битум, сжиженный углеводородный газ,
 дизельное топливо, мазут) от общего объема
 производства по сравнению с 2020 годом

 Обеспечено развитие экспорта нефти и нефтепродуктов с ФАС России,
 применением прозрачных форм торговли (организованные  Минэнерго России
 торги, аукционы)

 Обеспечено развитие маркерного сорта российской нефти Минэнерго России
 "Юралс" и повышена его ликвидность как независимого
 эталонного сорта

 Формирование внебиржевых индексов цен на авиационный  ФАС России,
 керосин в центрах потребления                         Минэнерго России

 Формирование биржевых и внебиржевых индексов цен на   ФАС России,
 битум, судовое топливо в центрах потребления и на     Минэнерго России
 нефтепродукты, реализованные мелким оптом

 Использование биржевых и внебиржевых индексов цен в   Минфин России,
 сферах налогового, бюджетного регулирования           ФНС России,
                                                       Минэнерго России

 Угольная промышленность:

 Объем энергетического угля, реализованного на бирже,  ФАС России,
 составляет не менее 10 процентов поставок на          Минэнерго России
 территорию Российской Федерации                       совместно с
                                                       заинтересованными
                                                       федеральными
                                                       органами
                                                       исполнительной
                                                       власти

 Обеспечено использование биржевых и внебиржевых       Минфин России,
 индексов цен в целях повышения эффективности          ФНС России,
 применения налогового, бюджетного регулирования       Минэнерго России,
                                                       ФАС России

 Созданы ликвидные биржевые и внебиржевые индикаторы   ФАС России,
 цен на энергетический уголь                           Минэнерго России

   12. Химическая промышленность и нефтегазохимическая промышленность

 Доля реализации химической и нефтегазохимической      ФАС России
 продукции на организованных торгах от поставок на     Минэнерго России
 внутренний рынок, в том числе в мелкооптовом
 сегменте, составляет для парафинов, ортоксилола,
 толуола не менее 10 процентов объемов продаж на
 территории Российской Федерации каждого
 производителя, занимающего доминирующее положение на
 соответствующих товарных рынках

 Расширена номенклатура химической и                   ФАС России,
 нефтегазохимической продукции, реализуемой на         Минэнерго России,
 организованных торгах с учетом спроса                 Минпромторг
                                                       России

 Сформированы ликвидные биржевые и внебиржевые         ФАС России,
 индикаторы цен на минеральные удобрения, парафины,    Минэнерго России,
 ортоксилол, толуол                                    Минпромторг
                                                       России

                            13. Строительство

 Осуществлен переход к взаимодействию субъектов        Минстрой России,
 градостроительных отношений с государственными        ФАС России
 органами и органами местного самоуправления в единой
 цифровой среде управления жизненным циклом объекта
 капитального строительства на основе единых
 классификаторов, форматов и регламентов
 информационного обмена, учитывающих возможность
 использования технологий информационного
 моделирования

 Доля организаций частной формы собственности в объеме Минстрой России
 выполненных работ по виду экономической деятельности
 "Строительство" составляет не менее 91 процента

                              14. Торговля

 Увеличено количество нестационарных торговых объектов Минпромторг
 и торговых мест под них не менее чем на 10 процентов  России,
 к 2025 году по отношению к 2020 году                  органы
                                                       исполнительной
                                                       власти субъектов
                                                       Российской
                                                       Федерации

                           15. Лесной комплекс

 Обеспечено развитие ликвидных биржевых торгов         ФАС России,
 лесоматериалами                                       Минприроды
                                                       России,
                                                       Минпромторг
                                                       России

 Создание ликвидных биржевых индикаторов на            ФАС России,
 лесоматериалы, основанных на результатах биржевых     Минприроды
 торгов лесоматериалами                                России,
                                                       Минпромторг
                                                       России

 Использование биржевых и внебиржевых индексов цен в   Минфин России,
 сферах налогового, бюджетного регулирования           ФНС России,
                                                       Минприроды
                                                       России,
                                                       ФАС России,
                                                       Минпромторг
                                                       России

                  III. Мероприятия Национального плана

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                Наименование мероприятия               |  Вид документа   |     Срок      |     Ответственные
                                                       |                  |  реализации2  |      исполнители
                                                       |                  |               |    (соисполнители)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  1.   Продолжение работы по осуществлению приватизации доклад в              ежегодно     Минфин России,
       федерального имущества, не используемого для     Правительство                      Росимущество,
       реализации государственных функций и полномочий  Российской                         ФАС России,
       (непрофильного имущества)                        Федерации                          Банк России в части
                                                                                           финансовых организаций

  2.   Обеспечение регулярного размещения на            доклад в              ежегодно     ФАС России,
       официальных сайтах в                             Правительство                      федеральные органы
       информационно-телекоммуникационной сети          Российской                         исполнительной власти,
       "Интернет" информации о результатах реализации   Федерации                          ответственные за
       государственной политики по развитию                                                реализацию
       конкуренции, в том числе положений Национального                                    Национального плана
       плана, планов мероприятий ("дорожных карт")
       развития конкуренции на федеральном уровне

  3.   Обеспечение эффективного выявления и пресечения  федеральный закон   июль 2022 г.   ФАС России
       картелей посредством внесения изменения в
       законодательство Российской Федерации

  4.   Обеспечение определения взаимозаменяемости       доклад в           1 июля 2022 г.  Минздрав России
       лекарственных препаратов для медицинского        Правительство        31 декабря
       применения на территории Российской Федерации    Российской             2022 г.
                                                        Федерации            31 декабря
                                                                               2023 г.
                                                                             31 декабря
                                                                               2024 г.
                                                                             31 декабря
                                                                               2025 г.

  5.   Утверждение концепции развития оптовых           распоряжение       1 марта 2022 г. Минпромторг России
       продовольственных рынков в Российской Федерации  Правительства
                                                        Российской
                                                        Федерации

  6.   Утверждение плана мероприятий ("дорожной карты") распоряжение       1 марта 2022 г. ФАС России,
       развития организованной (биржевой) торговли на   Правительства                      Минэнерго России,
       2022 - 2025 годы с включением в него             Российской                         Минфин России,
       мероприятий, в том числе:                        Федерации                          ФНС России,
       по использованию биржевых и внебиржевых                                             Минэкономразвития
       индикаторов в налоговом и бюджетном                                                 России
       регулировании и контроле;                                                           при участии Банка
       по развитию срочного рынка, рынка производных                                       России и
       финансовых инструментов;                                                            заинтересованных
       по организации и развитию биржевой торговли                                         организаций
       товарами, ранее не участвовавшими в
       организованных торгах, товарами на экспорт, в
       рамках БРИКС, ЕАЭС;
       по формированию системы национальных рыночных
       индикаторов цен на ключевые группы товаров с
       учетом биржевых цен, формируемых в том числе на
       международных и зарубежных организованных
       биржевых торгах;
       по организации проведения биржевых торгов
       нефтепродуктами с базисами поставки, на которых
       реализацию нефтепродуктов осуществляет
       одновременно не менее трех производителей
       (объединение базисов поставки), для обеспечения
       реальной конкуренции производителей в рамках
       одного биржевого инструмента;
       по развитию биржевых мелкооптовых торгов
       нефтепродуктами на базе оператора товарных
       поставок, в том числе с привлечением независимых
       нефтебаз;
       по привлечению на уровне субъектов Российской
       Федерации к организованным торгам мелким оптом
       всех производителей, функционирующих в каждом из
       субъектов Российской Федерации;
       по формированию ценовых индикаторов на
       нефтепродукты с учетом котировок российского
       биржевого фьючерсного рынка, информации о
       внебиржевых договорах, индикаторов биржевых
       спот-торгов, а также цен экспортной альтернативы
       (нетбэк) и иной ценовой информации зарубежных
       рынков

  7.   Утверждение плана мероприятий ("дорожной карты") распоряжение       1 марта 2022 г. ФАС России,
       развития конкуренции на рынках финансовых услуг  Правительства                      Минфин России
       на 2022 - 2025 годы с определением в нем         Российской                         при участии Банка
       перечней ключевых показателей, обеспечивающих в  Федерации                          России
       том числе:
       снижение барьеров для поставщиков финансовых
       услуг;
       расширение возможностей потребителя осуществлять
       свободный информированный выбор, в том числе
       смену поставщиков финансовых услуг;
       совершенствование регулирования оборота данных,
       в том числе обеспечение конкурентного доступа
       финансовых организаций к данным;
       формирование правовых основ антимонопольного
       регулирования деятельности финансовых
       организаций, развивающих цифровые и иные сервисы
       на базе экосистем (мультисервисных платформ), в
       том числе иностранных экосистем;
       развитие института ответственности органов
       государственной власти за действия, искажающие
       конкурентное поле финансового рынка

  8.   Утверждение по согласованию с Российской         распоряжение       1 марта 2022 г. Минобрнауки России,
       академией наук плана мероприятий ("дорожной      Правительства                      ФАС России,
       карты") развития конкуренции в сфере науки       Российской                         Минпросвещения России
                                                        Федерации

  9.   Обеспечение деятельности Антимонопольного центра распоряжение         1 сентября    ФАС России,
       БРИКС, в том числе его финансирования за счет    Правительства          2022 г.     Минфин России
       бюджета Российской Федерации, проработка с       Российской
       государствами БРИКС вопроса трансформации в      Федерации
       дальнейшем Антимонопольного центра БРИКС в
       международную структуру с эффективным финансовым
       и экспертным участием стран-партнеров

  10.  Определение единого порядка проведения           федеральный закон     сентябрь     ФАС России,
       обязательных в соответствии с законодательством                         2022 г.     Минфин России,
       Российской Федерации торгов в сфере реализации                                      Минюст России,
       имущества, в том числе имущественных прав, в                                        Минэкономразвития
       электронной форме с использованием официального                                     России,
       сайта Российской Федерации в                                                        Минприроды России,
       информационно-телекоммуникационной сети                                             Казначейство России,
       "Интернет" для размещения информации о                                              Росреестр,
       проведении торгов во взаимодействии с                                               Минсельхоз России,
       электронными площадками, определенными                                              Росимущество
       Правительством Российской Федерации (за
       исключением процедур, проводимых в соответствии
       с законодательством Российской Федерации о
       несостоятельности (банкротстве)

  11.  Разработка комплекса мер, направленных на
       обеспечение недискриминационного доступа к
       природным ресурсам, включающих в том числе:

       приоритет распределения природных ресурсов на    федеральный закон, сентябрь        ФАС России,
       аукционах в электронной форме;                   постановление      2022 г.         Минприроды России,
                                                        Правительства                      Минэкономразвития
                                                        Российской                         России
                                                        Федерации

       расширение доступа организациям, обладающим      федеральный закон, 31      декабря Минвостокразвития
       необходимым опытом и финансовыми ресурсами, в    постановление      2023 г.         России,
       состав потенциальных пользователей участков      Правительства                      ФАС России,
       нераспределенного фонда недр федерального        Российской                         Минприроды России
       значения, расположенных на континентальном       Федерации
       шельфе Российской Федерации

  12.  Разработка и утверждение (с обеспечением         распоряжение       1 июля 2022 г.  ФАС России
       финансирования за счет средств федерального      Правительства
       бюджета) комплекса мероприятий, направленных на  Российской
       формирование информационного пространства в      Федерации
       сферах антимонопольного регулирования,
       государственного регулирования цен (тарифов),
       контроля экономической концентрации, в сфере
       осуществления торговой деятельности с
       определением возможности интеграции с
       региональными и муниципальными информационными
       системами, включающего в том числе следующие
       мероприятия:
       обеспечение информационного взаимодействия
       органов регулирования с регулируемыми субъектами
       через единую централизованную
       информационно-аналитическую систему;
       создание "личных кабинетов" для регулируемых
       субъектов, обеспечивающих возможность
       информационного обмена с антимонопольным
       органом, включая подачу ходатайств и уведомлений
       о совершении сделок и иных действий, подлежащих
       государственному контролю за экономической
       концентрацией, и получение результатов их
       рассмотрения в электронном виде

  13.  Обеспечение функционирования в                   распоряжение       1 июля 2022 г.  ФАС России,
       информационно-телекоммуникационной сети          Правительства                      Минэкономразвития
       "Интернет" базового информационного портала по   Российской                         России
       реализации государственной политики по развитию  Федерации
       конкуренции, обеспечивающего в том числе
       автоматическое формирование на основе обработки
       больших объемов данных отчетов о реализации
       мероприятий по развитию конкуренции

  14.  Обеспечение расширения случаев установления      постановление         1 января     ФАС России,
       долгосрочных тарифов на услуги естественных      Правительства          2023 г.     Минэнерго России
       монополий по принципу "инфляция минус"           Российской
                                                        Федерации

  15.  Обеспечение создания единой государственной      федеральный закон,    1 января     ФАС России
       системы учета государственных и муниципальных    постановление          2023 г.
       преференций, предоставляемых в соответствии с    Правительства
       Федеральным законом "О защите конкуренции",      Российской
       обеспечивающей оценку их эффективности, ведение  Федерации
       единого реестра государственных и муниципальных
       преференций, оказываемых хозяйствующим
       субъектам, в том числе субъектам малого и
       среднего предпринимательства, с определением
       возможности интеграции с региональными и
       муниципальными информационными системами

  16.  Обеспечение расширения перечня информации о      доклад в              1 января     ФАС России,
       внебиржевых договорах по поставкам нефти,        Правительство          2023 г.     Минэнерго России
       предоставляемой на биржу, в целях формирования   Российской                         при участии Банка
       более широкого массива данных по указанным       Федерации                          России
       договорам и, как следствие, развитие
       репрезентативных национальных индексов на нефть

  17.  Обеспечение развития биржевых торгов природным   доклад в              1 января     ФАС России,
       газом с использованием услуг оператора товарных  Правительство          2023 г.     Минэнерго России
       поставок                                         Российской                         при участии Банка
                                                        Федерации                          России

  18.  Обеспечение внедрения автоматизированной         доклад в              1 января     ФАС России
       информационной системы по выявлению и            Правительство          2023 г.
       доказыванию ограничивающих конкуренцию           Российской
       соглашений на торгах с учетом цифровизации       Федерации
       неконкурентных практик участников торгов

  19.  Увеличение объемов биржевых торгов сырой нефтью, доклад в              1 января     ФАС России,
       а также организация проведения аукционов для     Правительство          2023 г.     Минэнерго России
       заключения контрактов на экспорт нефти на        Российской                         Минэкономразвития
       биржевой электронной площадке с последующим      Федерации                          России
       запуском торгов фьючерсными контрактами на                                          при участии Банка
       экспортные сорта нефти "Юралс" и ВСТО                                               России

  20.  Разработка и утверждение плана мероприятий по    доклад в              1 января     ФАС России
       развитию сотрудничества стран БРИКС по вопросам  Правительство          2023 г.     при участии Банка
       развития и защиты конкуренции, включающего       Российской                         России
       вопросы биржевой торговли, восстановления        Федерации
       условий конкуренции в Российской Федерации при
       нарушении антимонопольного законодательства

  21.  Проработка вопроса о целесообразности            доклад в              1 января     Минфин России,
       инициирования изменений в приложение N 25 к      Правительство          2023 г.     Минэкономразвития
       Договору о Евразийском экономическом союзе в     Российской                         России,
       части закрепления возможности закупки из одного  Федерации                          ФАС России
       источника либо у единственного поставщика
       (исполнителя, подрядчика) в электронном формате
       с использованием электронного магазина

  22.  Обеспечение функционирования центров             доклад в              1 января     ФАС России
       технологического трансфера для реализации        Правительство          2023 г.
       антимонопольных требований при совершении        Российской
       трансграничных действий и сделок экономической   Федерации
       концентрации, а также в иных случаях в целях
       восстановления условий конкуренции в Российской
       Федерации при нарушении антимонопольного
       законодательства

  23.  Обеспечение реализации мероприятий, направленных доклад в              1 января     ФАС России,
       на формирование и развитие организованной        Правительство          2023 г.     Минэкономразвития
       (биржевой) торговли товарами, производными       Российской                         России
       финансовыми инструментами, базисным активом      Федерации                          при участии Банка
       которых является товар, и включенных в                                              России
       стратегические направления развития Евразийской
       экономической интеграции

  24.  Установление единого порядка подачи и получения  постановление         1 января     Минстрой России,
       документов на технологическое присоединение к    Правительства          2023 г.     ФАС России,
       сетям коммунальной инфраструктуры (с учетом      Российской                         Минэнерго России
       особенностей социально значимых объектов) в      Федерации
       режиме "одного окна"

  25.  Разработка методики оценки ФАС России отраслевых приказ ФАС России  1 марта 2023 г. ФАС России,
       документов стратегического планирования (за                                         Минэкономразвития
       исключением схем территориального планирования                                      России
       Российской Федерации и схем территориального
       планирования субъектов Российской Федерации) с
       точки зрения достаточности предусмотренных
       данными актами мер для развития конкуренции

  26.  Определение порядка функционирования             федеральный закон, 1 июля 2023 г., ФАС России,
       информационно-аналитической системы по           постановление        6 месяцев с   Минфин России,
       сопоставлению цен на однородные товары, работы,  Правительства          момента     Минобороны России
       услуги в сфере государственного оборонного       Российской          вступления в
       заказа и в гражданской сфере, включая            Федерации               силу
       формирование и ведение в данной системе каталога                     федерального
       товаров (работ, услуг) для государственных нужд                         закона
       по государственному оборонному заказу

  27.  Обеспечение правового регулирования,             федеральный закон  1 июля 2023 г.  ФАС России
       предусматривающего унификацию и систематизацию
       государственных и муниципальных преференций,
       предоставляемых путем передачи государственного
       или муниципального имущества, иных объектов
       гражданских прав либо путем предоставления
       имущественных льгот, государственных или
       муниципальных гарантий, в том числе порядка их
       предоставления

  28.  Обеспечение внесения изменений в Кодекс          федеральный закон  1 июля 2023 г.  ФАС России
       административного судопроизводства Российской
       Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс
       Российской Федерации, закрепляющих подсудность
       решений об установлении (изменении) регулируемых
       цен (тарифов) арбитражным судам Российской
       Федерации

  29.  Обеспечение введения ограничений на совершение   федеральный закон  1 июля 2023 г.  ФАС России,
       финансовыми организациями (их группами лиц),                                        Минфин России
       активы (суммарные активы финансовых организаций,                                    при участии Банка
       входящих в одну группу лиц) которых превышают                                       России
       значения, установленные Правительством
       Российской Федерации по согласованию с Банком
       России, сделок экономической концентрации в
       отношении других финансовых организаций,
       действующих на том же рынке финансовых услуг, за
       исключением случаев, предусмотренных актами
       Президента Российской Федерации и (или)
       Правительства Российской Федерации

  30.  Установление единых подходов и принципов         федеральный закон  1 июля 2023 г.  Минфин России,
       пропорционального доступа финансовых организаций                                    ФАС России
       к получению средств бюджетов различных уровней,                                     при участии Банка
       а также предоставлению банковских гарантий в                                        России
       зависимости от присвоенного уровня кредитного
       рейтинга по национальной рейтинговой шкале

  31.  Установление исключительно заявительного порядка федеральный закон  1 июля 2023 г.  Минфин России,
       участия финансовых организаций в программах                                         ФАС России
       субсидирования из средств бюджета при                                               при участии Банка
       соответствии таких организаций общим требованиям                                    России
       к получателям субсидий, закрепленным
       Правительством Российской Федерации, запрета на
       адресное (индивидуальное) субсидирование
       финансовых организаций на конкурентных рынках, а
       также приоритета выплаты государством субсидий
       по факту оказания финансовой услуги на льготных
       условиях либо распределения средств
       государственной поддержки исходя из
       установленных Правительством Российской
       Федерации максимальных квот на одну финансовую
       организацию - участника программы субсидирования

  32.  Введение ограничений на осуществление            федеральный закон  1 июля 2023 г.  ФАС России,
       финансовыми организациями (их группами лиц),                                        Минфин России
       активы (суммарные активы финансовых организаций,                                    при участии Банка
       входящих в одну группу лиц) которых превышают                                       России
       величину, установленную Правительством
       Российской Федерации по согласованию с Банком
       России, сделок экономической концентрации в
       отношении нефинансовых организаций, в том числе
       путем установления возможности определения
       Правительством Российской Федерации по
       согласованию с Банком России допустимого срока
       владения акциями (долями), активами таких
       нефинансовых организаций, за исключением
       случаев, предусмотренных актами Президента
       Российской Федерации и (или) Правительства
       Российской Федерации

  33.  Обеспечение правовой основы для создания в       федеральный закон  1 июля 2023 г.  Минстрой России,
       субъектах Российской Федерации реестров                                             ФАС России
       хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по
       организации похорон, оказания услуг организации
       похорон по принципу "одного окна" на основе
       конкуренции с предоставлением лицам,
       ответственным за захоронения, полной информации
       об указанных хозяйствующих субъектах,
       содержащейся в таких реестрах, включая стоимость
       оказываемых ими ритуальных услуг

  34.  Закрепление на законодательном уровне            федеральный закон  1 июля 2023 г.  ФАС России,
       обязанности по совершению сделок,                                                   Минфин России,
       предусматривающих переход прав владения,                                            Минэкономразвития
       пользования, распоряжения недвижимым имуществом,                                    России,
       в том числе земельными участками, организаций,                                      Казначейство России,
       учреждаемых или контролируемых государством или                                     Росимущество
       муниципальными образованиями, на аукционе в
       электронной форме с использованием официального
       сайта Российской Федерации в
       информационно-телекоммуникационной сети
       "Интернет" для размещения информации о
       проведении торгов во взаимодействии с
       электронными площадками, определенными
       Правительством Российской Федерации

  35.  Введение запрета на совмещение оказания          федеральный закон  1 июля 2023 г.  Минстрой России,
       ритуальных и медицинских услуг; оказание услуг                                      Минздрав России,
       по устройству и обустройству мест захоронений                                       ФАС России
       организациями, осуществляющими содержание
       кладбищ, с возможностью оказания таких услуг на
       конкурентной основе в соответствии с законами
       субъектов Российской Федерации; оказание иных
       ритуальных услуг исключительно на конкурентной
       основе

  36.  Обеспечение возможности бюджетных учреждений     федеральный закон  1 июля 2023 г.  Минфин России,
       открывать счета в банках в целях размещения                                         ФАС России
       средств, поступающих в самостоятельное
       распоряжение бюджетного учреждения от приносящей
       доход деятельности

  37.  Установление квоты в размере 20 процентов для    федеральный закон  1 июля 2023 г.  ФАС России,
       малого бизнеса в конкурсах на установку и                                           Минэкономразвития
       размещение рекламных конструкций (наружной                                          России
       рекламы)

  38.  Создание возможности поиска посредством единого  федеральный закон  1 июля 2023 г.  Минстрой России,
       портала государственных и муниципальных услуг                                       Минцифры России
       сведений о кладбищах, сведений о хозяйствующих
       субъектах, оказывающих услуги по организации
       похорон, содержащихся в реестрах таких
       субъектов, размещенных на региональных порталах
       государственных и муниципальных услуг

  39.  Обеспечение реализации функционала               доклад в              1 января     ФАС России,
       специализированной торговой площадки,            Правительство          2024 г.     ФСБ России,
       обеспечивающего возможность проведения закрытых  Российской                         ФСТЭК России,
       торгов, содержащих сведения, составляющие        Федерации                          Минфин России
       государственную тайну

  40.  Определение единых принципов учета               распоряжение          1 января     Минфин России,
       государственного и муниципального имущества, а   Правительства          2024 г.     Росимущество,
       также размещения данных о нем в открытом доступе Российской                         ФАС России
       в информационно-телекоммуникационной сети        Федерации                          при участии Банка
       "Интернет"                                                                          России

  41.  Выявление и регистрация бесхозяйного,            доклад в              1 января     Минфин России,
       неучтенного, незарегистрированного               Правительство          2024 г.     Росимущество,
       государственного имущества                       Российской                         ФАС России
                                                        Федерации                          при участии Банка
                                                                                           России

  42.  Обеспечение реализации мероприятий, направленных доклад в              1 января     ФАС России
       на принятие Международной конвенции о борьбе с   Правительство          2024 г.
       картелями                                        Российской
                                                        Федерации

  43.  Определение состава федерального имущества, не   доклад в              1 января     Минфин России,
       соответствующего требованиям отнесения к         Правительство          2024 г.     Росимущество,
       категории имущества, предназначенного для        Российской                         ФАС России
       осуществления государственных полномочий         Федерации
       (непрофильное имущество)

  44.  Проведение оценки отраслевых документов          доклад в              1 января     ФАС России,
       стратегического планирования (за исключением     Правительство          2024 г.     Минэкономразвития
       схем территориального планирования Российской    Российской                         России,
       Федерации и схем территориального планирования   Федерации (а также                 Минфин России
       субъектов Российской Федерации) с точки зрения   в части документов                 при участии Банка
       достаточности предусмотренных данными актами мер стратегического                    России
       для развития конкуренции и представление в       планирования,
       Правительство Российской Федерации (а также в    затрагивающих
       части документов стратегического планирования,   деятельность
       затрагивающих деятельность финансовых            финансовых
       организаций, в Банк России) предложений по       организаций, в
       внесению в них изменений                         Банк России)

  45.  Обеспечение прекращения государственного         доклад в              1 января     ФАС России
       регулирования деятельности субъектов в отдельных Правительство          2024 г.
       сферах, в которых созданы условия для развития   Российской
       конкуренции (в том числе в сфере услуг в портах, Федерации
       аэропортах) на основании анализа состояния
       конкуренции, а также прекращения
       государственного регулирования цен (тарифов) в
       конкурентных сферах

  46.  Обеспечение включения в примерные основные       доклад в           январь 2024 г.  Минпросвещения России
       образовательные программы основного общего и     Правительство
       среднего общего образования тем, посвященных     Российской
       государственной политике по развитию конкуренции Федерации

  47.  Установление конкурентного механизма допуска     постановление      1 июля 2024 г.  Минфин России,
       кредитных или иных специализированных финансовых Правительства                      ФАС России
       организаций - агентов по размещению, выкупу,     Российской                         при участии Банка
       обмену, обслуживанию и погашению выпусков        Федерации                          России
       облигаций федерального займа для населения и
       обеспечение возможности реализации указанных
       облигаций населению посредством использования
       электронных платформ, обеспечивающих удаленное
       взаимодействие финансовых организаций с
       потребителями финансовых услуг

  48.  Обеспечение перехода к взаимодействию субъектов  постановление         1 января     Минстрой России,
       градостроительных отношений с государственными   Правительства          2025 г.     Минцифры России,
       органами и органами местного самоуправления в    Российской                         ФАС России,
       единой цифровой среде управления жизненным       Федерации                          Минэкономразвития
       циклом объекта капитального строительства на                                        России
       основе единых классификаторов, форматов и
       регламентов информационного обмена, учитывающих
       возможность использования технологий
       информационного моделирования, с определением
       возможности интеграции с региональными и
       муниципальными информационными системами

  49.  Обеспечение возможности подачи и получения       постановление         1 января     Минстрой России,
       документов на технологическое присоединение ко   Правительства          2025 г.     ФАС России
       всем видам сетей инженерно-технического          Российской
       обеспечения в режиме "одного окна"               Федерации


------------------------------
     1 Методика расчета доли организаций с государственным и
муниципальным участием утверждается федеральным антимонопольным органом.
     2 Для федеральных законов и актов Правительства Российской Федерации
- срок внесения в Правительство Российской Федерации соответствующего
проекта, для иных видов документов - срок их издания, опубликования или
внесения (представления) в Правительство Российской Федерации.

Обзор документа

Утвержден Национальный план развития конкуренции на 2021-2025 гг.
Правительство утвердило Национальный план ("дорожную карту") развития конкуренции в России на 2021-2025 гг. К его основным задачам отнесены:
- развитие добросовестной конкуренции на товарных рынках;
- снижение барьеров для поставщиков и потребителей товаров работ и услуг;
- обеспечение эффективного и прозрачного управления госсобственностью;
- развитие малого и среднего предпринимательства;
- цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования.
Для контроля за выполнением поставленных задач установлены ключевые показатели развития конкуренции. В частности, численность занятых в сфере МСП, включая ИП, должна в 2025 г. составлять не менее 25 млн человек, а доля закупок в денежном выражении, осуществляемых АО, также как и доля организаций с госучастием в отдельных отраслях, должна в 2025 г. быть меньше, чем в 2020 г.
Также определены ожидаемые результаты развития конкуренции в отдельных отраслях экономики. Так, в АПК ожидается увеличение количества субъектов МСП, получивших субсидии, а в сфере финансовых рынков - создание новых рынков производных финансовых инструментов, базисным активом которых является товар.
Мониторингом и контролем за исполнением плана займется ФАС. Также ведомство будет ежеквартально представлять в Правительство информацию о ходе его реализации.
Назад