Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Указ Президента РФ от 4 января 2021 г. N 12 "Об утверждении Порядка действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний"

Обзор документа

5 января 2021

gerb

Указ Президента РФ от 4 января 2021 г. N 12 "Об утверждении Порядка действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний"

     В целях совершенствования взаимодействия органов публичной власти по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
постановляю:
     1. Утвердить прилагаемый Порядок действий органов публичной власти
по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с
заносом на территорию Российской Федерации и распространением на
территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний.
     2. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок разработать
и утвердить единый алгоритм межведомственного и межрегионального
взаимодействия по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных
ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и
распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных
заболеваний.
     3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
4 января 2021 года
N 12

                                                                УТВЕРЖДЕН
                                                        Указом Президента
                                                     Российской Федерации
                                                 от 4 января 2021 г. N 12

                                 Порядок
действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения
   чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской
 Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных
                        инфекционных заболеваний

     1. Настоящий Порядок определяет комплекс реализуемых органами
публичной власти мероприятий по предупреждению угрозы возникновения
чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской
Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных
инфекционных заболеваний (особо опасных, новых и (или) известных
(возвращающихся) инфекционных заболеваний), способных вызвать
чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения (далее - опасные инфекционные заболевания).
     2. Настоящим Порядком регулируются вопросы, связанные с обеспечением
координации взаимодействия органов публичной власти в целях снижения
риска осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки, а также с
определением рисков возникновения угрозы санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения, заноса на территорию Российской Федерации и
распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных
заболеваний (далее -риски).
     3. Для координации деятельности органов публичной власти по
предупреждению угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию
населения, заноса на территорию Российской Федерации и распространения на
территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний и в
целях оперативного реагирования на складывающуюся
санитарно-эпидемиологическую обстановку Правительство Российской
Федерации создает Координационный совет при Правительстве Российской
Федерации по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций,
связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением
на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний
(далее - Координационный совет), утверждает положение о нем, а также его
состав.
     4. Координационный совет по представлению Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека может
создавать оперативный штаб по предупреждению угрозы возникновения
чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской
Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных
инфекционных заболеваний (далее - оперативный штаб).
     5. Оперативный штаб разрабатывает и утверждает план мероприятий по
предупреждению распространения на территории Российской Федерации опасных
инфекционных заболеваний, подготавливает предложения о введении
ограничительных мер (в том числе карантина), организует проведение
информационной кампании по профилактике опасных инфекционных заболеваний,
а также информирует население о принимаемых мерах, направленных на
предупреждение распространения опасных инфекционных заболеваний.
     6. При возникновении угрозы санитарно-эпидемиологическому
благополучию населения, заноса на территорию Российской Федерации и
распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных
заболеваний Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека устанавливает один из следующих
уровней риска:
     а) первый уровень - эпидемическое распространение опасных
инфекционных заболеваний на территориях иностранных государств с
возможностью их трансграничного распространения, создающее угрозу заноса
опасных инфекционных заболеваний на территорию Российской Федерации;
     б) второй уровень - наличие выявленных единичных случаев и локальных
очагов опасных инфекционных заболеваний на территории Российской
Федерации;
     в) третий уровень - эпидемическое распространение опасных
инфекционных заболеваний на территории одного субъекта Российской
Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.
     7. В случае возникновения риска первого уровня:
     а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека усиливает с учетом данных мониторинга и
прогнозирования изменения санитарно- эпидемиологической обстановки в
иностранных государствах санитарно- карантинный контроль в пунктах
пропуска через государственную границу Российской Федерации в отношении
лиц (в том числе следующих транзитом через территорию Российской
Федерации) и транспортных средств, прибывающих из иностранных государств,
на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, а
также активизирует взаимодействие федеральных органов исполнительной
власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
     б) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, Федеральная служба по ветеринарному и
фитосанитарному надзору, Федеральная таможенная служба усиливают контроль
за ввозом на территорию Российской Федерации товаров и грузов из
иностранных государств, на территориях которых выявляются опасные
инфекционные заболевания;
     в) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации осуществляют в пределах своих полномочий оценку готовности
медицинских организаций к приему пациентов с опасными инфекционными
заболеваниями, наличия необходимых лекарственных средств, оборудования,
средств индивидуальной защиты, коечного фонда;
     г) Министерство здравоохранения Российской Федерации проводит
мониторинг готовности медицинских организаций к приему пациентов с
опасными инфекционными заболеваниями;
     д) Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, Федеральное медико-биологическое агентство, иные федеральные
органы исполнительной власти осуществляют при необходимости разработку и
внедрение дополнительных методов диагностики и лечения опасных
инфекционных заболеваний;
     е) Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство
промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта
Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, Федеральное агентство по государственным резервам,
иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации осуществляют в пределах своих
полномочий оценку достаточности запасов материальных ресурсов,
необходимых для борьбы с распространением на территории Российской
Федерации опасных инфекционных заболеваний, и в случае недостаточности
таких запасов вносят в Координационный совет предложения об их
увеличении;
     ж) Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство
здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивают
взаимодействие с компетентными органами иностранных государств и
международными организациями по вопросам профилактики опасных
инфекционных заболеваний и реализации противоэпидемических мероприятий;
     з) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, Министерство иностранных дел Российской Федерации
осуществляют подготовку и внесение в оперативный штаб предложений об
оказании содействия компетентным органам иностранных государств, на
территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, и
международным организациям;
     и) Министерство иностранных дел Российской Федерации, иные
федеральные органы исполнительной власти организуют по рекомендации
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека мероприятия, направленные на снижение риска
заболевания (инфицирования) граждан Российской Федерации, находящихся в
иностранных государствах, на территориях которых выявляются опасные
инфекционные заболевания, а также при необходимости организуют вывоз
(эвакуацию) граждан Российской Федерации из этих государств.
     8. Действия, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка,
осуществляются также в случае возникновения риска второго уровня. Кроме
того, в этом случае:
     а) Правительство Российской Федерации принимает на основании
представления оперативного штаба решение об ограничении въезда в пункты
пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц и
транспортных средств, прибывающих из иностранных государств, на
территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, и выезда
таких лиц и транспортных средств из пунктов пропуска через
государственную границу Российской Федерации в эти иностранные
государства, а также об ограничении ввоза грузов, товаров и животных,
прибывающих из этих иностранных государств, и их вывоза в эти иностранные
государства;
     б) Министерство иностранных дел Российской Федерации уведомляет на
основании представления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека о реализации в Российской Федерации
противоэпидемических мероприятий компетентные органы иностранных
государств, интересы которых могут быть затронуты в результате реализации
таких мероприятий;
     в) федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых
находятся медицинские организации, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации обеспечивают подготовку медицинских организаций к
приему больных в целях оказания им медицинской помощи, а также
формирование запаса средств диагностики и лечения опасных инфекционных
заболеваний, дезинфекционных средств, средств индивидуальной защиты;
     г) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций принимает меры по предупреждению
распространения недостоверной информации о санитарно-эпидемиологической
обстановке;
     д) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской
Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской
Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления осуществляют в пределах своих полномочий
планирование дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности
водоснабжения и питания;
     е) Министерство экономического развития Российской Федерации,
Министерство финансов Российской Федерации осуществляют оценку
     возможных финансово-экономических последствий чрезвычайных ситуаций
в случае угрозы их возникновения.
     9. Действия, предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящего Порядка,
осуществляются также в случае возникновения риска третьего уровня. Кроме
того, в этом случае:
     а) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная
служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерство
обороны Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной
власти обеспечивают безопасность граждан в период действия
ограничительных мер (в том числе карантина), введенных в связи с
распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных
заболеваний;
     б) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство
транспорта Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной
гвардии Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации реализуют мероприятия по ограничению въезда в
населенные пункты, в которых действуют ограничительные меры (в том числе
карантин), введенные в связи с распространением на территории Российской
Федерации опасных инфекционных заболеваний, и выезда из таких населенных
пунктов;
     в) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
обеспечивают в пределах своих полномочий соблюдение запрета на проведение
массовых мероприятий и принимают решения о закрытии мест массового
пребывания людей, а также обеспечивают принятие мер по выполнению
требований (предписаний) должностных лиц Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
     г) федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых
находятся образовательные организации, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
обеспечивают введение в образовательных организациях ограничительных мер
в связи с распространением на территории Российской Федерации опасных
инфекционных заболеваний;
     д) Министерство транспорта Российской Федерации, иные федеральные
органы исполнительной власти принимают меры, направленные на сокращение
массовых перевозок воздушным, железнодорожным, автомобильным транспортом
или прекращение таких перевозок;
     е) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской
Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской
Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления реализуют в пределах своих полномочий
дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности водоснабжения и
питания;
     ж) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии
Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии
Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления реализуют в пределах своих
полномочий дополнительные мероприятия по предотвращению загрязнения
окружающей среды;
     з) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
обеспечивают в пределах своих полномочий соблюдение организациями,
осуществляющими торговую деятельность, и организациями, оказывающими
услуги населению, ограничительных мер (в том числе карантина), введенных
в связи с распространением на территории Российской Федерации опасных
инфекционных заболеваний;
     и) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
обеспечивают реализацию санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий, в том числе соблюдение дезинфекционного режима, требований
об использовании средств индивидуальной защиты.
     10. При установлении Федеральной службой по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека уровней риска, предусмотренных
пунктом 6 настоящего Порядка, главный государственный санитарный врач
Российской Федерации в 5-дневный срок принимает нормативные правовые
акты, направленные на предупреждение возникновения и распространения на
территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, без
проведения процедур общественного обсуждения, оценки регулирующего
воздействия, независимой антикоррупционной экспертизы таких актов.

Обзор документа

Прописаны действия властей в случае угрозы заноса и распространения опасных инфекций.
Президент определил порядок действий органов власти в целях предупреждения угрозы возникновения ЧС, связанных с заносом в Россию и распространением на ее территории опасных инфекционных заболеваний.
Предусмотрено создание специального координационного центра при Правительстве, который по представлению Роспотребнадзора может создавать соответствующий оперативный штаб. Последний разрабатывает и утверждает план мероприятий, готовит предложения о введении ограничительных мер, организует информационную кампанию.
Прописаны полномочия различных ведомств в зависимости от уровня риска.
Указ вступает в силу со дня подписания.
Назад