Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 октября 2020 г. N 1184н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19"

Обзор документа

13 ноября 2020

gerb

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 октября 2020 г. N 1184н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 ноября 2020 г.
Регистрационный N 60860

     В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2020, N 31,
ст. 5062) и подпунктом 5.2.208 Положения о Министерстве здравоохранения
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:
     Внести изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации
работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и
снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19"
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта
2020 г., регистрационный N 57786) с изменениями, внесенными приказами
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 марта 2020 г.
N 246н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27
марта 2020 г., регистрационный N 57860), от 2 апреля 2020 г. N 264н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля
2020 г., регистрационный N 57956), от 29 апреля 2020 г. N 385н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля
2020 г., регистрационный N 58255), от 18 мая 2020 г. N 459н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 мая
2020 г., регистрационный N 58449), от 29 мая 2020 г. N 513н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня
2020 г., регистрационный N 58560), от 7 июля 2020 г. N 685н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июля
2020 г., регистрационный N 58913), от 27 августа 2020 г. N 905н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября
2020 г., регистрационный N 59645), от 15 сентября 2020 г. N 982н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября
2020 г., регистрационный N 59939), от 1 октября 2020 г. N 1062н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 октября
2020 г., регистрационный N 60279) и от 23 октября 2020 г. N 1140н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 октября
2020 г., регистрационный N 60610) согласно приложению.

Министр                                                     М.А. Мурашко



                                                               Приложение
                                   к приказу Министерства здравоохранения
                                                     Российской Федерации
                                            от 30 октября 2020 г. N 1184н

                               Изменения,
    которые вносятся в приказ Министерства здравоохранения Российской
  Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации
 работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и
 снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19"

     1. Пункт 5 приказа дополнить подпунктами "в" и "г" следующего
содержания:
     "в) организовать оказание медицинской помощи с применением
телемедицинских технологий гражданам с подтвержденным диагнозом новой
коронавирусной инфекции COVID-19, состояние которых позволяет наблюдаться
на дому, а также с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничных
пневмоний, острыми респираторными вирусными инфекциями, гриппа;
     организовать обеспечение медицинских организаций необходимыми
помещениями, средствами связи и оборудованием для проведения консультаций
(консилиумов врачей) для осуществления дистанционного взаимодействия
медицинских работников с пациентами. В случае осуществления консультаций
с применением телемедицинских технологий медицинскими работниками при
удаленном режиме работы организовать обеспечение указанных медицинских
работников средствами связи и оборудованием для проведения консультаций;
     г) организовать амбулаторные центры диагностики и лечения новой
коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - Центр);
     организовать взаимодействие Центров с медицинскими организациями,
оказывающими скорую медицинскую помощь и медицинскими организациями,
оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;
     предусмотреть оснащение Центров автомобильным транспортом для
доставки пациентов, медицинских работников, а также для перевозки
биологических материалов для исследований, доставки лекарственных
препаратов.".
     2. Пункт 6 приказа дополнить абзацами следующего содержания:
"временный регламент организации и оказания консультативной медицинской
     помощи с применением телемедицинских технологий гражданам с
подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также
с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничной пневмонии, острой
респираторной вирусной инфекцией, гриппа, получающих медицинскую помощь в
амбулаторных условиях (на дому), согласно приложению N 18;
     положение об организации работы амбулаторного центра диагностики и
лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19 согласно приложению N 19.
     3. В приложении N 2:
     а) пункт 1.3 изложить в следующей редакции:
     "1.3. Определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской
помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и
внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой
коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - специализированные выездные
бригады скорой медицинской помощи) и для отбора биологического материала
для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции
COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи,
осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной
инфекцией COVID-19.";
     б) дополнить пунктом 2.8 следующего содержания:
     "2.8. Допускается привлечение к оказанию медицинской помощи,
указанной в пункте 1.3 настоящего Временного порядка, лиц с высшим
медицинским образованием, а также лиц, освоивших образовательную
программу высшего медицинского образования в объеме трех курсов и более
(по специальности "Сестринское дело" в объеме двух курсов и более), после
прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным
программам (не менее 36 часов) с трудоустройством на должности
специалистов со средним медицинским образованием (медицинская сестра /
медицинский брат, медицинская сестра / медицинский брат по приему вызовов
скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой
медицинской помощи) и осуществлением деятельности под контролем врача
(фельдшера) выездной бригады скорой медицинской помощи без сдачи экзамена
по допуску к осуществлению медицинской деятельности на должностях
среднего медицинского персонала, предусмотренного приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 419н "Об
утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных
программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования,
а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием
к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической
деятельности на должностях среднего медицинского или среднего
фармацевтического персонала" (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 27 июля 2016 г., регистрационный N 42977).".
     4. В приложении N 3 пункт 1.13 дополнить абзацем следующего
содержания: "Допускается привлечение лиц с высшим медицинским или высшим
     фармацевтическим образованием, а также лиц, освоивших
образовательную программу высшего медицинского образования в объеме трех
курсов и более (по специальности "Сестринское дело" в объеме двух курсов
и более), после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным
профессиональным программам (не менее 36 часов) с трудоустройством на
должности специалистов со средним медицинским образованием и
осуществлением деятельности под контролем старшей медицинской сестры без
сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности на
должностях среднего медицинского персонала, предусмотренного приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 июня 2016 г.
N 419н "Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение
образовательных программ высшего медицинского или высшего
фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или
высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской
деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего
медицинского или среднего фармацевтического персонала" (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2016 г.,
регистрационный N 42977).".
     5. В приложении N 16:
     а) в разделе "Приемное отделение для взрослого населения с
подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с
подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19" позицию
"Дезинфектор" заменить позицией "Медицинский дезинфектор";
     б) раздел "Консультативно-диагностическая группа" дополнить строкой
следующего содержания:
     "
+-----------------------------------------------------------------------+
|Младший медицинский персонал        |рассчитывается исходя из объема   |
|                                    |выполняемых диагностических услуг,|
|                                    |но не менее 1,0 на организацию    |
+-----------------------------------------------------------------------+
                                                                       ".
     6. В приложении N 17:
     а) в разделе "Приемное отделение для детей с подтвержденным
диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на
новую коронавирусную инфекцию COVID-19" позицию "Дезинфектор" заменить
позицией "Медицинский дезинфектор";
     б) раздел "Консультативно-диагностическая группа" дополнить строкой
следующего содержания:
     "
+-----------------------------------------------------------------------+
|Младший медицинский персонал        |рассчитывается исходя из объема   |
|                                    |выполняемых диагностических услуг,|
|                                    |но не менее 1,0 на организацию    |
+-----------------------------------------------------------------------+
                                                                       ".
     7. Дополнить приказ приложениями N 18 и 19 следующего содержания:

                                                         "Приложение N 18
                                   к приказу Министерства здравоохранения
                                                     Российской Федерации
                                               от 19 марта 2020 г. N 198н

 Временный регламент организации и оказания консультативной медицинской
       помощи с применением телемедицинских технологий гражданам с
подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также
с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничной пневмонии, острой
респираторной вирусной инфекцией, гриппа, получающих медицинскую помощь в
                     амбулаторных условиях (на дому)

     1. Настоящий Временный регламент определяет правила применения
телемедицинских технологий при организации и оказании медицинской помощи
гражданам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции
COVID-19, состояние которых позволяет наблюдаться на дому, а также
гражданам с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничных
пневмоний, острыми респираторными вирусными инфекциями, гриппа (далее -
пациенты).
     2. В целях организации медицинской помощи с применением
телемедицинских технологий руководители органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители
медицинских организаций и их структурных подразделений:
     2.1. Обеспечивают оперативное оказание консультативной медицинской
помощи пациентам с применением телемедицинских технологий в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере охраны
здоровья1 с учетом требований, установленных настоящим Временным
регламентом.
     2.2. Определяют медицинские организации, оказывающие медицинскую
помощь с применением телемедицинских технологий, а также обеспечивают
создание при необходимости единого консультационного центра субъекта
Российской Федерации, обеспечивающего дистанционное взаимодействие
медицинских работников с пациентами с подтвержденным диагнозом новой
коронавирусной инфекции COVID-19, состояние которых позволяет наблюдаться
на дому, а также пациентами с признаками или подтвержденным диагнозом
внебольничной пневмонии, острой респираторной вирусной инфекции, гриппа
(далее - единый консультационный центр) с целью осуществления
дистанционного взаимодействия медицинских работников с пациентами.
     2.3. Обеспечивают готовность медицинских организаций к
дистанционному взаимодействию медицинских работников с пациентами, в том
числе необходимое помещение, средства связи и оборудование для проведения
консультаций (консилиумов врачей), а также обучение медицинских и иных
работников в части применения телемедицинских технологий.
     2.4. Осуществляют сбор, обработку и анализ полученных статистических
данных об оказании консультативной медицинской помощи пациентам с
применением телемедицинских технологий.
     2.5. Обеспечивают формирование реестров счетов на медицинские
услуги, оказанные с применением телемедицинских технологий.
     3. Медицинские организации оказывают медицинскую помощь с
применением телемедицинских технологий с использованием федеральной
государственной информационной системы "Единый портал государственных и
муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), а также единой
государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее -
Единая система), государственной информационной системы в сфере
здравоохранения субъекта Российской Федерации, медицинских информационных
систем медицинской организации, иных информационных систем,
предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления
информации, касающейся деятельности медицинских организаций и
предоставляемых ими услуг (далее -иные информационные системы).
     4. Дистанционное взаимодействие медицинских работников с пациентами
и (или) их законными представителями при организации и оказании
медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
осуществляется в целях:
     4.1. Профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза.
     4.2. Оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий.
     4.3. Принятия решения о необходимости проведения очного приема врача
(осмотра, консультации).
     4.4. Дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента и
оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий.
     4.5. Коррекции ранее назначенного лечения при условии установления
лечащим врачом диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре,
консультации), в том числе формирования электронного рецепта на
лекарственный препарат с его последующим направлением пациенту
посредством ЕПГУ.
     4.6. Назначения необходимых обследований, выдачи справки
(медицинского заключения) в форме электронного документа с последующим
направлением пациенту медицинских документов посредством ЕПГУ.
     4.7. Продления и закрытия листков нетрудоспособности, сформированных
в форме электронных документов, а также формирования листков
нетрудоспособности в форме электронных документов при угрозе
распространения заболеваний, включенных в перечень заболеваний,
представляющих опасность для окружающих2, в соответствии с особенностями
организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения
заболеваний, представляющих опасность для окружающих3.
     5. Оказание консультативной медицинской помощи с применением
телемедицинских технологий осуществляется непосредственно медицинскими
организациями и (или) единым консультационным центром.
     6. Телемедицинские технологии применяются при оказании
консультативной медицинской помощи пациентам в экстренной (в том числе
для определения показаний для вызова бригады скорой медицинской помощи),
неотложной или плановой форме.
     7. Медицинский работник в ходе телемедицинской консультации
пациентов:
     7.1. Производит идентификацию пациента в системе.
     7.2. Осуществляет сбор анамнеза.
     7.3. Осуществляет сбор жалоб.
     7.4. Корректирует терапию (при необходимости).
     7.5. Принимает решение о маршрутизации пациента (при необходимости).
     7.6. Заполняет электронную медицинскую карту пациента.
     8. Медицинские организации и (или) единый консультационный центр
обеспечивают пациентам проведение ежедневно в круглосуточном режиме
(24/7) консультаций с применением телемедицинских технологий, передачу
информации о пациентах, в том числе посредством ЕПГУ, а также организуют
дистанционное ежедневное динамическое наблюдение за указанными пациентами
с применением телемедицинских технологий в круглосуточном режиме. Прием
входящих звонков пациентов (с использованием аудио или видео связи),
подписавших согласие на получение медицинской помощи в амбулаторных
условиях (на дому), также осуществляется ежедневно в круглосуточном
режиме (24/7).
     9. В случае принятия решения органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации в сфере охраны здоровья о создании единого
консультационного центра указанный центр имеет право запрашивать у
медицинских организаций сведения о пациенте, необходимые для
осуществления консультаций с применением телемедицинских технологий, с
соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области
персональных данных и врачебной тайны.
     10. Хранение информации, полученной по результатам оказания
медицинской помощи с применением телемедицинских технологий,
осуществляется в соответствии с порядком организации и оказания
медицинской помощи с применением телемедицинских технологий4.

------------------------------
     1 Часть 1 статьи 36.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 48, ст. 6724;
2018, N 53, ст. 8415) (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
     2 Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря
2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и
перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (Собрание
законодательства Российской Федерации 2004, N 49, ст. 4916; 2020, N 6,
ст. 674)
     3 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г.
N 973 "Об особенностях организации оказания медицинской помощи при угрозе
распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих"
(Собрание законодательства Российской Федерации 2020, N 28, ст. 4425)
     4 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30
ноября 2017 г. N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания
медицинской помощи с применением телемедицинских технологий"
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января
2018 г., регистрационный N 49577).
------------------------------

                                                          Приложение N 19
                                   к приказу Министерства здравоохранения
                                                     Российской Федерации
                                               от 19 марта 2020 г. N 198н

Положение об организации деятельности амбулаторного центра диагностики и
             лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19

     1. Амбулаторный центр диагностики и лечения новой коронавирусной
инфекции COVID-19 (далее - Центр) создается на функциональной основе с
целью диагностики и выбора тактики лечения пациентов с подтвержденным
диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на
новую коронавирусную инфекцию COVID-19 (далее - пациенты).
     2. Структура и штатная численность Центра устанавливаются
руководителем медицинской организации по согласованию с органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны
здоровья.
     3. Центр рекомендуется создавать на базе медицинской организации,
оказывающей первичную медико-санитарную помощь и имеющей в своем составе
кабинет рентгеновской компьютерной томографии.
     В случае если в составе медицинской организации отсутствует кабинет
рентгеновской компьютерной томографии, медицинская организация заключает
договор с иными медицинскими организациями, имеющими кабинет
рентгеновской компьютерной томографии или имеющими возможность обеспечить
проведение компьютерной томографии с использованием передвижного
медицинского комплекса.
     4. Центр рекомендуется размещать в отдельном здании.
     При отсутствии возможности выделения отдельного здания допускается
размещение Центра в одном здании с другими структурными подразделениями
медицинской организации при наличии возможности разделения потоков
пациентов и работников (отдельных входов, изолированных от других
помещений), а также наличии изолированной приточно-вытяжной
вентиляционной системы или возможности ее изоляции.
     5. Рекомендуется круглосуточный режим работы Центра.
     6. Пациенты поступают в Центр по направлениям медицинской
организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, либо
доставляются выездной бригадой скорой медицинской помощи.
     7. У пациентов, не имеющих результата теста на COVID-19,
осуществляется забор биологического материала для лабораторного
исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19.
     8. В структуре Центра организуется работа следующих зон и
структурных подразделений:
     8.1. Зона приема и распределения пациентов, поступивших по
направлению и с бригадой скорой медицинской помощи.
     8.2. Зона для пациентов, ожидающих диагностические мероприятия в
Центре (зона ожидания).
     8.3. Диагностическая зона, состоящая из: кабинета компьютерной
томографии; процедурного кабинета для экспресс-диагностики, взятия крови
на анализ методом ИФА, взятия биологического материала (мазок из носа и
зева); кабинета ЭКГ; кабинетов врачей-специалистов.
     8.4. Зона ожидания бригады скорой медицинской помощи для пациентов с
показаниями к госпитализации по итогам обследования в Центре.
     9. На входе в Центр пациентов обеспечивают средствами индивидуальной
защиты (медицинская маска, халат одноразовый, шапочка, перчатки, бахилы).
     10. В зависимости от тяжести состояния пациента и загруженности
Центра пациенты направляются в зону ожидания.
     11. В случае если клинико-рентгенологический диагноз новой
коронавирусной инфекции COVID-19 у пациента в Центре установлен впервые и
пациент продолжит лечение в амбулаторных условиях (на дому), оформляется
согласие на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому)
и соблюдение режима изоляции при лечении новой коронавирусной инфекции
COVID-19 (рекомендуемый образец приведен в приложении к Основным
принципам оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому)
пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции
COVID-19, утвержденным приложением N 8 к настоящему приказу).
     12. Информация о результатах обследования и адрес места нахождения
пациента передаются Центром медицинской организации, оказывающей
первичную медико-санитарную помощь, для организации оказания медицинской
помощи в амбулаторных условиях (на дому).
     13. При наличии показаний к госпитализации пациенту оформляется
направление, вызывается выездная бригада скорой медицинской помощи,
осуществляющая медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной
инфекцией COVID-19, пациент направляется в зону ожидания бригады скорой
медицинской помощи.
     14. Пациенты с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), которые
будут получать медицинскую помощь в амбулаторных условиях (на дому), к
месту жительства доставляются автомобильным транспортом Центра.
     15. В Центре обязательно разделение на чистую и грязную зоны:
     15.1. Чистая зона: отдельный вход для персонала, гардеробы, комнаты
приема пищи, помещения для надевания средств индивидуальной защиты (очки,
одноразовые перчатки, респиратор соответствующего класса защиты,
противочумный костюм 1 типа или одноразовый халат, бахилы). При
отсутствии отдельного входа для чистой зоны этаж делится на чистую и
грязную зоны с организацией отдельных входов. Не допускается совместное
хранение верхней одежды и обуви персонала с санитарной одеждой,
использование сменной обуви из тканевых материалов.
     15.2. Грязная зона: для поступления пациентов, диагностики,
госпитализации в профильные стационары для лечения. В кабинете
компьютерной томографии обязательно разделение на аппаратную (грязную
зону) и пультовую (чистую зону), рентгенолаборант остается в пультовой, а
в аппаратной находится медицинский работник, обеспечивающий проведение
компьютерной томографии пациенту.
     16. Маршрутизация пациентов в Центре проводится в сопровождении
персонала в средствах индивидуальной защиты (далее - СИЗ).
     17. Медицинские работники и немедицинский персонал, работающий в
Центре, обеспечиваются СИЗ.
     18. На границе между чистой и грязной зонами организуется фильтр для
надевания и снятия СИЗ.
     19. По окончании рабочей смены персонал Центра проходит санитарную
обработку.
     20. В Центре должно быть обеспечено необходимое количество СИЗ, а
также средств для проведения профилактической и очаговой дезинфекции
помещений.".

Обзор документа

В регионах появятся амбулаторные центры диагностики и лечения COVID-19.
Регионам рекомендовано:
- организовать оказание медпомощи с применением телемедицинских технологий (дистанционного консультирования) гражданам с COVID-19, состояние которых позволяет наблюдаться на дому, а также с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничных пневмоний, острыми респираторными вирусными инфекциями, гриппа;
- создать амбулаторные центры диагностики и лечения COVID-19.
Утвержден временный регламент оказания указанной консультативной медпомощи, урегулирована работа амбулаторных центров.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 ноября 2020 г. Регистрационный № 60860.
Назад