Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Постановление Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1625 "О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах"

Обзор документа

14 октября 2020

gerb

Постановление Правительства РФ от 8 октября 2020 г. N 1625 "О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах"

     В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных
видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить Положение о лицензировании деятельности по организации
и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах.
     2. Настоящее постановление вступает в силу c 1 января 2021 г. и
действует до 31 декабря 2026 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                         М. Мишустин

                                                               УТВЕРЖДЕНО
                                             постановлением Правительства
                                                     Российской Федерации
                                              от 8 октября 2020 г. N 1625

                                Положение
о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в
                 букмекерских конторах или тотализаторах

     1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования
деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских
конторах или тотализаторах.
     2. Лицензируемый вид деятельности осуществляется организаторами
азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, расположенных вне
игорных зон в субъектах Российской Федерации, на территориях которых
деятельность по организации и проведению азартных игр не запрещена
(ограничена) в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона
"О государственном регулировании деятельности по организации и проведению
азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), и предусматривает
оказание одной из следующих услуг:
     а) заключение с участниками азартных игр основанных на риске
соглашений о выигрыше;
     б) организация заключения основанных на риске соглашений о выигрыше
между двумя или несколькими участниками азартной игры.
     3. Лицензирование деятельности по организации и проведению азартных
игр в букмекерских конторах или тотализаторах (далее - лицензируемый вид
деятельности) осуществляется Федеральной налоговой службой (далее -
лицензирующий орган).
     4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии
при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к
лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются:
     а) соблюдение лицензиатом требований, установленных частями 1 и 3
статьи 8, частью 3 статьи 14 Федерального закона, по каждому адресу места
осуществления лицензируемого вида деятельности;
     б) наличие у соискателя лицензии условий для соблюдения требований,
установленных частью 6 статьи 8 Федерального закона, по каждому адресу
места осуществления лицензируемого вида деятельности (за исключением
пунктов приема ставок букмекерской конторы или тотализатора), а также
соблюдение лицензиатом указанных требований;
     в) соответствие соискателя лицензии (лицензиата) требованиям,
установленным частями 1 - 23, 4, 6, 9 и 141 статьи 6 Федерального закона;
     г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для
осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на
праве собственности или ином законном основании зданий, строений,
сооружений (единой обособленной части здания, строения, сооружения);
     д) обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) выполнения
требований частей 1 - 32, 34 - 310 и 312 - 9 статьи 15 Федерального
закона;
     е) наличие у лицензиата пункта (пунктов) приема ставок букмекерской
конторы (пункта (пунктов) приема ставок тотализатора);
     ж) соблюдение лицензиатом требований, установленных частью 2 статьи
8 и частью 33 статьи 15 Федерального закона;
     з) соответствие лицензиата требованиям, установленным частью 10
статьи 6, а также частями 5 и 7 статьи 14 Федерального закона;
     и) соблюдение лицензиатом требований, установленных частями 11 - 13
статьи 6 Федерального закона;
     к) соблюдение лицензиатом требований, установленных пунктами 2 и 3
части 1 статьи 61 Федерального закона;
     л) соблюдение лицензиатом требований к организаторам азартных игр,
установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью
15 статьи 6 Федерального закона;
     м) соблюдение лицензиатом, оказывающим в букмекерской конторе услуги
по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о
выигрыше, требований, установленных частями 1 - 5 и 7 статьи 62
Федерального закона;
     н) соблюдение соискателем лицензии (лицензиатом) решений о запрете
(ограничении) деятельности по организации и проведению азартных игр,
принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона.
     5. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет
(представляет) в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии
и документы (копии документов), указанные в части 3 статьи 13
Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в
том числе:
     а) расчет стоимости чистых активов соискателя лицензии,
осуществленный в порядке, установленном Министерством финансов Российской
Федерации;
     б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии
необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и
принадлежащих ему на праве собственности специального оборудования,
позволяющего обеспечить учет, обработку ставок, интерактивных ставок,
фиксирование результатов азартных игр и расчет сумм выигрышей, подлежащих
выплате, а также зданий, строений, сооружений (единой обособленной части
здания, строения, сооружения), права на которые не зарегистрированы в
Едином государственном реестре недвижимости (в случае если такие права
зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих
зданиях, помещениях и сооружениях, в том числе их кадастровые номера);
     в) планы помещений игорного заведения (по каждому адресу места
осуществления лицензируемого вида деятельности) с указанием места
расположения процессингового центра букмекерской конторы (процессингового
центра тотализатора) и кассы букмекерской конторы (кассы тотализатора);
     г) копию договора на оказание охранных услуг или копии документов,
подтверждающих оборудование игорного заведения системой тревожной
сигнализации, либо копии иных документов, подтверждающих обеспечение
соискателем лицензии личной безопасности участников азартных игр, иных
посетителей игорного заведения и работников соискателя лицензии во время
их нахождения в игорном заведении;
     д) сведения о размере и источниках происхождения денежных средств,
вносимых в оплату уставного капитала соискателя лицензии в соответствии с
Правилами подтверждения источников происхождения денежных средств,
вносимых в оплату уставного капитала организатора азартных игр в
букмекерской конторе или тотализаторе, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 31 августа 2020 г. N 1329 "Об
утверждении Правил подтверждения источников происхождения денежных
средств, вносимых в оплату уставного капитала организатора азартных игр в
букмекерской конторе или тотализаторе".
     6. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных
соискателем лицензии (лицензиатом) документах, и соблюдения соискателем
лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган
запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в
области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов,
предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих
муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного
самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам
местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным
законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных
услуг".
     7. Осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым
нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность,
установленную законодательством Российской Федерации. При этом грубым
нарушением является невыполнение лицензиатом одного из требований,
предусмотренных подпунктами "а" (в части, касающейся требований,
установленных частью 3 статьи 8 и частью 3 статьи 14 Федерального
закона), "в" (в части, касающейся требований, установленных частями 11,
21, 23, 6, 9 и 141 статьи 6 Федерального закона), "д" (в части,
касающейся требований, установленных частями 1, 2, 32, 36, 39, 310, 314 -
6 и 9 статьи 15 Федерального закона), "з" (в части, касающейся
требований, установленных частью 10 статьи 6, а также частью 5 статьи 14
Федерального закона) и "н" пункта 4 настоящего Положения, повлекшее за
собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона
"О лицензировании отдельных видов деятельности".
     8. При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по
адресу, не предусмотренному в лицензии, лицензиат в заявлении о
переоформлении лицензии указывает этот адрес, а также:
     а) сведения, подтверждающие наличие у лицензиата необходимых для
осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на
праве собственности специального оборудования, позволяющего обеспечить
учет, обработку ставок, интерактивных ставок, фиксирование результатов
азартных игр и расчет сумм выигрышей, подлежащих выплате, а также зданий,
строений, сооружений (единой обособленной части здания, строения и
сооружения), права на которые не зарегистрированы в Едином
государственном реестре недвижимости (в случае если такие права
зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих
зданиях, помещениях и сооружениях);
     б) сведения о расположении в игорном заведении по каждому новому
адресу зоны обслуживания участников азартных игр, служебной зоны и кассы
букмекерской конторы (кассы тотализатора);
     в) сведения, подтверждающие соответствие лицензиата требованию,
установленному частью 5 статьи 14 Федерального закона;
     г) сведения, подтверждающие соблюдение лицензиатом требований к
организаторам азартных игр, установленных Правительством Российской
Федерации в соответствии с частью 15 статьи 6 Федерального закона.
     9. К заявлению о переоформлении лицензии прилагаются:
     а) копии приказов (распоряжений) о приеме работников на работу и
копии паспортов указанных работников;
     б) копии договора на оказание охранных услуг или копии документов,
подтверждающих оборудование игорного заведения системой тревожной
сигнализации, либо копии иных документов, подтверждающих обеспечение
соискателем лицензии личной безопасности участников азартных игр, иных
посетителей игорного заведения и работников соискателя лицензии во время
их нахождения в игорном заведении.
     10. Представление соискателем лицензии заявления о предоставлении
лицензии и прилагаемых к нему документов, их прием лицензирующим органом,
предоставление лицензии либо отказ в ее предоставлении, переоформление,
приостановление, возобновление, прекращение действия, аннулирование
лицензии, формирование и ведение в электронном виде реестра лицензий и
предоставление сведений из него осуществляются в порядке, установленном
Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
     Особенности приостановления действия и аннулирования лицензии на
осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в
букмекерских конторах или тотализаторах в отношении организатора азартных
игр в букмекерской конторе регулируются Федеральным законом.
     11. Предметом лицензионного контроля за деятельностью по организации
и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах
(далее - лицензионный контроль) являются соответствие соискателя лицензии
лицензионным требованиям и соблюдение лицензиатом лицензионных
требований, установленных пунктом 4 настоящего Положения.
     12. Лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом с
применением риск-ориентированного подхода в порядке, предусмотренном
Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения
проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных
видов деятельности".
     13. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять лицензионный
контроль, являются:
     а) руководитель лицензирующего органа;
     б) заместители руководителя лицензирующего органа, к полномочиям
которых приказом руководителя лицензирующего органа отнесено
осуществление лицензионного контроля;
     в) руководители структурных подразделений лицензирующего органа,
должностными инструкциями которых предусмотрены полномочия по
осуществлению лицензионного контроля;
     г) иные работники лицензирующего органа, уполномоченные на
осуществление лицензионного контроля своими должностными инструкциями или
в ином установленном порядке.
     14. Должностные лица лицензирующего органа при проведении проверок в
рамках осуществления лицензионного контроля соблюдают ограничения и
выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на них полномочий и обязанностей в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     15. В целях предупреждения нарушений лицензиатами лицензионных
требований лицензирующим органом осуществляются мероприятия по
профилактике нарушений лицензионных требований в соответствии с
требованиями, установленными статьей 82 Федерального закона "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также
общими требованиями к организации и осуществлению органами
государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля
мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований,
требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г.
N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению
органами государственного контроля (надзора), органами муниципального
контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований,
требований, установленных муниципальными правовыми актами".
     При проведении мероприятий по профилактике нарушений лицензионных
требований специальные профилактические мероприятия, направленные на
предупреждение причинения вреда, не проводятся.
     16. Лицензирующим органом проводятся мероприятия по контролю без
взаимодействия с лицензиатами, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи
83 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля", путем наблюдения за соблюдением лицензионных
требований, анализа информации о деятельности либо действиях лицензиатов,
которая представляется лицензиатами (в том числе посредством
использования федеральных государственных информационных систем) в
лицензирующий орган или может быть получена (в том числе в рамках
межведомственного информационного взаимодействия) лицензирующим органом
без возложения на лицензиатов обязанностей, не предусмотренных
федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     17. Лицензионный контроль осуществляется посредством организации и
проведения плановых и внеплановых проверок в форме документарных и
выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок,
установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов
деятельности".
     18. В целях применения при осуществлении лицензионного контроля
риск-ориентированного подхода лицензируемый вид деятельности лицензиатов
подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами
отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
и (или) используемых ими производственных объектов к определенной
категории риска или определенному классу (категории) опасности,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17
августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при
организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и
внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(далее - Правила).
     Отнесение лицензируемого вида деятельности лицензиатов к
определенной категории риска осуществляется на основании критериев
отнесения лицензируемого вида деятельности лицензиатов к определенной
категории риска согласно приложению.
     19. Отнесение лицензируемого вида деятельности лицензиата к одной из
категорий риска, а также изменение категории риска, к которой ранее был
отнесен лицензируемый вид деятельности лицензиата, осуществляются по
решению руководителя (заместителя руководителя) лицензирующего органа.
     20. При отсутствии решения об отнесении к определенной категории
риска лицензируемый вид деятельности лицензиата считается отнесенным к
категории низкого риска.
     21. Лицензируемый вид деятельности лицензиата, отнесенный в
соответствии с пунктом 18 настоящего Положения к категории среднего,
умеренного или низкого риска, подлежит отнесению к категории
значительного, среднего или умеренного риска соответственно при наличии
вступившего в законную силу постановления о назначении административного
наказания лицензиату за совершение административного правонарушения,
предусмотренного статьей 5.49, статьей 14.11 или статьей 14.11-1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
     Лицензируемый вид деятельности лицензиата, отнесенный к категории
значительного, среднего или умеренного риска в соответствии с абзацем
первым настоящего пункта, подлежит отнесению к категории среднего,
умеренного или низкого риска соответственно по истечении 3 лет со дня
отнесения лицензируемого вида деятельности лицензиата к категории
значительного, среднего или умеренного риска в соответствии с абзацем
первым настоящего пункта при отсутствии в течение указанного срока
вступившего в законную силу постановления о назначении административного
наказания лицензиату за совершение административного правонарушения,
предусмотренного статьей 5.49, статьей 14.11 или статьей 14.11-1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
     22. Плановые проверки лицензиатов проводятся с установленной
настоящим пунктом периодичностью со дня проведения последней плановой
проверки, за исключением первой плановой проверки лицензиата, которая
проводится не ранее чем через один год со дня принятия решения о
предоставлении лицензии.
     Проведение плановых проверок лицензиатов в зависимости от
присвоенной лицензируемому виду их деятельности категории риска
осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено
федеральными законами:
     для категории значительного риска - один раз в 3 года;
     для категории среднего риска - не чаще одного раза в 5 лет;
     для категории умеренного риска - не чаще одного раза в 7 лет.
     В отношении лицензиатов, лицензируемый вид деятельности которых
отнесен к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
     23. Лицензирующий орган ведет перечень лицензиатов, лицензируемым
видам деятельности которых присвоены категории риска.
     24. Включение лицензиата в перечень лицензиатов, лицензируемым видам
деятельности которых присвоены категории риска, осуществляется на
основании решения руководителя (заместителя руководителя) лицензирующего
органа об отнесении лицензируемого вида деятельности лицензиата к
определенной категории риска.
     Изменение категории риска, ранее присвоенной лицензируемому виду
деятельности лицензиата, в случае, предусмотренном пунктом 21 настоящего
Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктом 19 настоящего
Положения.
     25. В перечне лицензиатов, лицензируемым видам деятельности которых
присвоены категории риска, содержится следующая информация:
     а) полное и (при наличии) сокращенное наименование, в том числе
фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического
лица, адрес его места нахождения, государственный регистрационный номер
записи о создании юридического лица (лицензиата);
     б) идентификационный номер налогоплательщика;
     в) лицензируемый вид деятельности с указанием оказываемых услуг,
составляющих лицензируемый вид деятельности;
     г) номер и дата регистрации лицензии;
     д) указание на категорию риска, дата принятия решения об отнесении
лицензируемого вида деятельности лицензиата к определенной категории
риска;
     е) сведения, на основании которых принято решение об отнесении
лицензируемого вида деятельности лицензиата к определенной категории
риска.
     26. На официальном сайте лицензирующего органа в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается и
поддерживается в актуальном состоянии информация о лицензиатах,
лицензируемый вид деятельности которых отнесен к категории значительного
риска, предусмотренная подпунктами "а" - "д" пункта 25 настоящего
Положения.
     27. По запросу лицензиата лицензирующий орган направляет ему
информацию о присвоенной лицензируемому виду его деятельности категории
риска, а также сведения, использованные при отнесении лицензируемого вида
его деятельности к определенной категории риска, в срок, установленный
пунктом 13 Правил.
     28. Лицензиат вправе подать в лицензирующий орган заявление об
изменении категории риска, ранее присвоенной лицензируемому виду его
деятельности, в порядке, установленном пунктами 17 - 19 Правил.
     29. За предоставление лицензии, переоформление лицензии уплачивается
государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ
                                             к Положению о лицензировании
                                              деятельности по организации
                                                и проведению азартных игр
                                                  в букмекерских конторах
                                                        или тотализаторах

                                Критерии
  отнесения лицензируемого вида деятельности лицензиатов к определенной
                             категории риска

--------------------------------------------------------------------------
  Лицензируемые виды деятельности с учетом критериев их  |Категория риска
         отнесения к определенной категории риска        |
--------------------------------------------------------------------------
 1. Деятельность по оказанию услуг по заключению с         значительный
 участниками азартных игр основанных на риске соглашений       риск
 о выигрыше, исход которых зависит только от событий,
 которые могут наступить или не наступить в ходе
 спортивных соревнований, с осуществлением приема
 интерактивных ставок

 2. Деятельность по оказанию услуг по заключению с         средний риск
 участниками азартных игр основанных на риске соглашений
 о выигрыше, исход которых зависит только от событий,
 которые могут наступить или не наступить в ходе
 спортивных соревнований, без осуществления приема
 интерактивных ставок

 3. Деятельность по оказанию услуг по организации         умеренный риск
 заключения между двумя или несколькими участниками
 азартной игры основанных на риске соглашений о выигрыше,
 исход которых зависит только от событий, которые могут
 наступить или не наступить в ходе испытаний лошадей на
 ипподроме, с осуществлением приема интерактивных ставок

 4. Деятельность по оказанию услуг по организации           низкий риск
 заключения между двумя или несколькими участниками
 азартной игры основанных на риске соглашений о выигрыше,
 исход которых зависит только от событий, которые могут
 наступить или не наступить в ходе испытаний лошадей на
 ипподроме, без осуществления приема интерактивных ставок

Обзор документа

С 2021 г. меняется порядок получения лицензий для букмекеров и тотализаторов.
Правительство утвердило новое Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах. Прежний порядок утратит силу с 1 января 2021 г. в рамках "регуляторной гильотины".
Лицензируемый вид деятельности предусматривает оказание одной из следующих услуг:
- заключение с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше;
- организация заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Лицензии, как и ранее, выдает ФНС.
Постановление вступает в силу c 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.
Назад