Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"

Обзор документа

24 апреля 2020

gerb

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"

     Принят Государственной Думой 14 апреля 2020 года
     Одобрен Советом Федерации 17 апреля 2020 года

     Статья 1. Общие положения
     1. С 1 июля 2020 года провести в субъекте Российской Федерации -
городе федерального значения Москве эксперимент по установлению
специального регулирования в целях создания необходимых условий для
разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте
Российской Федерации - городе федерального значения Москве, а также
последующего возможного использования результатов применения
искусственного интеллекта.
     2. Настоящий Федеральный закон определяет цели, задачи и основные
принципы установления экспериментального правового режима, а также
регулирует отношения, возникающие в связи с установлением
экспериментального правового режима.
     3. Экспериментальный правовой режим устанавливается на пять лет с 1
июля 2020 года (срок проведения эксперимента). Принятые в соответствии с
настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты субъекта
Российской Федерации - города федерального значения Москвы утрачивают
силу по истечении срока проведения эксперимента, за исключением
нормативных правовых актов, указанных в части 6 статьи 4 настоящего
Федерального закона.
     4. Положения нормативных правовых актов субъекта Российской
Федерации - города федерального значения Москвы, устанавливающие условия
экспериментального правового режима, не могут исключать, изменять или
вступать в противоречие с положениями федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации, относящихся в
соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Российской
Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации.
     5. Результатом установления экспериментального правового режима не
может быть ограничение конституционных прав и свобод граждан, введение
для них дополнительных обязанностей, нарушение единства экономического
пространства на территории Российской Федерации или иное умаление
гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации,
постановлениями Правительства Российской Федерации и принятыми в
соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.

     Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном
                 законе
     1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие
основные понятия:
     1) экспериментальный правовой режим - применение в течение
предусмотренного настоящим Федеральным законом срока проведения
эксперимента в отношении участников экспериментального правового режима
специального регулирования в целях создания необходимых условий для
разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте
Российской Федерации - городе федерального значения Москве, а также
последующего возможного использования результатов применения
искусственного интеллекта;
     2) искусственный интеллект - комплекс технологических решений,
позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая
самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать
при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с
результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс
технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную
инфраструктуру (в том числе информационные системы,
информационно-телекоммуникационные сети, иные технические средства
обработки информации), программное обеспечение (в том числе в котором
используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке
данных и поиску решений;
     3) технологии искусственного интеллекта - технологии, основанные на
использовании искусственного интеллекта (включая компьютерное зрение,
обработку естественного языка, распознавание и синтез речи,
интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы
искусственного интеллекта);
     4) общее регулирование - нормативное правовое регулирование,
содержащее общеобязательные предписания постоянного или временного
характера, рассчитанные на многократное применение, и действующее на
территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения
Москвы;
     5) специальное регулирование - нормативное правовое регулирование,
установленное принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом
нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - города
федерального значения Москвы, содержащее отличный от общего регулирования
порядок разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в
указанном субъекте Российской Федерации, а также последующего возможного
использования результатов применения искусственного интеллекта;
     6) уполномоченный орган - орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации - города федерального значения Москвы,
уполномоченный на координацию мероприятий экспериментального правового
режима, а также на осуществление иных функций в соответствии с настоящим
Федеральным законом;
     7) участник экспериментального правового режима - юридическое лицо
или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр участников
экспериментального правового режима в соответствии со статьей 5
настоящего Федерального закона.
     2. Другие понятия используются в настоящем Федеральном законе в том
же значении, что и в Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об
информации, информационных технологиях и о защите информации",
Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных",
если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

     Статья 3. Цели, задачи и основные принципы установления
                 экспериментального правового режима
     1. Целями установления экспериментального правового режима являются:
     1) обеспечение повышения качества жизни населения;
     2) повышение эффективности государственного или муниципального
управления;
     3) повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в
ходе внедрения технологий искусственного интеллекта;
     4) формирование комплексной системы регулирования общественных
отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий
искусственного интеллекта, по результатам установления экспериментального
правового режима.
     2. Задачами установления экспериментального правового режима
являются:
     1) создание благоприятных правовых условий развития технологий
искусственного интеллекта;
     2) апробация технологий искусственного интеллекта и результатов его
применения в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения
Москве;
     3) оценка эффективности и результативности установления специального
регулирования по результатам установления экспериментального правового
режима.
     3. Основными принципами установления экспериментального правового
режима являются:
     1) прозрачность экспериментального правового режима;
     2) защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение
безопасности личности, общества и государства;
     3) недискриминационный доступ к результатам применения
искусственного интеллекта.

     Статья 4. Полномочия высшего исполнительного органа государственной
                 власти субъекта Российской Федерации - города
                 федерального значения Москвы в целях установления
                 экспериментального правового режима
     1. В целях установления экспериментального правового режима высший
исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации
- города федерального значения Москвы определяет на территории субъекта
Российской Федерации - города федерального значения Москвы:
     1) условия и (или) порядок разработки, создания, внедрения,
реализации, оборота отдельных технологий искусственного интеллекта и
(или) производства, реализации, оборота отдельных товаров (работ, услуг)
на основе указанных технологий, а также требования к указанным
технологиям и (или) товарам (работам, услугам);
     2) случаи и порядок использования результатов применения
искусственного интеллекта;
     3) случаи обязательного применения и (или) учета результатов
применения искусственного интеллекта в деятельности органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального
значения Москвы и подведомственных им организаций;
     4) уполномоченный орган;
     5) порядок и случаи передачи собственниками средств и систем фото- и
видеонаблюдения изображений, полученных в соответствии с условиями,
предусмотренными подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 152.1 Гражданского
кодекса Российской Федерации, а также предоставления доступа к таким
средствам и системам фото- и видеонаблюдения органам государственной
власти и организациям, осуществляющим публичные функции в соответствии с
нормативными правовыми актами Российской Федерации. Перечень организаций,
осуществляющих публичные функции, устанавливается высшим исполнительным
органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города
федерального значения Москвы;
     6) по согласованию с уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
информационных технологий, порядок и условия обработки участниками
экспериментального правового режима персональных данных, полученных в
результате обезличивания, на основании соглашений с уполномоченным
органом, а также требования к таким соглашениям.
     2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации - города федерального значения Москвы в целях
установления экспериментального правового режима осуществляет на
территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения
Москвы иные полномочия, предусмотренные федеральными законами.
     3. Принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом
нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения
Москвы применяются только в отношении участников экспериментального
правового режима, включенных в реестр участников экспериментального
правового режима в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального
закона.
     4. При совершении сделок, направлении юридически значимых сообщений
и совершении иных юридически значимых действий участник
экспериментального правового режима обязан уведомлять лиц, не являющихся
участниками экспериментального правового режима, о наличии у него статуса
участника экспериментального правового режима и указывать на применение в
отношении его актов высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы,
принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если
указанные в настоящей части юридически значимые действия совершаются с
использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
участник экспериментального правового режима обязан проинформировать
пользователя (сторону сделки) обо всех применимых положениях нормативных
правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы,
принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
     5. Требования к соглашениям между участниками экспериментального
правового режима и уполномоченным органом, предусмотренные пунктом 6
части 1 настоящей статьи, должны предусматривать механизмы обеспечения
конфиденциальности передаваемых данных и безопасности их хранения.
     6. Персональные данные, полученные в результате обезличивания и
обрабатываемые в соответствии с пунктом 6 части 1 настоящей статьи, не
могут быть переданы лицам, не являющимся участниками экспериментального
правового режима. В случае утраты статуса участника экспериментального
правового режима или прекращения эксперимента в связи с истечением срока
его проведения лицо, являвшееся участником экспериментального правового
режима, утрачивает право на получение персональных данных, полученных в
результате обезличивания, а хранящиеся у такого лица персональные данные,
полученные в результате обезличивания, подлежат уничтожению в порядке,
установленном уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере информационных технологий. Для уничтожения
персональных данных, полученных в результате обезличивания, применяются
прошедшие в установленном порядке процедуру оценки соответствия средства
защиты информации, в составе которых реализована функция уничтожения
информации. Сведения об уничтожении персональных данных, полученных в
результате обезличивания, направляются лицом, являвшимся участником
экспериментального правового режима, в уполномоченный орган. Участники
экспериментального правового режима несут ответственность за соблюдение
прав субъектов персональных данных в соответствии с Федеральным законом
от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" в течение всего
срока проведения эксперимента и после прекращения их участия в
эксперименте. Уполномоченный орган и координационный совет
экспериментального правового режима осуществляют в порядке, установленном
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации - города федерального значения Москвы по согласованию с
Правительством Российской Федерации, мероприятия по контролю за
соблюдением обязанности по уничтожению персональных данных, полученных в
результате обезличивания.
     7. При проведении эксперимента не допускается хранение персональных
данных, полученных в результате обезличивания и обрабатываемых на
основании соглашения с уполномоченным органом, указанного в пункте 6
части 1 настоящей статьи, за пределами субъекта Российской Федерации -
города федерального значения Москвы.

     Статья 5. Приобретение статуса участника экспериментального
                 правового режима
     1. Лицо приобретает статус участника экспериментального правового
режима со дня включения в реестр участников экспериментального правового
режима, который ведется уполномоченным органом. Уполномоченный орган
обеспечивает доступность реестра участников экспериментального правового
режима для ознакомления с ним неопределенного круга лиц посредством
публикации указанного реестра на сайте уполномоченного органа в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
     2. Уполномоченный орган включает лицо в реестр участников
экспериментального правового режима на основании заявки, в которой
содержатся следующие сведения:
     1) полное наименование юридического лица или фамилия, имя и (при
наличии) отчество индивидуального предпринимателя;
     2) вид (виды) деятельности, который заявитель планирует осуществлять
в рамках экспериментального правового режима;
     3) целевые показатели или результаты, которые заявитель планирует
достичь в результате участия в эксперименте, и ожидаемые сроки их
достижения, которые не могут превышать срок, указанный в части 3 статьи 1
настоящего Федерального закона;
     4) номера телефона, факса, адрес электронной почты заявителя;
     5) фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя,
его номера телефона, факса, адрес электронной почты.
     3. По итогам рассмотрения указанной в части 2 настоящей статьи
заявки уполномоченный орган в срок не более тридцати календарных дней со
дня получения такой заявки принимает одно из следующих решений:
     1) о включении заявителя в реестр участников экспериментального
правового режима;
     2) об отказе во включении заявителя в реестр участников
экспериментального правового режима.
     4. Статус участника экспериментального правового режима
предоставляется заявителю, соответствующему следующим требованиям:
     1) заявитель является юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем, зарегистрированными на территории субъекта Российской
Федерации - города федерального значения Москвы в соответствии с
Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
     2) заявитель осуществляет или планирует осуществлять деятельность по
разработке, созданию, внедрению, реализации или обороту технологий
искусственного интеллекта и (или) производству, реализации или обороту
отдельных товаров (работ, услуг) на основе указанных технологий;
     3) заявитель - индивидуальный предприниматель, лицо, осуществляющее
функции единоличного исполнительного органа, либо член коллегиального
исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета)
юридического лица не имеет неснятой или непогашенной судимости за
преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести,
тяжкие и особо тяжкие преступления.
     5. К указанной в части 2 настоящей статьи заявке прилагаются
документы, которые подтверждают соответствие заявителя требованиям части
4 настоящей статьи и перечень которых утверждается уполномоченным
органом.
     6. Уполномоченный орган отказывает заявителю во включении в реестр
участников экспериментального правового режима в случае:
     1) несоответствия заявки требованиям, установленным настоящим
Федеральным законом;
     2) непредставления документов, которые подтверждают соответствие
заявителя требованиям части 4 настоящей статьи;
     3) подачи заявки ненадлежащим лицом.
     7. В случае отказа во включении в реестр участников
экспериментального правового режима уполномоченный орган уведомляет об
этом заявителя с мотивированным обоснованием такого отказа.
     8. Основанием для исключения участника экспериментального правового
режима из реестра участников экспериментального правового режима
является:
     1) заявление участника экспериментального правового режима об
исключении из реестра участников экспериментального правового режима;
     2) ликвидация или реорганизация (за исключением реорганизации в
форме преобразования) юридического лица - участника экспериментального
правового режима либо прекращение физическим лицом деятельности в
качестве индивидуального предпринимателя;
     3) предоставление участником экспериментального правового режима
заведомо недостоверных сведений при приобретении им статуса участника
экспериментального правового режима;
     4) прекращение соответствия участника экспериментального правового
режима требованиям пункта 1 части 4 настоящей статьи;
     5) нарушение участником экспериментального правового режима
требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним
иных нормативных правовых актов.
     9. Уполномоченный орган вносит запись об исключении сведений об
участнике экспериментального правового режима из реестра участников
экспериментального правового режима в течение десяти рабочих дней со дня
регистрации уполномоченным органом поступившего от участника
экспериментального правового режима заявления об исключении его из
указанного реестра.
     10. Порядок направления и рассмотрения заявки о включении в реестр
участников экспериментального правового режима и ее форма устанавливаются
уполномоченным органом.

     Статья 6. Координационный совет экспериментального правового режима
     1. В целях формирования стратегических направлений совершенствования
механизмов экспериментального правового режима, в том числе мониторинга
экспериментального правового режима, образовывается координационный совет
экспериментального правового режима.
     2. Положение о координационном совете экспериментального правового
режима и его состав утверждаются высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации - города
федерального значения Москвы по согласованию с Правительством Российской
Федерации. По предложению Правительства Российской Федерации в состав
координационного совета экспериментального правового режима включаются
представители федеральных органов исполнительной власти.
     3. Координационный совет экспериментального правового режима
участвует в обсуждении проектов нормативных правовых актов субъекта
Российской Федерации - города федерального значения Москвы по вопросам,
связанным с установлением экспериментального правового режима, а также
вносит предложения по совершенствованию механизмов экспериментального
правового режима в процессе и по итогам применения специального
регулирования. По результатам проведения эксперимента координационный
совет экспериментального правового режима подготавливает и представляет в
Правительство Российской Федерации предложения о целесообразности или
нецелесообразности внесения изменений в законодательство Российской
Федерации.

     Статья 7. О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных
                 данных"
     Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О
персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; 2010, N 31, ст. 4173; N 49,
ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651;
N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217;
2016, N 27, ст. 4164; 2017, N 27, ст. 3945; N 31, ст. 4772) следующие
изменения:
     1) часть 1 статьи 6 дополнить пунктом 9.1 следующего содержания:
     "9.1) обработка персональных данных, полученных в результате
обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения
эффективности государственного или муниципального управления, а также в
иных целях, предусмотренных Федеральным законом "О проведении
эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания
необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного
интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения
Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О
персональных данных", в порядке и на условиях, которые предусмотрены
указанным Федеральным законом;";
     2) в статье 10:
     а) в части 1 слова "частью 2" заменить словами "частями 2 и 2.1";
     б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
     "2.1. Обработка персональных данных, касающихся состояния здоровья,
полученных в результате обезличивания персональных данных, допускается в
целях повышения эффективности государственного или муниципального
управления, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом "О
проведении эксперимента по установлению специального регулирования в
целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий
искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе
федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10
Федерального закона "О персональных данных", в порядке и на условиях,
которые предусмотрены указанным Федеральным законом.".

     Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона
     Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2020 года.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
24 апреля 2020 года
N 123-ФЗ

Обзор документа

В столице пройдет эксперимент по созданию искусственного интеллекта.
Подписан закон о проведении в Москве эксперимента, направленного на создание условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта. Под последним понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека.
Например, технологии искусственного интеллекта включают компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений.
Эксперимент стартует 1 июля 2020 г. и продлится 5 лет. Прописан порядок участия в нем. В частности, для этого нужно, чтобы организация или ИП были зарегистрированы на территории Москвы.
Закон вступает в силу с 1 июля 2020 г.
Назад