Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 50-ФЗ "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Обзор документа

19 марта 2020

gerb

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 50-ФЗ "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

     Принят Государственной Думой 12 марта 2020 года
     Одобрен Советом Федерации 14 марта 2020 года

     Статья 1
     1. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) отчуждает
принадлежащие ему на день вступления в силу настоящего Федерального
закона обыкновенные акции публичного акционерного общества "Сбербанк
России" (далее - ПАО Сбербанк) путем их продажи Правительству Российской
Федерации в лице федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой,
страховой, валютной и банковской деятельности.
     2. Продажа обыкновенных акций ПАО Сбербанк в соответствии с частью 1
настоящей статьи осуществляется Банком России по средневзвешенной цене
этих акций, определенной по результатам организованных торгов за
установленный в первом договоре купли-продажи этих акций период, не
превышающий тридцати дней, предшествующих дате заключения указанного
договора.
     3. Приобретение Правительством Российской Федерации обыкновенных
акций ПАО Сбербанк осуществляется в рамках размещения средств Фонда
национального благосостояния. Права акционера по приобретенным ценным
бумагам от имени Правительства Российской Федерации реализует федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.
Передача обыкновенных акций ПАО Сбербанк Правительству Российской
Федерации в лице федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой,
страховой, валютной и банковской деятельности, осуществляется только
после перечисления Банку России денежных средств в оплату
соответствующего пакета акций по договору купли-продажи.
     4. На отчуждение Банком России обыкновенных акций ПАО Сбербанк,
предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не распространяются положения
федеральных законов, регламентирующие порядок:
     1) получения предварительного или последующего согласия Банка России
на приобретение акций (долей) банка;
     2) получения согласия федерального антимонопольного органа на
осуществление сделки с акциями (долями) банка (направления уведомления в
федеральный антимонопольный орган);
     3) уведомления эмитента и Банка России о приобретении (прекращении)
права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на
голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента;
     4) приобретения тридцати и более процентов обыкновенных акций
публичного акционерного общества.
     5. В целях защиты прав миноритарных акционеров и обеспечения прав и
законных интересов участников корпоративных отношений, обеспечения
преемственности в осуществлении корпоративного управления и приоритетных
направлений деятельности ПАО Сбербанк Правительство Российской Федерации
в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и
банковской деятельности, и Банк России (далее в настоящей части -
стороны) заключают акционерное соглашение об осуществлении прав,
удостоверенных обыкновенными акциями ПАО Сбербанк, предусматривающее
участие сторон в осуществлении корпоративного управления ПАО Сбербанк на
следующих условиях:
     1) кандидаты, выдвигаемые сторонами в наблюдательный совет ПАО
Сбербанк в качестве независимых директоров, должны соответствовать
критериям независимого директора, установленным правилами организатора
торговли, которым осуществлен листинг обыкновенных акций ПАО Сбербанк;
     2) до момента отчуждения Банком России всех обыкновенных акций ПАО
Сбербанк в состав наблюдательного совета ПАО Сбербанк выдвигаются и
избираются голосованием сторон на общем собрании акционеров ПАО Сбербанк
до пяти кандидатов, являющихся государственными служащими, лицами,
действующими в наблюдательном совете ПАО Сбербанк в соответствии с
договором о представлении интересов Правительства Российской Федерации,
служащими Банка России. В указанное количество включаются не менее одного
кандидата из числа государственных служащих и не менее одного кандидата
из числа служащих Банка России. Соотношение количества государственных
служащих, лиц, действующих в наблюдательном совете ПАО Сбербанк в
соответствии с договором о представлении интересов Правительства
Российской Федерации, и служащих Банка России, выдвигаемых и избираемых в
состав наблюдательного совета ПАО Сбербанк голосованием сторон на общем
собрании акционеров ПАО Сбербанк, определяется с учетом фактического
количественного распределения обыкновенных акций ПАО Сбербанк между
сторонами по состоянию на 1 января соответствующего календарного года;
     3) после отчуждения Банком России всех обыкновенных акций ПАО
Сбербанк в состав наблюдательного совета ПАО Сбербанк выдвигаются и
избираются голосованием Правительства Российской Федерации в лице
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской
деятельности, на общем собрании акционеров ПАО Сбербанк до четырех
кандидатов, включая одного служащего Банка России;
     4) в состав наблюдательного совета ПАО Сбербанк выдвигается и
избирается голосованием сторон на общем собрании акционеров ПАО Сбербанк
не более чем один представитель исполнительных органов ПАО Сбербанк;
     5) государственные служащие, лица, действующие в наблюдательном
совете ПАО Сбербанк в соответствии с договором о представлении интересов
Правительства Российской Федерации, самостоятельны в принятии решений и
голосовании по вопросам повестки дня заседания наблюдательного совета ПАО
Сбербанк, за исключением случаев, если Правительством Российской
Федерации в установленном его нормативными правовыми актами порядке даны
указания по голосованию определенным образом по вопросам, перечень
которых определен акционерным соглашением.
     6. Акционерное соглашение заключается в течение одного месяца после
передачи Банком России обыкновенных акций ПАО Сбербанк Правительству
Российской Федерации в лице федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой,
страховой, валютной и банковской деятельности, на основании первого
договора купли-продажи этих акций.
     7. Акционерное соглашение действует с момента его заключения и до
истечения трех лет с момента отчуждения Банком России всех обыкновенных
акций ПАО Сбербанк, принадлежащих ему на день вступления в силу
настоящего Федерального закона.

     Статья 2
     Общее собрание акционеров, повестка дня которого включает вопросы,
указанные в пункте 2 статьи 50 Федерального закона от 26 декабря
1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в 2020 году по решению
совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества может
быть проведено в форме заочного голосования.

 Статья 3 вступает в силу с 1 января 2024 г.
     Статья 3
     Признать утратившими силу:
     1) часть шестую статьи 46 Федерального закона от 10 июля 2002 года
N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790;
2015, N 1, ст. 4);
     2) статью 5 Федерального закона от 13 октября 2008 года N 173-ФЗ "О
дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42,
ст. 4698);
     3) статью 2 Федерального закона от 2 июня 2016 года N 177-ФЗ "О
внесении изменений в статьи 1 и 38 Федерального закона "Об инвестиционных
фондах" в связи с принятием Федерального закона "О Российском Фонде
Прямых Инвестиций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016,
N 23, ст. 3301).

     Статья 4
     1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования, за исключением статьи 3 настоящего
Федерального закона.
     2. Статья 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1
января 2024 года.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
18 марта 2020 года
N 50-ФЗ

Обзор документа

Банк России продаст свою долю в Сбербанке Правительству.
Правительство приобретет у Банка России обыкновенные акции Сбербанка. Продажа акций позволит устранить потенциальную проблему конфликта интересов при совмещении ЦБ РФ роли акционера, регулятора и надзорного органа.
Акции Сбербанка продаются на рыночных условиях по средневзвешенной цене. Правительство приобретает акции на средства Фонда национального благосостояния.
Сбербанк, ЦБ РФ и Правительство заключают акционерное соглашение, где определяют условия участия сторон в корпоративном управлении Сбербанком. Выставление оферты для миноритариев не предусмотрено.
С 1 января 2024 г. отменяются меры поддержки Сбербанка, в том числе в форме субординированных кредитов. Также утрачивают силу нормы о конвертировании долга ВЭБ.РФ перед Банком России в субординированный кредит.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
Назад