Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Приказ Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 182н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Затраты по заимствованиям"

Обзор документа

31 января 2020

gerb

Приказ Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 182н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Затраты по заимствованиям"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2020 г.
Регистрационный N 57320

     В соответствии со статьями 165 и 264.1 Бюджетного кодекса Российской
Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31,
ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101; N 31, ст. 4466), статьями 21 и 23
Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344;
2019, N 30, ст. 4149), подпунктом 5.2.21(1) Положения о Министерстве
финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2019, N 43, ст. 6099), в
целях регулирования бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и
обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и
обязательства, бухгалтерского учета государственных (муниципальных)
бюджетных и автономных учреждений и составления, представления,
рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, бухгалтерской
(финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и
автономных учреждений приказываю:
     1. Утвердить федеральный стандарт бухгалтерского учета
государственных финансов "Затраты по заимствованиям" (далее - Стандарт).
     2. Установить, что Стандарт применяется при ведении бюджетного
учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и
автономных учреждений с 1 января 2021 года, составлении, представлении,
рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности, бухгалтерской
(финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и
автономных учреждений начиная с отчетности за 2021 год.
     3. Департаменту бюджетной методологии и финансовой отчетности в
государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации
(Романову С.В.) обеспечить методологическое сопровождение применения
Стандарта.

Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации                                       А.Г. Силуанов


                                                                УТВЕРЖДЕН
                                           приказом Министерства финансов
                                                     Российской Федерации
                                              от 15 ноября 2019 г. N 182н

   Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов
                       "Затраты по заимствованиям"

                           I. Общие положения

     1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных
финансов "Затраты по заимствованиям" (далее - Стандарт) разработан в
целях обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету
государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений,
бюджетному учету нефинансовых и финансовых активов и обязательств
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований, операций, изменяющих указанные нефинансовые и финансовые
активы и обязательства (далее - бухгалтерский учет), формированию
информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой)
отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных
учреждений, бюджетной отчетности (далее - бухгалтерская (финансовая)
отчетность).
     2. Стандарт устанавливает единые требования к порядку признания
затрат по государственному (муниципальному) долгу и затрат по
заимствованиям учреждений, а также требования к информации об указанных
затратах, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
     3. Положения Стандарта применяются одновременно с применением
положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций
государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и
отчетности организаций государственного сектора"1 и (или) других
федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов,
единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной
в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и
Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной
бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и
автономных учреждений2 (далее - нормативные правовые акты, регулирующие
ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой)
отчетности).

                      II. Термины и их определения

     4. Термины, определения которым даны в нормативных правовых актах,
регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской
(финансовой) отчетности, используются в Стандарте в том же значении, в
каком они используются в этих нормативных правовых актах.
     5. В Стандарте используются следующие термины в указанных значениях.
     Затраты по заимствованиям - совокупность затрат по государственному
(муниципальному) долгу, затрат по долговым обязательствам государственных
(муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также процентных
расходов по иным долгосрочным бюджетным обязательствам, долгосрочным
обязательствам государственных (муниципальных) бюджетных и автономных
учреждений (далее - процентные расходы по долгосрочным обязательствам).
     Затраты по государственному (муниципальному) долгу - совокупность
затрат по обслуживанию государственного (муниципального) долга и прочих
затрат по государственному (муниципальному) долгу.
     Затраты по обслуживанию государственного (муниципального) долга -
осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета затраты:
     а) по выплате процентов по государственным (муниципальным) долговым
обязательствам;
     б) по выплате дисконта при погашении (выкупе) государственных
(муниципальных) долговых обязательств;
     в) иные платежи по обслуживанию государственных (муниципальных)
долговых обязательств.
     Прочие затраты по государственному (муниципальному) долгу - иные
расходы бюджета, непосредственно связанные с государственным
(муниципальным) долгом, в том числе затраты на оплату услуг кредитных
организаций или других специализированных финансовых организаций по
выполнению ими функций генерального агента (агента) Правительства
Российской Федерации, исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации, местной администрации в соответствии со
статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 31,
ст. 4437). Не включаются в состав прочих затрат по государственному
(муниципальному) долгу пени и штрафы, связанные с нарушением условий
привлечения заимствований.
     Затраты по долговым обязательствам государственных (муниципальных)
бюджетных и автономных учреждений - совокупность затрат по обслуживанию
долговых обязательств государственных (муниципальных) бюджетных и
автономных учреждений (расходов бюджетных и автономных учреждений по
выплате процентов по долговым обязательствам), и прочих затрат по
долговым обязательствам государственных (муниципальных) бюджетных и
автономных учреждений.
     Прочие затраты по долговым обязательствам государственных
(муниципальных) бюджетных и автономных учреждений - прочие затраты,
непосредственно связанные с получением кредита, займа за исключением
общехозяйственных, административных и иных распределяемых затрат, а также
пеней и штрафов, связанных с нарушением условий привлечения
заимствований. Прочие затраты по долговым обязательствам государственных
(муниципальных) бюджетных и автономных учреждений включают в том числе:
     а) затраты, связанные с оформлением кредитного договора, договора
займа;
     б) затраты по страхованию, связанные с заключением кредитного
договора, договора займа;
     в) затраты на юридические, консультационные и иные услуги, связанные
с заключением кредитного договора, договора займа.
     Процентные расходы по долгосрочным обязательствам - часть платежа
поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставленные товары, выполненные
работы (ее результаты), оказанные услуги по договорам, предусматривающим
условие отсрочки платежа на период, превышающий 12 месяцев,
рассчитываемая с учетом процентной ставки, заложенной в долгосрочном
обязательстве, на дату признания долгосрочного обязательства, а также
процентные расходы, входящие в состав арендных платежей согласно
федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций
государственного сектора "Аренда"3.
     Процентная ставка, заложенная в долгосрочном обязательстве -
процентная ставка, отражающая разновременную (относящуюся к разным
временным периодам (годам) ценность денежных средств, определяемая с
учетом условий договора поставки товаров, выполнения работ, оказания
услуг, либо, в тех случаях, когда она не указана как условие договора по
оплате обязательств, применяемая в значении, равном действующей на дату
признания обязательства ключевой ставке Банка России.

III. Признание (принятие к бухгалтерскому учету) затрат по заимствованиям

     6. Затраты по заимствованиям признаются в бухгалтерском учете
одновременно с признанием соответствующих им обязательств.
     Обязательство по обслуживанию полученных заимствований отражается в
бухгалтерском учете обособленно от основной суммы обязательства по
полученным заимствованиям.
     Прочие затраты по государственному (муниципальному) долгу и прочие
затраты по долговым обязательствам государственных (муниципальных)
бюджетных и автономных учреждений признаются в составе расходов будущих
периодов, с последующим включением в состав фактически произведенных
капитальных вложений либо в состав расходов текущего периода в
соответствии с положениями пункта 7 Стандарта.
     7. Затраты по заимствованиям признаются в составе расходов текущего
периода ежемесячно в течение срока заимствования, исходя из принципа
равномерности признания доходов и расходов, допущения временной
определенности фактов хозяйственной жизни и с учетом условий
заимствования, за исключением случаев, когда указанные затраты в
соответствии с пунктами 8 и 9 Стандарта, а также в соответствии с
требованиями, предусмотренными нормативными правовыми актами,
регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской
(финансовой) отчетности, включаются в сумму фактически произведенных
капитальных вложений в нефинансовые активы, создаваемые с привлечением
заимствований.
     8. Затраты по заимствованиям, привлекаемым бюджетными и автономными
учреждениями, непосредственно относящиеся к приобретению, строительству
или производству нефинансового актива, создаваемого с привлечением
заимствований, включаются в сумму фактически произведенных капитальных
вложений, формирующих первоначальную стоимость указанного актива.
     Включение затрат по заимствованиям в состав фактически произведенных
капитальных вложений в нефинансовые активы, создаваемые с привлечением
заимствований, начинается в момент, когда затраты по приобретению,
сооружению и (или) изготовлению таких активов подлежат признанию в
бухгалтерском учете.
     9. Затраты по заимствованиям, понесенные после признания объекта
капитальных вложений в составе основных средств (нематериальных активов
или прочих нефинансовых активов), признаются в составе финансового
результата текущего отчетного периода.
     10. Включение затрат по заимствованиям в стоимость фактически
произведенных капитальных вложений, формирующих первоначальную стоимость
нефинансового актива, создаваемого с привлечением заимствований,
приостанавливается в случае, если строительство (создание) объекта
временно приостановлено на срок более трех месяцев при условии, что такой
объект, продолжает соответствовать критериям признания актива. В
указанном случае затраты по заимствованиям признаются в составе
финансового результата текущего отчетного периода. В случае, если
временное приостановление осуществляется в соответствии с технологией
строительства (создания), включение затрат в стоимость нефинансового
актива, создаваемого с привлечением заимствований, не приостанавливается.

    IV. Раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности

     11. В бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета
раскрывается следующая информация:
     а) величина затрат по заимствованиям, включенных в расходы текущего
отчетного периода;
     б) величина обязательств по затратам по заимствованиям на начало и
конец отчетного периода;
     в) величина затрат по заимствованиям, включенных в течение отчетного
периода в первоначальную стоимость нефинансовых активов, создаваемых с
привлечением заимствований.

------------------------------
     1 Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от
31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта
бухгалтерского учета для организаций государственного сектора
"Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций
государственного сектора" (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517) с
изменениями, утвержденными приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный номер 55140).
     2 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от
25 марта 2011 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558) с изменениями,
внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26
октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря
2014 г. N 172н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта
2015 г. N 43н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г.
N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28
января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря
2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря
2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта
2018 г., регистрационный номер 50553), от 30 ноября 2018 г. N 243н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря
2018 г., регистрационный номер 53168), от 28 февраля 2019 г. N 32н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта
2019 г., регистрационный номер 54184), от 16 мая 2019 г. N 73н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня
2019 г., регистрационный номер 54909), от 16 октября 2019 г. N 166н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря
2019 г., регистрационный номер 56918).
     3 Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от
31 декабря 2016 г. N 258н "Об утверждении федерального стандарта
бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда"
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 мая
2017 г., регистрационный номер 46606).

Обзор документа

Определены требования к порядку признания затрат по заимствованиям.
Минфин утвердил федеральный стандарт бухучета государственных финансов "Затраты по заимствованиям". Он устанавливает единые требования к порядку признания затрат по государственному (муниципальному) долгу и затрат по заимствованиям учреждений, а также требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Стандарт применяется при ведении бюджетного и бухгалтерского учета с 1 января 2021 г., а при составлении и представлении отчетности - с отчетности 2021 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2020 г. Регистрационный № 57320.
Назад