Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. N 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации"

Обзор документа

14 мая 2019

gerb

Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. N 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации"

     В целях обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации
постановляю:
     1. Утвердить прилагаемую Доктрину энергетической безопасности
Российской Федерации.
     2. Признать утратившей силу Доктрину энергетической безопасности
Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации 29
ноября 2012 г. N Пр-3167.
     3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
13 мая 2019 года
N 216

                                                               УТВЕРЖДЕНА
                                                        Указом Президента
                                                     Российской Федерации
                                                  от 13 мая 2019 г. N 216

                                ДОКТРИНА
            энергетической безопасности Российской Федерации

                           I. Общие положения

     1. Настоящая Доктрина является документом стратегического
планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации (далее - национальная безопасность), в котором отражены
официальные взгляды на обеспечение энергетической безопасности Российской
Федерации (далее - энергетическая безопасность).
     2. Правовую основу настоящей Доктрины составляют Конституция
Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные
законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации.
     3. В настоящей Доктрине конкретизируются и развиваются положения
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии
экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года,
Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Основ
государственной политики Российской Федерации в области промышленной
безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, а также
других документов стратегического планирования в сфере обеспечения
национальной безопасности.
     4. В настоящей Доктрине используются следующие основные понятия:
     а) энергетическая безопасность - состояние защищенности экономики и
населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики,
при котором обеспечивается выполнение предусмотренных законодательством
Российской Федерации требований к топливо- и энергоснабжению
потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и международных
обязательств Российской Федерации;
     б) субъекты энергетической безопасности - федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации
топливно-энергетического комплекса и организации, осуществляющие
деятельность в смежных отраслях экономики, реализующие комплекс правовых,
политических, организационных, информационных, производственных и иных
мер, направленных на управление рисками в области энергетической
безопасности и реагирование на вызовы и угрозы энергетической
безопасности;
     в) угроза энергетической безопасности - совокупность условий и
факторов, создающих возможность нанесения ущерба энергетике Российской
Федерации;
     г) вызов энергетической безопасности - совокупность условий и
факторов, создающих новые стимулы для развития мировой энергетики или
новые направления ее развития, но также способных привести к
возникновению угрозы энергетической безопасности;
     д) риск в области энергетической безопасности - возможность
перерастания вызова энергетической безопасности в угрозу, реализации
угрозы энергетической безопасности или наступления иных обстоятельств,
оказывающих отрицательное влияние на состояние энергетической
безопасности, в зависимости от действий или бездействия субъектов
энергетической безопасности.

    II. Вызовы и угрозы энергетической безопасности, риски в области
                       энергетической безопасности

     5. Энергетика Российской Федерации, основой которой является
топливно-энергетический комплекс, вносит значительный вклад в
национальную безопасность и социально-экономическое развитие страны.
Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации включает в себя
нефтяную, газовую, угольную и торфяную отрасли, электроэнергетику и
теплоснабжение, играет ключевую роль в формировании доходов бюджетной
системы Российской Федерации.
     6. Россия входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного
сырья, объемам производства и экспорта энергоресурсов, а также по
развитию, использованию и экспорту технологий атомной энергетики.
Российская энергетическая инфраструктура, основу которой составляют
Единая энергетическая система России, Единая система газоснабжения,
система магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и
нефтепродуктов, является одной из самых протяженных в мире и
функционирует в различных природно-климатических условиях: от арктической
до субтропической зоны.
     7. Россия, исходя из своих национальных интересов, своего ресурсного
и интеллектуального потенциала, с учетом необходимости достижения целей
устойчивого развития, определенных Генеральной Ассамблеей ООН, вносит
существенный вклад в обеспечение международной энергетической
безопасности. Полномасштабному участию Российской Федерации в обеспечении
международной энергетической безопасности препятствуют меры
ограничительного характера, введенные рядом иностранных государств в
отношении Российской Федерации, в том числе в отношении нефтяной и
газовой отраслей ее топливно-энергетического комплекса, а также
противодействие, оказываемое рядом иностранных государств и международных
организаций проектам в сфере энергетики, которые реализуются с участием
Российской Федерации.
     8. Внешнеэкономическими вызовами энергетической безопасности
являются:
     а) перемещение центра мирового экономического роста в
Азиатско-Тихоокеанский регион;
     б) замедление роста мирового спроса на энергоресурсы и изменение его
структуры, в том числе вследствие замещения нефтепродуктов другими видами
энергоресурсов, развития энергосбережения и повышения энергетической
эффективности;
     в) увеличение мировой ресурсной базы углеводородного сырья, усиление
конкуренции экспортеров энергоресурсов, в том числе в связи с появлением
новых экспортеров;
     г) изменение международного нормативно-правового регулирования в
сфере энергетики и условий функционирования мировых энергетических
рынков, усиление позиций потребителей;
     д) рост производства сжиженного природного газа и его доли на
мировых энергетических рынках, формирование глобального рынка природного
газа;
     е) увеличение доли возобновляемых источников энергии в мировом
топливно-энергетическом балансе.
     9. Внешнеполитическим вызовом энергетической безопасности является
наращивание международных усилий по реализации климатической политики и
ускоренному переходу к "зеленой экономике".
     10. Российская Федерация поддерживает международные усилия,
направленные на противодействие изменению климата, и готова к
сотрудничеству в данной области со всеми государствами. Российская
Федерация принимает участие в решении вопросов международной
климатической политики в той мере, в какой эта политика отвечает ее
национальным интересам, связанным с повышением качества жизни граждан,
охраной окружающей среды и рациональным природопользованием. При этом
Россия считает недопустимым рассмотрение вопросов изменения климата и
охраны окружающей среды с предвзятой точки зрения, ущемление интересов
государств - производителей энергоресурсов и намеренное игнорирование
таких аспектов устойчивого развития, как обеспечение всеобщего доступа к
энергии и развитие чистых углеводородных энергетических технологий.
     11. Внешнеэкономическими и внешнеполитическими угрозами
энергетической безопасности являются:
     а) сокращение традиционных для Российской Федерации внешних
энергетических рынков и трудности, связанные с выходом на новые
энергетические рынки;
     б) использование иностранными государствами договорно-правовых,
международно-правовых и финансовых механизмов в целях нанесения ущерба
топливно-энергетическому комплексу Российской Федерации и ее экономике в
целом;
     в) дискриминация российских организаций топливно-энергетического
комплекса на мировых энергетических рынках путем изменения международного
нормативно-правового регулирования в сфере энергетики, в том числе под
предлогом реализации климатической и экологической политики или
диверсификации источников импорта энергоресурсов;
     г) незаконный отбор экспортируемых Россией энергоресурсов при их
транспортировке по территориям иностранных государств.
     12. Внешнеэкономические и внешнеполитические угрозы энергетической
безопасности частично реализуются путем введения рядом иностранных
государств экономических мер, направленных на ограничение доступа
российских организаций топливно-энергетического комплекса к некоторым
современным технологиям и оборудованию, возможности привлечения этими
организациями долгосрочного финансирования, осуществления совместных
проектов с иностранными партнерами, а также путем прекращения совместного
функционирования энергетических систем этих государств с энергетическими
системами России или изменения технологических и (или) экономических
условий такого совместного функционирования.
     13. Военно-политическими угрозами энергетической безопасности
являются:
     а) резкое обострение военно-политической обстановки
(межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной
силы;
     б) возникновение и эскалация на территориях государств, сопредельных
с Российской Федерацией и ее союзниками, или в других регионах мира
вооруженных конфликтов, угрожающих добыче, транспортировке или
потреблению российских энергоресурсов, а также ограничивающих возможность
использования российских технологий и оказания российскими организациями
услуг в сфере энергетики.
     14. Рисками в области энергетической безопасности, связанными с
внешними вызовами и угрозами энергетической безопасности, являются:
     а) недостаточные темпы реагирования российских организаций
топливно-энергетического комплекса на тенденции в мировой энергетике, в
том числе в части, касающейся освоения новых технологий и коммерческого
использования запасов углеводородного сырья;
     б) недостаточная эффективность механизмов предупреждения
дискриминации российских организаций топливно-энергетического комплекса
со стороны иностранных государств и их объединений, а также механизмов
противодействия такой дискриминации;
     в) недостаточная готовность организаций топливно-энергетического
комплекса к функционированию в случае реализации военно-политических
угроз;
     г) принятие неверных долгосрочных инвестиционных решений в условиях
высокой неопределенности мировых энергетических рынков.
     15. Внутренними вызовами энергетической безопасности являются:
     а) переход Российской Федерации к новой модели
социально-экономического развития, предполагающей структурную
трансформацию экономики, сбалансированное пространственное и региональное
развитие, модернизацию основных производственных фондов организаций,
существенное повышение производительности труда и эффективности
экономической деятельности;
     б) демографическая ситуация в Российской Федерации (медленный рост
численности населения, увеличение в нем доли граждан старшего поколения,
сокращение численности трудоспособного населения, внутренняя и внешняя
миграция), влияющая как на перспективы внутреннего спроса на продукцию и
услуги организаций топливно-энергетического комплекса, так и на
обеспеченность этих организаций трудовыми ресурсами.
     16. Внутренними угрозами энергетической безопасности являются:
     а) несоответствие возможностей топливно-энергетического комплекса
потребностям социально-экономического развития Российской Федерации
(энергетический дефицит или избыток энергетических мощностей и
инфраструктуры топливно-энергетического комплекса);
     б) снижение качества минерально-сырьевой базы
топливно-энергетического комплекса (истощение действующих месторождений,
уменьшение размеров и снижение качества открываемых месторождений);
     в) недостаточная обеспеченность организаций топливно-энергетического
комплекса трудовыми ресурсами, в особенности высококвалифицированными
кадрами;
     г) рост количества преступлений и правонарушений в сфере энергетики
(хищения, коррупция, производство и продажа контрафактной продукции,
неплатежи);
     д) рост количества нарушений в сфере трудовых отношений в
организациях топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального
хозяйства и транспорта, в том числе нарушений требований охраны труда, а
также случаев проведения незаконных забастовок.
     17. Рисками в области энергетической безопасности, связанными с
внутренними вызовами и угрозами энергетической безопасности, являются:
     а) несогласованное развитие отраслей топливно-энергетического
комплекса и видов деятельности в сфере энергетики, включая экспорт
продукции и услуг организаций топливно-энергетического комплекса, в
условиях ограниченного государственного контроля и регулирования;
     б) отсутствие в долгосрочной перспективе определенности относительно
спроса на продукцию и услуги организаций топливно-энергетического
комплекса в субъектах Российской Федерации;
     в) низкая эффективность осуществляемых субъектами энергетической
безопасности мер по поддержанию финансовой устойчивости организаций
топливно-энергетического комплекса при наступлении неблагоприятных
условий, таких как рост неплатежей за поставленные организациями
топливно-энергетического комплекса энергоресурсы и оказанные ими услуги,
увеличение транспортных расходов и капитальных затрат таких организаций
при освоении нефтегазовых месторождений, находящихся в удаленных
местностях, усложнение компонентного состава нефтегазовых месторождений;
     г) чрезмерная финансовая нагрузка на организации
топливно-энергетического комплекса в результате увеличения размеров
налоговых, таможенных и иных платежей;
     д) избыточность требований, касающихся обеспечения экологической
безопасности при осуществлении деятельности в отраслях
топливно-энергетического комплекса, рост затрат организаций
топливно-энергетического комплекса на обеспечение выполнения таких
требований;
     е) необоснованная монополизация в отраслях топливно-энергетического
комплекса и неравные условия конкуренции в конкурентных видах
деятельности в сфере энергетики;
     ж) высокий уровень износа основных производственных фондов
организаций топливно-энергетического комплекса, низкая эффективность
использования и недостаточные темпы обновления этих фондов;
     з) нерациональное потребление энергоресурсов;
     и) недостаточные темпы реагирования системы профессионального
образования на изменение потребности организаций топливно-энергетического
комплекса в квалифицированных кадрах.
     18. Трансграничным вызовом энергетической безопасности является
развитие и распространение прорывных технологий в сфере энергетики, в том
числе технологий использования возобновляемых источников энергии,
распределенной генерации электрической энергии, накопителей энергии,
добычи углеводородного сырья из трудноизвлекаемых запасов, цифровых и
интеллектуальных технологий, энергосберегающих и энергоэффективных
технологий на транспорте, в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве
и промышленности.
     19. Трансграничными угрозами энергетической безопасности являются:
     а) террористическая и диверсионная деятельность, наносящая ущерб
инфраструктуре и объектам топливно-энергетического комплекса;
     б) противоправное использование информационно-телекоммуникационных
технологий, в том числе осуществление компьютерных атак на объекты
информационной инфраструктуры и сети связи, используемые для организации
их взаимодействия, способное привести к нарушениям функционирования
инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса;
     в) неблагоприятные и опасные природные явления, изменения окружающей
среды, приводящие к нарушению нормального функционирования и разрушению
инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса.
     20. Рисками в области энергетической безопасности, связанными с
трансграничным вызовом и трансграничными угрозами энергетической
безопасности, являются:
     а) несоответствие технологического уровня российских организаций
топливно-энергетического комплекса современным мировым требованиям и
чрезмерная зависимость их деятельности от импорта некоторых видов
оборудования, технологий, материалов и услуг, программного обеспечения,
усугубляющаяся монопольным положением их поставщиков;
     б) недостаточное развитие нормативно-правовой базы, сдерживающее
внедрение инновационных технологий, в том числе технологий использования
возобновляемых источников энергии, распределенной генерации электрической
энергии и цифровых технологий в сфере энергетики;
     в) недостаточная инновационная активность организаций
топливно-энергетического комплекса и организаций, осуществляющих
деятельность в смежных отраслях экономики, ориентация таких организаций
на импорт технологий вместо развития отечественного
научно-технологического потенциала;
     г) недостаточные темпы разработки и внедрения новых средств
антитеррористической защиты инфраструктуры и объектов
топливно-энергетического комплекса;
     д) недостаточный уровень защищенности инфраструктуры и объектов
топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства и
опасных природных явлений.
     21. Последствиями реализации угроз энергетической безопасности
являются:
     а) причинение вреда жизни и здоровью граждан;
     б) нарушение нормального функционирования организаций, в том числе
организаций топливно-энергетического комплекса, и отраслей экономики
Российской Федерации;
     в) увеличение расходов потребителей на организацию альтернативных
способов топливо- и энергоснабжения и на создание запасов (резервов)
энергоресурсов;
     г) рост цен (тарифов) на продукцию организаций
топливно-энергетического комплекса и услуги в сфере энергетики;
     д) снижение финансовой устойчивости и прекращение деятельности
организаций топливно-энергетического комплекса;
     е) уменьшение объема инвестиций в отрасли топливно-энергетического
комплекса;
     ж) уменьшение налоговых, таможенных и иных платежей в бюджеты
бюджетной системы Российской Федерации со стороны организаций
топливно-энергетического комплекса;
     з) необходимость выделения дополнительных бюджетных ассигнований на
ликвидацию последствий реализации угроз энергетической безопасности.

     III. Цель, принципы, основные направления и задачи обеспечения
                       энергетической безопасности

     22. Целью обеспечения энергетической безопасности является
поддержание защищенности экономики и населения страны от угроз
энергетической безопасности на уровне, соответствующем требованиям
законодательства Российской Федерации, касающимся:
     а) воспроизводства минерально-сырьевой базы топливно-энергетического
комплекса;
     б) надежного и устойчивого обеспечения российских потребителей
энергоресурсами стандартного качества и услугами в сфере энергетики;
     в) формирования запаса продукции организаций
топливно-энергетического комплекса в государственном материальном резерве
и поддержания его на необходимом уровне;
     г) обеспечения технической доступности инфраструктуры
топливно-энергетического комплекса для различных групп потребителей и
возможности оказания им услуг в сфере энергетики;
     д) регулирования цен (тарифов) на продукцию организаций
топливно-энергетического комплекса и услуги в сфере энергетики;
     е) осуществления инвестиционной деятельности в сфере энергетики,
обеспечения защиты прав инвесторов, контроля за иностранными инвестициями
в российские организации топливно-энергетического комплекса, имеющие
стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности
государства;
     ж) осуществления антимонопольного регулирования и развития
конкуренции, включая развитие организованной (биржевой) торговли
продукцией организаций топливно-энергетического комплекса;
     з) обеспечения энергосбережения и повышения энергетической
эффективности;
     и) обеспечения антитеррористической защищенности и безопасности
инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе
в условиях чрезвычайных ситуаций;
     к) обеспечения защищенности критической информационной
инфраструктуры объектов топливно-энергетического комплекса;
     л) осуществления экспорта продукции, технологий и услуг организаций
топливно-энергетического комплекса;
     м) ограничения отрицательного воздействия на окружающую среду и
обеспечения экологической безопасности хозяйственной деятельности
организаций топливно-энергетического комплекса;
     н) защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
возникающих на объектах топливно-энергетического комплекса;
     о) применения российских технологий, оборудования, материалов,
программного обеспечения при реализации инвестиционных проектов в
отраслях топливно-энергетического комплекса на территории Российской
Федерации.
     23. Принципами обеспечения энергетической безопасности являются
законность, приоритет внутреннего рынка, стабильность налоговой политики
и нормативно-правового регулирования в сфере энергетики, сырьевая,
финансовая и кадровая обеспеченность организаций топливно-энергетического
комплекса, рациональное природопользование и энергетическая
эффективность, государственно-частное партнерство, учет интересов всех
субъектов энергетической безопасности и населения.
     24. Основными направлениями деятельности по обеспечению
энергетической безопасности являются:
     а) совершенствование государственного управления в области
обеспечения энергетической безопасности;
     б) поддержание минерально-сырьевой базы топливно-энергетического
комплекса и основных производственных фондов организаций
топливно-энергетического комплекса на уровне, необходимом для обеспечения
энергетической безопасности;
     в) совершенствование территориально-производственной структуры
топливно-энергетического комплекса с учетом необходимости укрепления
единства экономического пространства Российской Федерации;
     г) обеспечение международно-правовой защиты интересов российских
организаций топливно-энергетического комплекса и энергомашиностроения,
поддержка экспорта их продукции, технологий и услуг;
     д) обеспечение технологической независимости
топливно-энергетического комплекса и повышение его конкурентоспособности.
     25. Задачами по совершенствованию государственного управления в
области обеспечения энергетической безопасности являются:
     а) совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам
обеспечения безопасного, надежного и устойчивого функционирования
инфраструктуры и объектов энергетики;
     б) создание системы управления рисками в области энергетической
безопасности, обеспечение ее взаимодействия с государственными
информационными системами, системами мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций на объектах топливно-энергетического комплекса,
иными системами управления рисками, используемыми субъектами
энергетической безопасности;
     в) обеспечение стабильности налоговой политики и
нормативно-правового регулирования в сфере энергетики, способствующей
оптимизации финансовой нагрузки на организации топливно-энергетического
комплекса и привлечению в них инвестиций;
     г) долгосрочное и сбалансированное регулирование цен (тарифов) на
товары и услуги субъектов естественных монополий и субъектов,
осуществляющих регулируемые виды деятельности, совершенствование ценовой
политики в сфере энергетики на внутреннем рынке и планомерный переход к
рыночным механизмам ценообразования в этой сфере с учетом социальной
ответственности организаций топливно-энергетического комплекса;
     д) развитие конкуренции в отраслях топливно-энергетического
комплекса на внутреннем рынке и исключение не отвечающей экономическим
интересам Российской Федерации конкуренции между различными видами
российских энергоресурсов на мировых энергетических рынках;
     е) профилактика и пресечение преступных и противоправных действий в
сфере энергетики, в том числе нецелевого использования и хищения
бюджетных средств, неплатежей, борьба с коррупцией, теневой экономикой,
производством и продажей контрафактной продукции;
     ж) пресечение деятельности, осуществляемой специальными службами и
организациями иностранных государств, террористическими и экстремистскими
организациями, направленной на нанесение ущерба инфраструктуре и объектам
топливно-энергетического комплекса;
     з) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за
обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса,
защита объектов топливно-энергетического комплекса (в том числе объектов
критической информационной инфраструктуры) от совершения актов
незаконного вмешательства;
     и) внедрение новой модели государственного регулирования в области
промышленной безопасности с учетом степени риска возникновения аварий и
масштаба их возможных последствий;
     к) повышение эффективности федерального государственного надзора в
области промышленной безопасности в части, касающейся инфраструктуры и
объектов топливно-энергетического комплекса, сокращение количества
бесхозяйных объектов и совершенствование правовых механизмов привлечения
к ответственности за нарушение требований промышленной безопасности;
     л) обеспечение безопасных условий труда работников организаций
топливно-энергетического комплекса, развитие системы управления охраной
труда и предупреждения производственного травматизма, совершенствование
механизмов государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права;
     м) обеспечение социальной защиты высвобождаемых работников
градообразующих организаций угольной промышленности и ликвидация
последствий ведения горных работ;
     н) стимулирование энергосбережения и повышения энергетической
эффективности экономики.
     26. Задачами по поддержанию минерально-сырьевой базы
топливно-энергетического комплекса и основных производственных фондов
организаций топливно-энергетического комплекса на уровне, необходимом для
обеспечения энергетической безопасности, являются:
     а) обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы
топливно-энергетического комплекса, повышение эффективности
недропользования;
     б) обеспечение безопасности при использовании атомной энергии;
     в) снижение уязвимости, обеспечение управляемости и живучести
инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса, включая
резервирование их мощностей и создание запасов топлива, в том числе для
обеспечения его поставок в периоды пикового потребления, в условиях
чрезвычайных ситуаций, в период мобилизации и в военное время;
     г) поддержание на необходимом уровне запасов продукции организаций
топливно-энергетического комплекса в государственном материальном
резерве;
     д) проведение комплексной модернизации и оптимизации основных
производственных фондов организаций топливно-энергетического комплекса с
использованием преимущественно отечественных инновационных,
энергоэффективных и экологически безопасных технологий и оборудования,
изготовленного на территории Российской Федерации, подготовка необходимых
для этого кадров;
     е) сбалансированное развитие локальных и интегрируемых в Единую
энергетическую систему России распределенных источников энергоснабжения,
формирование с их участием локальных интеллектуальных энергетических
систем;
     ж) уменьшение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности
организаций топливно-энергетического комплекса на окружающую среду.
     27. Задачами по совершенствованию территориально-производственной
структуры топливно-энергетического комплекса с учетом необходимости
укрепления единства экономического пространства Российской Федерации
являются:
     а) развитие инфраструктуры и объектов топливно-энергетического
комплекса Восточной Сибири, Арктической зоны Российской Федерации,
Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области;
     б) поддержание технологического единства, надежности, управляемости,
непрерывности и безопасности работы Единой системы газоснабжения, Единой
энергетической системы России и системы магистральных трубопроводов для
транспортировки нефти и нефтепродуктов;
     в) развитие внутреннего рынка сжиженного природного газа в целях
обеспечения энергетической безопасности территорий, удаленных от Единой
системы газоснабжения;
     г) обеспечение экономически эффективного сочетания использования
систем централизованного электро- и теплоснабжения с развитием
распределенной генерации электрической энергии и интеллектуализацией
энергетических систем, а также с использованием местных ресурсов, в том
числе возобновляемых источников энергии.
     28. Задачами по обеспечению международно-правовой защиты интересов
российских организаций топливно-энергетического комплекса и
энергомашиностроения, поддержке экспорта их продукции, технологий и услуг
являются:
     а) развитие интеграционных связей в рамках Евразийского
экономического союза и Содружества Независимых Государств, углубление
партнерства в сфере энергетики по линии объединения БРИКС, Шанхайской
организации сотрудничества, развитие сотрудничества с иностранными
государствами в рамках Форума стран - экспортеров газа, с Организацией
стран - экспортеров нефти и другими международными организациями;
     б) противодействие дискриминации на мировых энергетических рынках
российских организаций топливно-энергетического комплекса, осуществляющих
экспорт продукции, технологий и услуг и участвующих в реализации
международных проектов;
     в) совершенствование внешнеполитических инструментов и механизмов
взаимодействия с основными профильными международными организациями и
участниками мировых энергетических рынков в целях обеспечения устойчивого
функционирования этих рынков;
     г) содействие осуществляемой на равноправной основе международной
научно-технологической кооперации, освоению передовых иностранных
технологий, стандартов и практик в сфере энергетики.
     29. Задачами по обеспечению технологической независимости
топливно-энергетического комплекса и повышению его конкурентоспособности
являются:
     а) планомерное осуществление импортозамещения в критически важных
для устойчивого функционирования топливно-энергетического комплекса видах
деятельности, в том числе локализация производства иностранного
оборудования или создание его отечественных аналогов, разработка
технологий (в том числе информационно-телекоммуникационных) и
программного обеспечения;
     б) развитие отечественного научно-технологического потенциала,
создание и освоение передовых технологий в сфере энергетики, в том числе
технологий использования возобновляемых источников энергии, наращивание
производства на территории Российской Федерации конкурентоспособного
основного и вспомогательного оборудования, создание центров компетенций;
     в) предотвращение критического отставания Российской Федерации в
развитии цифровых и интеллектуальных технологий в сфере энергетики,
снижение уязвимости объектов критической информационной инфраструктуры
топливно-энергетического комплекса;
     г) развитие компетенций во всех видах деятельности, критически
важных для устойчивого функционирования топливно-энергетического
комплекса;
     д) содействие развитию российского энергомашиностроения и
приборостроения, российской электротехнической промышленности;
     е) расширение участия организаций топливно-энергетического комплекса
в развитии системы профессионального образования и дополнительного
профессионального образования в сфере энергетики.

   IV. Организационные основы обеспечения энергетической безопасности

     30. Обеспечение энергетической безопасности осуществляется в мирное
время, в условиях чрезвычайных ситуаций, в период мобилизации и в военное
время.
     31. Реализация настоящей Доктрины осуществляется субъектами
энергетической безопасности в рамках государственной энергетической
политики Российской Федерации, цели, основные направления, задачи и
ключевые меры которой определяются Президентом Российской Федерации,
Правительством Российской Федерации и уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти.
     32. Конкретизация и развитие положений настоящей Доктрины, в том
числе планирование мер по обеспечению энергетической безопасности,
осуществляются при разработке Энергетической стратегии России, являющейся
основным документом стратегического планирования в сфере энергетики, а
также других документов стратегического планирования и нормативных
правовых актов.
     33. Система обеспечения энергетической безопасности является частью
системы обеспечения национальной безопасности.
     34. В целях своевременного реагирования на вызовы и угрозы
энергетической безопасности создается система управления рисками в
области энергетической безопасности, основными задачами которой являются:
     а) мониторинг, оценка и прогнозирование, в том числе в долгосрочной
перспективе, состояния энергетической безопасности;
     б) определение ресурсов, необходимых и достаточных для
предотвращения угроз энергетической безопасности, снижения вероятности их
реализации, а также для минимизации последствий их реализации;
     в) определение задач субъектов энергетической безопасности и
планирование мер по ее обеспечению;
     г) контроль за реализацией мер по обеспечению энергетической
безопасности и оценка их эффективности.
     35. Порядок создания и функционирования системы управления рисками в
области энергетической безопасности, показатели состояния энергетической
безопасности и критерии его оценки определяются Правительством Российской
Федерации.
     36. Правительство Российской Федерации:
     а) проводит единую государственную политику в области обеспечения
энергетической безопасности;
     б) организует функционирование системы управления рисками в области
энергетической безопасности;
     в) координирует деятельность по обеспечению энергетической
безопасности, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти;
     г) предусматривает при разработке стратегий социально-экономического
развития макрорегионов задачи по обеспечению энергетической безопасности;
     д) представляет ежегодно Президенту Российской Федерации доклад о
состоянии энергетической безопасности и мерах по ее укреплению.
     37. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в
пределах своей компетенции:
     а) участвуют с учетом региональных особенностей в обеспечении
энергетической безопасности;
     б) обеспечивают поддержание на надлежащем уровне технологической и
экологической безопасности, надежности инфраструктуры и объектов
топливно-энергетического комплекса и смежных отраслей экономики,
находящихся в собственности соответствующих субъектов Российской
Федерации;
     в) обеспечивают осуществление мониторинга состояния энергетической
безопасности на территориях соответствующих субъектов Российской
Федерации.
     38. Мониторинг, оценку и прогнозирование состояния энергетической
безопасности осуществляет федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического
комплекса.
     39. Результаты мониторинга, оценки и прогнозирования состояния
энергетической безопасности отражаются в ежегодном докладе Секретаря
Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации
о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
     40. Корректировка настоящей Доктрины осуществляется по решению
Президента Российской Федерации на основании предложений, подготовленных
Правительством Российской Федерации при участии Совета Безопасности
Российской Федерации с учетом результатов мониторинга, оценки и
прогнозирования состояния энергетической безопасности.

Обзор документа

Президент обновил доктрину энергетической безопасности страны.
Утверждена новая Доктрина энергетической безопасности России. Она заменит доктрину 2012 г.
Предусмотрены совершенствование госуправления в отрасли, поддержание минерально-сырьевой базы и основных производственных фондов организаций ТЭК на необходимом уровне, совершенствование территориально-производственной структуры ТЭК, обеспечение международно-правовой защиты интересов российских организаций ТЭК и энергомашиностроения, поддержка экспорта их продукции, технологий и услуг, обеспечение технологической независимости ТЭК и повышение его конкурентоспособности.
Указ вступает в силу со дня подписания.
Назад