Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Указ Президента РФ от 11 марта 2019 г. N 97 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу"

Обзор документа

12 марта 2019

gerb

Указ Президента РФ от 11 марта 2019 г. N 97 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу"

     В целях реализации государственной политики Российской Федерации в
области обеспечения химической и биологической безопасности постановляю:
     1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской
Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности
на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.
     2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию Основ
государственной политики Российской Федерации в области обеспечения
химической и биологической безопасности на период до 2025 года и
дальнейшую перспективу.
     3. Признать утратившими силу Основы государственной политики в
области обеспечения химической и биологической безопасности Российской
Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденные
Президентом Российской Федерации 1 ноября 2013 г. N Пр-2573.
     4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
11 марта 2019 года
N 97

                                                               УТВЕРЖДЕНЫ
                                                        Указом Президента
                                                     Российской Федерации
                                                 от 11 марта 2019 г. N 97

                                 Основы
   государственной политики Российской Федерации в области обеспечения
    химической и биологической безопасности на период до 2025 года и
                         дальнейшую перспективу

                           I. Общие положения

     1. Настоящими Основами определяются цель, принципы, приоритетные
направления и основные задачи государственной политики Российской
Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности
на период до 2025 года и дальнейшую перспективу (далее - государственная
политика в области обеспечения химической и биологической безопасности),
а также механизмы ее реализации.
     2. Государственная политика в области обеспечения химической и
биологической безопасности является частью системы государственного
управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации и
представляет собой совокупность правовых, медико-биологических,
санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, фитосанитарных,
административно-организационных, военных, финансовых, коммуникационных,
информационных и других мер, направленных на защиту населения и
окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и
биологических факторов, предотвращение химических и биологических угроз,
создание и развитие системы мониторинга химических и биологических
рисков, а также на осуществление межгосударственного и международного
сотрудничества в области химической и биологической безопасности.
     3. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования
в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
     4. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция
Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации,
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации
в области обеспечения химической и биологической безопасности.

      II. Оценка состояния химической и биологической безопасности

     5. Состояние химической и биологической безопасности определяется
состоянием защищенности населения и окружающей среды от негативного
воздействия опасных химических и биологических факторов, при котором
химический и биологический риск остается на допустимом уровне.
     6. Наличие опасных химических и биологических факторов, формирующих
недопустимый риск и способных привести к возникновению эпидемий,
эпизоотии, эпифитотий и массовых отравлений, ухудшению ситуации в области
химической и биологической безопасности и (или) перерастанию ее в
чрезвычайную ситуацию химического или биологического характера,
представляет собой химическую или биологическую угрозу.
     7. Основными химическими угрозами являются:
     1) широкое использование химических веществ с высокой токсичностью,
накопление в окружающей среде опасных химически стойких соединений;
     2) разработка и внедрение в производство принципиально новых классов
химических веществ, воздействие которых на человека и окружающую среду
изучено недостаточно;
     3) наличие большого количества выведенных из эксплуатации
потенциально опасных химических объектов, технические и технологические
ресурсы которых близки к предельным или полностью исчерпаны, а также
территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности;
     4) аварии на химических объектах в связи с критическим уровнем
износа оборудования, усложнением технологических процессов производства и
недостаточным уровнем квалификации персонала;
     5) увеличение количества организаций, осуществляющих производство
химической продукции, значительный рост химических отходов, отсутствие
эффективных технических решений, касающихся обезвреживания химически
опасных отходов и рекультивации загрязненных территорий;
     6) использование технологий, не обеспечивающих надлежащую химическую
безопасность;
     7) усиление тенденции к глобализации мировой торговли и сохранение
возможности ввоза в Российскую Федерацию потенциально опасных химических
веществ и продукции, полученной с их применением;
     8) распространение и (или) использование химического оружия,
совершение террористических актов с применением потенциально опасных
химических веществ.
     8. Основными биологическими угрозами являются:
     1) модификация свойств и форм патогенных биологических агентов,
свойств их переносчиков, изменение мест обитания переносчиков в связи с
изменением климата и в результате природных катастроф;
     2) возможность преодоления микроорганизмами межвидовых барьеров в
сочетании с возникающими под воздействием внешней среды изменениями
генотипа и фенотипа организма человека, животных и растений;
     3) появление новых инфекций, вызываемых неизвестными патогенами,
занос редких или ранее не встречавшихся на территории Российской
Федерации инфекционных и паразитарных заболеваний, возникновение и
распространение природно-очаговых инфекций, спонтанная зараженность
возбудителями инфекций, возврат исчезнувших инфекций;
     4) проектирование и создание патогенов с помощью технологий
синтетической биологии;
     5) нарушение нормальной микробиоты человека, сельскохозяйственных
животных и растений, влекущее за собой возникновение заболеваний и их
распространение;
     6) отсутствие специфического иммунитета к отдельным инфекциям,
управляемым с помощью средств специфической профилактики;
     7) распространение антимикробной резистентности, рост
эпидемиологической значимости условно-патогенных микроорганизмов,
увеличение частоты заболеваний, вызываемых инфекциями, у лиц с
иммунодефицитными состояниями, распространение инфекций, связанных с
оказанием медицинской помощи;
     8) аварии на объектах, на которых находятся источники биологической
опасности и (или) проводятся работы с патогенными биологическими
агентами, а также диверсии и (или) террористические акты на этих
объектах;
     9) террористические акты, связанные с использованием опасных
биологических веществ;
     10) применение биологических и иных смежных технологий для
разработки, производства и использования потенциально опасных
биологических агентов в качестве биологического оружия в целях совершения
диверсий и (или) террористических актов;
     11) бесконтрольное осуществление опасной техногенной деятельности, в
том числе с использованием генно-инженерных технологий и технологий
синтетической биологии.
     9. В Российской Федерации обеспечивается химическая и биологическая
безопасность. Вместе с тем наличие опасных химических и биологических
факторов может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической,
ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки,
состояния химической и биологической безопасности, а также национальной
безопасности в целом.

     III. Цель, принципы, приоритетные направления и основные задачи
государственной политики в области обеспечения химической и биологической
                              безопасности

     10. Целью государственной политики в области обеспечения химической
и биологической безопасности является поддержание допустимого уровня
риска негативного воздействия опасных химических и биологических факторов
на население и окружающую среду.
     11. Принципами государственной политики в области обеспечения
химической и биологической безопасности являются:
     1) приоритетное право человека на охрану жизни и здоровья при
обеспечении химической и биологической безопасности;
     2) возможность ограничения прав и свобод человека при обеспечении
химической и биологической безопасности только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты здоровья других лиц, их прав и законных
интересов, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
     3) совершенствование законодательства Российской Федерации в области
обеспечения химической и биологической безопасности с учетом интересов
национальной безопасности, общепринятых норм международного права в целях
решения глобальных, национальных и региональных проблем, связанных с
химическими и биологическими угрозами;
     4) соблюдение законодательства Российской Федерации, международных
договоров Российской Федерации в области обеспечения химической и
биологической безопасности;
     5) взаимодействие и координация деятельности федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации (далее - органы государственной власти) и органов
местного самоуправления при обеспечении химической и биологической
безопасности;
     6) разграничение полномочий и ответственности органов
государственной власти, установление прав и обязанностей граждан,
индивидуальных предпринимателей и организаций в области обеспечения
химической и биологической безопасности;
     7) рациональное сочетание интересов и ответственности личности,
общества и государства;
     8) приоритетное обеспечение защищенности потенциально опасных
химических и биологических объектов;
     9) своевременное реагирование органов государственной власти,
органов местного самоуправления и организаций на химические и
биологические угрозы, а также осуществление ими мер, направленных на
предотвращение этих угроз;
     10) доступность информации и повышение осведомленности населения в
области обеспечения химической и биологической безопасности.
     12. К приоритетным направлениям государственной политики в области
обеспечения химической и биологической безопасности относятся:
     1) мониторинг химических и биологических рисков;
     2) совершенствование нормативно-правового регулирования и
государственного управления;
     3) развитие ресурсного обеспечения национальной системы химической и
биологической безопасности;
     4) осуществление комплекса мероприятий по нейтрализации химических и
биологических угроз, предупреждению и минимизации химических и
биологических рисков, повышению защищенности населения и окружающей среды
от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, а
также оценка эффективности указанных мероприятий.
     13. Основными задачами государственной политики в области химической
и биологической безопасности в части, касающейся осуществления
мониторинга химических и биологических рисков, являются:
     1) комплексный анализ ситуации в области обеспечения химической и
биологической безопасности, выявление новых химических и биологических
угроз, прогнозирование их возможных последствий;
     2) внедрение и применение согласованной на глобальном уровне системы
классификации опасности и маркировки химических веществ и смесей, а также
международной классификации опасных биологических агентов;
     3) проведение фундаментальных исследований, направленных на
обеспечение раннего выявления новых и известных патогенов, а также
развитие молекулярной эпидемиологии и создание геоинформационных систем
для оперативного реагирования на биологические угрозы;
     4) разработка современных методов индикации химических веществ (в
том числе аэрозолей с наночастицами), искусственно полученных для
создания наноматериалов или образующихся в процессе производства, и
биологических агентов в окружающей среде и биологических средах;
     5) разработка современных методов идентификации химических веществ и
смесей для их последующей классификации и маркировки;
     6) всестороннее изучение химических веществ и смесей, находящихся на
территории Российской Федерации или поступающих в обращение, принятие
программы исследований химических веществ и смесей, осуществления их
оценки и регистрации;
     7) ведение, сохранение и защита от несанкционированного доступа
национальной коллекции патогенных микроорганизмов, анализ и оценка иных
биологических коллекций, в том числе используемых в исследовательских и
прикладных целях (микробиологических, ботанических, генетических), для
принятия решений о необходимости их сохранения и защиты от
несанкционированного доступа;
     8) осуществление генетической паспортизации населения с учетом
правовых основ защиты данных о персональном геноме человека и
формирование генетического профиля населения;
     9) создание национального банка сывороток крови и разработка
информационно-аналитической системы мониторинга инфекционных заболеваний
на территории Российской Федерации на основе проведенных среди различных
групп населения и на отдельных территориях сероэпидемиологического
мониторинга и оценки популяционного иммунитета к актуальным инфекционным
заболеваниям (иммуноструктуры), возникновение или распространение которых
связано с негативным воздействием биологических факторов;
     10) установление порядка выдачи сертификатов профилактических
прививок, а также создание и ведение федерального реестра сертификатов
профилактических прививок;
     11) разработка гигиенических нормативов содержания химических
веществ (в том числе стойких органических загрязняющих веществ, аэрозолей
с наночастицами), искусственно полученных для создания наноматериалов или
образующихся в процессе производства, а также биологических агентов и
продуктов их жизнедеятельности в окружающей среде и биологических средах,
в том числе в соответствии с критериями риска;
     12) совершенствование методов оценки безопасности новых видов
продукции, в том числе созданной с использованием генно-модифицированных
организмов, технологий синтетической биологии и нанотехнологий;
     13) создание государственных стандартных образцов и формирование
банка данных химически опасных веществ, в том числе стойких органических
загрязняющих веществ, а также разработка методик проведения их анализа;
     14) организация мониторинга атмосферного воздуха в городах и крупных
промышленных центрах Российской Федерации с населением свыше 100 тыс.
человек, а также контроль за содержанием взвешенных частиц (РМ10, РМ2,5),
стойких органических загрязняющих веществ и биологических агентов в
окружающей среде;
     15) проведение на территории Российской Федерации мониторинга
химических и биологических рисков, обеспечение оперативного реагирования
на чрезвычайные ситуации биологического и химического характера,
организация функционирования референс-центров и национального центра
мониторинга биологических и химических угроз;
     16) научное, информационно-аналитическое и методическое обеспечение
оценки рисков негативного воздействия опасных химических и биологических
факторов на население и окружающую среду, а также страхование рисков,
связанных с эксплуатацией объектов и использованием территорий,
представляющих химическую и биологическую опасность;
     17) категорирование и классификация объектов и территорий,
представляющих химическую и биологическую опасность, на основе сведений о
свойствах химических веществ и биологических агентов, о заболеваемости
населения, об уровне и динамике зависимых от состояния окружающей среды
заболеваний, уровне рассчитываемых интегральных показателей здоровья, о
параметрах среды обитания, в том числе о качестве атмосферного воздуха,
питьевой воды и поверхностных водных источников, степени загрязнения
почв;
     18) проведение инвентаризации и уточнение перечня химических
веществ, находящихся в обращении на территории Российской Федерации;
     19) прогнозирование введения в обращение на территории Российской
Федерации новых химических веществ;
     20) нотификация новых химических веществ;
     21) проведение государственной регистрации химических веществ и
смесей, формирование и ведение федерального реестра химических веществ и
смесей;
     22) обеспечение экспертной оценки решений в области обращения
химических веществ и смесей, развитие соответствующих центров
компетенций;
     23) выявление и учет неиспользуемых химических веществ, образующихся
в процессе производства, в целях эффективного вовлечения их в
хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов для исключения
негативного воздействия этих веществ на население и окружающую среду;
     24) создание региональных карт размещения неиспользуемых химических
веществ, отходов I - V классов опасности и объектов захоронения отходов,
а также использование этих карт заинтересованными органами
государственной власти в пределах своих полномочий;
     25) формирование и ведение федерального реестра скотомогильников,
биотермических ям, организаций по сбору, утилизации и уничтожению
биологических отходов;
     26) обеспечение в соответствии с законодательством Российской
Федерации государственного надзора в области обращения с отходами и
производственного контроля в области обращения с отходами, содержащими
стойкие органические загрязняющие вещества, в том числе полихлорированные
диоксины и полихлорбифенилы, а также контроль за оборудованием, которое
выведено из эксплуатации и в состав которого входят полихлорбифенилы;
     27) проведение инвентаризации выведенных из эксплуатации
организаций, осуществлявших производство потенциально опасных химических
веществ, а также территорий, загрязненных в результате хозяйственной
деятельности;
     28) создание региональных баз данных о надежности потенциально
опасных химических объектов, функционирующих на территориях субъектов
Российской Федерации, в рамках государственной информационной системы в
области обеспечения химической и биологической безопасности;
     29) подготовка медико-санитарных паспортов территорий, на которых
расположены потенциально опасные химические и биологические объекты;
     30) обследование объектов и территорий, представляющих химическую и
биологическую опасность, и разработка технико-экономических обоснований
работ по ликвидации таких объектов, рекультивации территорий или снижению
уровня химического и биологического риска;
     31) анализ угроз совершения террористических актов с использованием
химических веществ и опасных биологических агентов, в том числе созданных
на базе новейших достижений в области геномики, протеомики, генной
инженерии, органической и неорганической химии и в других смежных
областях, в целях разработки мер предупреждения и минимизации возможных
негативных последствий;
     32) выявление научно-технических предпосылок к разработке
иностранными государствами химического и биологического оружия нового
поколения, анализ технологий двойного назначения и новых иностранных
образцов вооружения, полученных с использованием химических веществ и
биологических агентов, не подпадающих под запрет и контроль в рамках
международных соглашений Российской Федерации;
     33) создание единой сети наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
     34) обоснование мер государственного регулирования по обеспечению
химической и биологической безопасности по результатам оценки рисков
негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на
население и окружающую среду;
     35) разработка процедур проведения химического анализа токсикантов в
окружающей среде и биологическом материале, разработка технологии
определения малых и сверхмалых доз высокотоксичных химических соединений
по результатам регистрации маркеров этих соединений в биологических
объектах;
     36) организация мониторинга стойких органических загрязняющих
веществ;
     37) создание отечественных биоинформационных и генетических баз
данных микроорганизмов, создание национального каталога коллекционных
штаммов патогенных микроорганизмов;
     38) развитие производства отечественного лабораторного оборудования
для обеспечения микробиологических, в том числе молекулярно-генетических,
исследований;
     39) предупреждение и ограничение распространения на территории
Российской Федерации антимикробной резистентности, реализация программы
системного мониторинга распространения антимикробной резистентности.
     14. Основными задачами государственной политики в области
обеспечения химической и биологической безопасности в части, касающейся
совершенствования нормативно-правового регулирования и государственного
управления в этой области, являются:
     1) нормативно-правовое регулирование в области обеспечения
химической и биологической безопасности путем принятия базовых
федеральных законов о химической безопасности и о биологической
безопасности, законов субъектов Российской Федерации в этой области, а
также нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию указанных
законов;
     2) разграничение полномочий и ответственности органов
государственной власти в области обеспечения химической и биологической
безопасности;
     3) оптимизация взаимодействия и координация деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления в области
обеспечения химической и биологической безопасности, функционирование
координационно-аналитического центра по обеспечению химической и
биологической безопасности;
     4) разработка и реализация моделей интеграции в межгосударственные и
международные системы химической и биологической безопасности, отвечающие
интересам Российской Федерации;
     5) принятие мер по выполнению международных договоров Российской
Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности;
     6) совершенствование международного сотрудничества в области
химической и биологической безопасности в интересах экономического
развития Российской Федерации и ее дальнейшей интеграции в рамках
Евразийского экономического союза, Всемирной торговой организации,
Организации экономического сотрудничества и развития, других
международных организаций;
     7) участие в разработке технических регламентов Евразийского
экономического союза, устанавливающих требования безопасности к
химической продукции и к продукции, произведенной с использованием
биотехнологий, в том числе с учетом решений и рекомендаций Организации
экономического сотрудничества и развития по вопросам государственного
регулирования в области производства, торговли и обращения химических
веществ и смесей, а также применение таких регламентов;
     8) участие в подготовке решений коллегии Евразийской экономической
комиссии по вопросам об установлении порядка отнесения химических веществ
к ограниченным в применении или запрещенным к применению, а также о
замещении их более безопасными аналогами;
     9) совершенствование нормативно-правового регулирования в области
трансграничного перемещения генно-модифицированных организмов,
присоединение Российской Федерации к Картахенскому протоколу по
биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, к Нагойскому
протоколу регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного
использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к
Конвенции о биологическом разнообразии, а также к
Нагойско-Куала-Лумпурскому дополнительному протоколу об ответственности и
возмещении за ущерб к Картахенскому протоколу по биобезопасности;
     10) развитие механизмов стимулирования деятельности организаций по
обеспечению химической и биологической безопасности (страхование рисков,
льготное налогообложение, сертификация продукции, усиление
административной ответственности за нарушение нормативов допустимых
выбросов и сбросов, временно разрешенных выбросов и сбросов), а также
создание благоприятных условий (предоставление льгот, субсидий, кредитов)
для организаций, оказывающих услуги в области обеспечения химической и
биологической безопасности, и организаций, внедряющих малоотходные,
ресурсосберегающие и передовые технологии в целях повышения эффективности
и безопасности потенциально опасных химических и биологических объектов;
     11) разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих повышение
эффективности государственного надзора, усиление контроля деятельности
потенциально опасных химических и биологических объектов, а также
ответственности за несоблюдение требований химической и биологической
безопасности, в том числе за нарушение правил безопасности при
размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации,
перепрофилировании и ликвидации указанных объектов, за незаконный оборот
биологических агентов и материалов, генно-модифицированных организмов, за
хищение или вымогательство химических веществ и биологических материалов;
     12) совершенствование нормативно-правового регулирования в области
обеспечения биологической безопасности при эксплуатации скотомогильников,
биотермических ям, организаций по сбору, утилизации и уничтожению
биологических отходов, а также обращение бесхозяйных скотомогильников и
биотермических ям в собственность органов государственной власти
субъектов Российской Федерации;
     13) развитие механизмов гарантированного государственного
обеспечения и социальной защиты специалистов в области химической и
биологической безопасности, контактирующих с потенциально опасными
химическими веществами и биологическими агентами, работников потенциально
опасных химических и биологических объектов, лиц, проживающих в зонах,
подверженных негативному воздействию таких объектов, а также лиц,
пострадавших в результате аварий на них;
     14) внедрение современных механизмов управления химическими и
биологическими рисками на федеральном, региональном и местном уровнях, а
также в организациях;
     15) формирование, развитие и внедрение государственной
информационной системы в области обеспечения химической и биологической
безопасности, развитие инновационной телекоммуникационной структуры
управления рисками в условиях штатного функционирования потенциально
опасных химических и биологических объектов и при возникновении
чрезвычайных ситуаций на них, разработка и внедрение средств, способов и
механизмов защиты информации в области обеспечения химической и
биологической безопасности в целях повышения информированности
должностных лиц, а также населения;
     16) создание в Российской Федерации системы мониторинга разработок в
области синтетической биологии, в том числе продукции, созданной с
использованием технологий синтетической биологии;
     17) совершенствование нормативно-правового регулирования в области
обмена информацией с иностранными государствами о передовых
научно-технических достижениях в сфере биотехнологий, которые могут быть
использованы для разработки опасных биологических агентов;
     18) разработка предложений по перечням контролируемых товаров и
технологий, подлежащих экспортному контролю в связи с выполнением
международных обязательств Российской Федерации в области
нераспространения химического и биологического оружия;
     19) лицензирование деятельности, не запрещаемой Конвенцией о
запрещении разработки, производства, накопления и применения химического
оружия и о его уничтожении и осуществляемой с использованием химикатов,
включенных в списки 1-3 приложений по химикатам к названной Конвенции;
     20) разработка специальных механизмов международного контроля в
области нераспространения химического и биологического оружия,
осуществление этого контроля, определение средств и методов контроля для
проведения международных инспекций в этой области;
     21) участие в международном сотрудничестве по выполнению положений
Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения
химического оружия и о его уничтожении и Конвенции о запрещении
разработки, производства и накопления бактериологического
(биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении с учетом
интересов Российской Федерации;
     22) участие в международных переговорах по проблемам запрещения
химического и биологического оружия.
     15. Основными задачами государственной политики в области
обеспечения химической и биологической безопасности в части, касающейся
ресурсного обеспечения национальной системы химической и биологической
безопасности, являются:
     1) научное, методическое, технологическое, информационное и
координационно-аналитическое обеспечение решения проблем в области
химической и биологической безопасности;
     2) укрепление материально-технической базы организаций, находящихся
в ведении федеральных органов исполнительной власти, с учетом функций
этих организаций в области обеспечения химической и биологической
безопасности;
     3) устойчивое развитие отечественного промышленного комплекса на
основе использования современных технологий, в том числе наилучших
доступных технологий;
     4) создание правовых оснований для установления порядка принятия
решений о внесении изменений в национальный календарь профилактических
прививок;
     5) создание, модернизация и техническое перевооружение локальных
лабораторий, опытных, научно-производственных и промышленных мощностей;
     6) формирование и ведение номенклатуры лекарственных препаратов для
медицинского и ветеринарного применения в целях профилактики и лечения
заболеваний, полученных в результате воздействия опасных химических и
биологических факторов;
     7) создание средств индикации для выявления потенциально опасных
химических веществ, биологических агентов и продуктов их
жизнедеятельности в окружающей среде и биологических средах, а также
создание средств диагностики воздействия опасных химических и
биологических факторов, средств диагностики лекарственных и ветеринарных
препаратов и средств защиты растений;
     8) создание систем (средств) обеспечения химической и биологической
безопасности в мирное и военное время для личного состава Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
     9) обеспечение деятельности центров индикации и диагностики опасных
инфекционных заболеваний и отравлений химическими веществами, центров
проведения исследований химических веществ и смесей промышленного
назначения (в том числе обеспечение их соответствия требованиям
надлежащей лабораторной практики), инжиниринговых центров федерального
значения в области утилизации промышленных отходов и ликвидации
накопленного вреда окружающей среде, центров разработки безопасных
химических технологий (включая технологии ликвидации выведенных из
эксплуатации организаций, осуществлявших производство потенциально
опасных химических веществ, и рекультивации территорий, загрязненных в
результате хозяйственной деятельности), а также центров содействия
организациям по вопросам безопасности химической продукции;
     10) создание условий для проведения генетической паспортизации
населения, развития технологий скрининга генофондов человека, животных и
растений;
     11) формирование, сохранение и развитие национальной коллекции
патогенных микроорганизмов;
     12) обеспечение мер физической защиты и охраны потенциально опасных
химических и биологических объектов;
     13) формирование и обновление запасов средств химической и
биологической защиты войск (сил) и населения в мирное и военное время;
     14) укрепление кадрового потенциала в области химической и
биологической безопасности и совершенствование системы подготовки
специалистов, в том числе:
     совершенствование механизмов подготовки специалистов - токсикологов,
профпатологов, эпидемиологов, бактериологов, вирусологов, паразитологов,
энтомологов и эпизоотологов, а также повышение привлекательности и
престижа этих специальностей;
     повышение уровня подготовки кадров, в том числе
административно-технического персонала, по вопросам обеспечения
химической и биологической безопасности при эксплуатации потенциально
опасных химических и биологических объектов, а также по вопросам их
антитеррористической и противодиверсионной защиты;
     развитие учебно-методических центров, созданных на базе федеральных
государственных научных и образовательных организаций (в том числе
военных), расположенных в федеральных округах и некоторых субъектах
Российской Федерации;
     разработка и внедрение образовательных программ, в том числе
дополнительных профессиональных программ, по вопросам анализа химических
и биологических рисков, применение технологий управления рисками;
     проведение учений и тренировочных занятий по организации
межведомственного взаимодействия, в том числе при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций химического и биологического характера;
     15) разработка высокоэффективных средств индивидуальной и
коллективной защиты, автоматизированных систем обнаружения потенциально
опасных химических веществ и биологических агентов в окружающей среде и
контроля за ними;
     16) создание условий для обеспечения (согласно нормативам)
накопления и обновления в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств,
создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, хозяйствующими
субъектами, а также запасов продовольствия, медицинских средств
индивидуальной защиты и иных средств, создаваемых органами местного
самоуправления;
     17) разработка и внедрение программного обеспечения для
прогнозирования, оперативной оценки ситуации в области обеспечения
химической и биологической безопасности в целях повышения обоснованности
принятия управленческих решений;
     18) принятие мер государственной поддержки, направленных на
повышение уровня оснащенности и профессиональной компетенции назначенных
Организацией по запрещению химического оружия российских лабораторий по
анализу химических и биологических проб, а также продвижение таких
лабораторий для участия в международных расследованиях случаев
предполагаемого применения химического оружия;
     19) обеспечение готовности российских экспертов и специализированных
организаций к проведению в соответствии с резолюцией Генеральной
Ассамблеи ООН от 30 ноября 1987 г. N 42/37 и поручениями Генерального
секретаря ООН расследований случаев предполагаемого применения
химического и (или) биологического оружия;
     20) организация подготовки специалистов для работы в качестве
экспертов при проведении международных инспекций, а также специалистов по
разработке и эксплуатации технических средств контроля в рамках Конвенции
о запрещении разработки, производства, накопления и применения
химического оружия и о его уничтожении.
     16. Основными задачами государственной политики в области
обеспечения химической и биологической безопасности в части, касающейся
нейтрализации химических и биологических угроз, предупреждения и
минимизации химических и биологических рисков, повышения защищенности
населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных
химических и биологических факторов, являются:
     1) совершенствование мер реагирования на химические и биологические
угрозы на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе на
основе ситуационного и имитационного моделирования параметров химической
и биологической безопасности;
     2) разработка и внедрение современных методов, средств и технологий
защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных
химических и биологических факторов;
     3) разработка и применение технологий диагностики, лечения и
профилактики заболеваний, полученных в результате воздействия опасных
химических и биологических факторов;
     4) создание принципиально новых эффективных средств специфической
профилактики, разработка средств и методов лечения опасных инфекционных
заболеваний;
     5) принятие мер по предотвращению возможности выноса работниками
биологических материалов за пределы потенциально опасных биологических
объектов;
     6) обоснование и проведение медико-профилактических мероприятий в
отношении лиц, подверженных риску негативного воздействия опасных
химических и биологических факторов на потенциально опасных химических и
биологических объектах и территориях, а также в зонах их влияния;
     7) обеспечение проведения противоэпидемических мероприятий с
использованием средств специфической профилактики инфекционных
заболеваний в рамках национального календаря профилактических прививок и
календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
     8) обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий с
использованием средств специфической профилактики инфекционных
заболеваний;
     9) разработка, производство, утилизация, пополнение и обновление
запасов средств индивидуальной защиты населения от негативного
воздействия опасных химических и биологических факторов, включая поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд;
     10) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
химического и биологического характера, в том числе:
     совершенствование систем контроля и управления, включая систему
автоматической противоаварийной защиты технологических процессов,
обеспечение эффективности функционирования дежурно-диспетчерских служб
потенциально опасных химических и биологических объектов;
     повышение защищенности людей при возникновении чрезвычайных ситуаций
от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов
путем создания условий для своевременного использования средств
индивидуальной защиты в местах массового скопления людей (включая
общественный транспорт, остановочные пункты его движения, в том числе
станции метрополитена, а также переходы, вокзалы, аэропорты);
     повышение надежности функционирования и уровня безопасности
потенциально опасных химических и биологических объектов, модернизация
систем контроля и управления химическими и биологическими рисками при
возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
     расширение возможностей для доступа к информации о химической
продукции (в том числе о ее свойствах, правилах безопасного обращения с
химической продукцией и мерах по устранению чрезвычайных ситуаций,
связанных с ее производством и обращением) на основе паспортов
безопасности химической продукции;
     проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских
работ по созданию химических и биологических объектов и технологий,
обеспечивающих допустимый уровень негативного воздействия опасных
химических и биологических факторов на население и окружающую среду;
     замена физически изношенного оборудования и морально устаревших
технологий более современными (в том числе позволяющими уменьшить объем
используемых потенциально опасных химических веществ, применять менее
опасные химические вещества или вещества в менее опасном состоянии), а
также проектирование объектов с наименьшим уровнем сложности, менее
чувствительных к несанкционированным воздействиям;
     предотвращение несанкционированного доступа к токсичным веществам и
биологическим агентам, в том числе генно-модифицированным организмам;
     повышение обеспеченности работников потенциально опасных химических
и биологических объектов, а также населения средствами индивидуальной и
коллективной защиты;
     11) ликвидация (обезвреживание), перепрофилирование выведенных из
эксплуатации потенциально опасных химических и биологических объектов, а
также рекультивация территорий, загрязненных в результате хозяйственной
деятельности, научно-методическое обеспечение процессов санации и
реабилитации таких объектов и территорий, ликвидация накопленного вреда
окружающей среде, возникшего в результате деятельности потенциально
опасных химических и биологических объектов, их паспортизация,
сертификация и аудит;
     12) развитие и внедрение безопасных технологий обращения с
биологическими, в том числе медицинскими, отходами, а также
лекарственными препаратами, срок годности которых истек;
     13) ликвидация (утилизация) запасов (в том числе бесхозяйных)
удобрений и средств защиты растений, сроки хранения которых истекли,
имущества гражданской обороны, срок хранения которого истек и которое
утратило защитные свойства, стойких органических загрязняющих веществ;
     14) разработка мер, направленных на предотвращение угрозы применения
против Российской Федерации химического и биологического оружия, оценка
возможных последствий применения этих видов оружия массового поражения;
     15) разработка и внедрение мер по предотвращению совершения
террористических актов с использованием потенциально опасных химических
веществ и биологических агентов, повышение защищенности потенциально
опасных химических и биологических объектов, мест массового скопления
людей (включая общественный транспорт, остановочные пункты его движения,
в том числе станции метрополитена, а также переходы, вокзалы, аэропорты);
     16) совершенствование методов государственного надзора (контроля) за
соблюдением требований законодательства Российской Федерации к
обеспечению химической и биологической безопасности на потенциально
опасных химических и биологических объектах;
     17) повышение общей культуры граждан в области обеспечения
химической и биологической безопасности, в том числе повышение уровня и
качества информированности населения о потенциально опасных химических и
биологических объектах, возможных террористических актах и способах
защиты от негативного воздействия опасных химических и биологических
факторов, мерах по ликвидации последствий их воздействия;
     18) проведение профилактических мероприятий организациями,
эксплуатирующими потенциально опасные химические и биологические объекты;
     19) разработка дополнительных мер по противодействию преднамеренным
угрозам, связанным с возможностью совершения террористических актов,
диверсий и применения химического и (или) биологического оружия.

 IV. Механизмы реализации государственной политики в области обеспечения
                 химической и биологической безопасности

     17. Механизмами реализации государственной политики в области
обеспечения химической и биологической безопасности являются:
     1) нормативно-правовое и нормативно-техническое регулирование в
области обеспечения химической и биологической безопасности;
     2) взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций в области обеспечения химической и
биологической безопасности;
     3) разработка и исполнение программных, плановых и методических
документов, направленных на достижение цели и реализацию задач
государственной политики в области обеспечения химической и биологической
безопасности;
     4) организация и проведение научных исследований в области
обеспечения химической и биологической безопасности.
     18. Основными участниками национальной системы химической и
биологической безопасности, представляющей собой совокупность сил,
средств и мер, направленных на борьбу с химическими и биологическими
угрозами, а также инструментов достижения цели государственной политики в
области обеспечения химической и биологической безопасности, являются
органы государственной власти, органы местного самоуправления,
организации, индивидуальные предприниматели и граждане, принимающие
участие в обеспечении химической и биологической безопасности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     19. Функции национальной системы химической и биологической
безопасности определяются в соответствии с приоритетными направлениями и
основными задачами государственной политики в области обеспечения
химической и биологической безопасности.
     20. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет
Президент Российской Федерации.
     21. Формирование государственной политики в области обеспечения
химической и биологической безопасности и контроль за ее реализацией
осуществляет Совет Безопасности Российской Федерации.
     22. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной
власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
направленной на реализацию основных задач государственной политики в
области обеспечения химической и биологической безопасности, осуществляет
Правительственная комиссия по вопросам биологической и химической
безопасности Российской Федерации.
     23. Задачи, функции и порядок взаимодействия органов государственной
власти в целях реализации государственной политики в области обеспечения
химической и биологической безопасности определяются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
     24. Организация взаимодействия федеральных органов исполнительной
власти в области обеспечения химической и биологической безопасности
осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти.
     25. Порядок и способы оперативного реагирования на химические и
биологические угрозы определяются федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе при
реализации дополнительных мер, разработанных по результатам мониторинга
химических и биологических рисков.
     26. Основным показателем, характеризующим состояние химической и
биологической безопасности, является уровень химического и биологического
риска, который определяется по результатам мониторинга химических и
биологических рисков в соответствии с методами их выявления, анализа и
прогнозирования, а также в соответствии с критериями оценки и
ранжирования химических и биологических рисков, установленными
законодательством Российской Федерации в области химической и
биологической безопасности.
     27. По результатам мониторинга химических и биологических рисков на
основании показателей, характеризующих состояние национальной
безопасности в области обеспечения химической и биологической
безопасности, проводится оценка эффективности мер по реализации
государственной политики в области обеспечения химической и биологической
безопасности и разрабатываются дополнительные меры по нейтрализации
химических и биологических угроз, предупреждению и снижению химических и
биологических рисков, повышению защищенности населения и окружающей среды
от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов.
     28. Финансовое обеспечение мероприятий по реализации государственной
политики в области обеспечения химической и биологической безопасности
осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств
внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного
партнерства с учетом ограничений, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
     29. План мероприятий по реализации настоящих Основ утверждается
Правительством Российской Федерации.

Обзор документа

Глава России обозначил новые виды химических и биологических угроз.
Президент РФ определил новые приоритетные направления госполитики в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу. Глава государства указал:
- виды химических и биологических угроз;
- мероприятия по обеспечению безопасности;
- действия уполномоченных органов власти в данной сфере.
В число основных биологических угроз безопасности России входят модификация свойств и форм патогенных биологических агентов и свойств их переносчиков; проектирование и создание патогенов с помощью технологий синтетической биологии; теракты, связанные с использованием опасных биологических веществ.
Ранее изданный акт по этим вопросам утратил силу.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Назад