Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Письмо Минфина России и Федеральной антимонопольной службы от 25 августа 2017 г. NN 24-04-06/55025, РП/59080/17 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении контроля в сфере закупок"

Обзор документа

1 сентября 2017

gerb

Письмо Минфина России и Федеральной антимонопольной службы от 25 августа 2017 г. NN 24-04-06/55025, РП/59080/17 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении контроля в сфере закупок"

     В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального
закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее -
Закон N 44-ФЗ) при осуществлении контроля в сфере закупок Минфин России и
ФАС России сообщают следующее.
     1. Частью 3 статьи 99 Закона N 44-ФЗ установлены виды проверок,
осуществляемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным
на осуществление контроля в сфере закупок (далее - контрольный орган в
сфере закупок федерального уровня), органами исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления
муниципального района, органами местного самоуправления городского
округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок (далее
- контрольные органы в сфере закупок регионального и муниципального
уровней соответственно), - плановая и внеплановая.
     Контрольный орган в сфере закупок каждого уровня наделен
полномочиями по проведению плановых проверок в отношении закупок для
обеспечения нужд соответствующего уровня.
     При этом контрольный орган в сфере закупок муниципального уровня
наделен полномочиями по проведению внеплановых проверок в отношении
закупок для обеспечения исключительно муниципальных нужд, контрольный
орган в сфере закупок регионального уровня - нужд субъекта Российской
Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на
территории субъекта Российской Федерации, контрольный орган в сфере
закупок федерального уровня - любых нужд.
     В соответствии с частью 4 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль в
отношении операторов электронных площадок, а также при проведении
электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной
системе извещения о проведении электронного аукциона до момента
заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков,
контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению
закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений,
специализированных организаций) осуществляется федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере
закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа,
которыми в настоящее время является ФАС России.
     Учитывая исключительные полномочия контрольного органа в сфере
закупок федерального уровня в отношении субъектов контроля в период
проведения электронного аукциона, по мнению Минфина России и ФАС России,
не допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными
органами регионального и муниципального уровня с момента размещения в
единой информационной системе извещения о проведении электронного
аукциона (в том числе проводимого для обеспечения нужд субъекта
Российской Федерации, муниципальных нужд) до момента заключения контракта
по итогам его проведения.
     При этом в отношении закупки, проводимой в форме электронного
аукциона, допускается проведение плановых и внеплановых проверок
контрольными органами в сфере закупок регионального и муниципального
уровня до момента размещения извещения о проведении такого аукциона и
после заключения контракта в отношении действий субъектов контроля за
исключением оператора электронной площадки, в том числе совершенных в
период проведения электронного аукциона с момента размещения извещения о
таком аукционе до заключения контракта.
     Учитывая изложенное, по мнению Минфина России и ФАС России, в случае
получения контрольным органом в сфере закупок регионального и
муниципального уровня в период, начиная с момента размещения извещения о
проведении такого аукциона до момента заключения контракта (период
определения поставщика (подрядчика, исполнителя)), информации, содержащей
признаки нарушений законодательства Российской Федерации и иных
нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, для
проведения внеплановой проверки в отношении электронного аукциона в
соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, в целях предупреждения
и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации о
контрактной системе в сфере закупок такая информация подлежит передаче в
контрольный орган в сфере закупок федерального уровня в возможно короткий
срок, но не позднее срока, установленного частью 3 статьи 8 Федерального
закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации".
     2. В соответствии с частью 22 статьи 99 Закона N 44-ФЗ при выявлении
в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и
внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы нарушений
законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о
контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок
вправе составлять протоколы об административных правонарушениях,
связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных
нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок,
рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать
меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об
административных правонарушениях.
     В соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ контрольные органы в
сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях,
предусмотренных частями 1 - 2.1 статьи 7.29, частями 1 - 4.2, 6 - 8, 10,
11, 13, 14 статьи 7.30, частью 2 статьи 7.31, статьей 7.31.1, частями 1 -
6 статьи 7.32, частью 1 статьи 7.32.5, частью 11 статьи 9.16 (за
исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы
государственной тайны), частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 (за
исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы
государственной тайны) КоАП РФ.
     При этом в соответствии с частью 2 статьи 23.66 КоАП РФ
рассматривать дела об административных правонарушениях от имени
контрольных органов в сфере закупок, указанных в части 1 статьи 23.66
КоАП РФ, в пределах своих полномочий, вправе должностные лица федеральных
органов исполнительной власти в сфере закупок, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок.
     В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об
административных правонарушениях составляются должностными лицами
органов, уполномоченных рассматривать дела об административных
правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах
компетенции соответствующего органа. При этом среди административных
правонарушений, в отношении которых в соответствии с частью 7 статьи 28.3
КоАП РФ должностные лица органов местного самоуправления вправе
составлять протоколы об административных правонарушениях, отсутствуют
правонарушения, отнесенные в статье 23.66 КоАП РФ к компетенции
контрольных органов в сфере закупок.
     Таким образом, контрольные органы в сфере закупок муниципального
уровня не наделены полномочиями по составлению протоколов об
административных правонарушениях, рассмотрению дел об административных
правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ.
     Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный
характер.

Заместитель
министра финансов
Российской Федерации                                         A.M. Лавров

Заместитель
руководителя Федеральной
антимонопольной службы                                     Р.А. Петросян

Обзор документа

44-ФЗ: полномочия контрольных органов в сфере закупок федерального, регионального и муниципального уровней нетождественны!
Приводится позиция Минфина России и ФАС России по вопросам применения 44-ФЗ при осуществлении контроля в сфере закупок.
44-ФЗ установлены виды проверок, осуществляемых контрольными органами в сфере закупок федерального, регионального и муниципального уровней, - плановая и внеплановая.
При этом контрольный орган в сфере закупок муниципального уровня может проводить внеплановые проверки в отношении закупок для обеспечения исключительно муниципальных нужд, контрольный орган регионального уровня - для нужд субъекта Федерации и муниципалитетов в границах региона, контрольный орган федерального уровня - для любых нужд.
Исключительными полномочиями в отношении субъектов контроля в период проведения электронного аукциона наделен контрольный орган федерального уровня. Поэтому не допускается проведение проверок контрольными органами регионального и муниципального уровня с момента размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона (в том числе для обеспечения региональных, муниципальных нужд) до момента заключения контракта.
Если контрольный орган в сфере закупок регионального или муниципального уровня получил информацию о нарушениях в период начиная с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона и до момента заключения контракта (период определения поставщика (подрядчика, исполнителя)), она должна передаваться в контрольный орган федерального уровня в возможно короткий срок.
Контрольные органы муниципального уровня не уполномочены составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере закупок.
Назад