Новости и аналитикаПравовые консультации (практика)Трудовое право После увольнения по сокращению штатов работник не встал на учет в Центр занятости в двухнедельный срок. На каком основании можно выплатить уволенному сотруднику средний месячный заработок за третий месяц? Обязан ли был работодатель предупредить работника о том, что ему необходимо обратиться в Центр занятости?

После увольнения по сокращению штатов работник не встал на учет в Центр занятости в двухнедельный срок. На каком основании можно выплатить уволенному сотруднику средний месячный заработок за третий месяц? Обязан ли был работодатель предупредить работника о том, что ему необходимо обратиться в Центр занятости?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если сокращенный работник в двухнедельный срок после увольнения не обратился в орган службы занятости, он не имеет права на получение среднего месячного заработка за третий месяц.
Законодательством не предусмотрена обязанность работодателя предупреждать сокращаемого работника о необходимости обращения в орган службы занятости населения.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью первой ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Согласно части второй ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Как видим, для того чтобы воспользоваться правом на получение среднего месячного заработка за третий месяц, сокращенный работник должен в двухнедельный срок после увольнения обратиться в орган службы занятости населения и зарегистрироваться в целях поиска подходящей работы (п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1), постановление Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан").
Для получения среднего заработка за третий месяц после увольнения работник должен предоставить работодателю паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, в которой отсутствует запись о приеме на работу, а также решение службы занятости. На практике такие решения выдаются органами занятости в форме справок о праве сокращенного работника на получение среднего заработка за третий месяц.
Таким образом, даже если сокращенный работник в течение трех месяцев не трудоустроился, но в двухнедельный срок после увольнения не обратился в орган службы занятости, он не имеет права на получение среднего месячного заработка за третий месяц.
На работодателя возложена обязанность по предупреждению работника о предстоящем увольнении в связи сокращением численности или штата работников (часть вторая ст. 180 ТК РФ), информированию выборного органа первичной профсоюзной организации о планируемых мероприятиях по сокращению численности или штата работников организации (часть первая ст. 82 ТК РФ) и сообщению об этом в органы службы занятости (п. 2 ст. 25 Закона N 1032-1).
Ни трудовым законодательством, ни Законом N 1032-1 не закреплена обязанность работодателя предупреждать сокращаемого работника о необходимости обращения в орган службы занятости населения.
Работодатель, при наличии у него на это средств и желания, учитывая нормы бюджетного законодательства, может выплатить работнику сумму за третий месяц поиска работы и без справки из службы занятости. С точки зрения трудового законодательства, нет никаких препятствий для выплаты работодателем по его инициативе уволенному работнику суммы, не предусмотренной законом. Обязанность работодателя оплачивать сокращенному работнику третий месяц после увольнения без решения органа занятости может быть предусмотрена трудовым договором с работником. Ведь статья 57 ТК РФ позволяет включать в трудовой договор дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кикинская Анна

25 октября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.