Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право В учреждении водитель осуществляет перевозку руководителя и работников учреждения. Сколько раз водитель должен проходить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры?

В учреждении водитель осуществляет перевозку руководителя и работников учреждения. Сколько раз водитель должен проходить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Водители, осуществляющие перевозку руководителя и работников учреждения, должны проходить предрейсовый медицинский осмотр каждый раз перед выездом в рейс (перед первым рейсом, если их несколько в течение рабочего дня), а также проходить послерейсовый медицинский осмотр каждый раз после окончания рейса (после последнего рейса, если их несколько в течение рабочего дня).

Обоснование вывода:
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (часть третья ст. 213 ТК РФ п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), п. 6 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н; далее - Порядок N 835н).
При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством. Как следует из ст. 2 Закона N 196-ФЗ, водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя. Однако буквальное толкование п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что предрейсовые медицинские осмотры должны проводиться лишь в отношении тех водителей, которые работают в качестве водителей транспортных средств.
Трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимаются работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (часть первая ст. 15 ТК РФ). Условие о трудовой функции является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ).
В связи с этим мы полагаем, что работника следует считать водителем для целей Закона N 196-ФЗ в том случае, если в обязанности работника входит управление автомобилем. В таком случае работодатель обязан организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров такого лица.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации работник, занимающий должность водителя, должен проходить обязательный предрейсовый медицинский осмотр.
Предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) (часть третья ст. 220 ТК РФ, п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, п. 4 Порядка N 835н).
Дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового медицинского осмотра водителя указываются в путевом листе в сведениях о водителе (подп. 2 п. 5 Приложения "Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов", утвержденного приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 N 368; далее - Приложение N 368).
По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевом листе проставляется отметка "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" (п. 15 Приложения N 368). Если длительность рейса составляет более одного дня, то отметка о предрейсовом медицинском осмотре ставится соответственно перед рейсом, а если водитель совершает один рейс и более в течение рабочего дня - перед первым рейсом (смотрите письмо Минтранса России от 08.04.2019 N Д3-531-ПГ (далее - Письмо), определение Пермского краевого суда от 11.08.2021 N 33-7352/2021).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации работодатель обязан обеспечить прохождение водителем предрейсового медицинского осмотра каждый раз перед его выездом в рейс (перед первым рейсом, если их несколько в течение рабочего дня водителя).
В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ послерейсовые медицинские осмотры в обязательном порядке проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Аналогичное правило закреплено в п. 6 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н.
Приведенные нормы не конкретизируют, что следует понимать под перевозками пассажиров, а Закон N 196-ФЗ не раскрывает понятие "пассажир". Абзацем шестым ст. 2 этого закона лишь определено, что пассажир является участником дорожного движения. Пункт 12 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ) определяет пассажира как физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.
В правоприменительной практике высказывается мнение о том, что организация обязана обеспечить прохождение водителями послерейсового медицинского осмотра лишь в случае, если она осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам. Если же транспортные средства используются исключительно для внутренних нужд организации, обязанность проводить такой осмотр в отношении водителей отсутствует (смотрите, например, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 N 05АП-1861/16, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 N 06АП-1582/17).
Такое мнение нельзя признать бесспорным. Частью 1 ст. 1 УАТ предусмотрено, что этот федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Следовательно, понятие "пассажир" для целей данного Закона может быть не равнозначно такому понятию в иных нормативных правовых актах. Пункт 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ не обусловливает необходимость проведения послерейсовых осмотров водителей исключительно оказанием услуг по перевозке пассажиров и опасных грузов, упоминая в этом контексте лишь о работе водителей, связанной с их перевозками.
Можно отметить также, что п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в частности, организовывать в соответствии с требованиями этого федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ проведение обязательных медицинских осмотров. Данная норма не приравнивает деятельность по эксплуатации транспортных средств к оказанию услуг по перевозке пассажиров и грузов.
Наконец, положения ст. 2 Закона N 196-ФЗ в их совокупности позволяют прийти к выводу о том, что для целей этого федерального закона пассажиром является любое физическое лицо, перемещаемое (перевозимое) с помощью транспортного средства, безотносительно оснований, по которым осуществляется такая перевозка. По существу, аналогичным образом понятие "пассажир" определено в п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090), согласно которому пассажиром признается лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Поэтому, с нашей точки зрения, обязанность работодателя организовывать проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей возникает во всех случаях, когда в трудовую функцию водителей входят перевозки граждан в салоне транспортного средства, включая работников той же организации. Такое же мнение можно обнаружить и в судебной практике (смотрите решение Оренбургского областного суда от 13.06.2017 N 21-271/2017), а также в разъяснениях Роструда (смотрите ответ на портале "Онлайнинспекция.РФ").
Таким образом, в рассматриваемой ситуации водители, осуществляющие перевозку работников учреждения, должны проходить послерейсовый медицинский осмотр.
Послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) (п. 5 Порядка N 835). По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра проставляется отметка "прошел послерейсовый медицинский осмотр" (п. 15 Приложения N 368). Если длительность рейса составляет более одного дня, то отметка о послерейсовом медицинском смотре ставится соответственно после рейса, а если водитель совершает один рейс и более в течение рабочего дня - после последнего рейса (смотрите Письмо).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Ответ прошел контроль качества

30 декабря 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.