Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Можно ли на предприятии с численностью более 50 человек создать отдел охраны труда, а не службу, поскольку внутренними документами установлена минимальная численность для создания службы, а имеющаяся численность отдела для этого недостаточна?

Можно ли на предприятии с численностью более 50 человек создать отдел охраны труда, а не службу, поскольку внутренними документами установлена минимальная численность для создания службы, а имеющаяся численность отдела для этого недостаточна?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Наименование подразделения, выполняющего функции охраны труда, может быть любым в соответствии со структурой организации, в том числе это может быть отдел.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью первой ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Частью четвертой ст. 217 ТК РФ предусмотрено, что структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда Минтруд России постановлением от 08.02.2000 N 14 утвердил Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (далее - Рекомендации).
Согласно п. 3 Рекомендаций службу охраны труда (далее также - службы) рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.
Наряду с данным документом работодатель может руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях (утвержденными постановлением Минтруда от 22.01.2001 N 10), которые содержат указания для определения и обоснования необходимой численности работников службы ОТ, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и т.п.
Роструд, в свою очередь, разъясняя правовой статус Рекомендаций N 14, указал, что постановления Минтруда РФ, носящие рекомендательный характер, в обязательном порядке должны учитываться всеми работодателями при организации службы охраны труда. При этом степень учета Рекомендаций, утвержденных указанным постановлением (вероятно, это же должно относиться и к Межотраслевым нормативам), должна определяться самим работодателем с учетом того, что работодатель обязан обеспечить безопасность труда и несет за это ответственность. Таким образом, требование о безусловном выполнении положений указанных нормативных правовых актов неправомерно. Аналогичная позиция содержится в решениях судов (смотрите определение Ростовского облсуда от 21.07.2014 по делу N 33-9704/2014).
Как видим, указание на выделение службы охраны труда в отдельное структурное подразделение имеет рекомендательный характер. Так, подразделение может называться, например, "Управление производственного контроля, охраны труда и промышленной безопасности", то есть не быть самостоятельным структурным подразделением организации и, следовательно, не носить наименование "служба охраны труда".
Следует заметить, что ТК РФ не регулирует отношения, связанные с формированием штатного расписания, определением структуры организации. На это обстоятельство указывают в своих разъяснениях и специалисты Роструда*(1).
Суды также отмечают, что работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции РФ закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя*(2).
По нашему мнению, требование части первой ст. 217 ТК РФ направлено на создание соответствующим работодателем подразделения (самостоятельного или являющегося частью другого структурного подразделения), работники которого осуществляют функции охраны труда у данного работодателя. При этом наименование подразделения (служба, управление, отдел и т.д.) работодатель вправе определить самостоятельно. Аналогичное мнение высказывают представители Роструда*(3).
Поэтому мы полагаем, что наименование подразделения, выполняющего функции службы охраны труда, может быть любым в соответствии со структурой организации, в том числе это может быть отдел. Переименовывать имеющийся отдел в службу охраны труда не требуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванова Инна

Ответ прошел контроль качества

25 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите Вопрос: Сколько сотрудников должно быть в отделе, чтобы в штатном расписании это был отдел, и какая разница между отделом и сектором? Есть ли какие-нибудь нормативные документы по этому вопросу? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", август 2017 г.)".
*(2) Смотрите постановление Президиума Московского областного суда от 04.02.2015 N 4Г-124/2015, определение Верховного Суда Республики Дагестан от 24.05.2017 N 33-1251/2017.
*(3) Смотрите Вопрос: В ОАО, занимающемся строительством и монтажом на опасных промышленных объектах, существует более 20 лет отдел охраны труда и промышленной безопасности. В нем работают начальник и инспектора. Обязательно ли переименовывать отдел в службу, а должности в руководителя и специалистов согласно ст. 217 ТК РФ? Если да, то возможно ли оставление в обязанностях работника вопросов по обеспечению промышленной безопасности? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.)".