Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Согласно статьям 3, 4, 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев (ст. 17) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 Федерального закона N 426-ФЗ (ст. 4), по результатам проведения специальной оценки условий труда установить классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ст. 3). При этом продолжительность рабочего времени медицинских работников установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности". В случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, не имеющих специальную оценку, медицинское учреждение (онкологический диспансер краевого значения) должно руководствоваться Федеральным законом N 426-ФЗ или постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101? Какой режим рабочего времени установить в онкологическом диспансере в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, не имеющих специальную оценку, медсестре оперблока (36 часов в неделю или 39) и врачу-онкологу отделения радиотерапии (30 часов в неделю или 39)? Если нет специальной оценки нового рабочего места, какая продолжительность дополнительного отпуска должна быть установлена в онкологическом диспансере медсестре оперблока и врачу-онкологу отделения радиотерапии (7, 14 или 21 день)?

Согласно статьям 3, 4, 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев (ст. 17) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 Федерального закона N 426-ФЗ (ст. 4), по результатам проведения специальной оценки условий труда установить классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ст. 3). При этом продолжительность рабочего времени медицинских работников установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности". В случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, не имеющих специальную оценку, медицинское учреждение (онкологический диспансер краевого значения) должно руководствоваться Федеральным законом N 426-ФЗ или постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101? Какой режим рабочего времени установить в онкологическом диспансере в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, не имеющих специальную оценку, медсестре оперблока (36 часов в неделю или 39) и врачу-онкологу отделения радиотерапии (30 часов в неделю или 39)? Если нет специальной оценки нового рабочего места, какая продолжительность дополнительного отпуска должна быть установлена в онкологическом диспансере медсестре оперблока и врачу-онкологу отделения радиотерапии (7, 14 или 21 день)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель обязан установить медицинским работникам, чьи должности и (или) специальности, а также характер и условия труда поименованы в постановлении Правительства РФ от 14.02.2003 N 101, соответствующую сокращенную продолжительность рабочего времени, в том числе в случае непроведения специальной оценки условий труда на рабочих местах указанных работников. Медицинским работникам, чьи должности (специальности), а также характер и условия труда не поименованы в этом постановлении, должна быть установлена продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочего времени не будет установлена по результатам специальной оценки условий труда. Право перечисленных в вопросе работников на дополнительный отпуск при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действующим законодательством не предусмотрено. При этом работодатель вправе принять решение о предоставлении данным работникам дополнительного оплачиваемого отпуска, отразив это в коллективном договоре, в трудовых договорах с работниками либо в локальном нормативном акте организации.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 212 ТК РФ на работодателей возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ). По результатам проведения специальной оценки условий труда (далее также - СОУТ) устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть вторая ст. 3 Закона N 426-ФЗ)*(1).
Введение в эксплуатацию новых рабочих мест влечет за собой проведение внеплановой СОУТ (п. 1 части первой ст. 17 Закона N 426-ФЗ). Поэтому в течение двенадцати месяцев со дня введения в эксплуатацию рабочих мест в отношении них должна быть проведена внеплановая СОУТ (часть вторая ст. 17 Закона N 426-ФЗ).
В силу ст. 7 Закона N 426-ФЗ и части второй ст. 219 ТК РФ результаты СОУТ используются в целях установления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 92 ТК РФ), ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 117 ТК РФ), повышенной оплаты труда (ст. 147 ТК РФ).
Из перечисленных норм следует, что основанием для предоставления работникам компенсаций в связи с работой во вредных или опасных условиях труда являются конкретные условия труда на рабочих местах, определяемые по результатам СОУТ (решение Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-1/В-298, п. 12 информации Минтруда России от 29.10.2014 "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда").
В соответствии с частью первой ст. 92 ТК РФ для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
В то же время это не означает, что медицинские работники не имеют права на сокращенную рабочую неделю по иным основаниям (часть пятая ст. 92 ТК РФ).
Так, согласно части первой ст. 350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" (далее - Постановление N 101) определена еще более короткая продолжительность рабочего времени в отношении тех медицинских работников, чьи должности или специальности в нем перечислены.
Как прямо следует из положений части первой ст. 350 ТК РФ и Постановления N 101, продолжительность рабочего времени медицинских работников находится в прямой зависимости от занимаемой работником должности и (или) специальности, а также характера и условий труда.
Таким образом, сокращенная продолжительность рабочего времени медицинским работникам может устанавливаться как в связи с тем, что условия их труда на рабочих местах по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, так и в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности, а также характера и условий труда (смотрите также решение Верховного Суда РФ от 10.01.2013 N АКПИ12-1467).
В рассматриваемом случае независимо от результатов СОУТ медицинским работникам, чьи должности (специальности) поименованы в Постановлении N 101, работодатель обязан установить сокращенную продолжительность рабочего времени в зависимости от должности или специальности:
- 36 часов в неделю - по перечню согласно приложению N 1;
- 33 часа в неделю - по перечню согласно приложению N 2;
- 30 часов в неделю - по перечню согласно приложению N 3;
- 24 часа в неделю - для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.
Для отнесения конкретного специалиста к тому или иному перечню необходимо совпадение одновременно трех условий, указанных в перечне: профиль учреждения (отделения, кабинета), должность (специальность) работника и характер выполняемой им работы.
Медицинским работникам, чьи должности (специальности) не поименованы в Постановлении N 101, должна быть установлена продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю.
Согласно ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой указанной статьи, составляет семь календарных дней.
Отдельным категориям медицинских работников, помимо права на сокращенную продолжительность рабочего времени, независимо от результатов СОУТ предоставляется дополнительный отпуск (часть третья ст. 350 ТК РФ, часть первая ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", ст. 22 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", ст. 22 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"; Вопрос: Какова продолжительность ежегодного отпуска медицинских работников? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", октябрь 2015 г.)). Однако в рассматриваемой ситуации оснований для предоставления дополнительного отпуска в соответствии с вышеуказанными нормами не имеется, так как ни к оказанию противотуберкулезной помощи, ни к оказанию психиатрической помощи, ни к диагностике и лечению ВИЧ-инфицированных работники не привлекаются.
Ранее в правоприменительной практике встречалась позиция, согласно которой если работодатель не провел аттестацию рабочих мест, но должность работника указана в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (далее также - Список), то работнику также полагается дополнительный отпуск продолжительностью, установленной Списком (смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Уфы от 08.08.2012 по делу N 2-2912/12, постановление Президиума Алтайского краевого суда от 09.08.2011 N 44г-43/2011).
Однако в настоящее время, как уже было упомянуто выше, отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, должно осуществляться на основании результатов СОУТ в соответствии с требованиями Закона N 426-ФЗ. Аналогичное мнение высказано и специалистами Роструда при ответе на Вопрос: Возможно ли предоставление дополнительного отпуска за вредность медицинским работникам согласно постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 без предварительного проведения аттестации рабочих мест? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.)).
Следовательно, в рассматриваемой ситуации право перечисленных в вопросе работников на дополнительный отпуск при отсутствии результатов СОУТ на данных рабочих местах действующим законодательством не предусмотрено.
При этом отметим, что закон предоставляет право устанавливать в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах, а также включать в трудовые договоры условия, улучшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором (часть четвертая ст. 8, часть вторая ст. 9, часть третья ст. 41, часть четвертая ст. 57 ТК РФ). Поэтому работодатель вправе принять решение о предоставлении работникам дополнительного оплачиваемого отпуска в том числе в случае, если СОУТ на рабочих местах этих работников не проводилась. Принятое решение должно быть с соблюдением установленной законом процедуры отражено в коллективном договоре, в трудовых договорах с работниками либо в локальном нормативном акте организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Титов Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

5 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно ст. 3 Закона N 426-ФЗ по результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда. В свою очередь, вредные условия труда подразделяются на 4 подкласса, соответствующие 4 степеням (подкласс 3.1 - вредные условия труда 1 степени; подкласс 3.2 - вредные условия труда 2 степени; подкласс 3.3 - вредные условия труда 3 степени; подкласс 3.4 - вредные условия труда 4 степени).