Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право На территории Омской области постановлением главного санитарного врача Омской области введена обязательная вакцинация для сотрудников ряда отраслей (в организациях должно быть привито не менее 60%). Из смысла данного постановления, в совокупности с другими нормативно-правовыми актами, следует, что в случае, если в указанный в постановлении срок сотрудник не будет привит, его необходимо отстранить от работы. Какое наказание может быть применено к работодателю в случае, если он не отстранит непривитого сотрудника? Необходимо ли отстранять непривитых сотрудников, если в организации достигнут показатель - привито 60/% сотрудников?

На территории Омской области постановлением главного санитарного врача Омской области введена обязательная вакцинация для сотрудников ряда отраслей (в организациях должно быть привито не менее 60%). Из смысла данного постановления, в совокупности с другими нормативно-правовыми актами, следует, что в случае, если в указанный в постановлении срок сотрудник не будет привит, его необходимо отстранить от работы. Какое наказание может быть применено к работодателю в случае, если он не отстранит непривитого сотрудника? Необходимо ли отстранять непривитых сотрудников, если в организации достигнут показатель - привито 60/% сотрудников?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Недопуск непривитого сотрудника к работе не имеет связи с соотношением количества привитых и непривитых работников в организации. Отстранить от работы (не принять на работу) отказавшихся от вакцинации граждан работодатель обязан, только если речь идет о работах, поименованных в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболеваний инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825. К работникам, выполняющим иные виды работ, такие меры применены быть не могут.

Обоснование вывода:
Главным государственным санитарным врачом по Омской области 4 июля 2021 г. принято постановление N 65 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показателям", в соответствии с п. 2.1 которого руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Омской области, в сферах, установленных пунктом 1 данного постановления, предписано в срок до 31.07.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 26.08.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.
Неисполнение работодателем постановления главного государственного санитарного врача об обязательной вакцинации, на наш взгляд, может быть квалифицировано по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина). Если же действия (бездействие) повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, то квалифицируются они по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ. Однако одним из признаков состава административного правонарушения является виновность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП). Поэтому если работодатель предпримет все необходимые меры по обеспечению вакцинации и информированию работников, он не может быть привлечен к административной ответственности за недостижение указанных в постановлении главного государственного санитарного врача показателей ввиду отказа работников от вакцинации*(1).
Также отметим, привлечение к административной ответственности граждан (работников) за отказ от вакцинации, на наш взгляд, невозможно. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина (ч. 2 ст. 11 Закона N 157-ФЗ). Таким образом, работники сами принимают решение о своей вакцинации и имеют право от нее отказаться.
Трудовой кодекс обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в определенных случаях, которые могут быть предусмотрены в том числе другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 76 ТК РФ). Отстранение работников от работы в случаях, не предусмотренных этой статьей, не допускается (определение Тюменского областного суда от 09.07.2018 N 33-3467/2018, определение Иркутского областного суда от 30.07.2015 N 33-6689/2015, определение Приморского краевого суда от 21.07.2014 N 33-6289).
Закон N 157-ФЗ предусматривает, что отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ).
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболеваний инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (далее - Перечень). Поэтому, на наш взгляд, отстранить от работы (не принять на работу) отказавшихся от вакцинации граждан работодатель обязан, только если речь идет о работах, поименованных в указанном Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. К работникам, выполняющим иные виды работ, такие меры применены быть не могут. Отметим, в Перечне N 825 работы в сфере досуга не поименованы.
Однако некоторые специалисты Роструда в своих комментариях указывают, что прививка становится обязательной, если в субъекте РФ вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показателям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной, и отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы (ответ 1, ответ 2 на портале "Онлайнинспекция.РФ").
Таким образом, необходимость отстранения сотрудника от работы в случае отказа от прививки не имеет связи с соотношением количества уже привившихся и не привившихся работников в организации и указанными в постановлении датами: если выполняемая им работа попадает в Перечень и работник подлежит в связи с этим обязательной вакцинации, то при отказе от прививки он должен быть отстранен от работы; если его работы в Перечне нет, то он не может быть отстранен из-за отказа.
Обращаем внимание, что высказанная нами позиция является исключительно нашим экспертным мнением. Не исключено, что контролирующие и судебные органы будут придерживаться иной точки зрения по данному вопросу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Новикова Оксана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

20 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Конкретные меры в рамках обязанности организовать проведение профилактических прививок в постановлениях не названы, поэтому остаются на усмотрение организаций и индивидуальных предпринимателей. По всей видимости, предполагается предоставление работникам, сотрудникам возможности вакцинироваться (освобождение от работы). Кроме того, возможно и введение стимулирующих мер: к примеру, премирование, предоставление дополнительного выходного и т.п. Что касается информационно-разъяснительной работы по вопросам профилактики COVID-I9, она может вестись в устной и письменной формах (раздача/рассылка информационных листков, памяток и так далее) как самим индивидуальным предпринимателем, так и с привлечением специалистов (врачей, сотрудников научно-исследовательских организаций и т.п.). Целесообразно документировать принятые меры по обеспечению вакцинации и информированию работников, а также при отказе гражданина от вакцинации фиксировать этот отказ в письменном виде.