Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Время следования водителя к месту нахождения транспортного средства (ТС) на автобусе не будет зафиксировано тахографом, то есть в этом случае будет отсутствовать сопоставимость данных различных источников: по тахографу рабочий день начнется позже, чем будет зафиксировано в табеле учета рабочего времени, расхождение может быть значительным (от 10 минут до 1,5 часов в зависимости от удаленности места производства работ). Каковы последствия таких несоответствий? Какие негативные последствия для организации возможны при невключении в рабочее время водителей времени доставки от места проведения медицинского осмотра до места производства работ (нахождения ТС)? В одном автобусе с водителем к месту производства работ едут механизатор и дорожный рабочий. В соответствии со ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. То есть закон прямо не указывает на необходимость включения времени доставки работников в рабочее время. Какие федеральные законы или иные нормативные правовые акты содержат нормы, которые обязывают работодателя включать время доставки работников (механизаторов и дорожных рабочих) в рабочее время? Есть ли какие-либо федеральные законы или отраслевые нормативные акты, в соответствии с которыми доставка работников к месту производства работ (а именно механизаторов и основных рабочих) включается в их рабочее время?

Время следования водителя к месту нахождения транспортного средства (ТС) на автобусе не будет зафиксировано тахографом, то есть в этом случае будет отсутствовать сопоставимость данных различных источников: по тахографу рабочий день начнется позже, чем будет зафиксировано в табеле учета рабочего времени, расхождение может быть значительным (от 10 минут до 1,5 часов в зависимости от удаленности места производства работ). Каковы последствия таких несоответствий? Какие негативные последствия для организации возможны при невключении в рабочее время водителей времени доставки от места проведения медицинского осмотра до места производства работ (нахождения ТС)? В одном автобусе с водителем к месту производства работ едут механизатор и дорожный рабочий. В соответствии со ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. То есть закон прямо не указывает на необходимость включения времени доставки работников в рабочее время. Какие федеральные законы или иные нормативные правовые акты содержат нормы, которые обязывают работодателя включать время доставки работников (механизаторов и дорожных рабочих) в рабочее время? Есть ли какие-либо федеральные законы или отраслевые нормативные акты, в соответствии с которыми доставка работников к месту производства работ (а именно механизаторов и основных рабочих) включается в их рабочее время?

Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, установлена обязанность оснащения транспортных средств тахографами.
В силу п. 1 Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденные приказом Минтранса России от 28.10.2020 N 440, использование тахографов должно осуществляться в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха.
Согласно ст. 22, 212 ТК РФ на работодателе лежит обязанность по созданию условий для обеспечения работником режима труда и отдыха, а на работнике лежит обязанность по его соблюдению (ст. 21 ТК РФ). Режим рабочего времени (в частности, время начала и окончания работы) должен быть установлен каждому работнику либо правилами внутреннего трудового распорядка, либо трудовым договором, если режим рабочего времени этого работника отличается от общих правил, установленных у данного работодателя (ст. 100 ТК РФ).
В силу части второй ст. 100 и ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей утверждены приказом Минтранса РФ от 16.10.2020 N 424 (далее - Особенности).
Как верно отмечено в вопросе, рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени (ст. 91 ТК РФ).
При этом согласно п. 9 Особенностей рабочее время водителя включает:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее - специальный перерыв);
- время работы, не связанной с управлением автомобилем.
В п. 15 Особенностей перечислены периоды времени, не связанного с управлением автомобилем, которые включаются в рабочее время водителя. В числе таких периодов время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно.
Таким образом, законодательством прямо установлено, что рабочее время водителя включает не только время управления автомобилем, но и время специальных перерывов для отдыха, а также время работы, не связанной с управлением автомобилем, к которому относится и время следования от места проведения предрейсового медицинского осмотра к рабочему месту.
Закон обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ст. 91 ТК РФ, письмо Федеральной службы по труду и занятости от 02.12.2009 N 3567-6-1, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 N 09АП-22589/2017-АК).
При этом учет рабочего времени водителя не отличается от учета рабочего времени других работников (смотрите также вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). В табеле учета рабочего времени должно отражаться фактически отработанное работником время, которое включает все периоды времени, относящиеся к рабочему.
Из положений пп. 6-15 Особенностей следует, что продолжительность ежедневной работы (смены) водителей может превышать время управления автомобилем. Соответственно, полагаем, что в табеле учета рабочего времени в приведенной ситуации необходимо указывать фактическое количество часов, которое отработал водитель, включая время следования от места проведения предрейсового медицинского осмотра.
Следовательно, каких-либо негативных последствий несоответствие данных тахографа и табеля учета рабочего времени в ситуации, когда продолжительность рабочего времени в табеле учета рабочего времени указана с учетом времени следования от места проведения медицинского предрейсового осмотра к рабочему месту, не влечет. Более того, заполнение табеля только на основании данных тахографа при наличии иных периодов, включаемых в рабочее время водителя, неправомерно (вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Нарушение требования об учете фактически отработанного работником времени является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 N 15АП-3561/16, решение Волгоградского областного суда от 10.02.2016 N 07-188/2016, решение Октябрьского районного суда г. Тамбова Тамбовской области от 06.07.2020 N 12-196/2020).
Кроме того, работники могут обратиться в суд с иском о взыскании заработной платы за неучтенное работодателем рабочее время (определение Свердловского областного суда от 17.08.2017 N 33-13476/2017, определение Омского областного суда от 22.08.2018 N 33-5411/2018).
Для механизатора и дорожного рабочего, работающих по трудовому договору, нормативными правовыми актами не установлен конкретный перечень периодов, включаемых в рабочее время. В отношении этих категорий работников должны применяться общие нормы трудового законодательства, регулирующие вопросы отнесения различных периодов времени к рабочему.
По общему правилу время проезда к месту выполнения работ к рабочему времени не относится. Причем это не зависит от того, на каком виде транспорта - личном, общественном или служебном - работник добирается до работы (вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Отметим, что обязанность работодателя за свой счет осуществлять доставку от места нахождения организации (или пункта сбора) до места работы установлена для вахтового метода работ (п. 2.5 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82, а также постановлениеФедерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2009 N Ф04-482/2009(20348-А81-14)). Однако дни нахождения в пути к месту работы и обратно в рабочее время не включаются в силу части второй ст. 301 ТК РФ. Время следования от вахтового поселка до объекта рабочим также не является (вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Оснований включать это время в рабочее у работодателя нет.
При этом факт значительной удаленности места проживания (временного проживания) работника от места исполнения его трудовых обязанностей значения не имеет*(1).
Время следования к месту начала работы и обратно может быть включено в рабочее время при условии, если это предусмотрено соответствующим нормативным правовым актом*(2).
Подобных нормативных актов, отраслевых соглашений, в соответствии с которыми время следования механизатора, дорожного рабочего от места проживания (временного проживания) к месту производства работ включается в их рабочее время, в доступных нам источниках не обнаружено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Ответ прошел контроль качества

8 июня 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, как правило, работник должен так планировать свое время, чтобы ко времени начала работы находиться на рабочем месте. В то же время в ситуации, когда доставку к рабочему месту осуществляет работодатель, а работник самостоятельно не имеет возможности добраться до места производства работ, на наш взгляд, именно работодатель должен организовать доставку так, чтобы не нарушался режим рабочего времени, установленный для работников ПВТР или трудовым договором.
*(2) Смотрите, например, п. 7 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта..., утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.2016 N 44; п. 6 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований..., утвержденного приказом МЧС России от 28.02.2020 N 136.