Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Работник (призывник) работает с 01.09.2017. У работника имеется удостоверение призывника (принят на воинский учет 22.03.2010). Сотрудник является молодым специалистом, переехал на работу из другой местности, на воинский учет по новому месту жительства не вставал, о смене работы не уведомлял, повестки в военный комиссариат игнорировал. Работодатель об этом работнике (призывнике) не сообщал в военкомат по месту работы, т.к. он был нужен для участия во всероссийских соревнованиях. Работнику исполнилось 27 лет 25.12.2020. Какие действия необходимо предпринять работнику и работодателю? Обязательно ли нужно работнику обращаться в военкомат по месту жительства о принятии его на учет? Будет ли работник оштрафован (и какой размер штрафа), если обратиться в военкомат о зачислении его в запас ВС РФ и выдачи справки или военного билета? Будет ли оштрафован (и какой размер штрафа) работодатель, если предоставит в военкомат сведения о работнике, который уже работает?

Работник (призывник) работает с 01.09.2017. У работника имеется удостоверение призывника (принят на воинский учет 22.03.2010). Сотрудник является молодым специалистом, переехал на работу из другой местности, на воинский учет по новому месту жительства не вставал, о смене работы не уведомлял, повестки в военный комиссариат игнорировал. Работодатель об этом работнике (призывнике) не сообщал в военкомат по месту работы, т.к. он был нужен для участия во всероссийских соревнованиях. Работнику исполнилось 27 лет 25.12.2020. Какие действия необходимо предпринять работнику и работодателю? Обязательно ли нужно работнику обращаться в военкомат по месту жительства о принятии его на учет? Будет ли работник оштрафован (и какой размер штрафа), если обратиться в военкомат о зачислении его в запас ВС РФ и выдачи справки или военного билета? Будет ли оштрафован (и какой размер штрафа) работодатель, если предоставит в военкомат сведения о работнике, который уже работает?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодателю следует проинформировать соответствующий военный комиссариат о заключении трудового договора, а также о факте неисполнения принятым на работу лицом обязанностей в области воинского учета. Вместе с тем руководитель или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации не могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ в связи истечением срока давности.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ), подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 31-ФЗ), Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) все организации, независимо от форм собственности, обязаны вести воинский учет работников.
Частью первой ст. 65 ТК РФ предусмотрено, что военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при приеме на работу предъявляют работодателю документы воинского учета.
Согласно п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение), документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета - для военнообязанных.
Таким образом, в рассматриваемом случае гражданин, поступающий на работу, обязан был предъявить работодателю удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Как следует из вопроса, указанную обязанность работник выполнил.
Согласно п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ, п. 9 Положения организациями осуществляется воинский учет граждан по месту их работы в соответствии с законодательством РФ, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.07.2017 (далее - Методические рекомендации).
Так, на организацию-работодателя возложена обязанность по информированию военных комиссариатов о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (подп. "г" п. 30 Положения), разъяснению гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ Положением, осуществлению контроля за их исполнением, информирование граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей (подп. "в" п. 30 Положения), а также по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и принятию необходимых мер к постановке их на воинский учет (подп. "а" п. 31 Положения).
В соответствии с требованиями Положения организации направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (подп. "а" п. 32 Положения, п. 29 Методических рекомендаций) по форме, приведенной в приложении N 9 к Методическим рекомендациям.
Вместе с тем сами граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны в двухнедельный срок сообщать в военный комиссариат по месту жительства определенные сведения, в том числе о смене места работы, а также сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания (на срок более 3 месяцев) и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания (подп. "г", подп. "д" п. 50 Положения).
Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, может привести к привлечению должностных лиц организации к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Отметим, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области воинского учета составляет 3 года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому, так как трудоустройство имело место 01.09.2017, срок давности истек в 2020 году. Истечение срока давности привлечения к ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). За пределами этого срока вопрос об административной ответственности лица обсуждаться не может (смотрите, например, постановление Верховного Суда РФ от 17.03.2006 N 75-АД06-2). Поэтому мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ, работодателя либо его должностных лиц невозможно (смотрите постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2020 по делу N 16-289/2020).
На основании п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно п. 1 Порядка ведения и хранения справки взамен военного билета, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета" справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Поскольку работник не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, полагаем, что ему может быть выдана только справка взамен военного билета. Выдача военного билета в такой ситуации законодательством не предусмотрена (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 31 июля 2017 г. по делу N 2а-1832/2017, решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми Пермского края от 19 марта 2018 г. по делу N 2а-656/2018).
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 53-ФЗ в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных Законом N 53-ФЗ, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Административная ответственность в области воинского учета в отношении граждан предусмотрена ст. 21.5 КоАП РФ "Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету", а также ст. 21.6 КоАП РФ "Уклонение от медицинского обследования".
Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 328 УК РФ).
Призыв на военную службу определяется в п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ и включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Исходя из положений Закона N 53-ФЗ, призыв на военную службу - это не одномоментный акт, в частности, принятие призывной комиссией решения о призыве. Он представляет собой процесс, то есть комплекс последовательно проводимых мероприятий, направленных на комплектование военной организации государства. Уклонение от призыва на военную службу выражается в умышленном невыполнении призывником всех или отдельных обязанностей по призыву на военную службу с целью избежать ее прохождения. В связи с этим уклонение от призыва на военную службу возможно как до, так и после принятия призывной комиссией в отношении гражданина решения о призыве на военную службу.
Поэтому уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы. При этом уголовная ответственность наступает в случае, если призывник таким образом намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву. Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины и другие обстоятельства.
Кроме того, по каждому делу об уклонении от призыва на военную службу суды должны выяснять, имеются ли предусмотренные ст. 23 и 24 Закона N 53-ФЗ основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на военную службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления (пп. 3, 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы").
Таким образом, состав уклонения будет иметь место только в том случае, если лицо не имело законных оснований для освобождения от военной службы. Если в соответствии с законом имелись основания в том числе для отсрочки от призыва на военную службу, то состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 328 УК РФ, отсутствует. Отметим также, что для квалификации преступления по ч. 1 ст. 328 УК РФ в действиях виновного лица в обязательном порядке должен иметь место признак неоднократности, в отсутствие которого привлечение к уголовной ответственности недопустимо (п. 2 раздела "Вопросы квалификации" Обзора судебной практики Челябинского областного суда за третий квартал 2012 года, утвержденного президиумом Челябинского областного суда 23 января 2013 г.*(1)
Следовательно, полагаем, что в рассматриваемой ситуации работодателю целесообразно сообщить работнику о необходимости исполнения им обязанностей по воинскому учёту и об ответственности за их неисполнение, а также проинформировать военный комиссариат по форме, приведенной в приложении N 9 к Методическим рекомендациям (поскольку иной утвержденной для данной ситуации формы не предусмотрено). При этом, как было отмечено ранее, к административной ответственности за несвоевременное сообщение в военный комиссариат сведений о приеме такого сотрудника на работу работодатель привлечен не будет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Ответ прошел контроль качества

30 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Полагаем, что сам по себе тот факт, что работник уклонялся от исполнения воинской обязанности, поскольку участвовал во всероссийских соревнованиях, не может служить самостоятельным основанием для освобождения от ответственности. При возникновении спора окончательное решение может принять только суд с учетом всех обстоятельств дела.