Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право В штат института, имеющего статус федерального государственного бюджетного учреждения науки, в 2016 году была введена должность научного руководителя института. Размер оклада по указанной должности был установлен в соответствии с пунктами 2.1-2.4 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, на основе требований к профессиональной подготовке, уровню квалификации, с учетом сложности и объема выполняемой работы. Вправе ли директор института, руководствуясь п. 3 указанного выше Положения, изменить установленный ранее оклад по должности научного руководителя института?

В штат института, имеющего статус федерального государственного бюджетного учреждения науки, в 2016 году была введена должность научного руководителя института. Размер оклада по указанной должности был установлен в соответствии с пунктами 2.1-2.4 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, на основе требований к профессиональной подготовке, уровню квалификации, с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Вправе ли директор института, руководствуясь п. 3 указанного выше Положения, изменить установленный ранее оклад по должности научного руководителя института?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Директор вправе изменить оклад по должности научного руководителя института.

Обоснование вывода:
В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (которые в силу ст. 135 ТК РФ включают в себя в том числе и размеры окладов) работников федеральных государственных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей (часть пятая ст. 144 ТК РФ).
В силу п. 3 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее - Положение N 583), размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем федерального учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Согласно п. 2.1 Положения N 583 системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и федеральными учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и (или) автономные учреждения. Указанные примерные положения носят для федеральных бюджетных и автономных учреждений рекомендательный характер.
Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки РФ, по виду экономической деятельности "Научные исследования и разработки" утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 29.09.2008 N 271. Согласно п. 7.4 Примерного положения учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами. Согласно п. 7.6 Примерного положения размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения по квалификационным уровням ПКГ на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы, путем умножения минимального размера оклада (ставки) по соответствующей ПКГ на величину повышающего коэффициента по соответствующему квалификационному уровню ПКГ.
Согласно п. 12 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол N 13, в положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).
Действительно, ни в одной из процитированных форм формально не говорится о праве руководителя учреждения изменять установленный размер оклада - лишь о праве его устанавливать. Вместе с тем по смыслу приведенных положений к сфере дискреции учреждения и его руководителя относится как таковое регулирование системы оплаты труда в учреждении с учетом установленных на нормативном уровне требований. Изменение размеров окладов является неотъемлемым элементом такого регулирования. Поэтому полагаем, что, обладая полномочиями по установлению размеров окладов, руководитель учреждения наделен и правом по их изменению.
При этом если изменение оклада по должности повлечет за собой изменение условий трудовых договоров работников, работодателю необходимо учитывать требования ст. 72, 74 ТК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

Ответ прошел контроль качества

22 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.