Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Локальный нормативный акт организации, регулирующий вопросы оплаты проезда в отпуск, не устанавливает прямой обязанности сотрудников заблаговременно (при формировании графика отпусков) информировать работодателя о своем намерении воспользоваться правом на оплату проезда, однако эта информация отражается в графике отпусков. Работник не стоял в графике на оплату проезда в 2020 году, проезд в отпуск в 2020 году не использовал. Период использования проезда в отпуск - с 12.08.2019 по 11.08.2021 и следующий - с 12.08.2021 по 11.08.2023. В графике на 2021 год указан отпуск на июнь-июль и сентябрь-октябрь. Проезд работник планирует использовать в сентябре-октябре 2021 года. Сотруднику объяснили, что проезд в отпуск будет в таком случае закрываться 2023 годом. На это работник требует оплатить проезд в сентябре-октябре 2021 года, но закрыть его 2021 годом, при этом ссылается на указанное постановление и на то, что право проезда должно ограничиваться не двухлетием, а концом 2021 года, то есть 31.12.2021. Работодатель считает, что в данном случае постановление Правительства от 19.06.2020 N 887 на данного сотрудника не распространяется, так как он не планировал использовать проезд в 2020 году. Прав ли работник в данной ситуации?

Локальный нормативный акт организации, регулирующий вопросы оплаты проезда в отпуск, не устанавливает прямой обязанности сотрудников заблаговременно (при формировании графика отпусков) информировать работодателя о своем намерении воспользоваться правом на оплату проезда, однако эта информация отражается в графике отпусков.
Работник не стоял в графике на оплату проезда в 2020 году, проезд в отпуск в 2020 году не использовал. Период использования проезда в отпуск - с 12.08.2019 по 11.08.2021 и следующий - с 12.08.2021 по 11.08.2023. В графике на 2021 год указан отпуск на июнь-июль и сентябрь-октябрь. Проезд работник планирует использовать в сентябре-октябре 2021 года. Сотруднику объяснили, что проезд в отпуск будет в таком случае закрываться 2023 годом. На это работник требует оплатить проезд в сентябре-октябре 2021 года, но закрыть его 2021 годом, при этом ссылается на указанное постановление и на то, что право проезда должно ограничиваться не двухлетием, а концом 2021 года, то есть 31.12.2021. Работодатель считает, что в данном случае постановление Правительства от 19.06.2020 N 887 на данного сотрудника не распространяется, так как он не планировал использовать проезд в 2020 году.
Прав ли работник в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работник может воспользоваться правом на оплату проезда в отпуск за 2019-2021 годы в сентябре 2021 года.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью первой ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (часть восьмая ст. 325 ТК РФ).
Согласно п. 2 Особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 и 2021 годах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 887, лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и имеющие право в соответствии со ст. 325 ТК РФ на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно (далее - компенсация расходов), но не воспользовавшиеся таким правом в 2020 году в связи с осуществляемыми в 2020 году ограничительными мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (далее - ограничительные меры), могут реализовать это право в 2021 году. Если указанный период, за который работнику предоставляется право на компенсацию расходов, заканчивается в 2020 году и он его не использовал, право на компенсацию расходов в 2021-2022 годах реализуется в 2022 году.
При этом указанными Особенностями не установлен порядок отнесения работников к категории лиц, которые не смогли воспользоваться правом на оплату проезда в отпуск именно из-за ограничительных мер в связи с коронавирусом, а также не предусмотрена обязанность сотрудников каким-либо образом доказывать (подтверждать) причины, по которым они таким правом в 2020 году не воспользовались.
Поэтому полагаем, что любой сотрудник, у которого в 2020 году был запланирован отпуск на период после введения ограничительных мер в части передвижения на территории РФ и за ее пределами и который не использовал право на компенсацию проезда в данный отпуск, может реализовать данное право в 2021 году. Тот факт, что в рассматриваемой ситуации работодатель не был заранее проинформирован сотрудником о его желании воспользоваться данным правом в 2020 году (и, соответственно, не включил указание на это в график отпусков в соответствии с принятыми в организации правилами его составления), не имеет правового значения для отнесения работника к категории лиц, которые не смогли реализовать указанное право в 2020 году из-за введенных государственных ограничений на передвижение.
Поскольку Особенности не предусматривают ограничения в части конкретного периода 2021 года, в течение которого сотрудники вправе воспользоваться компенсацией, представляется, что такое использование возможно в том числе и за пределами двухлетнего периода действия права на оплату проезда отдельного сотрудника, но непременно в 2021 году. Соответственно, работник с периодом 12.08.2019-11.08.2021 может, по нашему мнению, воспользоваться правом на оплату проезда в отпуск за этот период в том числе и в сентябре 2021 года.
Обращаем внимание, что изложенное является нашим экспертным мнением. Для получения официальных разъяснений рекомендуем обратиться с официальным запросом в Правительство РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Ответ прошел контроль качества

1 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.