Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Работодатель расположен в городе Москве. Работник получил статус инвалида с рабочей группой, но желает работать на условиях неполного рабочего времени (0,25 ставки). Может ли работодатель учитывать работника как работающего на квотируемом рабочем месте?

Работодатель расположен в городе Москве. Работник получил статус инвалида с рабочей группой, но желает работать на условиях неполного рабочего времени (0,25 ставки).
Может ли работодатель учитывать работника как работающего на квотируемом рабочем месте?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Учитывать указанного в вопросе сотрудника как работающего на квотируемом рабочем месте не следует.

Обоснование позиции:
Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон N 90) (ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), ч. 1 ст. 3 Закона N 90)*(1).
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 90 работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики*(2).
До 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, работодатели представляют в центр занятости ежеквартально сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи (ч. 4 ст. 4 Закона N 90, п. 2.9 Положения о квотировании рабочих мест в г. Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП). Сведения предоставляются по форме, утвержденной Приложением 1 к приказу Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 14.12.2017 N 1532, в которых, среди прочего, работодателем указывается число граждан, которых работодателю необходимо трудоустроить в счет установленной квоты, а также число сотрудников, работающих на квотируемых рабочих местах (п.п. 6, 8 Указаний по заполнению формы..., утвержденных названным приказом)*(3).
При этом положениями Закона N 181-ФЗ и Закона N 90 не установлено каких-либо дополнительных требований к трудовым договорам, заключаемым работодателем с работниками по квотируемым рабочим местам, кроме требования о действии таких договоров не менее 15 дней в соответствующем месяце (пп. 1 ч. 3 ст. 2 Закона N 90). При этом, как следует из сведений Формы, работа трудоустраиваемого инвалида может быть в том числе и работой по совместительству, продолжительность которой в силу ст. 284 ТК РФ ограничена и не может выполняться на полную ставку (смотрите раздел "Характер работы").
Между тем согласно п. 33 Методических рекомендаций по вопросам исполнения работодателями города Москвы требований законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи внешний совместитель, относящийся к квотируемой категории, не может быть трудоустроен в счет установленной квоты*(4). Анализ судебной практики также показывает, что установление инвалидам при приеме на работу неполного рабочего времени с оплатой труда пропорционально отработанному времени либо прием на работу на условиях совместительства свидетельствует о невыполнении работодателем квоты для приема на работу инвалидов. Суды указывают, что интерес законодателя в определении квот рабочих мест для инвалидов заключается в том, чтобы обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности в реализации трудовых прав. Равные права заключаются в предоставлении рабочих мест именно на полный рабочий день (смотрите, например, определение Московского городского суда от 04.03.2015 N 33-6951/15, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 N 09АП-36837/13, определение Иркутского областного суда от 23.04.2013 N 33-3251/2013).
Учитывая названное, по нашему мнению, можно прийти к выводу, что для выполнения установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию (выделению) квотируемых рабочих мест работодатель должен обеспечить трудоустройство инвалидов именно на полный рабочий день. Соответственно, в рассматриваемой ситуации учитывать указанного в вопросе сотрудника как работающего на квотируемом рабочем месте не следует.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

24 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников (ст. 21 Закона N 181-ФЗ). Однако законодательство г. Москвы не устанавливает квоту для приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек (смотрите Закон N 90).
*(2) С 01.01.2020 действует Приказ Федеральной службы государственной статистики от 27.11.2019 N 711 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".
*(3) Приказ Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 14.12.2017 N 1532 "Об утверждении формы региональной статистической отчетности в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи".
*(4) Отметим, что нормативно-правовыми актами может быть прямо предусмотрено, что квота для инвалидов устанавливается в процентах от среднесписочной численности работников без учета численности лиц, работающих по совместительству ((смотрите, например, п. 1 ст. 4 Закона Красноярского края от 29.01.2004 N 9-1712 "О квотировании рабочих мест для инвалидов"). Однако Закон N 90 подобного положения не содержит.