Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право В 2015 году проведена СОУТ только в отношении отдельных рабочих мест, которым был установлен 2 класс условий труда. Составлены карты специальной оценки условий труда в отношении работников со 2 классом условий труда. На остальных офисных работников отдельная карта не создавалась. СОУТ в отношении данных рабочих мест в организации не проводилась. Декларация соответствия условий труда была подана в государственную инспекцию труда, внесена в реестр. Нужно ли подавать уточненную декларацию в связи с изменением законодательства после проведения СОУТ? Нужно ли составлять карты специальной оценки условий труда на остальных работников?

В 2015 году проведена СОУТ только в отношении отдельных рабочих мест, которым был установлен 2 класс условий труда. Составлены карты специальной оценки условий труда в отношении работников со 2 классом условий труда. На остальных офисных работников отдельная карта не создавалась. СОУТ в отношении данных рабочих мест в организации не проводилась. Декларация соответствия условий труда была подана в государственную инспекцию труда, внесена в реестр.
Нужно ли подавать уточненную декларацию в связи с изменением законодательства после проведения СОУТ? Нужно ли составлять карты специальной оценки условий труда на остальных работников?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда подается после первоначального проведения специальной оценки условий труда. Если в период действия декларации не случились: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание работника, либо трудовой инспекцией выявлены нарушения требований охраны труда, срок ее действия считается продленным на следующие пять лет.
В отношении офисных работников необходимо провести СОУТ, и, если условия труда будут признаны оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2), необходимо подать декларацию не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Обоснование вывода:
Одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ ) (ст. 212 ТК РФ).
Согласно части первой ст. 11 Закона N 426-ФЗ по результатам СОУТ в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации*(1) не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части шестой ст. 10 Закона N 426-ФЗ, работодателю необходимо подать декларацию в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения (смотрите ответ 1 с информационного портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ")).
Отметим, что декларирование предусмотрено законодателем с целью снижения затрат на СОУТ для работодателей, обеспечивающих безопасные условия труда на своих рабочих местах. Декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (часть четвертая ст. 11 Закона N 426-ФЗ).
Если в период действия декларации не случились указанные в части пятой ст. 11 Закона N 426-ФЗ обстоятельства (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание работника, либо трудовой инспекцией выявлены нарушения требований охраны труда), срок ее действия в соответствии частью седьмой ст. 11 Закона N 426-ФЗ считается продленным на следующие пять лет. То есть автоматическое продление срока действия декларации на пять лет означает, что в таком случае работодателю не нужно проводить очередную СОУТ в отношении задекларированных рабочих мест (смотрите информацию Минтруда России от 29.10.2014, ответ 2 с информационного портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Подача декларации соответствия условий труда предусмотрена только в случае проведения специальной оценки условий труда. Вследствие внесения изменений в Закон о специальной оценке труда на основании ст. 3 Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ в отношении рабочих мест, условия труда на которых по состоянию на 01.05.2016 по результатам исследований (испытаний) и измерений признаны оптимальными или допустимыми (кроме рабочих мест, указанных в части шестой ст. 10 Закона N 426-ФЗ), работодатель должен подать уточненную декларацию, включив в нее данные рабочие места. Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда установлены приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (далее - Порядок). Форма уточненной декларации законодательством не утверждена. (смотрите ответ 3, ответ 4, ответ 5 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ")
Сроки подачи уточненной декларации в вышеназванном законе не установлен, однако, по мнению Роструда, она должна быть подана в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета (смотрите ответ 6, ответ 7, ответ 8 с информационного портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ")
Поскольку специальная оценка условий труда должна проводиться в отношении условий труда всех работников, работающих в организации, за исключением надомников и дистанционных работников, необходимо в кратчайшие сроки провести СОУТ для офисных работников (смотрите письмо Федеральной службы по труду и занятости от 20.11.2015 N 2628-6-1, ответ 9, ответ 10 с информационного портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ")
В силу пункта 3 части первой статьи 15 Закона N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда: карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах.
Согласно п. 5 Порядка декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.
За нарушения порядка проведения СОУТ предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью второй ст. 5.27.1 и частью пятой ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Добрикова Е. Специальная оценка условий труда в 13 шагов: к проведению готовы! (ГАРАНТ.РУ, 20 октября 2017 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Ответ прошел контроль качества

25 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с частью первой ст. 10 Закона N 426-ФЗ под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов установлена Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной в силу части третьей ст. 8 Закона N 426-ФЗ приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н (далее - Методика, Приказ N 33н).
Пунктом 6 Методики установлено, что имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором (Приложение N 2 к Приказу N 33н). Все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном главой III Методики.
В случае если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся (п. 8 Методики).