Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Норма часов учебной (преподавательской) работы устанавливается в астрономических часах и включает в себя занятие и перемену (динамическую паузу). Преподавателями дополнительного образования (индивидуальные занятия по фортепиано, скрипке и т.д.) график занятий составляется самостоятельно. Будет ли нарушением утвердить в коллективном договоре учебную (преподавательскую) нагрузку и график занятий для данной категории работников исходя из продолжительности занятий 45 минут и исключить при этом перемены (динамические паузы)?

Норма часов учебной (преподавательской) работы устанавливается в астрономических часах и включает в себя занятие и перемену (динамическую паузу). Преподавателями дополнительного образования (индивидуальные занятия по фортепиано, скрипке и т.д.) график занятий составляется самостоятельно. Будет ли нарушением утвердить в коллективном договоре учебную (преподавательскую) нагрузку и график занятий для данной категории работников исходя из продолжительности занятий 45 минут и исключить при этом перемены (динамические паузы)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, указанное в вопросе условие включить в коллективный договор нельзя, а если оно будет включено, то применяться не должно.

Обоснование позиции:
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 333 ТК РФ). Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, а также Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 N 1601 (далее - Приказ N 1601).
Педагогам дополнительного образования устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы. Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее - норма часов учебной (преподавательской) работы). Нормы часов учебной (преподавательской) работы устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу (п.п. 2, 2.1, 2.8, 2.8.1 Приказ N 1601).
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников устанавливают правила регулирования режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников, замещающих должности, поименованные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 (п. 1.1 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 N 536 (далее - Приказ N 536)). Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, Приказ N 536 (п. 1.2 Приказа N 536).
Нормируемая часть педагогической работы включает проводимые учебные занятия и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, в том числе "динамическую паузу" (большую перемену)*(1). Конкретная продолжительность занятий, в том числе возможность проведения спаренных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным нормативным актом организации с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п. 2.2 Приказа N 536).
Требования к организации образовательного процесса в образовательных организациях дополнительного образования детей приведены в СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41. Однако в указанном документе продолжительность перерыва (не менее 10 мин) рекомендована только после 30-45 минутных теоретических занятий (смотрите п. 8.5). Положений, прямо устанавливающих порядок чередования индивидуальных занятий и перерывов между ними, а также продолжительность последних в СанПиНе 2.4.4.3172-14 не содержится. Однако это, по нашему мнению, не означает, что расписание педагогов может не предусматривать перерывы между занятиями.
В силу п. 2.2 нормированная часть работы педагога включает как сами занятия независимо от их продолжительности, так и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся. Из Приказа 1601 и Приказа 536 следует, что норма часов учебной нагрузки (18 ч.) устанавливается именно в астрономических часах, а перемены входят в рабочее время педагогов. Полагаем, что перерывы должны чередоваться с учебными занятиями и не могут быть объединены и перенесены на конец рабочего дня, также невозможно увеличение на продолжительность перемен количества учебных занятий на ставку.
В силу ст. 50 ТК РФ условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, недействительны и не подлежат применению. Полагаем, что условие о том, что учебная (преподавательская) нагрузка и график занятий для данной категории работников устанавливаются исходя из продолжительности занятий 45 минут и в это время не будут включены перемены, может трактоваться как ухудшающее положение работников, потому что лишает их права на время, которое хоть и включается в рабочее, может проводиться ими по своему усмотрению. Кроме того, это прямо противоречит понятию нормированной части рабочего времени педагогического работника.
Обращаем внимание на то, что указанная позиция по вопросу является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов. К сожалению, нам не удалось обнаружить примеров из судебной практики или разъяснений компетентных органов по рассматриваемому вопросу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

18 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся (п. 3.1 Приказа N 536).