Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право В каких случаях прием на работу бывшего государственного или муниципального служащего необходимо согласовать со специальной комиссией? Куда необходимо обратиться за получением специального согласия? Каким документом подтверждается согласие специальной комиссии на заключение трудового договора? В каком составе заседание комиссии является правомочным?

В каких случаях прием на работу бывшего государственного или муниципального служащего необходимо согласовать со специальной комиссией?
Куда необходимо обратиться за получением специального согласия? Каким документом подтверждается согласие специальной комиссии на заключение трудового договора? В каком составе заседание комиссии является правомочным?

Для граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ (далее - бывшие государственные и муниципальные служащие), статьей 64.1 ТК РФ и статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) предусмотрены особенности приема на работу.
Если бывший государственный или муниципальный служащий в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы устраивается на работу в организацию, отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления которой входили в его должностные (служебные) обязанности, то заключение трудового договора между таким гражданином и указанной организацией возможно только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, часть первая ст. 64.1 ТК РФ).
Из указанных положений законодательства, а также из Разъяснений..., приведенных в письме Минтруда России от 22.06.2012 N 17-1/10/1-248 (далее - Разъяснения Минтруда), п. 4 Методических рекомендаций..., приведенных в письме Минтруда РФ от 04.04.2018 N 18-0/10/В-2355 следует (далее - Методические рекомендации), что получать согласие комиссии необходимо при наличии следующих факторов:
- нахождение должности, которую замещал гражданин, в перечне, установленном нормативными правовыми актами РФ. Соответствующий перечень должностей федеральной государственной службы утвержден Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - Указ N 925). Перечни же должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и должностей муниципальной службы утверждаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответственно (п. 4 Указа N 925);
- осуществление отдельных функций государственного (муниципального) управления в отношении данной организации во время прохождения государственной (муниципальной) службы;
- со дня увольнения гражданина со службы прошло менее двух лет.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации, а также проинформировать гражданина о принятом решении.
Документ, содержащий соответствующее решение комиссии, на основании части второй ст. 65 ТК РФ необходимо рассматривать в качестве обязательного для предъявления при приеме на работу. Вместе с тем, как указано в Разъяснениях Минтруда, принятие решения о необходимости получения согласия комиссии является ответственностью гражданина (бывшего служащего). Гражданин в целях принятия такого решения должен самостоятельно оценить, входило ли в его должностные (служебные) обязанности осуществление отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации, в которую он планирует устраиваться на работу. Поэтому, полагаем, работодатель не вправе требовать от бывшего служащего, поступающего к нему на работу, предоставления документа, подтверждающего факт согласия комиссии на заключение трудового договора, поскольку организация в любом случае не в состоянии сама оценить необходимость наличия такого документа. Если обнаружится нарушение бывшим служащим требований ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, трудовой договор с ним подлежит прекращению по п. 11 части первой ст. 77 ТК РФ.
Из положений п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 28.11.2017 N 46 следует, что объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы.
Что же касается рассматриваемых в вопросе ограничений и обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, то они налагаются на бывшего государственного (муниципального) служащего, и их несоблюдение не может являться основанием привлечения работодателя бывшего государственного (муниципального) служащего к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ (смотрите абзац четвертый п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 28.11.2017 N 46).
Порядок обращения гражданина за получением согласия соответствующей комиссии регламентирован такими документами, как Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Положение о комиссиях), утвержденное указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821, далее - Указ N 821 (смотрите справку о таких комиссиях). Пунктом 8 данного Указа N 821 предусмотрено, что органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется в 2-месячный срок разработать и утвердить соответствующие положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов государственных гражданских служащих субъектов РФ и муниципальных служащих, руководствуясь Указом N 821 при разработке таких положений.
В свою очередь, в целях формирования единообразной практики применения ст. 12 Закона N 273-ФЗ Минтрудом РФ разработаны также Методические рекомендации, которые распространяются на граждан, замещавших должности как государственной, так и муниципальной службы.
Как правило, заседание таких комиссий считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии (смотрите, например, п. 14 Положения о комиссиях, п. 11 Порядка формирования и деятельности комиссии территориального органа Федерального агентства по недропользованию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.08.2018 N 355).
Согласие на замещение должности подтверждается выпиской из решения комиссии (смотрите, например, п. 39 Методических рекомендаций).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

11 января 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.