Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Возможен ли прием на работу в государственное бюджетное учреждение здравоохранения субъекта РФ родственников заместителя руководителя учреждения на должности, находящиеся, в том числе, в его прямом подчинении? Есть ли в законодательстве нормы, устанавливающие запрет на совместную работу родственников в таком бюджетном учреждении?

Возможен ли прием на работу в государственное бюджетное учреждение здравоохранения субъекта РФ родственников заместителя руководителя учреждения на должности, находящиеся, в том числе, в его прямом подчинении? Есть ли в законодательстве нормы, устанавливающие запрет на совместную работу родственников в таком бюджетном учреждении?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Прием на работу в государственное бюджетное учреждение здравоохранения субъекта РФ родственников заместителя руководителя учреждения на должности, в том числе находящиеся в его прямом подчинении, возможен. В законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие запрет на совместную работу родственников в таком бюджетном учреждении.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 3 ТК РФ какие-либо ограничения в трудовых правах и свободах или преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, в том числе в зависимости от семейного положения, могут быть квалифицированы как незаконная дискриминация, за исключением тех случаев, когда различия, исключения, предпочтения, а также ограничение прав работников определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
В некоторых случаях законодательством установлен ряд ограничений в отношении совместной работы лиц, состоящих в родстве или свойстве. Так, гражданин не может быть принят на гражданскую (муниципальную) службу, а гражданский (муниципальный) служащий не может находиться на гражданской (муниципальной) службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским (муниципальным) служащим, если замещение такой должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"). На работников государственных учреждений субъекта РФ, не являющихся государственными либо муниципальными служащими, эти нормы не распространяются.
Помимо этого, часть первая ст. 349.2 ТК РФ распространяет определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Во исполнение названной нормы Правительством РФ принято постановление от 05.07.2013 N 568, устанавливающее категории работников, которые не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства с работником соответствующего фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Однако в связи с тем, что названные ограничения распространяются только на строго определенные категории работников различных фондов, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий (федеральных казенных предприятий), а работодателем в изложенной ситуации является государственное бюджетное учреждение здравоохранения субъекта РФ, полагаем, что в отношении работников такого учреждения они не действуют.
Отдельной нормы, ограничивающей совместную работу в таких государственных учреждениях родственников, в том числе при условии подчинения одного из этих лиц другому, трудовое законодательство не содержит*(1). Об отсутствии запрета на совместную работу родственников смотрите также решения Арбитражного суда Кировской области от 12.07.2013 по делу N А28-1786/2013, Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2011 по делу N А29-9015/2010, Арбитражного суда Томской области от 25.12.2012 по делу N А67-6349/2012, Арбитражного суда Тульской области от 13.06.2012 по делу N А68-799/2012.
Таким образом, лица, состоящие в родстве, могут занимать в государственном бюджетном учреждении здравоохранения субъекта РФ любые должности без каких-либо ограничений, в том числе, при условии прямого подчинения одного из этих лиц другому. Аналогичного мнения придерживаются и специалисты Роструда (вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, вопрос 4, вопрос 5, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Соответственно, работа лиц, состоящих в родстве, в государственном бюджетном учреждении здравоохранения субъекта РФ законодательству не противоречит.
В заключение отметим, что бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, а согласно ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", если заместитель руководителя некоммерческой организации состоит в близких родственных отношениях с гражданином, в отношении которого организация совершает те или иные действия (например, повышает заработную плату), предполагаются заинтересованность и, соответственно, конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации. Поэтому, если заместитель руководителя государственного бюджетного учреждения не будет совершать в отношении работающих в учреждении своих родственников те или иные действия, приводящие к конфликту интересов заинтересованных лиц (повышать ему одному заработную плату, выплачивать одному ему премии и пр.), возникновение конфликта интересов представляется маловероятным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

19 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ранее ст. 20 Кодекса законов о труде РФ, действовавшего до вступления в силу Трудового кодекса РФ, был установлен запрет на совместную службу на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Однако Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу 1 февраля 2002 года, ограничений на совместную работу родственников не устанавливает.