Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Организация принимает водителей на автомобили грузоподъемностью более трех тонн. В организации действует аттестация рабочих мест в отношении уже имевшихся рабочих мест (старых грузовых автомобилей). В связи с созданием нового производственного подразделения организацией взяты в аренду новые грузовые автомобили, в отношении которых специальная оценка условий труда еще не проведена. Наименование должностей и трудовая функция водителей, работающих на вновь созданных и старых рабочих местах, аналогичны, технологических изменений в организации не осуществлялось. По коллективному договору предусмотрен дополнительный отпуск за вредные условия труда, подтвержденные специальной оценкой условий труда и аттестацией. Нужно ли предоставлять дополнительный отпуск в соответствии с п. 200 Списка водителям автомобилей грузоподъемностью более 3 тонн, или дополнительный отпуск предоставлять только после специальной оценки условий труда?

Организация принимает водителей на автомобили грузоподъемностью более трех тонн.
В организации действует аттестация рабочих мест в отношении уже имевшихся рабочих мест (старых грузовых автомобилей). В связи с созданием нового производственного подразделения организацией взяты в аренду новые грузовые автомобили, в отношении которых специальная оценка условий труда еще не проведена. Наименование должностей и трудовая функция водителей, работающих на вновь созданных и старых рабочих местах, аналогичны, технологических изменений в организации не осуществлялось. По коллективному договору предусмотрен дополнительный отпуск за вредные условия труда, подтвержденные специальной оценкой условий труда и аттестацией.
Нужно ли предоставлять дополнительный отпуск в соответствии с п. 200 Списка водителям автомобилей грузоподъемностью более 3 тонн, или дополнительный отпуск предоставлять только после специальной оценки условий труда?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время применение Списка не является обязательным. Дополнительный отпуск работникам за работу во вредных условиях труда работодатель обязан предоставить после проведения специальной оценки условий труда на вновь созданных рабочих местах. Работодатель имеет право предоставлять такой отпуск и до получения результатов спецоценки, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Обоснование вывода:
Для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, в том числе в виде ежегодного дополнительного отпуска, применяются результаты проведения специальной оценки условий труда (далее также - СОУТ) либо результаты проведенной до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда (до истечения срока действия таких результатов) (ст. 7, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ)).
Упомянутый в вопросе Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (далее - Список), работодатели использовали до 1 января 2014 года в связи с тем, что прежняя редакция ТК РФ не устанавливала минимальной продолжительности отпуска за вредность. В силу части второй ст. 117 ТК РФ таким правом было наделено Правительство РФ, которое, в свою очередь, установило минимум в 7 календарных дней и поручило Минздравсоцразвития России принять нормативный правовой акт с минимальной продолжительностью дополнительного отпуска, зависящей от класса условий труда (постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870). Это указание Правительства РФ так и не было выполнено, в связи с чем работодатели должны были руководствоваться Списком в случаях, когда им предусматривалась большая продолжительность отпуска, чем 7 календарных дней (определение Верховного Суда РФ от 28.03.2013 N АПЛ13-102).
Новая редакция ст. 117 ТК РФ устанавливает, что минимальная продолжительность дополнительного отпуска за вредность составляет 7 календарных дней. При этом не подразумевается существование какого-либо подзаконного нормативного правового акта, который закреплял бы дифференцированные размеры минимальной продолжительности отпуска в зависимости от степени вредности и (или) опасности условий труда. Таким образом, в настоящий момент из трудового законодательства не вытекает обязанность работодателей применять положения Списка.
Частью 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до 01.01.2014 была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Такие обстоятельства перечислены в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ. К ним относится в том числе ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Понятия "ввод в эксплуатацию" и "вновь организованные рабочие места" законодательство, устанавливающее порядок проведения специальной оценки условий труда, не раскрывает. Вместе с тем рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя, а условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (часть вторая, часть шестая ст. 209 ТК РФ). По нашему мнению, в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ речь идет о новых, фактически ранее не существовавших в организации рабочих местах. Так, об организации рабочего места может свидетельствовать включение в штатное расписание новой должности или штатной единицы (смотрите, например, п. 9 Бюллетеня судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда (II квартал 2014 года)). Конкретный день ввода в эксплуатацию рабочего места может определяться по результатам сопоставления сведений, содержащихся во внутренних документах: в актах приемки рабочего места, утверждения технической документации, в технических инструкциях, должностных или рабочих инструкциях, в соответствующих приказах (распоряжениях) работодателя о введении вновь организованного рабочего места в эксплуатацию, в штатном расписании и в иных локальных нормативных актах.
В рассматриваемой ситуации, как мы поняли из вопроса, в организации вводятся новые штатные единицы, то есть создаются новые рабочие места. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ в течение двенадцати месяцев со дня введения новых рабочих мест в эксплуатацию в отношении них должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда. Таким образом, работодатель вправе провести СОУТ в отношении вновь созданных рабочих мест как сразу после ввода их в эксплуатацию, так и в течение установленного ч. 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ годичного срока.
Также отметим, что согласно ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ вновь организованные рабочие места комиссией по проведению СОУТ, созданной в организации в соответствии со ст. 9 Закона N 426-ФЗ, могут быть признаны аналогичными. Такими рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ при выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводится в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Из указанных норм следует, что внеплановая СОУТ не проводится, если новые рабочие места являются аналогичными тем рабочим местам, в отношении которых уже проведена СОУТ*(1). При этом законодательство не содержит норм, позволяющих признать вновь созданное рабочее место аналогичным рабочему месту, в отношении которого СОУТ не была проведена или проведена аттестация рабочих мест. Поскольку в Вашей организации специальная оценка условий труда рабочих мест не проводилась, а была проведена аттестация, то признать рабочие места, на которых трудятся вновь принятые водители, аналогичными другим рабочим местам, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест признаны вредными и (или) опасными, в связи с чем им предоставляются соответствующие гарантии и компенсации, по нашему мнению, нельзя.
Соответственно, до проведения специальной оценки труда в отношении вновь созданного рабочего места работодатель не может оценить, имеют ли условия труда на таком месте характер вредных и (или) опасных. Поскольку в отношении указанных в вопросе рабочих мест ни СОУТ, ни аттестация рабочих мест не проводились, оснований для предоставления работникам дополнительного отпуска в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, у работодателя не имеется*(2).
Также отметим, что в абзаце девятом письма Минтруда от 14.07.2016 N 15-1/ООГ-2516 разъяснено, что "работодатель вправе до проведения указанной специальной оценки условий труда в рамках взаимодействия с социальными партнерами и работником определить возможность компенсации вредных (опасных) факторов при их последующем выявлении по результатам специальной оценки условий труда". Мы полагаем, что данное разъяснение предоставляет работодателю право установить в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте, трудовых договорах с работниками условие о том, что при выявлении в последующем по результатам СОУТ факта воздействия на работника вредных и (или) опасных факторов, он обязуется предоставить им гарантии и компенсации, предусмотренные законом, за период с момента введения соответствующего условия и до момента получения результатов спецоценки. Такое условие не противоречит закону, поскольку улучшает положение работников (ст.ст. 8 и 9 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Виноградова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

4 мая 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите ответ специалистов Роструда на Вопрос: В 2015 г. проведена специальная оценка условий труда (СОУТ) на вновь организованном рабочем месте начальника участка по обработке керна, отдела обеспечения экспериментальных исследований опытно-экспериментального центра... (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", январь 2016 г.)).
*(2) Смотрите также разъяснения представителей Роструда на Вопрос: Положены ли работнику, работающему по совместительству в бюджетном учреждении (больница) по должности "оператор копировальных машин", выдача молока, доплата за вредность, дополнительный отпуск при условии, что специальная оценка условий труда на его рабочем месте не проводилась? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.)).