Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Работодатель ведет электронную базу работников, содержит сведения, предусмотренные в карточке по форме N Т-2. После увольнения сотрудника имеет ли право работодатель производить обработку персональных данных работников в автоматизированной системе? Возможно ли хранить документы, содержащие персональные данные работников, в электронной форме в целях выполнения требований законодательства об архивном деле?

Работодатель ведет электронную базу работников, содержит сведения, предусмотренные в карточке по форме N Т-2. После увольнения сотрудника имеет ли право работодатель производить обработку персональных данных работников в автоматизированной системе? Возможно ли хранить документы, содержащие персональные данные работников, в электронной форме в целях выполнения требований законодательства об архивном деле?

Статья 86 ТК РФ предоставляет работодателю право обрабатывать персональные данные работника исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества. Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), является его персональными данными. Под обработкой персональных данных понимаются в том числе хранение и уничтожение персональных данных. Уничтожением персональных данных признаются в том числе действия, в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных может осуществляться только в установленных данной статьей случаях. Одним из таких случаев является получение от субъекта персональных данных согласия на их обработку (п. 1 ч. 1 указанной статьи). Буквальное толкование данной нормы позволяет заключить, что в иных случаях получение согласия на обработку персональных данных не требуется. В частности, п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ допускает обработку персональных данных в случаях, когда такая обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.
Таким образом, если работодатель получает от работника, хранит лишь ту информацию, которая необходима для исполнения трудового договора, получение согласия работника на такие действия не требуется.
Одним из принципов обработки персональных данных является ограничение их обработки достижением конкретных, заранее определенных и законных целей и недопустимость обработки персональных данных, несовместимой с целями их сбора. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (ч.ч. 2, 5 ст. 5 Закона N 152-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. По смыслу разъяснений Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 14.12.2012 "Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве" конкретным и информированным является такое согласие субъекта персональных данных, которое содержит информацию, позволяющую однозначно сделать вывод не только об объеме обрабатываемых персональных данных и способах обработки с указанием действий, совершаемых с персональными данными, но и информацию о целях обработки таких данных.
По общему правилу, установленному ч. 7 ст. 5 Закона N 152-ФЗ, хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 4 ст. 21 Закона N 152-ФЗ в случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных или обеспечить ее прекращение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) и уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение (если обработка персональных данных осуществляется другим лицом, действующим по поручению оператора) в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между оператором и субъектом персональных данных либо если оператор не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных Законом N 152-ФЗ или другими федеральными законами.
Вместе с тем обращаем Ваше внимание на то, что в силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 152-ФЗ действие указанного закона не распространяется на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.
Приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 N 558 (далее - Приказ N 558), принятым во исполнение ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ), определены сроки хранения типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, в том числе кадровых документов, содержащих персональные данные работников. Таким образом, указанные документы должны храниться в соответствии с данными требованиями.
В частности, из п. 658 Перечня типовых управленческих архивных документов [...], утвержденного Приказом N 558, следует, что личные карточки работников подлежат хранению в течение 75 лет. Однако Приказ N 558 не содержит норм, которые регламентировали бы форму хранения указанных карточек.
Вместе с тем из ст. 24 Закона N 125-ФЗ следует, что архивные документы могут предоставляться пользователям в том числе в виде электронных документов.
Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные приказом Министерства культуры РФ от 31.03.2015 N 526, также предусматривают возможность хранения и предоставления архивных документов в электронной форме при соблюдении ряда требований (п.п. 2.30-2.33, 2.39-2.40, 2.47, 3.4, 4.31, 4.34, 5.7 и другие нормы этих Правил).
Таким образом, возможность хранения персональных данных, содержащихся в личной карточке работника формы N Т-2, в виде электронного документа напрямую предусмотрена действующим законодательством.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

3 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.