Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Основной код вида деятельности коммерческой организации по ОКВЭД 2 - 33.12 (ремонт машин и оборудования). Основными специальностями являются электромеханики по лифтам, монтажники электроподъемников и лифтеры. Является ли применение профстандартов обязательным для данной организации? Обязан ли работодатель направлять работников (кроме работников, требования к квалификации которых определены в ст. 195.3 ТК РФ) для подтверждения своей квалификации в специализированные центры оценки квалификации?

Основной код вида деятельности коммерческой организации по ОКВЭД 2 - 33.12 (ремонт машин и оборудования). Основными специальностями являются электромеханики по лифтам, монтажники электроподъемников и лифтеры. Является ли применение профстандартов обязательным для данной организации? Обязан ли работодатель направлять работников (кроме работников, требования к квалификации которых определены в ст. 195.3 ТК РФ) для подтверждения своей квалификации в специализированные центры оценки квалификации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В отношении лифтеров и электромехаников по лифтам применение профессиональных стандартов является обязательным. В отношении монтажников электроподъемников профессиональный стандарт обязателен к применению только в том случае, если данный работник назначен работодателем лицом, ответственным за организацию обслуживания и ремонта объекта либо за организацию эксплуатации объекта.
Работодатель не обязан направлять работников для подтверждения своей квалификации в специализированные центры оценки квалификации, если иное не предусмотрено локальным нормативным актом, действующим в организации.

Обоснование вывода:
1. Согласно части второй ст. 195.1 ТК РФ под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (часть первая ст. 195.1 ТК РФ).
Согласно части первой ст. 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Кроме того, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов (часть вторая ст. 57 ТК РФ).
В остальных случаях характеристики квалификации, содержащиеся в профессиональных стандартах, не являются обязательными для применения работодателями и носят только рекомендательный характер (смотрите п. 6 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253). Они могут применяться работодателями лишь в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (часть вторая ст. 195.3 ТК РФ).
Анализ действующего законодательства показывает, что ТК РФ и другими федеральными законами не установлены ни предоставление компенсаций, ни наличие льгот или ограничений, связанных с осуществлением работы по профессиям "электромеханик по лифтам, "лифтер", "монтажник лифтов".
В то же время, как следует из пп. "и" п. 17 и п. 3 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 N 743, деятельность по монтажу, демонтажу и обслуживанию лифтов, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, должна осуществляться квалифицированным персоналом - то есть физическими лицами, соответствующими квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание объекта и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ. Работодатель обязан назначить из квалифицированного персонала следующие категории работников: лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта; лицо, ответственное за организацию обслуживания и ремонта объекта; электромеханика по лифтам (подъемным платформам для инвалидов), электромеханика эскалатора и пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки); лифтера, оператора эскалатора, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки), оператора подъемной платформы для инвалидов и диспетчера по контролю за работой лифтов.
Как видим, упомянутый нормативный акт прямо устанавливает для работодателя обязанность по применению в отношении лифтеров и электромехаников по лифтам положений профессиональных стандартов. В отношении монтажников электроподъемников профессиональный стандарт обязателен к применению только в том случае, если данный работник назначен работодателем лицом, ответственным за организацию обслуживания и ремонта объекта либо за организацию эксплуатации объекта.
2. Само по себе введение в действие профессиональных стандартов не является основанием для проведения проверки соответствия квалификации работников положениям указанных профстандартов. Необходимость проверки квалификации (аттестации) работников, занимающих определенные должности, устанавливается законодательством или локальными нормативными актами организации, принятыми с учетом мнения представительного органа работников (часть вторая ст. 81 ТК РФ). Такую аттестацию следует провести в сроки, установленные нормами вышеуказанных актов. Также из части второй ст. 81 ТК РФ следует, что единого порядка проведения аттестации работников на соответствие их квалификационным требованиям, в том числе и установленным профессиональными стандартами, законодательством не установлено. Такой порядок определяется нормативными актами, устанавливающими обязательность аттестации тех или иных работников*(1).
В частности, например, законодательством предусмотрена обязательная аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, и одновременно предусмотрен порядок проведения такой аттестации (п. 9 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 30.08.1993 N 876, Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденное приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11).
Кроме того, с 1 января 2017 года предусмотрена возможность проведения независимой оценки квалификации работника на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2, ст. 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее - Закон N 238-ФЗ)). Следует помнить, во-первых, что проведение такой оценки является добровольным и осуществляется либо по инициативе самого работника или лица, претендующего на выполнение определенного вида трудовой деятельности, либо по направлению работодателя (п. 7 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Закона N 238-ФЗ). Соответственно, расходы, связанные с проведением такой оценки, несет то лицо, по чьей инициативе она проводилась. Во-вторых, необходимо иметь в виду, что если законодательством установлен определенный порядок проведения аттестации работников (как, например, в вышеупомянутом случае с работниками организаций, занимающихся перевозками пассажиров и грузов), то независимая оценка квалификации в этом случае проводиться не может (ч. 3 ст. 1 Закона N 238-ФЗ).
Таким образом, организации необходимо установить, предусмотрено ли обязательное проведение оценки квалификации (аттестации) по той или иной должности положениями законодательства и локальными нормативными актами этой организации*(2). Затем работодателю следует определить, установлен ли порядок указанной оценки квалификации (аттестации) законодательством или локальными нормативными актами. При отсутствии такого порядка работодатель вправе направить работника в соответствующую организацию для независимой оценки его квалификации на соответствие требованиям профессионального стандарта или иным требованиям законодательства. Расходы на такую оценку в этом случае будет нести работодатель. Норм, позволяющих работодателю принудить работника самостоятельно (не по направлению работодателя) пройти независимую оценку его квалификации и (или) понести связанные с этим расходы, действующее законодательство не содержит.
В заключение отметим, что независимая оценка квалификации проводится центрами оценки квалификации (ч. 1 ст. 8 Закона N 238-ФЗ), информация о которых содержится в реестре, ведущемся Национальным агентством развития квалификаций (п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 10 Закона N 238-ФЗ). Доступ к данному реестру осуществляется в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч. 4 ст. 10 Закона N 238-ФЗ).
Положением о порядке организации эксплуатации лифтов в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.06.1999 N 158 (далее - Положение N 158), прямо установлена обязанность владельцев лифтов организовать обучение лифтеров и электромехаников по лифтам по соответствующей программе и аттестовать в учебном заведении или в организации, имеющей разрешение органов Госгортехнадзора России на проведение обучения и аттестации. Аттестация должна проводиться квалификационной комиссией учебного заведения (организации), где проводилось обучение. Лицам, прошедшим аттестацию, должно быть выдано соответствующее удостоверение, а владельцу лифтов - копия протокола (п. 2.3 указанного Положения N 158). Дополнительная или внеочередная проверка знаний, назначенная приказом квалификационной комиссии организации, в штате которой числятся проверяемые лица, проводится в перечисленных в п. 2.3 Положения случаях и в объеме требований производственных инструкций по билетам, согласованным с органом Госгортехнадзора России. Однако указанными нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность работодателя по периодическому обучению либо повышению квалификации данных работников.
В настоящее время продолжает действовать Типовая инструкция лифтера по обслуживанию лифтов и оператора диспетчерского пункта РД 10-360-00 (далее - Типовая инструкция), утвержденная постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.05.2000 N 26. Пунктом 1.2 Типовой инструкции предусмотрено, что владелец лифта (лифтов) или предприятия, в штате которого числится лифтер (оператор), на основании Типовой инструкции должен разработать производственную инструкцию с внесением в нее дополнительных требований, учитывающих конкретные условия эксплуатации и требования инструкции по эксплуатации заводов - изготовителей лифтов, имеющихся у владельца, и ввести ее в действие приказом по предприятию. Согласно п. 1.6 Типовой инструкции лифтером и оператором могут назначаться лица не моложе 18 лет, обученные и аттестованные в установленном порядке, имеющие соответствующее удостоверение и квалификационную группу по электробезопасности не ниже второй. Повторную проверку знаний производственной инструкции лифтер и оператор должны периодически проходить в комиссии предприятия или учебного заведения не реже 1 раза в 12 месяцев с оформлением результатов проверки знаний соответствующим протоколом и записью в удостоверении и журнале проверки знаний производственной инструкции. Как видно, в указанном нормативном акте речь идет о периодической проверке знаний в объеме, ограниченном производственной инструкцией, действующей в организации.
Положений об обязанности работодателя по периодическому обучению либо повышению квалификации лифтеров, электромехаников по лифтам, монтажников лифтов действующее законодательство не содержит.
Согласно части второй ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Обязанности работодателей по проведению аттестации лифтеров, электромехаников по лифтам, монтажников лифтов действующими нормативными правовыми актами не установлено. Однако указанное обстоятельство не препятствует работодателю по собственной инициативе разработать и утвердить локальный нормативный акт по вопросам аттестации, позволяющий проводить аттестацию рабочих данных профессий. Порядок его принятия должен соответствовать требованиям действующего трудового законодательства. В таком локальном нормативном акте работодатель определяет, какие категории работников, с какой периодичностью и в каких формах аттестуются на предмет соответствия занимаемой должности, а также порядок формирования и регламент работы аттестационной комиссии (смотрите также решение Свердловского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 12.05.2015 по делу N 2-444/2015). Полагаем, что предусмотренную Типовой инструкцией проверку знаний производственной инструкции, действующей в организации, работодатель вправе проводить в рамках такой аттестации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

6 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Единственным общим требованием является то, что в комиссию по проведению аттестации, которая создается работодателем и может привести к увольнению работника, должен включаться представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (часть третья ст. 82 ТК РФ).
*(2) Отметим, что работодатель, в силу ст. 8 ТК РФ, вправе принимать локальные нормативные акты в организации по своему усмотрению. Однако согласно ст. 81 ТК РФ при разработке акта об обязательной аттестации работников должно быть запрошено и учтено мнение представительного органа работников.