Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Обязан ли работник уведомлять работодателя о получении им инвалидности? Предусмотрена ли для работника ответственность за неуведомление работодателя о получении инвалидности?

Обязан ли работник уведомлять работодателя о получении им инвалидности? Предусмотрена ли для работника ответственность за неуведомление работодателя о получении инвалидности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работник не обязан уведомлять работодателя об установлении ему инвалидности и не может быть привлечен к ответственности за такое неуведомление.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.
В ст. 65 ТК РФ установлен перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора. В данном перечне отсутствует указание на документы, подтверждающие факт присвоения инвалидности. Более того, ст. 65 ТК РФ запрещает требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Обязанности представлять соответствующую информацию (и подтверждающие документы) законодательство также не содержит.
Ни Трудовой кодекс РФ, ни иные федеральные законы не обязывают работников сообщать работодателю о состоянии своего здоровья, информировать работодателя об установлении инвалидности, а также предъявлять ему документы, подтверждающие этот факт, как при приеме на работу, так и в течение периода действия трудового договора. В случаях, когда в соответствии с законом для определенной категории работников является обязательным прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров, освидетельствований (в том числе психиатрических), химико-токсикологических исследований, пред- или послесменных осмотров, предоставление медицинских заключений (ст. 213 ТК РФ, ст. 22 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-I "О государственной тайне" и т.п.), работодатель может узнать о состоянии здоровья сотрудника из результатов этих осмотров и исследований, заключений.
Таким образом, информирование работодателя об установлении инвалидности - это право работника, а не обязанность. За сокрытие от работодателя информации о наличии инвалидности работник не несет ответственности. Полагаем, что работодатель, которому не было известно о факте установления работнику инвалидности в период действия трудового договора, также не несет ответственность за непредставление работнику гарантий, предусмотренных трудовым законодательством. Предпринимать какие-либо действия, в том числе обращаться в какие-либо организации в связи с имеющейся у работодателя неподтвержденной документами информации о сокрытии работником факта присвоения инвалидности, необходимости нет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

18 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.