Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право В государственное пассажирское автотранспортное предприятие был принят на работу автослесарем бывший судебный пристав-исполнитель. Он проработал с июля по сентябрь 2017 года и уволился по собственному желанию. Прокуратура считает, что предприятие должно было уведомить ФССП России о трудоустройстве госслужащего. Права ли прокуратура, ведь предприятие является государственным, госслужащий принимался на должность автослесаря?

В государственное пассажирское автотранспортное предприятие был принят на работу автослесарем бывший судебный пристав-исполнитель. Он проработал с июля по сентябрь 2017 года и уволился по собственному желанию. Прокуратура считает, что предприятие должно было уведомить ФССП России о трудоустройстве госслужащего.
Права ли прокуратура, ведь предприятие является государственным, госслужащий принимался на должность автослесаря?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Новый работодатель, являющийся государственным предприятием, при трудоустройстве бывшего судебного пристава-исполнителя на любую из должностей обязан был уведомить соответствующее подразделение ФССП России.

Обоснование вывода:
Прием на работу граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, после их увольнения со службы имеет некоторые особенности, установленные ст. 64.1 ТК РФ, а также ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ).
Бывшие государственные и муниципальные служащие в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых договоров обязаны сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (часть вторая ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ (часть третья ст. 64.1 ТК РФ, части 1 и 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ)*(1).
В силу части третьей ст. 64.1 ТК РФ указанные выше требования законодательства к порядку заключения трудового договора распространяются на государственных и муниципальных служащих, замещавших должности, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925 гражданин РФ, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III Перечня, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства РФ о государственной тайне.
Перечни конкретных должностей, предусмотренных разделом III указанного выше Перечня, утверждаются руководителями федеральных государственных органов (п. 2 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557). В настоящий момент действует соответствующий перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в ФССП России, утвержденный приказом ФССП России от 15.09.2015 N 437. В данный Перечень входит и судебный пристав-исполнитель структурного подразделения в территориальных органах.
Отметим, что ни ТК РФ, ни Закон N 273-ФЗ не устанавливает перечень категорий должностей и профессий, занятие которых освобождает работника и нового работодателя от исполнения обязанностей, предусмотренных ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Закона N 273-ФЗ. Также отметим, что ТК РФ и Закон N 273-ФЗ не предусматривают исключений из правил, установленных ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Закона N 273-ФЗ, для какой-либо категории работодателей.
Как указано в пп. 3 п. 1 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией, подготовленных Минтрудсоцзащиты РФ (письмо от 11.05.2017 N 18-4/10/П-2943), под новым работодателем, принимающим на работу бывшего государственного (муниципального) служащего, понимается организация (коммерческая или некоммерческая, в том числе государственная корпорация, компания или публично-правовая компания), с которой гражданин планирует заключить, заключает или заключил трудовой или гражданско-правовой договор.
При этом согласно правовой позиции Верховного Суда РФ соответствующая обязанность у работодателя не возникает, если бывший служащий принимается на работу по трудовому договору в государственный (муниципальный) орган либо в государственное (муниципальное) казенное учреждение, поскольку в этом случае исполнение должностных обязанностей не связано с коррупционными рисками и не может повлечь возникновение коллизии публичных и частных интересов (п. 3 Обзора судебной практики по ст. 19.29 КоАП РФ). В постановлении от 12.05.2016 N 45-АД16-5 судья Верховного Суда РФ применил точно такую же логику в отношении государственного бюджетного учреждения, но в указанном Обзоре эта позиция отражения не нашла. Еще одна категория работодателей, которые могут не направлять уведомление о заключении трудового договора с бывшим служащим, названа в постановлении Верховного Суда РФ от 21.04.2017 N 45-АД17-11. Это фонды, созданные субъектами РФ для обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональные операторы). Причина та же: трудоустройство в такие организации не связано с коррупционными рисками и не может повлечь возникновение коллизии публичных и частных интересов.
В отношении государственных предприятий, в которые трудоустраиваются бывшие служащие, такого исключения не сделано.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации новый работодатель, являющийся государственным предприятием, в силу части третьей ст. 64.1 ТК РФ обязан был сообщить в соответствующее подразделение ФССП России о приеме на работу на должность слесаря по ремонту автомобиля лица, менее двух лет назад уволившегося с должности судебного пристава-исполнителя (смотрите, например, постановление Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 82-АД17-6, постановление Московского городского суда от 03.07.2017 N 4а-1713/17).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена


15 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Как следует из приведенных норм, ограничение по сумме вознаграждения имеет место только в случае заключения с бывшим государственным или муниципальным служащим гражданско-правового договора на выполнение работ или оказание услуг. Если с бывшим служащим заключается трудовой договор, то размер заработной платы не имеет значения.