Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Лицом, предоставляющим персонал организации, будет являться частное агентство занятости. Выполнение обязанностей по вождению автопогрузчика не будет являться основной трудовой обязанностью лица, работающего в организации по договору о предоставлении персонала. Каким образом в рассматриваемом случае организация должна соблюдать требования законодательства об охране труда в отношении данного работника? Вправе ли организация закреплять единицу напольного транспорта (автопогрузчик) за лицом, работающим на предприятии по лизингу персонала, то есть не являющимся работником организации?

Лицом, предоставляющим персонал организации, будет являться частное агентство занятости. Выполнение обязанностей по вождению автопогрузчика не будет являться основной трудовой обязанностью лица, работающего в организации по договору о предоставлении персонала. Каким образом в рассматриваемом случае организация должна соблюдать требования законодательства об охране труда в отношении данного работника? Вправе ли организация закреплять единицу напольного транспорта (автопогрузчик) за лицом, работающим на предприятии по лизингу персонала, то есть не являющимся работником организации?

Прежде всего отметим, что юридические лица, являющиеся частными агентствами занятости (далее также - направляющая сторона), вправе на основании договоров о предоставлении труда работников (персонала), заключаемых с физическими или юридическими лицами, временно направлять своих работников с их согласия к указанным физическим или юридическим лицам (далее также - принимающая сторона), которые не являются работодателями данных работников, для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны (п. 1, п. 2 и пп. 1 п. 3 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1)). Аналогичные положения содержатся также в части первой ст. 341.1 ТК РФ.
При этом согласно п. 4 ст. 18.1 Закона N 1032-1 особенности регулирования труда работников, направленных для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), устанавливаются ТК РФ.
Приведенные нормы, а также положения части четвертой ст. 341.2 ТК РФ свидетельствуют, во-первых, о том, что, как это справедливо отмечено в вопросе, направленные частным агентством занятости к принимающей стороне работники продолжают оставаться связанными трудовыми отношениями только с этим агентством и не становятся работниками принимающей стороны, а во-вторых, о том, что трудовая функция указанных работников определяется трудовым договором, заключенным им с частным агентством занятости.
В связи с изложенным, принимая во внимание то, что по общему правилу, установленному ст. 60 ТК РФ, ни работодатель, ни, тем более, какое-либо третье лицо не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, управление погрузчиком принимающей стороны, если оно не является основной трудовой функцией работника, может осуществляться этим работником только при условии, что такая обязанность была прямо предусмотрена его трудовым договором, заключенным с частным агентством занятости. Причем именно данное агентство, в силу ст. 65 ТК РФ, должно перед заключением трудового договора с указанным работником истребовать у него документы, подтверждающие его право на управление автопогрузчиком*(1).
Помимо этого, истребованию частным агентством занятости от работника подлежат документы, подтверждающие прохождение этим работником обязательного психиатрического освидетельствования, полученные им не ранее 5 лет назад, поскольку такое освидетельствование с периодичностью раз в 5 лет необходимо для сотрудников, выполняющих работы, непосредственно связанные с движением транспорта, в том числе и внутризаводского (часть седьмая ст. 213 ТК РФ, Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 N 377, п. 5 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности [...], утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695).
Если же такое освидетельствование работник не проходил, то его прохождение должно организовать частное агентство занятости, поскольку очевидно, что без положительного заключения, выдаваемого по результатам освидетельствования, работник в принципе не может быть направлен к принимающей стороне для выполнения работ, связанных с управлением автопогрузчиком.
По этой же причине именно частное агентство занятости должно обеспечить прохождение указанным работником предварительного (перед заключением трудового договора) медицинского осмотра, необходимого при приеме на работу, предполагающую управление автопогрузчиком (часть первая ст. 213 и часть вторая ст. 328 ТК РФ, п. 27.14 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н), так как по смыслу ст. 18.1 Закона N 1032-1 и ст.ст. 341.1 и 341.2 ТК РФ до заключения частным агентством занятости трудового договора с работником, он не может быть направлен к принимающей стороне*(2).
Относительно же того, кто обязан организовать прохождение этим работником периодических медицинских осмотров и последующего психиатрического освидетельствования, также необходимых в соответствии с вышеприведенными нормами, законодательство не дает однозначного ответа.
С одной стороны, из буквального толкования положений части второй ст. 212 ТК РФ следует, что такая обязанность возлагается непосредственно на работодателя, которым, как это уже отмечалось выше, в отношении работника, направляемого к принимающей стороне, продолжает оставаться частное агентство занятости. С другой стороны, в п. 11 ст. 18.1 Закона N 1032-1 предусмотрено, что обязательным условием для включения в договор о предоставлении труда работников (персонала) является условие о соблюдении принимающей стороной установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
На наш взгляд, при совокупном толковании указанных норм необходимо учитывать то обстоятельство, что обязанность работодателя обеспечивать прохождение работником обязательных медицинских осмотров и освидетельствований является частью комплекса его обязанностей в отношении работника, предусмотренного трудовым законодательством. В свою очередь, трудовое законодательство в части восьмой ст. 341.2 ТК РФ предусматривает возможность закрепления ряда поименованных в этой части прав и обязанностей работодателя за принимающей стороной, при условии, что положения об этом включены в договор о предоставлении труда работников (персонала) и дополнительное соглашение к трудовому договору работника, заключаемое при направлении этого работника к принимающей стороне.
Анализ части восьмой ст. 341.2 ТК РФ показывает, что в ней не содержатся положения, которые предусматривали бы возможность возложения на принимающую сторону обязанности по организации прохождения направленными к ней работниками обязательных периодических медицинских осмотров и психиатрического освидетельствования. Следовательно, можно сделать вывод, что такая обязанность остается закрепленной за работодателем, то есть частным агентством занятости.
Включение в договор о предоставлении труда работников (персонала) условия о соблюдении принимающей стороной обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда не может в этом случае быть истолковано как передача вышеуказанной обязанности принимающей стороне, поскольку по смыслу п. 2 ст. 18.1 Закона N 1032-1 такой договор заключается только между направляющей стороной и принимающей стороной и определяет только их взаимные права и обязанности. Работник же не является стороной указанного договора, поэтому его условия не могут влиять на определение обязанностей работодателя в отношении этого работника.
В связи с изложенным п. 11 ст. 18.1 Закона N 1032-1 должен, по нашему мнению, толковаться в том смысле, что принимающая сторона при заключении договора обязуется перед направляющей стороной обеспечить соблюдение положений законодательства относительно охраны труда направленных работников на контролируемой принимающей стороной территории, которые направляющая сторона в силу специфики отношений по предоставлению персонала не может обеспечить самостоятельно, и несет ответственность за несоблюдение такой обязанности именно перед направляющей стороной. Однако непосредственную ответственность перед работником за несоблюдение норм об охране труда в силу ст. 212 ТК РФ несет не принимающая сторона, а работодатель.
Данный вывод косвенно подтверждается и положениями законодательства, предоставляющими частному агентству занятости право и возлагающими на него обязанность осуществлять контроль за соответствием фактического использования принимающей стороной труда направленных работников трудовым функциям, определенным трудовыми договорами этих работников, и за соблюдением принимающей стороной иных норм трудового права (часть десятая ст. 341.2 ТК РФ), а также устанавливающими только субсидиарную ответственность принимающей стороны по обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений с работниками, направленными к принимающей стороне (ст. 341.5 ТК РФ).
Именно поэтому мы приходим к выводу о том, что все те мероприятия по охране труда, которые работодатель в лице частного агентства занятости способен провести самостоятельно (в частности, медицинские осмотры и психиатрическое освидетельствование), должны осуществляться непосредственно данным работодателем. На это указывают также и разъяснения, данные специалистами контролирующих органов (смотрите, например, ответ 1 на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
В заключение отметим, что если исполнение принимающей стороной взятых на себя по договору о предоставлении персонала обязательств по проведению мероприятий по охране труда требует подчинения работника, направленного частным агентством занятости, указаниям принимающей стороны относительно выполнения трудовых обязанностей и правилам ее внутреннего трудового распорядка (далее - ПВТР), то на необходимость этого может быть указано в договоре о предоставлении персонала и в дополнительном соглашении к трудовому договору направляемого работника (часть восьмая ст. 341.2 ТК РФ). При наличии таких условий в указанных договорах организация, использующая труд направленного к ней работника, может потребовать от него выполнения его работы на конкретном автопогрузчике (если соответствующая трудовая функция была определена трудовым договором) и выполнения прочих требований, установленных ПВТР (например, требований указанного локального нормативного акта о прохождении инструктажа по технике безопасности и т.п.).
Также в силу части восьмой ст. 341.2 ТК РФ при наличии соответствующих условий в договоре о предоставлении персонала и в дополнительном соглашении к трудовому договору направляемого работника принимающая сторона может быть наделена правом и на нее может быть возложена обязанность отстранять указанного работника от работы в случаях, предусмотренных ст. 76 ТК РФ, то есть, например, при появлении работника на работе в состоянии опьянения; при непрохождении им обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда либо обязательных медицинских осмотров и освидетельствований; при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором и пр.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае выполнение работником функций по управлению автопогрузчиком с большой вероятностью может потребовать соблюдения работником ПВТР, прохождения им обучения в области охраны труда, отстранения его от работы при наличии оснований, предусмотренных трудовым законодательством, мы рекомендуем включить соответствующие условия в договор о предоставлении персонала и проследить за их наличием в дополнительном соглашении к трудовому договору направляемого в организацию работника.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

5 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что согласно п. 2 и п. 3 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 N 796 (далее - Правила N 796), таким документом является удостоверение тракториста-машиниста (тракториста). Причем в зависимости от категории управляемой работником самоходной машины, указанной в п. 4 Правил N 796, такое удостоверение должно содержать отметку, подтверждающее право управления самоходной машиной соответствующей категории (п. 4 Инструкции о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденной приказом Минсельхозпрода РФ от 29.11.1999 N 807).
*(2) Обращаем Ваше внимание на то, что обязательное психиатрическое освидетельствование и обязательные медицинские осмотры являются разными мероприятиями, имеющими разные цели, формы, средства и регулируемыми различными нормами права (смотрите также решение Верховного Суда РФ от 18.12.2012 N АКПИ12-1363). Соответственно, предварительные медицинские осмотры не могут заменить обязательное психиатрическое освидетельствование, которое определенные категории работников должны также проходить при устройстве на работу. Такой вывод подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, решение Кировского областного суда от 24.08.2016 по делу N 77-661/2016, решение Московского городского суда от 30.01.2017 N 7-2145/17, решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 29.07.2016 по делу N 12-102/2016, решение Нововятского районного суда г. Кирова Кировской области от 12.05.2016 по делу N 12-32/2016, апелляционное определение СК по административным делам Иркутского областного суда от 31.05.2016 по делу N 33а-5856/2016, решение Самарского областного суда от 09.02.2017 по делу N 21-277/2017, решение Рязанского областного суда от 15.11.2016 по делу N 21-234/2016).