Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Возможно ли проведение аттестации в отношении одного сотрудника (планируется увольнение в связи с несоответствием занимаемой должности) при отсутствии локального нормативного акта, регламентирующего аттестацию, только на основании приказа, в котором указаны состав комиссии и сроки проведения аттестации?

Возможно ли проведение аттестации в отношении одного сотрудника (планируется увольнение в связи с несоответствием занимаемой должности) при отсутствии локального нормативного акта, регламентирующего аттестацию, только на основании приказа, в котором указаны состав комиссии и сроки проведения аттестации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Увольнение по результатам аттестации, проведенной только на основании описанного приказа при отсутствии в организации локального нормативного акта, регламентирующего порядок проведения аттестации, с высокой долей вероятности может быть оспорено в суде.

Обоснование позиции:
Одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе администрации является несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ). Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть третья ст. 81 ТК РФ). Таким образом, для того, чтобы уволить работника в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, требуется провести специальную процедуру - аттестацию.
В соответствии с частью второй ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
В отношении указанной в вопросе организации законодательством не установлено ни обязанности по проведению аттестации, ни порядка ее проведения. Соответственно, работодатель может самостоятельно регламентировать порядок проведения аттестации путем принятия локального нормативного акта. Указанный акт может предусматривать возможность проведения аттестации в отношении отдельных работников при возникновении такой необходимости.
На наш взгляд, приказ, о котором идет речь в вопросе, не вполне отвечает существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, в частности, таким как: распространение его действия на неопределенный круг лиц; установление правил, рассчитанных на неоднократное применение. Кроме того, этот приказ не регламентирует порядок проведения аттестации, как таковой, а содержит только сведения о составе аттестационной комиссии и сроках проведения аттестации в отношении конкретного работника, что, на наш взгляд, может привести к дискриминации работников и злоупотреблениям со стороны работодателя при проведении аттестации. Увольнение по результатам аттестации, проведенной на основании только этого приказа, с большой долей вероятности может быть признано незаконным в случае возникновения судебного спора. Как показывает анализ судебной практики, наличие в организации локального нормативного акта, регламентирующего порядок проведения аттестации, а также факт ознакомления с ним уволенных работников, в большинстве случаев имеет решающее значение для признания судом действий работодателя, принявшего решение об увольнении не прошедшего аттестацию работника по п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ, правомерными (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 по делу N 33-173/14, решение Советского районного суда Алтайского края от 18.12.2014 по делу N 2-589/2014, определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 15.05.2013 по делу N 33-3944, решение Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12.04.2013 по делу N 2-181/2013).
К сожалению, нам не удалось обнаружить комментариев компетентных государственных органов или судебной практики по данному вопросу. Рекомендуем Вам обратиться за официальными разъяснениями с запросом в Министерство труда и социальной защиты РФ по почте (127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21) или путем заполнения формы обращения на официальном сайте ведомства (http://www.rosmintrud.ru/reception/ask).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

7 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.