Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение У организации образовалась переплата по налогу на прибыль. В течение трех лет подавалось заявления в налоговый орган о возврате излишней переплаты, в ответ предлагалось провести совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, но сверка проведена не была. На сегодняшний день срок подачи жалобы в суд на неправомерные действия (бездействия) налоговых органов организацией был пропущен. Может ли организация сейчас обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных бездействием органов государственной власти в размере имеющейся переплаты?

У организации образовалась переплата по налогу на прибыль. В течение трех лет подавалось заявления в налоговый орган о возврате излишней переплаты, в ответ предлагалось провести совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, но сверка проведена не была. На сегодняшний день срок подачи жалобы в суд на неправомерные действия (бездействия) налоговых органов организацией был пропущен. Может ли организация сейчас обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных бездействием органов государственной власти в размере имеющейся переплаты?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Поскольку в рассматриваемой ситуации пропущен установленный законодательством срок обращения в суд для подачи жалобы на неправомерные действия (бездействия) налоговых органов, на наш взгляд, организации в исковом заявлении будет отказано, если не будет представлено достаточных доказательств, подтверждающих наличие уважительной причины такого пропуска.

Обоснование позиции:
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 и пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат таких сумм в порядке, предусмотренном НК РФ.
Как отмечено в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10, юридические основания для возврата переплаты, возникшей в связи с уплатой авансовых платежей (сумма налога к уплате по итогам года оказалась меньше ранее уплаченных авансовых платежей), наступают с даты подачи налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. В связи с этим трехлетний срок для возврата переплаты по налогу на прибыль следует исчислять от срока представления годовой декларации по этому налогу.
Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов регламентирован ст. 78 НК РФ.
Так, в силу п. 3 ст. 78 НК РФ в обязанности налоговых органов вменяется сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога. При этом в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Как следует из прямого прочтения указанной нормы, НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов проводить сверку данных налоговых органов и налогоплательщиков об уплаченных налогах.
То, что наличие акта сверки не является обязательным условием для зачета или возврата излишне уплаченной суммы, подтверждают и арбитражные суды (постановление ФАС Московского округа от 07.09.2012 N Ф05-9699/12 по делу N А41-30487/2011).
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Согласно ст. 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны:
- действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
- реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.
В силу п. 3.2.2 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@, проведение совместной сверки расчетов по инициативе налогового органа может последовать в случае наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком к зачету (возврату) сумме данным учета налоговых органов. В этом случае копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и предложением провести совместную сверку расчетов. По результатам сверки оформляется Справка о состоянии расчетов).
После урегулирования разногласий по суммам переплаты или задолженности налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей. И уже по истечении 10 дней со дня получения этого нового заявления налоговый орган принимает решение о проведении зачета (возврата).
Соответственно, в случаях нарушения порядка проведения указанной процедуры или сроков ее проведения можно говорить о неправомерных действиях или бездействии налогового органа.
В соответствии с п. 1 ст. 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей (п. 1 ст. 35 НК РФ).
При этом каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права (ст. 137 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 НК РФ (например, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).
Судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц юридическими лицами, в силу п. 2 ст. 138 НК РФ, производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд.
По общему правилу жалоба на ненормативный правовой акт (кроме постановлений по делам об административных правонарушениях) налогового органа, действия или бездействие его должностного лица может быть подана в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее права и законных интересов (п. 2 ст. 139 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
В постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10 также указано, что когда налогоплательщик своевременно предпринял попытку досудебного урегулирования спора с налоговым органом и обращение в суд вызвано незаконным отказом в его имущественном требовании, такое право подлежит судебной защите при условии соблюдения заявителем срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Таким образом, основная проблема состоит в том, чтобы определить, какой именно день в рассматриваемой ситуации считать "днем, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов".
При этом в случае пропуска срока на подачу жалобы по уважительной причине арбитражный суд может восстановить указанный срок (постановления ФАС Дальневосточного округа от 24.03.2009 по делу N А59-3653/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 07.08.2007 по делу N А82-15145/2006-29).
Однако законодательством не урегулирован вопрос о конкретном перечне обстоятельств, являющихся основанием для восстановления пропущенного срока на подачу жалобы. В связи с этим арбитражный суд при вынесении определения о восстановлении пропущенного срока руководствуется своим внутренним убеждением и представленными заявителем документами.
В свою очередь, заявитель жалобы должен представить веские доказательства, подтверждающие существование каких-либо уважительных причин, которые препятствовали обращению в суд с соответствующим заявлением в установленный срок. Кроме того, заявителю необходимо будет доказать, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы в предпринимательской сфере. При этом оба условия должны присутствовать одновременно. В противном случае арбитражный суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленных исковых требований (Определение ВАС РФ от 30.05.2008 по делу N А40-26981/07-79-193).
Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации пропущен установленный законодательством срок обращения в суд для подачи жалобы на неправомерные действия (бездействия) налоговых органов, на наш взгляд, организации в исковом заявлении будет отказано, если не будет представлено достаточных доказательств, подтверждающих наличие уважительной причины такого пропуска.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

9 октября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.