Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Какие предусмотрены штрафные санкции за неправильное указание статуса в поле 101 в платежном поручении на перечисление юридическим лицом (налоговым агентом) НДФЛ с доходов своих сотрудников, если все остальные реквизиты и сумма налога указаны без ошибок?

Какие предусмотрены штрафные санкции за неправильное указание статуса в поле 101 в платежном поручении на перечисление юридическим лицом (налоговым агентом) НДФЛ с доходов своих сотрудников, если все остальные реквизиты и сумма налога указаны без ошибок?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Допущенная при заполнении поля 101 ошибка не привела к неуплате налога. Соответственно, оснований для применения к организации штрафных санкций нет.
В такой ситуации организации следует подать в ИФНС по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату НДФЛ, с просьбой уточнить статус налогоплательщика.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом согласно п.п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ обязанность по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ возложена на налоговых агентов.
На основании пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной, в частности, в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом правила, предусмотренные данной нормой, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 8 ст. 45 НК РФ).
При уплате налоговых платежей следует пользоваться Правилами указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н (далее - Приказ N 106н). В приложении 5 к Приказу N 106н говорится, что в поле 101 должно быть указано одно из значений статуса, например, юридическое лицо ("01"), налоговый агент ("02") и т.д.
Как следует из вопроса, Ваша организация, кроме ошибки в поле 101, остальные реквизиты расчетного документа заполнила верно. С учетом положений пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ можно говорить о том, что обязанность по перечислению НДФЛ была исполнена*(1).
Учитывая изложенное, считаем, что Вашей организации в рассматриваемом случае следует подать в ИФНС по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить статус налогоплательщика. О возможности уточнения платежа в подобных ситуациях говорят и работники налоговых органов (смотрите Информацию Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 15.06.2009).
При необходимости проводится совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов, результаты которой оформляются актом. После этого налоговый орган на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки, уплаченных налогоплательщиком налогов, если таковая проводилась, принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Пени, начисленные на сумму налога со дня его фактической уплаты до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа, пересчитываются. Иными словами, если средства поступили в соответствующий бюджет, пени как способ обеспечения обязанности по уплате налога к налогоплательщику не применяются.
Суды также приходят к выводу, что допущенная при заполнении поля 101 ошибка не свидетельствует о неуплате налога, о непоступлении налога в бюджет соответствующего уровня, а также о непоступлении налога на соответствующий КБК. Поэтому оснований для применения налоговых санкций нет (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 27.10.2008 N Ф09-7844/08-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.02.2007 N А33-13334/06-Ф02-353/07-С1, ФАС Московского округа от 29.12.2006 N КА-А40/12668-06, от 07.12.2006 N КА-А40/11824-06).
В свою очередь, в постановлении ФАС Поволжского округа от 15.11.2011 N Ф06-9502/11 судьи отметили, что в случае неправильного указания в поле 101 статуса плательщика (01) налогоплательщик правомерно в соответствии с пунктом 7 статьи 45 НК РФ подал в инспекцию заявление об уточнении платежа (смотрите также постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 N 11АП-5837/11).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

10 октября 2012 г.


*(1) В период действия прежней редакции ст. 45 НК РФ работники налогового ведомства разъясняли, что в случае неправильного заполнения налогоплательщиком поля 101 "Статус лица оформившего документ", а именно налогоплательщик, не являясь налоговым агентом заполнил поле 101 расчетного документа значением "02" (налоговый агент), указанный платеж относится к разряду невыясненных платежей и не может быть разнесен в карточку "Расчеты с бюджетом" со статусом "01" (письмо Федеральной налоговой службы от 14.07.2005 N 10-3-03/3184).
В настоящее время в силу п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.