Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация находится на УСН (6%), разрабатывает программное обеспечение и реализует его контрагенту по N цене. Контрагент находится на общем режиме налогообложения, он утверждает, что в 2021 году будет обязан уплатить организации сумму N плюс 20% НДС. Правомерна ли позиция контрагента?

Организация находится на УСН (6%), разрабатывает программное обеспечение и реализует его контрагенту по N цене. Контрагент находится на общем режиме налогообложения, он утверждает, что в 2021 году будет обязан уплатить организации сумму N плюс 20% НДС. Правомерна ли позиция контрагента?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Позиция контрагента в данном случае является неправомерной.

Обоснование вывода:
Операции по реализации услуг на территории РФ, по передаче имущественных прав признаются объектами налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
С 01.01.2021 подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ выводит из-под налогообложения НДС операции по реализации (передаче) на территории РФ исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (за некоторыми исключениями). Это, в частности, означает, что с начала 2021 года операции по реализации (передаче) на территории РФ исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, не включенные в реестр российского программного обеспечения, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности облагаются НДС с применением налоговой ставки 20 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ).
Наряду с этим нужно учитывать, что согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 161 и 174.1 НК РФ.
Это означает, что в рассматриваемой ситуации организация на УСН изначально не признается налогоплательщиком НДС в отношении осуществляемых ею операций по реализации программного обеспечения (то есть не должна начислять и уплачивать НДС с этих операций), независимо от положений главы 21 НК РФ, предусматривающих какие-либо преференции (в частности, независимо от подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). По этой же причине она не должна и предъявлять НДС покупателям программного обеспечения (п. 1 ст. 168 НК РФ).
Соответственно, изменение с 01.01.2021 редакции подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не влияет на право применяющей УСН организации не начислять, не уплачивать и не предъявлять НДС покупателям в отношении осуществляемых ею операций по реализации на территории РФ прав на программное обеспечение.
Иными словами, IT-организация в данном случае в 2021 не должна начислять НДС при продаже разработанного ею программного обеспечения, в том числе которое не включено в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, в силу применения УСН (письмо Минфина России от 21.10.2020 N 03-07-07/91809).
Таким образом, позиция контрагента в данном случае является неправомерной.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

12 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.