Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Учитывая фактический двухэтапный порядок государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица, можно ли на первом этапе подачи заявления по форме Р13014 о смене места нахождения юридического лица и внесении изменений в устав представить решение учредителя о смене юридического адреса, а на втором этапе - решение о внесении изменений в устав?

Учитывая фактический двухэтапный порядок государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица, можно ли на первом этапе подачи заявления по форме Р13014 о смене места нахождения юридического лица и внесении изменений в устав представить решение учредителя о смене юридического адреса, а на втором этапе - решение о внесении изменений в устав?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На первом этапе процедуры государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица по актуальному его месту нахождения подается решение юридического лица об изменении его места нахождения. Решение о внесении изменений в учредительный документ вместе с самими изменениями в учредительные документы следует предоставлять на втором этапе процедуры по новому месту нахождения юридического лица.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в числе прочих сведений о юридическом лице содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения (подп. "в" данной нормы). В случае изменения этих сведений в силу общего правила п. 5 той же статьи юридическое лицо в течение семи рабочих дней со дня таких изменений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения путем представления соответствующих документов, предусмотренных Законом N 129-ФЗ. При этом в случае, если изменение указанных сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI Закона N 129-ФЗ (ст. 17-18 этого Закона).
Процедура государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица регламентирована в пункте 6 ст. 17 Закона N 129-ФЗ, и, действительно, фактически представляет собой два этапа, первый из которых носит уведомительный характер и предполагает внесение в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения. При этом, как следует из содержания первых трех абзацев п. 6 ст. 17 Закона N 129-ФЗ, на первом этапе в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия юридическим лицом решения об изменении места нахождения в регистрирующий орган должны быть представлены "соответствующие документы", а именно:
- заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения (форма N 13014, утвержденная приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@);
- непосредственно решение об изменении места нахождения.
Кроме того, к данным документам должен прилагаться документ - основание для пользования объектом недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Четвертый абзац 6-го пункта ст. 17 Закона N 129-ФЗ, по сути, представляет собой описание второго этапа государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица. Согласно требованиям данной нормы документы, подаваемые на данном этапе, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица. Документы, которые представляются на данном этапе, в данной норме специально не перечислены. В связи с этим следует обратить внимание на п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ, содержащий перечень документов, предоставляемых для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица. Так, помимо непосредственно заявления о государственной регистрации по форме N Р13014, утвержденной приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ (подп. "а" п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ), для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
- решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица (подп. "б" п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ);
- изменения, вносимые в учредительный документ (устав) или учредительный документ юридического лица в новой редакции (подп. "в" п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ).
Порядок государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, определен в ст. 18 Закона N 129-ФЗ. Согласно этому порядку государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица (абзац второй п. 1 ст. 18 Закона N 129-ФЗ). При этом в соответствии с п. 4 указанной статьи в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Также следует обратить внимание на содержание Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом ФНС России от 13.01.2020 N ММВ-7-14/12@ (далее - Регламент). Данный Регламент содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления соответствующей государственной услуги, а также порядок их представления. В п. 18 Регламента приведены документы, которые подаются в инспекцию для предоставления государственной услуги при государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица в соответствии с пп. 1 и 6 ст. 17 и п. 1 ст. 18 Закона N 129-ФЗ. В числе таких документов названы, помимо непосредственно заявления о государственной регистрации по утвержденной форме:
- решение о внесении изменений в учредительный документ;
- изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции;
- решение об изменении места нахождения.
При этом указано, что в случае изменения места нахождения юридического лица предусмотренные этим пунктом документы представляются в инспекцию по новому месту нахождения юридического лица не ранее истечения 20 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.
При этом в п. 23 Регламента отдельно перечислены документы, предоставляемые в инспекцию по месту нахождения юридического лица для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения:
- подписанное заявителем заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятом решении об изменении места нахождения по форме, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ;
- решение об изменении места нахождения.
Таким образом, из приведенных актов следует, что на первом этапе процедуры государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица по актуальному его месту нахождения решение о внесении изменений в учредительный документ не подается. Такое решение вместе с самими изменениями в учредительные документы должно подаваться на втором этапе процедуры по новому месту нахождения юридического лица.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

27 мая 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.