Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация закупила маски медицинские многоразовые со сменными фильтрами из Китая. Код ОКПД 2 согласно регистрационному удостоверению 32.50.50.190, ТН ВЭД 6307909800 (из таможенной декларации). Таможня выпустила товар без НДС. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 установлен Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость. В п. 10 указанного Перечня указан товар с кодом 32.50.50.190. Однако покупатель утверждает, что данная продукция не может освобождаться от налогообложения; так как производитель иностранный, то должно быть сопоставление кодов ОКПД 2 и ТН ВЭД. Данного сопоставления нет (ОКПД 2 32.50.50.190, ТН ВЭД 6307). Какую ставку НДС следует применять при реализации данного товара?

Организация закупила маски медицинские многоразовые со сменными фильтрами из Китая. Код ОКПД 2 согласно регистрационному удостоверению 32.50.50.190, ТН ВЭД 6307909800 (из таможенной декларации). Таможня выпустила товар без НДС. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 установлен Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость. В п. 10 указанного Перечня указан товар с кодом 32.50.50.190. Однако покупатель утверждает, что данная продукция не может освобождаться от налогообложения; так как производитель иностранный, то должно быть сопоставление кодов ОКПД 2 и ТН ВЭД. Данного сопоставления нет (ОКПД 2 32.50.50.190, ТН ВЭД 6307).
Какую ставку НДС следует применять при реализации данного товара?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Реализация в РФ масок медицинских многоразовых со сменными фильтрами облагается НДС по ставке 10 процентов.

Обоснование позиции:
Согласно п. 2 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению НДС ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией товаров, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
В свою очередь, пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ предусматривает, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень).
Действительно, п. 10 раздела I Перечня содержит код ОКПД 2 32.50.50.190.
В Примечаниях к Перечню указывается, что для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством РФ. При этом код по ОКПД 2 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код (ссылка (6)) (письма Минфина России от 19.08.2020 N 03-07-07/72813, от 13.11.2020 N 03-07-07/99070, от 21.09.2020 N 03-07-07/82573).
Учитывая сказанное, полагаем, что в отношении медицинских изделий, зарегистрированных после 01.01.2017, код по ТН ВЭД ЕАЭС должен соответствовать коду ОКПД 2.
Таким образом, по нашему мнению, для применения освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ в отношении медицинских изделий, необходимо совпадение в Перечне кода ТН ВЭД ЕАЭС с одной стороны и кода по ОКПД 2 с другой стороны (решение ВС РФ от 25.05.2016 N АКПИ16-289, постановление АС Западно-Сибирского округа от 21.02.2017 N Ф04-6848/16 по делу N А45-12879/2016). Примером судебного решения не в пользу налогоплательщика служит постановление АС Поволжского округа от 17.03.2020 N Ф06-59582/20 по делу N А65-21243/2019, где, в частности, сказано, что в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением N 1042, для освобождения от налогообложения по НДС необходимо совпадение кода ТН ВЭД, и кода по ОКПД 2, которое в данном случае не установлено. В постановлении АС Московского округа от 03.10.2019 N Ф05-13877/19 по делу N А41-67741/2018 сказано, что в силу Примечания 1 к Перечню для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014. Таким образом, Перечень обуславливает обязательное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС, с одной стороны, и кода по ОКП ОК 005-93, с другой стороны, то есть указанные коды должны находиться в рамках одного пункта Перечня Такие же формулировки применили судьи и в постановлении Десятого ААС от 29.10.2020 N 10АП-16551/20 по делу N А41-99921/2019.
В рассматриваемой ситуации код ОКПД 2 не совпадает с кодом по ТН ВЭД ЕАЭС. В этой связи есть основания полагать, что освобождение от налогообложения в отношении реализации на территории РФ организацией масок медицинских многоразовых со сменными фильтрами не применяется.
Нам не удалось обнаружить разъяснений уполномоченных органов, а также судебных решений применительно к данному случаю. Высказанная позиция является нашим экспертным мнением.
Следовательно, реализация подобных масок в РФ облагается НДС по одной из ставок, установленных в п.п. 2 или 3 ст. 164 НК РФ.
Перечень кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по ставке 10% при их реализации, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (далее - Перечень 2). В Примечании 1.1 к Перечню 2 сказано, что коды ОКПД 2, приведенные в разделе II этого перечня, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. - при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством РФ.
Финансовое ведомство (письмо Минфина России от 29.06.2020 N 03-07-14/55843) также указывает, что ставка НДС в размере 10 процентов в отношении реализуемого на территории РФ медицинского изделия применяется при наличии регистрационного удостоверения на медицинское изделие с указанием в нем кода ОКПД 2 и включении данного медицинского изделия в Перечень 2.
Перечень 1 в разделе II Медицинские изделия содержит позицию "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие" с кодом 32.50.50.000. По мнению налогового ведомства, допустимо применять ставку НДС в размере 10% в отношении медицинских изделий, на которые выданы регистрационные удостоверения с указанием кода 32.50.50.190 ОКПД 2 (письма ФНС России от 24.01.2020 N СД-4-3/999@, а также письмо Минфина России от 03.12.2019 N 03-07-07/93642).
Принимая во внимание данное мнение представителей налогового ведомства, считаем, что при реализации масок организация вправе исчислять НДС по ставке 10 процентов.
В данной ситуации организация в целях избежания налоговых рисков может обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту учета и/или в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Возможно ли при закупке одноразовых медицинских масок использовать код 32.50.50.190 ОКПД 2 (его нет в классификаторе ОКПД 2 на сегодняшний день)? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.)
- Вопрос: Реализация медицинских масок: ставка НДС, документы, лицензия, наценка (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

22 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.