Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация осуществляет фармацевтическую деятельность, в частности, оптовую торговлю лекарственными средствами (код ОКВЭД 46.46). Реализация осуществляется со складов, не принадлежащих организации, расположенных по разным адресам, отличным от адреса организации, которые указаны в лицензии организации как места осуществления деятельности. Фактически у организации заключены договоры хранения с правом отпуска третьим лицам. Рабочих мест по адресам хранения не создавалось, трудовые отношения с работниками не оформлялись. Обязана ли фармацевтическая организация осуществить постановку на учет в налоговых органах по адресам мест хранения и отпуска лекарственных средств и препаратов в связи с наличием обособленных подразделений?

Организация осуществляет фармацевтическую деятельность, в частности, оптовую торговлю лекарственными средствами (код ОКВЭД 46.46). Реализация осуществляется со складов, не принадлежащих организации, расположенных по разным адресам, отличным от адреса организации, которые указаны в лицензии организации как места осуществления деятельности. Фактически у организации заключены договоры хранения с правом отпуска третьим лицам. Рабочих мест по адресам хранения не создавалось, трудовые отношения с работниками не оформлялись.
Обязана ли фармацевтическая организация осуществить постановку на учет в налоговых органах по адресам мест хранения и отпуска лекарственных средств и препаратов в связи с наличием обособленных подразделений?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Фармацевтическая организация в рассматриваемой ситуации не обязана осуществлять постановку на учет в налоговых органах по адресам мест хранения и отпуска лекарственных средств и препаратов в связи с отсутствием по данным адресам ее обособленных подразделений.

Обоснование вывода:
В целях проведения налогового контроля организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей законодательства о налогах и сборах под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (п. 1 ст. 11 НК РФ, часть шестая ст. 209 ТК РФ).
Из официальных разъяснений и материалов судебной практики следует, что возникновение обособленного подразделения организации связано с наличием следующих критериев (письма Минфина России от 06.08.2020 N 03-02-07/1/69827, от 31.05.2019 N 03-02-07/1/41780, от 10.04.2018 N 03-02-07/1/2340, от 20.03.2017 N 03-04-06/15861, от 18.11.2016 N 03-02-07/1/67982, постановления АС Поволжского округа от 16.11.2016 N Ф06-14530/16 по делу N А12-2225/2016, от 02.11.2016 N Ф06-14096/16 по делу N А12-2223/2016, АС Северо-Кавказского округа от 26.11.2015 N Ф08-8648/15 по делу N А32-2976/2015, АС Западно-Сибирского округа от 11.06.2015 N Ф04-20325/15, ФАС Московского округа от 02.03.2009 N КА-А40/817-09):
1) территориальная обособленность структурного подразделения. Под территориальной обособленностью структурного подразделения организации обычно понимают осуществление деятельности по адресу, отличному от адреса организации, который указан в учредительных документах организации и ЕГРЮЛ;
2) наличие стационарных (созданных на срок более одного месяца) рабочих мест, оборудованных вне места государственной регистрации организации, что предполагает не только создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей, наличие прямого или косвенного контроля работодателя над созданным рабочим местом. В свою очередь, контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию и владению помещением, а также необходимыми для работы оборудованием и инструментами. Заметим также, что финансовое ведомство со ссылкой на судебную практику отмечало, что при этом не имеет правового значения срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте;
3) ведение деятельности через это подразделение.
При наличии по месту деятельности организации всех признаков обособленного подразделения, определенных п. 2 ст. 11 НК РФ, российская организация сообщает в налоговый орган о создании обособленного подразделения на территории РФ в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ для целей ее постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ, письмо Минфина России от 31.05.2019 N 03-02-07/1/41780).
Как видим, сам по себе факт указания в полученной фармацевтической лицензии нескольких мест осуществления организацией деятельности не указывает на наличие у организации обособленных подразделений. Для этого должны выполняться требования п. 2 ст. 11 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации по адресам, указанным в лицензии организации, отличным от ее адреса, находятся места хранения и отпуска принадлежащих организации товаров. Однако по указанным адресам организацией не оборудованы стационарные рабочие места, хранение и отпуск товаров осуществляются без участия работников организации (с организацией-хранителем заключены договоры хранения с правом отпуска третьим лицам).
На наш взгляд, в таком случае у фармацевтической организации отсутствуют обособленные подразделения по адресам хранения и отпуска товаров, что указывает на отсутствие оснований для ее постановки на учет в налоговых органах по местам нахождения складов третьего лица посредством направления сообщений, предусмотренных пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ (письмо Минфина России от 18.08.2015 N 03-02-07/1/47702, письмо УФНС по г. Москве от 22.03.2005 N 20-12/19402).
Официальных разъяснений и материалов судебной практики по аналогичным ситуациям нами не обнаружено.
Обращаем внимание, что при наличии затруднений по вопросам постановки на учет в налоговом органе организация в соответствии с п. 9 ст. 83 НК РФ вправе обратиться в налоговый орган, который принимает решение на основании представленных документов об осуществлении такой организацией деятельности (например, договор хранения с правом отпуска третьими лицами) (письмо Минфина РФ от 31.05.2019 N 03-02-08/40754).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Обособленное подразделение для целей налогового контроля (учета);
- Вопрос: Образуется ли у организации обособленное подразделение при заключении договора аренды помещения в другом регионе, если оно арендовано для последующего предоставления в субаренду? Обязана ли организация в связи с этим встать на учет по месту нахождения арендованного помещения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.)
- Вопрос: Организация заключила договор складского хранения с контрагентом, находящимся в другом регионе. Организация оформила на хранителя доверенность. Хранитель согласился с делегированием ему полномочий на выдачу товаров покупателям и подписанием товарных накладных, с проставлением печати, но от подписания и заверения счетов и счетов-фактур отказался. Хранитель планирует передать сотрудникам полномочия на основании приказа. Обоснованы ли возражения хранителя? Правомочны ли будут сотрудники хранителя на подписание товарных накладных на основании приказа хранителя, без оформления на них хранителем доверенностей в порядке передоверия? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Войнова Оксана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

5 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.